Разговор с правой полусредней сборной России и французского "Меца" Валерией Масловой проходил… под аккомпанемент заливистого и задорного собачьего лая. В какой-то момент к этому бэк-вокалу присоединились звуки то ли бьющегося стекла, то ли настраиваемой гитары.
Почти как у Федерико Гарсии Лорки:
"Начинается плач гитары,
Разбивается чаша утра…"
— Валерия, всё в порядке? Может, перезвонить?
— Прошу прощения, — смеётся Маслова. — Это мой пёс гитару уронил, ничего страшного…
— Тот самый, который постоянно фигурирует в ваших соцсетях?
— Да. Знаете, я всегда мечтала о собаке. Но образ жизни профессионального спортсмена не предполагает такой возможности. Ты постоянно в разъездах. И собака мучается, и ты сама. Но во Франции я увидела, что у многих девочек в команде собаки есть. И как-то же они справляются! И сами счастливые, и их питомцы — тоже.
И в итоге — я решилась осуществить свою мечту. Недалеко от Парижа есть деревня, там живет семья, которая профессионально разводит кокер-спаниэлей. Выбрала себе крутого шоколадного мальчика. Президент "Меца" Тьерри Вейзман — очень известная в гандболе личность — на время выездных матчей вместе с женой забирают моего питомца себе. Они очень любят животных, и Хэнни счастлив у них гостить! А в ближайшее время они помогут найти мне волонтёра, который будет на постоянной основе ухаживать за собакой во время моего отсутствия.
Собака — это огромное счастье! Это настоящий друг, который заставляет постоянно улыбаться и меня, и всех людей на улице. На всех прыгает, со всеми хочет дружить — и это всегда здорово поднимает настроение.
— Имя Хэнни — с этим связана какая-то история?
— Нет. Просто нравилось это имя. Изначально смущало то, что в принципе это вроде как женское имя. Но потом вычитала в интернете, что оно подходит не только для девочек, но и для мальчиков.
— Если продолжить тему ваших соцсетей — видно, что на английском говорите бегло. А с одноклубницами общаетесь на языке Шекспира или Вольтера?
— Пока на английском, но при этом учу французский и постепенно пробую общаться на нём. Конечно, не очень просто, потому что два этих языка совсем не похожи.
— С кем-то из одноклубниц уже подружились? Всё в тех же соцсетях (уважаемые читатели БЦ, давайте подпишемся на Валерию, кто этого пока не сделал, ей наверняка будет приятно!) вы часто вместе на фотографиях с Луизой Бургорд. А ведь она — ваша прямая конкурентка на позиции правой полусредней! Как в гандбольных командах по части женской дружбы и зависти? По примеру балерин — стекло в тапочки никто друг другу не подсыпает?
— Вот честно — у нас в команде нет такого, что кто-то воспринимает другую девочку как конкурентку. Мы вместе идём к победе, и нам главное — выиграть. А кто при этом сколько забил и кто сколько отмахал полотенцем на лавочке — значения не имеет. Ну и к тому же у нас тренеры очень тонко делят на всех игровое время, и бороться за своим минуты нам не приходится. Каждый в итоге вносит свой важный вклад в общее дело. Мы обе с Луизой постоянно получаем шансы использовать наши сильные стороны.
Она — прекрасная девочка, очень открытый человек, любит посмеяться. Мы постоянно проводим свободное время с ней и с Кристиной Йоргенсен. Часто ужины совместные устраиваем — тем более я любительница скандинавской кухни. У нас действительно много общих тем для разговоров. Знаете, есть такое выражение — "мой человек". Вот и Луиза, и Кристина — мои люди! Мне с ними очень комфортно.
— Как вам вообще Франция в целом и Мец в частности?
— Могу сказать, что я уже полностью адаптировалась. Процесс этот прошёл комфортно и быстро, уже чувствую себя здесь как дома. Очень сильно в решении всех бытовых вопросов помог клуб. Когда я только приехала — всё уже было готово и чётко организовано.
Город Мец — маленький, центр очень красивый. Настоящая старая Франция. Узкие живописные улочки, пекарни на углу, аромат свежеиспечённых багетов… (Смеётся). Если говорить о любимых местах, то пока это наша арена! Там я провожу больше всего времени. Тренируемся действительно очень много, график тренировок и матчей плотный, поэтому выходных почти не бывает. А когда они случаются — посвящаю их бытовым вопросам. Что-то сделать по дому, убраться, приготовить…
— В прошлом сезоне у вас хватало неприятных травм, заканчивали его с болью в локтевом суставе. Как самочувствие сейчас?
