Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее"

27 ноября 2022

Алексей и Игорь Ковальчуки, по сути, лица молдавского гандбола. Они играли за сборную, тренировали, а теперь представляют страну практически на всех крупных турнирах — в качестве пары судей. Только-только братья вернулись с женского Евро. И вопросов к ним выше крыши. БЦ их задал, а отвечали они (ну близнецы же!) практически синхронно.

Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее", изображение №1

— Вы всё ещё тренируете тираспольскую "ПГУ-Картину ТВ"?

— С прошлого года работаем в СДЮСШОР №1 в качестве детских тренеров. Совмещать полноценно просто не хватает времени. Игры чемпионата, как правило, бывают по выходным и часто накладываются на еврокубки, которые мы обслуживаем.

— Как сейчас выглядит гандбол в Молдове?

— В основном это любители. Практически все, кто к 18-19 годам из себя что-то представляет, ищут возможность уехать. После школы три-четыре человека стабильно перебираются за границу. Пускай это далеко не всегда высшие дивизионы.

До пандемии в нашей команде играли украинцы, белорус. Хотя финансовая ситуация была не самая лучшая. Но ковид всё осложнил. С 2020 года, если говорить только о наших воспитанниках, двое уехали в Турцию, по одному — в Беларусь, Македонию, Словакию и Чехию.

Уровень, соответственно, четыре-пять лет назад был выше. Но у нас проводятся чемпионаты по всем возрастам, начиная с детей 2010 года рождения. В чемпионате сейчас шесть команд. Столько же — в женском. Играем в четыре круга. Победители попадают в еврокубки, но опять-таки — после пандемии даже с этим сложно.

Вот сейчас по жеребьевке попали на норвежскую команду. Переезд слишком дорогой. Снялись.

Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее", изображение №2

— В России есть проблема с молодёжью в гандболе — её не хватает. Как выкручиваетесь вы?

— У нас хорошие взаимоотношения с румынской гандбольной федерацией. В Кишинёве есть молодёжные команды, возраст 13–15 лет, которые играют в первенстве Румынии. Это происходит уже два-три сезона — и это важный элемент для развития.

К нам дети тоже всегда шли с удовольствием. Особенно раньше, когда турниров проводилось намного больше и не было такой ситуации в мире. Но даже сейчас в нашей специализированной школе гандболом занимается порядка 300 детей.

Рефери-близнецы: почему это такая популярная тема?

— Вы сами же играли за сборную.

— Конечно! Прошли все этапы — от юношей и до взрослой команды. Как-то по молодёжке, кажется, это был 2000 год, шёл отбор на Евро. А тогда всё было жестче, выходила на турнир только одна команда из группы. И вот у нас квартет: Германия с Йоханнесом Биттером на воротах, Испания и Словения, ребята из которой в 2004-м в составе "Пивоварны Лашко" из Целе выиграют Лигу чемпионов.

Так мы обыграли эту Словению! Команда у нас была сыгранная. Сначала по молодёжке в чемпионате Румынии выступали, потом — в первой украинской лиге, пробились там в "вышку"… Два других матча мы проиграли, а словенцы хлопнули и Испанию, и Германию — и вышли в финальный раунд. Больше того, на той Европе они потом стали вторыми.

Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее", изображение №3

— Это самый запоминающийся турнир со сборной?

— Самый яркий, скорее, победа на Мальте — Challenge Trophy-2003. Так называемый чемпионат Европы среди развивающихся стран. В финале обыграли Азербайджан. Было круто!

— Правильно понимаю, что вы решили стать судьями, потому что любите гандбол и такой вариант — отличная возможность продлить себе в нём жизнь?

— У нас перед глазами был отличный пример: папа и дядя — тоже судьи международной категории. Мы видели, что быть судьями — это возможность путешествовать, знакомиться с интересными людьми, но главное, как вы правильно сказали, сам гандбол. Каждый, кто занимался им по-настоящему, не оставляет нашу игру до конца жизни.

В 2007 году ребром встал вопрос: продолжать играть или идти по судейской стезе? Мы имели предложение от клуба высшего польского дивизиона. Но к тому моменту прошли первый этап подготовки Young referee project и получили вызов на второй — там уже получали европейские категории. Всё взвесили и решили, что карьера игрока хрупка и непродолжительна, а вот судейство сулило большие перспективы. Выбрали его — и, думаю, правильно сделали.

— Вы упомянули дядю с отцом. Я правильно понимаю, что они тоже близнецы?

— Так и есть. У нас вообще интересная ситуация. У Игоря младшие девочки — тоже близняшки. Вот такая династия.

— Появление дяди с отцом на свет — это же целая история?

— У них разница — фактически двое суток! Анатолий родился 4 декабря, а Александр, наш отец, 6-го. Никаких УЗИ тогда не было, и никто подумать не мог, что у мамы двое детей. 1954 год, СССР — можете себе представить. Всё выяснилось уже по ходу дела!

После таких родов их мама, наша бабушка, провела без сознания четверо суток. Но обошлось.

— Когда рождались вы, всё сразу было понятно?

— Нет! Маме говорили, что будет один крупный ребенок. Она рассказывала, что уже родила, все разошлись, а потом… у неё снова начались схватки. Так, спустя 10 минут, на свет появился Игорь.

Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее", изображение №4

— В гандболе судьи-близнецы вообще не редкая история.

— Есть сёстры Бонавентюра из Франции, есть ещё сёстры из Португалии, Германии и России... Вы, наверное, слышали, про немцев Бернда и Райнера Мете, которые погибли в автокатастрофе. Сейчас есть молодая пара близнецов из Германии, хорваты, Коньичанины из Боснии…

— Как можно объяснить этот феномен?

