Ижевский "Университет" при комплектовании состава традиционно опирается на своих воспитанниц. Приезжие — редкость. Однако если они есть, большая вероятность того, что эти девушки являются воспитанницами тольяттинского гандбола. Благо Самарская область от Удмуртии недалеко, а гандболисток, не подошедших "Ладе", много.
Одним из таких новичков "Университета" в это межсезонье стала линейная Юлия Курочкина. Уроженка Тольятти выступала за команду школы "Олимп", а в Суперлиге дебютировала в составе столичного "Луча". Однако по ходу сезона-2020/21 внезапно исчезла из состава московской команды и, судя по постам в социальных сетях, с гандболом завязала. Вместо привычных фото с площадки стали появляться снимки кофе и бомбочек для ванн.
Не менее неожиданным стало её возвращение в ручной мяч этим летом. БЦ не упустил возможности расспросить 21-летнюю гандболистку о всём самом интересном.
— Как добирались на турнир Всероссийской Спартакиады до Звенигорода?
— На автобусе. Выехали в четверг вечером, приехали в пятницу. Отправились все, кроме Дарьи Авдошко, потому что она — белоруска. Задача у нас одна — играть на победу в каждом матче. Личная цель на первом этапе — максимально помочь команде.
— Как прошли сборы?
— Тяжеловато, пауза сказалась, но было интересно. Потихоньку втягивалась, набирала форму. Тренеры, конечно, говорили, чтобы я рассчитывала силы, но всегда хочется большего, поэтому старалась не отставать. По гандболу я сильно соскучилась. На первых порах было непросто запомнить комбинации, но со временем стала понимать лучше. То же самое и с игрой в защите.
— Быстро влилась в коллектив?
— Да, нас очень хорошо приняли. Никого из девочек до переезда не знала. Больше времени провожу с Дарьей Низовцевой, с ней сдружились, потому что на сборах жили вместе, а также с Ариной Романовой.
Межсезонье. "Университет". Лилия Чужанова: "Видимо, мы слишком любим своё дело"
— Ситуация у тебя, конечно, интересная. Давай начнём распутывать с конца — когда тебе позвонил Роберт Минабутдинов?
— Было немного не так, я позвонила сама. В июне узнала, что "Университету" нужна линейная, хотя о переходе Ксении Обуховской в "Звезду" ещё не объявляли. Спросила номер Роберта Рифкатовича, мы поговорили, он пригласил на просмотр, и так я оказалась в Ижевске.
— А почему ты решила вернуться в гандбол?
— От профессионального спорта я отдыхала год, играла за тольяттинскую любительскую команду "Олимпия" вместе со Снежаной Махнёвой. Поняла, что хочу продолжать именно профессиональную карьеру, поэтому стала искать клуб.
Выбор сразу пал на Ижевск, в частности, из-за того, что мне нравится город. Всегда, когда приезжали играть, столица Удмуртии мне напоминала Нижневартовск, который я часто посещала в детстве, приезжая к бабушке и дедушке. Ну и до дома недалеко — восемь часов на машине.
— Из-за какого события ты исчезла из состава "Луча" в прошлом году?
— Скажем так, жизненные обстоятельства. Поняла, что нужно немного отдохнуть. Это был март прошлого года. Почему не сообщили? Социальные сети вели практически мы сами, поэтому, видимо, не успели написать, конец сезона — время напряжённое.
— Кончина тренера Сергея Никитина — самое сильное потрясение за время в Москве?
— Конечно, это максимально тяжёлое воспоминание. Мы были в шоке. Причём узнали об этом не от руководства, а из группы "Около Гандбола". Я сразу позвонила родителям, мне было не по себе, потому что мне нравилось тренироваться и играть под руководством Сергея Викторовича, у нас были тёплые отношения, благодаря которым я заметно прогрессировала. В какой-то степени его уход даже повлиял на моё решение завершить карьеру. После случившегося мы сплотились и играли, можно сказать, ради Сергея Викторовича.
— А вообще в столицу из родного Тольятти ты перебралась в 17 лет, так?
— Да. По возрасту мы не могли продолжать играть своей командой "Олимп", поэтому надо было либо заканчивать, либо искать новый клуб. Предложения от "Лады-2" мне не поступило. С дальнейшей карьерой помог наш тренер Дмитрий Савинов — он договорился с "Лучом". В Москву я отправилась вместе с Юлей Филипповой, Настей Моториной, Вероникой Страховой и Машей Николаевой. Мы прошли просмотр, подписали контракты и стали играть за дубль "Луча".
Конечно, хотелось остаться в родном городе и играть за "Ладу", но уехать в Москву было лучшим решением — там я получила много игрового опыта.
Родители боялись отпускать в столицу, но мой выбор поддержали. На первых порах сильно скучала по дому, потом нас заселили в общежитие УОРа, где был жёсткий режим дня, к которому пришлось привыкать. Когда освоились, стало полегче. В УОРе я и училась, но в прошлом году перевелась в тольяттинский колледж, который окончила по той же специальности "тренер-педагог".