— Спасибо большое руководству клуба — в начале сезона мне помогли залечить все травмы и решить все вопросы со здоровьем. Восстановление было организовано по высшему уровню.
— И в "Будучности", и в ЦСКА вас ставили в центр обороны. Однако в "Меце" вы защищаетесь второй, а иногда вообще выходите только на атаку. С чем это связано?
— На тренировках я очень много выхожу в центре защиты. И в начале сезона тоже часто играла в этом амплуа. Но, например, у Кристины Йоргенсен не получается защищаться вторым игроком. И тренеру комфортнее использовать на этой позиции именно меня, поскольку я с моим ростом могу быть очень активной. И это то, что нужно тренерскому штабу.
— Продолжим разбираться в хитросплетениях командных взаимодействий "Меца". Линейная Сара Буктит — одна из главных адресатов передач в нападении. Насколько вам это тактически удобно?
— Я бы не сказала, что наша игра в атаке строится вокруг Сары. Но, конечно, она очень сильный линейный и очень здорово занимает позицию. Мне, по крайней мере, с ней необычайно комфортно взаимодействовать. Минимум 3-4 голевые передачи за матч ей выдаю. При том что раньше я действительно в атаке чаще бросала, чем пасовала в линию — и здорово, что у меня сейчас больше тактических вариантов.
Для меня вообще такая игра в радость! В "Будучности" я точно так же играла с Таней Брнович, тоже очень классной линейной. Для меня, наоборот, тяжело, когда мало вариантов для взаимодействия с линией.
— В одном из интервью вы говорили, что одна из причин вашего перехода в "Мец" — желание поработать под руководством Эмманюэля Майоннада. И как, сработались? И в чём его главные отличия от тех тренеров, с которыми пересекались ранее?
— Конечно, каждый тренер — особенный. Но, в общем и целом, все делают одно дело, и я бы не сказала, что есть какие-то принципиальные и фундаментальные отличия. Главная характеристика Ману — он фантастический работяга. Что он, что его ассистент Катя Андрюшина — вот честно, я вообще не вспомню, чтобы видела их отдыхающими! Отдают работе себя полностью, свободного времени у них вообще не бывает.
Ману — очень умный тренер. Подсказывает много правильных и тонких вещей. И огромное спасибо Кате: если я из-за пока несовершенного знания французского какие-то нюансы не улавливаю — она мне все объясняет очень простым и доходчивым языком.
Наверное, главное сильное качество нашего тренера — в том, что он раскрывает игроков. Не пытается нас изменить, перестроить, загонять в рамки своей схемы, чтобы мы играли как по рельсам — а тщательно анализирует сильные стороны каждой из нас и использует эти сильные качества в матчах. Вообще за последнее время много игроков раскрылось и стали звёздами именно под его руководством. Поэтому все мы чувствуем себя очень комфортно и легко и с удовольствием воплощаем его идеи на площадке.
— Лично вам Екатерина Андрюшина сильно помогла адаптироваться — и в команде и, может быть, в каких-то бытовых вопросах?
— Катя до сих пор помогает! Мы с ней постоянно на связи. Было очень комфортно, потому что она хорошо меня знает. И — знает, как чётко и быстро донести ту или иную идею главного тренера.
Она и сама видит очень много индивидуальных ситуаций для игроков — и здорово их разбирает и подсказывает, как лучше действовать в таких эпизодах. Бывает так, что иногда ты реально "загоняешься" и уже начинаешь путаться. В такие моменты она спокойно подходит и что-то советует: "Просто поверни голову направо. Просто посмотри на линейного"… Ты это делаешь — и сразу становится на площадке гораздо проще и понятнее.
— "Дьёр" на своей площадке последний раз уступал в 2015 году. За счет чего удалось обыграть этот суперклуб в гостях?
Лига чемпионов. Женщины. Вяхирева — в розыгрыше, Дмитриева — с победой, Маслова — с сенсацией!
— Конечно, повлияло то, что за день до игры сломала нос на тренировке одна из главных звезд "Дьёра" Стине Офтедал. Она не просто сама здорово играет, но и помогает раскрыть свои лучшие качества партнершам по команде. Офтедал — главный мозг и мотор "Дьёра".
Но это, разумеется, не делает нашу победу менее ценной и менее радостной! Тренерский штаб проделал большую работу. Мы в итоге сыграли то, против чего соперницам действовать было неудобно и некомфортно.
