В Суперлиге-2022/23 уже случились несколько знаковых возвращений. Одной из возобновивших карьеру стала разыгрывающая АГУ-"Адыиф" Дарья Вигуржинская, которая до декретного отпуска и рождения ребёнка выступала под фамилией Богданова.
Дарья — воспитанница астраханского гандбола. В 2011 и 2012 годах она была частью девичьей сборной под управлением Вячеслава Кириленко, которая завоевала золото континентального первенства и серебро чемпионата мира. Также эта сборная стала второй на Открытом Кубке Европы среди девушек до 18 лет, в финале которого россиянки уступили норвежкам, а лучшими бомбардирами команд стали разыгрывающие Дарья Богданова и Стине Офтедал.
В 2013 году из-за несовместимой со спортом травмы Дарья вроде бы завершила карьеру, но вернулась на площадку через 3 года и с родной "Астраханочкой" успела поиграть в Лиге чемпионов, после чего поехала в Азербайджан. В 2019-м она вернулась на родину, а через сезон отправилась в Майкоп за игровой практикой, но задержалась уже на 3 года.
— Многие спортивные мамочки отмечают открытие второго дыхания после рождения ребёнка. Вы что-то подобное уже испытали?
— Да. За это время успеваешь соскучиться по команде, эмоциям игр и даже тренировочным нагрузкам. Накопившееся желание вернуться даёт много энтузиазма при выходе, поэтому сил действительно становится больше.
Всероссийская Спартакиада. Наталья Чигиринова: "Спасибо руководству — разрешали ночевать дома!"
— С какими главными трудностями сталкиваетесь в период возвращения в спортивную жизнь?
— Непросто быстро набрать физическую форму. А так, конечно, это перемена в образе жизни, ведь как раньше уже не будет. Отдыха и сна после тренировок нет, можно сказать, с одной работы прихожу на другую. В режиме 24/7 находишься в полном движении, чтобы максимально уделять внимание ребёнку.
Во время тренировок сын Тамерлан остаётся с папой Русланом, нам удалось подстроить рабочие графики, но если что, на подхвате есть и няня. Мы ведь оба из Астрахани, вся родня там, поэтому справляемся без бабушек и дедушек.
— Вернуться в гандбол планировали сразу или раздумывали над тем, чем заниматься вместо спорта?
— Думала, потому что до ухода в декрет даже перенасытилась гандболом, устала, да и возраст у меня не для начала карьеры, возвращение могло ведь и не получиться. Но беременность дала понять, что без движения и гандбольных эмоций мне трудно.
Окончательное решение приняла незадолго до самого рождения сына. Обговорили всё с руководством клуба, приступила к тренировкам. Мне дали время понять, смогу ли потянуть и с физической, и с моральной стороны, получится ли организовать быт.
Пока вроде всё получается. На площадку вышла, когда ребёнку было 3 месяца. Ни с кем из мамочек не общалась по этому поводу, только прикидывала, кто и когда выходил, ну и смотрела по своему самочувствию.
— Но профессию психолога на всякий случай вы освоили.
— Этой темой я заинтересовалась лет 5-6 назад, но во время декрета затянуло окончательно, прошла 4-месячный курс по трансперсональной технике как энергопрактик. Изучаю нестандартную психологию, которая ближе к трансперсональному методу с долей эзотерики.
Возможно, меня сейчас не поймут (улыбается), но мне действительно интересна тема внутреннего состояния, различные практики, касающиеся тела, например, та же йога.
— Как отреагировал супруг, когда узнал о вашем увлечении эзотерикой и трансперсональным методом?
— Ха, он у меня очень понимающий и внимательный, во всех начинаниях меня поддерживает. Тем более я этим занимаюсь, чтобы улучшить взаимопонимание в семье, повысить качество жизни.
Сейчас психология пока на паузе, но у меня есть план: хочется пройти полноценное обучение и работать после завершения карьеры именно в этой сфере.
— Знаю, что психология — не единственное ваше увлечение вне спорта. Когда вы заинтересовались нутрициологией?
— Когда возникли определённые проблемы со здоровьем. Из профессионального спорта я ушла в фитнес, там меня заинтересовал ЗОЖ. Стало интересно узнавать, как всё у нас устроено и работает. Отучилась в Казанской академии, составляла клиентам планы питания, в том числе спортсменам.
— Какие продукты пропали с вашего стола после погружения в науку о еде?