— Для девочки в Тольятти путь в спорт один — гандбольная площадка. Или это не так?
— Нет, сначала я занималась каратэ. На гандбол начала ходить в первом классе. Случайно увидела, как в соседнем зале девочки играют в ручной мяч, но родители мне не разрешили посещать секцию. Я начала делать это в тайне от них. Однажды мама пришла к тренеру, а он ей сказал, что я уже гандболистка (улыбается).
Мой первый тренер — Яна Альмушева. Через четыре года образовалась сборная девочек 2001 года рождения, и я перешла к Дмитрию и Нине Савиновым, а также попала в спортивный класс.
— Ты не слишком габаритная для линейной, наверняка, раньше играла на других позициях.
— Всегда в линии! На первых порах, понятное дело, бегали все везде, а в более сознательном возрасте — только в линии. Кстати, в "Олимпии" я играла на всех позициях. Понравилось быть разыгрывающей. Надеюсь, эти навыки мне пригодятся. Роберт Рифкатович иногда ставит меня в заднюю линию.
— При борьбе в линии чувствуется нехватка роста?
— Иногда бывает, поэтому стараюсь действовать быстро, не давая себя завязать.
— Ну и к негандбольной жизни. После возвращения из Москвы ты…
— … пошла делать то, о чём мечтала в детстве — стала варить кофе. Когда ходила по магазинам, обращала внимание на кофейни, интерес вызывала работа кофемашины. Из-за того, что отпуск у гандболисток короткий, за месяц трудно было бы успеть попробовать поработать бариста.
В семье есть капсульная кофемашина, потому что мы с мамой очень любим кофе, всегда покупаем что-то интересное, поэтому практиковалась дома. Профессиональное обучение на бариста я прошла за неделю. Думала, что что-то умею, однако, когда пришла туда, поняла, что нет. Обучение было очень интересным, особенно когда общаешься с бариста, которые живут своим делом и рассказывают о кофе всё, что знают.
Самым сложным было научиться взбивать молоко. Его нельзя перегревать, иначе пропадёт правильный вкус молока. Не допускается попадание воздуха, а также есть ещё несколько нюансов. Больше всего я любила делать капучино, потому что там есть простор для творчества в виде латте-артов (рисунков на кофе — БЦ).
Руководству и посетителям нравилась моя работа, я дважды присутствовала на открытии новых кофеен, но через полгода мне предложили работать тренером в родном "Олимпе".
— Променяла мечту детства на тренерство?
— Мне было удобнее совмещать работу в "Олимпе" с учёбой. Сначала я работала с Александром Деревень, он много мне подсказывал. Затем он стал тренировать новую группу, а я работала по школам с остальными — мальчиками и девочками разного возраста.
Александр Деревень: "Тренирую детишек. И главное, что сейчас я чувствую — занимаюсь своим делом!"
Конечно, я переживала, особенно — за свой тихий и мягкий голос. Боялась, что детки не будут меня слушать, но нашла к ним подход, поэтому кричать не приходилось. Родители, кстати, отнеслись к моему назначению позитивно.
Получается, в школе я также проработала полгода — до июня. Жаль было расставаться с детьми, но я всё объяснила, родители поддержали моё решение и пожелали удачи.
Мне понравилось работать с детьми, круто видеть их отдачу, желание и результаты.
Также считаю, что спорт всегда нужен, особенно в таком возрасте. Лучше пусть дети идут на тренировку после школы, чем ещё куда-то. А чтобы они посещали занятия, надо их заинтересовать.
— А когда в твою жизнь упали бомбочки для ванной?
— Ха, в сентябре прошлого года. Мне очень нравится магазин Lush (торговая сеть косметики и парфюмерии ручной работы — БЦ). Каждый раз наслаждалась ароматами бомбочек, поэтому захотелось самой делать такие же. Прошла онлайн-курсы и запустила домашнее производство.
Самые главные ингредиенты — сода и лимонная кислота. Также добавляют крахмал, морскую соль и кучу всего другого. Есть и некоторые химические элементы для её скрепления. Из этой массы делается один замес, которого хватает на несколько бомбочек. Потом они застывают, раскрашиваются — и готово.
Первую, естественно, сделала для мамы — самую обычную — красный шар. Некоторые бомбочки, которые делала на заказ, но они не были идеальными, откладывала в корзинку и тоже отдавала маме. Заказов было много, особенно перед Новым годом. Заработать не удалось, но в ноль вышла.
— В профиле в социальных сетях, кажется, придётся поменять город — "Бомбочки. Тольятти" больше не актуально…
— Попозже, обязательно, пока ещё не все вещи перевезла в Ижевск.
— Наверняка была бомбочка в виде гандбольного мяча.
— Ха, кстати, нет. Были просто шарики, но гандбольный мяч надо обязательно попытаться сделать!
Фото: Алёна Пастушенко, vk.com/vmsportru, личный архив Юлии Курочкиной, sportur.ru