Левша-универсал вернулась на площадку после рождения ребенка, а летом впервые в карьере покинет родную "Астраханочку" и присоединится к "Ладе".
— Насколько освоились в статусе мамы?
— Сыну скоро будет девять месяцев. Конечно, я освоилась, но все равно тяжеловато. И без того устаешь на тренировках, а ребенку нужно уделять много времени. Тем более у него сейчас такой возраст: везде ползает, ходит, ему все интересно. Сильно помогают муж и бабушки с дедушками. А выходные стараюсь полностью посвящать сыну.
— Как быстро удалось войти в форму после родов?
— На тренировки после родов вышла рано. Хотя если сравнивать с Хейди Леке, то и припозднилась. Месяца через полтора-два начала работать со старыми болячками, чтобы избежать проблем после старта полноценных тренировок.
В октябре приступила к занятиям с командой, но возникли небольшие проблемы со здоровьем, и выход на площадку пришлось отложить. Примерно в конце ноября появилась уверенность в своих силах. Могу сказать, что на сегодня уже полностью набрала кондиции.
— Вы вернулись на площадку с прежней фамилией. Есть ли в планах ее смена?
— Мы много обсуждали этот вопрос. Пока решили обойтись без смены. Думаю, во время выступлений и учебы в университете фамилию менять не буду. Возникнет много проблем с документами.
— Последний матч в Суперлиге "Астраханочка" провела с "Ладой". Что случилось с командой во втором тайме? Четыре заброшенных мяча за полчаса…
— Хороший вопрос, мы до сих пор с ним разбираемся. Четкого и однозначного ответа у меня нет. Общаемся в команде, пытаемся решить те проблемы, с которыми сталкиваемся. Думаю, моральная составляющая была в том провале основной. Не могу сказать, что мы оказались плохо готовы физически или тактически. В первом тайме было видно, с каким настроем играли.
Суперлига. Фомина — "Астраханочка" — 6:4. Команда Сайфулина провалила второй тайм матча с "Ладой"
— Новый сезон вы начнете в "Ладе". Почему решились на уход из родного клуба только сейчас: в 25 лет, после рождения ребенка?
— Я давно хотела попробовать себя в другой команде, нынешний переход не связан с рождением сына. Раньше Геннадий Андреевич Лебедев не отпускал, находил слова, был рад, что я оставалась. Посчитала, что сейчас подходящее время. Мне 25 лет — еще играть и играть.
Очень хочется продолжить развитие, вырасти в мастерстве. А для этого нужно выйти из зоны комфорта. Астрахань — мой дом, необходимо сменить условия.
— Какая позиция на площадке вам ближе — правой полусредней или крайней?
— На протяжении всей карьеры меня используют на обеих позициях, мне комфортно и там и там. Но, признаюсь, больше удовольствия приносит игра в качестве полусредней. Есть больше возможностей проявить себя. Крайний — это зависимый игрок. Зачастую стоишь и ждешь, пока до тебя доведут мяч. Конечно, можно и самой создавать моменты, но в задней линии таких шансов больше.
— Какой сезон в карьере можете назвать лучшим?
— До сих пор с теплотой вспоминаю сезон-2015/16, когда "Астраханочка" стала чемпионом России, а девочки потом поехали на золотую Олимпиаду в Рио. И следующий сезон, когда в составе осталась едва ли не одна молодежь, и мы сыграли в Лиге чемпионов. Это время больше всего врезалось в память.
— Годом ранее, летом 2015-го, вы пропустили старт молодежного чемпионата Европы. Писали об автоаварии…
— Было несколько дней перерыва между сборами, и тренеры отпустили нас домой. Мы с родственниками решили отправиться к бабушке в село. Я за рулем. Едва выехали за город, попали в довольно плотное движение — что в нашем направлении, что в противоположном было много авто. И совсем неожиданно со встречки, лоб в лоб вылетает машина.
Мне уже некуда деваться — справа отбойник. Да и за рулем я была от силы год, опыта действий в таких ситуациях нет. Удар оказался очень сильным, до сих пор поражаемся, как все остались живы. Благодарим Всевышнего, что все прошло без серьезных последствий.
Уже через день я поехала на сбор. Но у меня было смещение позвонка в шейном отделе. Несмотря на это, чувствовала себя нормально. Хорошо, что решила поехать к команде — дома не смогла бы уйти от мыслей об аварии, было бы только хуже.
Вместе со всеми отправилась на чемпионат, но до игр меня не допускали. Тогда я еще продолжала носить шейный бандаж. Чувствовала себя прекрасно и рвалась в бой, но доктор был против. Сказал, что не возьмет на себя такую ответственность. Говорил, что могу остаться инвалидом, если, не дай бог, что-то случится во время игры. Повреждение действительно было серьезным. Наверное, я тогда до конца этого не осознавала.
Пропустила предварительный этап турнира. При этом по-прежнему просилась играть. Наверное, я все-таки убедила доктора и в итоге вышла на площадку. Хотя, скорее, я его замучила. Потихонечку набрала форму, помогла команде.