— До сих пор не употребляю молочную продукцию, продукты с глютеном и сахар. Тем более они противопоказаны во время восстановительного периода. Однако семью ограничениями не обременяю (улыбается).
Когда начала питаться правильно, улучшились самочувствие и настроение, появилась энергия. Поняла смысл фразы: мы это то, что мы едим. Ну и здоровье, конечно, тоже улучшилось.
Дорого ли питаться правильно? Нет, конечно. Нужно приложить чуточку усилий, ведь зачастую нам проще обратиться к фастфуду, нежели что-то приготовить самим.
— Ладно, давайте к гандболу. В субботу у АГУ-"Адыиф" важная встреча с "Фениксом". Как готовитесь?
— На все 100 процентов, усердно тренируемся, просматриваем соперника. Девочки заряжены, готовы, но есть нотки волнения, ведь играем дома и хочется показать результат. Надеюсь, что всё сложится.
На юниорских и молодёжных соревнованиях мне довелось играть с азиатскими командами, которые отличаются скоростью и резкостью. Думаю, "Феникс" от них не отличается.
— Обе победы в сезоне команда добыла в матчах с "Балтийской зарёй". В первом вы играли, во втором нет, но оба они получились лёгкими. Или это так кажется со стороны?
— "Заря" — новичок Суперлиги, девочки только обживаются, мы немного постарше и поопытнее. Думаю, поэтому нам и удалось справиться с "Зарёй" относительно легко.
— На сайте "Астраханочки" указано, что вы дебютировали в Суперлиге в 13 лет. Кажется, кто-то приукрашивает…
— А вот и нет! В то время "Астраханочка" была в аутсайдерах, поэтому нас — маленьких и сырых — Надежда Бадрединова привлекала к основе. Сказать, что мы с Катей Матлашовой и Дашей Деникаевой прям играли — нельзя, но посидеть на лавочке с взрослыми удалось.
Больше игрового времени мы стали получать уже при Вячеславе Кириленко, тогда же формировалась юниорская сборная. В 13 лет же было страшно, подходила к своему первому тренеру — Галине Викторовне Садовниковой, плакалась, просила сделать так, чтобы меня не брали в команду, страх пересиливал, хотя желание играть, конечно, было.
— В обоих главных финалах со сборной (на юниорском и молодёжном уровнях) вам противостояли датчанки. В 2011 году на Евро вы их обыграли, в следующем — на чемпионате мира — уступили. Какой запомнился больше?
— Вы говорите, а у меня мурашки от воспоминаний. Победная "Европа" была фееричной, такие эмоции испытываешь нечасто. Финал чемпионата мира тоже запомнился, но в отрицательном смысле. Как сейчас помню наш неточный бросок на последних секундах и последующий отрыв датчанок, который лишил нас золота.
Летопись молодёжной сборной России, часть 3. 2011–2020: Вяхирева, Дмитриева, Маслова, Михайличенко…
— То была сверхзвёздная сборная России с Анной Вяхиревой и Дарьей Дмитриевой. Наверняка есть пара историй или баек...
— На Открытом чемпионате Европы в Швеции напротив нашей гостиницы был огромный парк аттракционов. В выходной Вячеслав Владимирович разрешил нам пару часов прогуляться, подышать свежим воздухом. Все разбрелись кто куда. Наша компания отправилась по магазинам, погулять по городу, посмотреть на европейский быт.
По возвращении в гостиницу — звонок: тренер созывает экстренное собрание. Я не понимала, что произошло, подумала, есть какая-то важная информация для нас. Оказалось, что кто-то посетил большие аттракционы.
Всем известно, что для Кириленко дисциплина на первом месте. Ну и получили мы нагоняй на этом собрании (улыбается)! Мне как капитану досталось больше всего. Мол, я должна была проследить за всеми, предупредить, но я даже не подумала об этом, опыта, наверное, маловато было. Зато аттракционы эти запомнили даже те, кто на них не был (смеётся).
Люди гандбола. Михаил Коковкин: "С Кириленко в хозяйственные магазины лучше не ходить!"
— В 2013 году вам пришлось приостановить карьеру из-за проблем со здоровьем. Расскажете подробнее?
— Это большая личная трагедия. Я должна была ехать на молодёжный чемпионат мира, но на тренировке в клубе сильно ударилась головой об пол, потеряла сознание. Как оказалось, это был ушиб головного мозга, пришлось делать операцию.