Анне-Метте Хансен — если дать ей разыграться, остановить ее очень сложно. Ну а Ана Грос в принципе способна любой свой неудачный день сделать удачным. Но нам удалось сломать игровой ритм "Дьёра" — и в итоге Грос против нас ничего не смогла показать. При этом мы и сами во втором тайме не продемонстрировали свою лучшую игру в атаке. Мало бросали, хватало потерь…
Но за счёт качественной и неприятной для соперниц обороны на протяжении всех 60 минут и запаса, который сделали в нападении в первом тайме — смогли в итоге победить. У всех нас случился хороший день, а у всех соперниц — плохой. Но, естественно, чтобы так в итоге произошло, мы проделали хорошую работу.
Не буду раскрывать всех наших карт и рассказывать, что именно говорил тренер — но в итоге его план по нейтрализации сильных сторон "Дьёра" сработал отлично.
— В игре с "Рапидом" во втором тайме результативность вашей команды тоже подсела. Что это — усталость, недостаточно длинная скамейка?
— Я уже говорила, что игровое время на всех делится очень грамотно, так что дело не в потере энергии. Думаю, это следствие того, что команда у нас — очень молодая. Отличие молодого талантливого игрока от опытного — это стабильность. Молодой может в одной игре положить 15 — а в следующей не показать вообще ничего и сыграть на "минус 5". А опытный никогда не опустится ниже определённой планки.
Из-за того, что команда у нас юная, какой-то отрезок матча мы можем провести здорово, а потом — провалиться. Не всегда удерживаем концентрацию, не демонстрируем дисциплину на площадке. Иногда нужно просто глубоко вздохнуть, остановиться, успокоиться и начать играть с холодной головой. А мы вместо этого — шашки наголо и продолжаем лететь вперёд на крыльях. Все торопятся, спешат, хотят поскорее забить — и в итоге внятной игровой картины не получается. Глупые потери, поспешные броски…
В любом случае мы способны этот момент улучшить. И играть в более дисциплинированный и "взрослый" гандбол.
— Что скажете об уровне чемпионата Франции? Входит он в топ-3 в Европе наряду с Венгрией и Румынией?
— Мне сложно судить. Но знаю, что в Румынии чемпионат действительно на данный момент считается очень сильным. И венгерский тоже, там традиционно первенство классное. Но мне трудно судить, я же там не играла.
Собственно, мне и о французском чемпионате пока сложно рассуждать, мы ещё не со всеми командами встречались… Тем не менее какую-то местную специфику уже уловила. Здесь все очень агрессивно действуют в обороне. Почти каждая команда играет активную защиту, пытается прихватывать. Не то что бы это нечто принципиально новое — но для меня действительно интересно.
Ко всем надо тщательно готовиться и анализировать, какие виды защиты они будут пробовать сыграть против нас. Для каждого из соперников приезд "Меца" — это событие. И их главная задача — своей защитой поломать нашу игру. Ну а атаковать здесь умеют почти все команды. Много хороших легионерок из Дании, Румынии…
Так что, если всё-таки вернуться непосредственно к вашему вопросу, то французский чемпионат, по моим ощущениям, действительно входит в тройку сильнейших в Европе.
— Не задавали партнёршам по команде примерно такой вопрос: "Повысился ли во Франции интерес к женскому гандболу после победы на Олимпийских играх в Токио"?
— Ну прямо так — точно не спрашивала. Но гандбол здесь и любят, и знают, и понимают. Залы везде полные. Меня, например, в Меце за день узнают на улице раза три-четыре: даже если я в какой-то повседневной одежде, шапочке... Люди очень доброжелательные. Могут остановить машину, выйти, поздороваться и пожелать удачи в предстоящей игре. Крутое и классное ощущение!
— Чем занимались во время паузы, связанной с матчами сборных? И кстати: как-то обсуждали то, что вас не вызывали, как и других легионерок, с главным тренером сборной России Людмилой Бодниевой?
Итоги сбора. Людмила Бодниева: "Будем надеяться, удастся сыграть с белорусками в конце октября"
— Нет, с Людмилой Валериевной мы эту тему не обсуждали. Думаю, главная причина того, что легионеров не вызвали сейчас на сборы — очень тяжёлая логистика. Многие же игроки нашего клуба разъехались по различным сборным, и у нас образовалась пара выходных. Это — редкость.
Ну а я фактически всю прошлую неделю пролежала дома, пила антибиотики и общалась с врачами: перед матчем с "Дьёром" подхватила ангину… Но сейчас уже чувствую себя нормально, приступила к тренировкам с командой.
Фото: пресс-служба "Меца"; личный архив Валерии Масловой