— Точно не знаем, но, может, близнецы лучше чувствуют друг друга? Плюс конкретно нам комфортно на всех соревнованиях постоянно быть вместе, а для некоторых, знаю, это проблема.

— Бывает, когда на площадке у вас принципиально разные мнения на один эпизод?

— Может, и было такое. Но на площадке точно не спорим. Зоны ответственности чётко разделены — и мы привыкли доверять друг другу.

Если ни разу не брал в руки свисток, рассуждать с дивана очень легко

— За коллегами в футболе следите?

— За самим футболом — да. Но не сказать, что пристальное внимание уделяем судьям. Понятно, что общепризнанный топ всех времён — Пьерлуиджи Коллина. Он харизматичный и авторитетный настолько, что с любыми его решениями сразу соглашались. До сих пор многие на него равняются.

— Футбольным судьям часто достаётся. Испытываете ли корпоративную солидарность в такие моменты?

— Думаете, нам достаётся меньше? Рядовые болельщики и журналисты часто по нам проходятся. Если ни разу не брал в руки свисток, рассуждать с дивана очень легко. У нас непростая профессия. Особенность в том, что в ней нет тех, кто не ошибался.

Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее", изображение №5

— Бывает, что выходите из себя после чьих-то комментариев?

— Сейчас мы абсолютно толстокожие. С опытом это пришло. Да, мы не роботы и иногда ошибаемся, но делаем всё, чтобы это происходило как можно реже.

— В чём особенность судейства в гандболе?

— Динамика. Принимать решения нужно каждые 20–30 секунд.

— Нужна хорошая форма!

— И для этого перед всеми комплексными соревнованиями мы сдаём тесты. Больше того, сейчас все судьи обеспечены часами Polar. Так называемые коучи присылают нам программы тренировок на неделю. Каждое занятие фиксируется — всем видно, как ты готовишься и какая идёт динамика. Это обязаловка.

60 минут в высоком темпе – не шутки. Устаёшь к концовке, а именно там, как правило, самые сложные эпизоды. Будешь не успевать — это скажется на качестве работы.

— Если ты из небольшой страны, получить международную категорию сложнее?

— Для всех одинаково. Главное — желание и качество работы. Если будешь держать высокий уровень, никаких проблем не будет.

— Есть ли абсолютный авторитет в мире судей в гандболе? Как тот же Коллина в футболе…

— Да все, кто судил олимпийские финалы. У нас это — первый показатель.

Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее", изображение №6

С новыми правилами гандбол стал динамичнее

— Вы только-только вернулись с Евро. Какие впечатления?

— Как от главного европейского гандбольного праздника в году — только самые лучшие. Рады, что стали его участниками.

— Какие тенденции можно отметить в плане судейства?

— На этом чемпионате интересно было следить за новыми технологиями. Теперь после игры можно посмотреть километраж, давление, пульс не только у игроков, но и у судей. Регулярно анализировали эти данные.

— Сколько набегают судьи за матч?

— Около 5 километров.

Ещё из интересного — это был первый взрослый форум, на котором использовали новые правила. Их ввели с 1 июля. Основные поправки, как вы знаете: уменьшение пасов при поднятых руках до четырёх, круг в центре площадки и две минуты за попадание вратарю в голову.

"Спартакиада послужила отличным предсезонным полигоном". Олег Тарасиков — об изменениях в правилах

— Как это конкретно сказалось на вашей работе?

— Заметно возросла динамичность. Затягивать атаку теперь сложно. Изменение с кругом — тоже в плюс. Раньше судье после гола, если он находился у ворот, приходилось делать мощное ускорение, чтобы посмотреть: заступил ли игрок за линию, пересекла ли вторая нога площадку. Сейчас всё понятнее.

Что касается бросков в голову вратаря, то, по ощущениям, их стало гораздо меньше. Интересно будет посмотреть статистику. Но это тоже плюс для гандбола.

— Как и ВАР.

— Это точно. Концовки — самый напряжённый момент игры. И для нас большое подспорье иметь возможность пересмотреть спорный эпизод.

Судейский взгляд. Просмотры, протесты, возмущения румынок и ошибки — разбираем ЧЕ-2022 с арбитрами

Судьи Ковальчуки: "У мужиков чётче видно: если нарушение — это нарушение! А девушки хитрее", изображение №7

— Вы ведь теперь можете поехать и на мужской ЧМ?

— Попали туда как резервная пара, так что такая вероятность есть. Но всем коллегам желаем только здоровья и отличного самочувствия!

— Кого сложнее судить: женщин или мужчин?

— А это просто немного по-другому. Мужской гандбол быстрее, динамичнее, но в то же время у мужиков чётче видно — если нарушение, это нарушение. А девушки похитрее, что ли…. Но для нас разницы нет — приятно работать и там, и там.

— Олимпийские игры: насколько тяжело туда пробиться судьям?

— Очень! Команд там мало, соответственно, и судейских пар требуется меньше. Плюс обязательно должны быть бригады из Азии, из Панамерики… Насколько всё реально — покажет будущее, но мы будем стараться. Изначально казалось, что попасть на чемпионат Европы — это что-то далёкое и невозможное. Оказалось — вполне достижимо. Надеюсь, когда-нибудь получится и с Олимпийскими играми.

Доктор Игорь Стыкалин: "100 граммов и разговор — лучшее расслабление для тренера после игры"

Люди гандбола. Александр Лукасевич. А что будет, если завтра массаж запретят?

Люди гандбола. ОИ с Казахстаном, медаль пляжного ЧМ с Россией: удивительная история Екатерины Юриной

Фото: пресс-службы ПГК ЦСКА, ГК "Ростов-Дон"; imago-images.de, sports.md, handball.md

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»