Запомнился случай во время обратного перелета. Сидели в аэропорту, ждали пересадку. Ко мне подошел Анатолий Николаевич Скоробогатов и подарил шоколадку. Поблагодарил за то, что собралась после такой серьезной аварии, неплохо провела чемпионат, помогла в защите. Я растерялась, для меня это стало полной неожиданностью! Относилась к игре за сборную как к долгу, была заинтересована в результате. Не думала, что совершаю какой-то подвиг и меня надо жалеть.
— Выпускной чемпионат мира для "молодежки" проходил в 2016 году в Москве. В чем разница между домашним и гостевым топ-турнирами?
— Совсем иначе чувствовалась поддержка болельщиков. На матчи приехали многие родители девочек. Это другая атмосфера, другие ощущения. Когда находишься в чужой стране, ты, безусловно, знаешь, что тебя поддерживают, за тебя болеют дома, но только через экран. В то же время перед домашними трибунами ощущается большая ответственность за результат.
— В том же году ваша "молодежка" сыграла в квалификации взрослого чемпионата Европы со сборной Португалии и одержала победу (25:22). Чем соперничество с опытными гандболистками отличалось от игры со сверстницами?
— Конечно, в том матче ощущалось, что соперницы взрослее. Но игра складывалась для нас прекрасно, по ощущениям, мы победили очень легко. Не было скованности, получили удовольствие на площадке. А по "молодежкам" у нас зачастую случались напряженные матчи со сборными Дании и Швеции. Это были тяжелые, вязкие игры.
— Евгений Трефилов несколько раз вызывал вас на сборы национальной команды, вы принимали участие в матчах "Golden League", но в заявку на топ-турнир пробиться не удавалось. Когда были ближе всего к достижению цели?
— Накануне чемпионата мира-2017 мне прооперировали бросковое плечо. Перед отправкой на реабилитацию Геннадий Андреевич напутствовал и в числе прочего сказал, что если бы не операция, то я сейчас играла бы в сборной. Тогда почти не было левшей на краю, меня рассматривали в команде на этой позиции. Конечно, было обидно, но травма — что тут поделаешь?
Бывало весело. "Тебе, моя последняя любовь", или "Да, Ведехин!?"
— В исторической дебютной игре "Астраханочки" в Лиге чемпионов — победной с "Лейпцигом" — вы забросили больше остальных, семь мячей. Это лучший матч в карьере?
— Не лучший, а один из. Это был действительно крутой матч. Не хочется высокопарных слов, но реально испытала потрясающие эмоции. В "Астраханочке" всегда дружный коллектив, но происходившее в том сезоне вспоминается с особой теплотой. У нас была послематчевая традиция: неважно, выиграли или проиграли, обязательно вставали в кружок всей командой и подбадривали друг дружку.
После победы над "Лейпцигом" зашли в раздевалку, все были просто невероятно счастливы. И тут главный тренер Михаил Серегин начинает обращение к команде со слов "Вы, блин, нерусские!" Мы сразу замолчали, удивились — неужели он будет ругать нас после такого матча?! После паузы Серегин продолжил: "У вас первый блин — не комом!" Тут уже вся раздевалка снова взорвалась радостью.
Вообще тот сезон запомнился цельным, нельзя выделить отдельный матч и назвать его самым ярким. Взять даже не Лигу чемпионов, а победу над "Кубанью", где тогда играло значительное количество олимпийских чемпионок. Ярких игр было много.
— Если бы в детстве не выбрали гандбол, чем могли бы заниматься?
— По этому поводу у меня есть хорошая история. Мамины и папины родители жили на одной улице, но в разных домах. Перемещаться между ними я любила бегом. Помню, что дедушка часто говорил мне, что я быстро бегаю, как моя мама, — в школе ее рекорд никто не мог побить тринадцать лет.
Собственно, родители планировали отдать меня на легкую атлетику. Но в секцию принимали детей с определенного возраста, а я была младше примерно на год. Надо было подождать. Мои родители до сих пор живут в доме, где проживала Надежда Григорьевна Бадрединова (Надежда Гарифулловна — основательница и первый главный тренер "Астраханочки" — прим. БЦ). Они посоветовали мне подойти к ней и узнать, как можно записаться на гандбол. Мол, немножко туда походишь, а потом уже на легкую атлетику.
Мне тогда было около восьми лет. Знать не знала, ни что такое Суперлига, ни к кому я вообще подхожу. Такая смелая девчонка. Спросила у Надежды Григорьевны, она улыбнулась и продиктовала мне номер Галины Викторовны Садовниковой. Я все узнала и спокойно продолжила гулять во дворе, но при этом номер телефона держался в голове. Поражаюсь, как я его тогда не забыла.
Пришла домой, с родителями позвонили, обо всем договорились. И я начала заниматься с девчонками старше меня на два года. Недели через две тренировок даже поехала с той командой на соревнования. Когда наступил возраст, позволявший пойти на легкую атлетику, родители спросили, нравится ли мне заниматься гандболом. Меня все устраивало, играла в удовольствие. Так что решили, что я останусь.
Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-служба ФГР