Тяжело вспоминать тот период. Речи о профессиональном спорте тогда ни шло, поэтому приняла решение завершить карьеру. Гарантий, что я смогу вернуться, никто не давал, сроки также не обговаривались. Во время восстановления прошла очень много врачей, приходилось даже летать в Москву.
Так как я всегда была активной, дома сидеть не могла. Ударилась в фитнес, наблюдала за собой, организмом: как он будет реагировать на нагрузки. Всё-таки операция была серьёзной. Всё шло хорошо, постепенно стала забывать эту ситуацию, хотя родные отговаривали от любой активности в моей жизни.
Гандбол же начал мне сниться чуть ли не каждый день. Это было как красная тряпка для меня. Тем более оставалось чувство недосказанности, ведь травма случилась на пике карьеры. Поняла, что гандбол для меня — это всё.
— И вернулись вы сразу в состав команды-участницы группового этапа Лиги чемпионов, причём резко ослабевшая "Астраханочка" выступила достойно, пробившись в основной раунд.
— Геннадий Андреевич Лебедев пригласил вернуться в команду. Я прошла углублённое обследование, получила допуск. Помню, в первых играх хорошо себя проявила, были даже слёзы счастья, что снова в команде, могу играть, ведь после травмы я год вообще не заходила в "Звёздный".
Лига чемпионов, конечно, запомнилась. Особенно домашняя игра с "Лейпцигом", когда мы победили. Завоевали путёвку в основной раунд благодаря лучшей разнице мячей. Эмоций добавляло то, что на нас никто не ставил, ведь из опытных в составе осталась только Людмила Постнова.
Карина Сисенова: "Давно хотела попробовать себя в другой команде. Нужно выходить из зоны комфорта"
— Как случился ваш переезд в Азербайджан?
— Травмы преследуют меня всю карьеру. На одной из тренировок я сильно повредила плечо, пришлось вставлять болты. Пока восстанавливалась, "Астраханочка" вернулась на высокие позиции, пригласили много сильных игроков, поэтому я не всегда попадала в состав. А тут Ирина Клименко предложила поехать в Азербайджан. Меня не хотели отпускать, но в итоге решили, что уехать будет лучше.
Выступала за "Нур" и "Азерсу" из Баку. После первого сезона "Нур" распался, несмотря на победу в Кубке страны. Меня пригласили в "Азерсу", с которым мы взяли медали. В Нуре, городке, который даже меньше Майкопа, было не так весело, зато Баку удивил — большой, красивый город, мне там понравилось.
Тачдаун до локдауна. Азербайджанский гандбол и американский футбол Анны Буровой
— Почему решили вернуться в Россию?
— Поступили два предложения, одно из них — от "Астраханочки". Соскучилась по дому, поэтому вернулась. В сентябре мне вынули болты из плеча, но вскоре я сломала руку. Вставили две пластины. И снова восстановление, которое давалось тяжело даже морально, фактически пропустила целый сезон.
В марте стала тренироваться в общей группе, и тут началась пандемия. Посовещались с руководством, решили, что мне лучше уйти в другую команду набирать форму.
— Звал ли кто-то, кроме АГУ-"Адыиф"?
— Геннадий Андреевич договорился с Майкопом, а вскоре мне позвонил Никита Вадимович (Голуб — рулевой "АГУ-Адыиф" на тот момент — БЦ). У меня всё равно были сомнения, ведь я подустала от травм, не была уверена, что стоит продолжать карьеру.
Решающими стали слова моего папы. Он очень любил гандбол, поэтому посоветовал дать самой себе ещё один шанс. Я прислушалась и не пожалела.
— Майкоп стал правильным выбором?
— Да, причём как в плане команды, так и с точки зрения быта. На тот момент мы с Русланом были на начальном этапе отношений. Пришли к выводу, что общаться на расстоянии — это не для нас. Я сказала, что была бы рада, если бы мы поехали вместе, он ответил, что можно попробовать. Хорошо, что попробовали (улыбается).
Тогда он ничего не знал о Майкопе и Адыгее, сейчас работает поваром японской кухни. Нам очень нравится республика, город, природа, горы и то, что недалеко до моря!
Фото: пресс-службы АГУ-"Адыиф", "Кубани"; Дмитрий Марочкин; личный архив Дарьи Вигуржинской