Люди гандбола. Александр Башмак: "В судействе получилось сразу: мы, с площадки, знали игру изнутри"

20 июля 2022

Известному арбитру есть что рассказать, чем "Быстрый центр" и воспользовался. Поговорили с ним и об игровом прошлом, и о создании "Самары-Агро", в середине девяностых попавшей в Суперлигу… А попутно Александр Башмак охотно вспомнил любопытные случаи из международной практики.

Люди гандбола. Александр Башмак: "В судействе получилось сразу: мы, с площадки, знали игру изнутри", изображение №1

Ну а поводом для разговора стала недавняя Универсиада, где Александр Фёдорович выступил в роли главного судьи. Должность технического делегата он примерил шесть лет назад, когда, фигурально выражаясь, повесил свисток на гвоздь.

Всероссийская Универсиада. Итоги. Юноши. Очередное золото кубанцев, петербуржцы снова вторые

— Студенческий гандбол в советское время и сейчас — что изменилось?

— Раньше он был на отдельном счету, с чётко выстроенной структурой. Существовало общество "Буревестник", которое проводило целый ряд соревнований — региональных, всероссийских, всесоюзных. Теперь сами видите — раз в два года собираем восемь мужских команд и шесть женских.

Хочется вернуть всё, как было, чтобы студенческие команды жили и процветали не только в центрах развития гандбола, где сотрудничают с клубами Суперлиги. География должна расширяться, а турниры — проводиться систематически, каждый год и на всех уровнях.

Только тогда появится массовость, ведь мы сможем привлечь в гандбол ребят из городов, которые не представлены в Суперлиге, "вышке" и первой лиге. Уровень мастерства без регулярных матчей тоже не вырастет.

Люди гандбола. Александр Башмак: "В судействе получилось сразу: мы, с площадки, знали игру изнутри", изображение №2

— Сами вы от гандбола не устали? Ведь позади длинный и непростой путь.

— В секцию пришёл в 12 лет. С тех пор ручной мяч плотно вошёл в мою жизнь: играл, тренировал, да и в судействе всё получилось. Так что без гандбола себя уже не представляю, поэтому продолжаю работать.

— С гандболом вы познакомились в родном Приморско-Ахтарске?

— Да, это было в 70-е годы прошлого века. Тогда Краснодарский край стал одним из центров развития гандбола.

В Приморско-Ахтарске гандбольную секцию организовал Валерий Михайлович Ведешин. У неё очень хорошие традиции: здешние воспитанники до сих пор играют за российские команды. В нашем городе были популярны баскетбол и волейбол, к ним добавился ручной мяч. В секцию меня отвела сестра, волейболистка. Понравилось, так что остался.

С тренером мне исключительно повезло. Ведешин выступал за краснодарский "Буревестник" с Шияном, Крохиным, Максимовым. Словом, человек опытный, с хорошей выучкой. Но и сам по себе замечательный: умел расположить детей, научить их, привить преданность к нашему виду спорта.

На турнире памяти первого тренера в Приморско-Ахтарске со Станиславом Кулинченко и Эдуардом Москаленко
На турнире памяти первого тренера в Приморско-Ахтарске со Станиславом Кулинченко и Эдуардом Москаленко

— Но дома ваша гандбольная карьера продолжалась недолго.

— До окончания школы. Не смог поступить в кубанский сельхозинститут, куда меня приглашал тренироваться Владимир Федорович Кияшко. Увы, я не прошёл по конкурсу. А в Усть-Кинельском, что в Куйбышевской (теперь — Самарской) области, тогда создавал студенческую команду Владимир Владимирович Банников — мой земляк.

Пляжный гандбол. Владимир Банников — возвращаясь к скандалу в Павловской: "Поможет судейская комиссия ФГР, работающая на новом уровне!"

Он позвал меня к себе. Поехал, поработал примерно год, а потом всё же поступил в сельскохозяйственный вуз, только куйбышевский. Успешно закончил его и принял хозяйство после того, как Банников уехал.

Потом перешёл работать на кафедру, да так и остаюсь здесь до сих пор, преподаю в Самарском аграрном университете — так теперь называется сельхозинститут.

После тренировки с сыновьями
После тренировки с сыновьями

— Получается, студенческий гандбол проходит красной нитью через всю вашу жизнь.

— Так получилось. Тренировал студенческую команду, за которую до этого выступал, несколько раз пытался с местными ребятами выйти на уровень класса "А" России, но мы всё время останавливались в шаге от успеха...

Существует команда и сейчас. А ещё в Усть-Кинельском работает отделение гандбола, тоже основанное Банниковым. Здесь трудятся преданные гандболу ребята, уже мои воспитанники.

Занимаются девочки и мальчики, есть чемпионы и призёры первенства России. За ЦСКА-2 выступает голкипер Владислав Кривошеев, наш, поселковый парень. В первой лиге играет Миша Романов, ещё назову Максима Погодина — он сейчас в армии, но может продолжить карьеру.

— Многие забыли, но когда-то регион в высшем гандбольном обществе представляла усть-кинельская "Самара-Агро", к созданию которой вы причастны.

— Сначала команда была чисто студенческая — никаких профессионалов в составе, только местные парни. Мы выступали на первенстве области, а ещё участвовали в последних вузовских турнирах Минсельхоза.

А я в начале 90-х два сезона отыграл за оренбургский "Факел", который выступал в первой лиге чемпионата России. Получается, побывал в роли легионера. Вернулся в 1994-м, нашёл единомышленников: и поигравших, и отслуживших в армии ребят.

Обратились в спорткомитет Самарской области с инициативой создать профессиональный клуб, получили поддержку. Сначала заявились в первую лигу чемпионата России, теперь это "вышка". И выступали мы там неплохо.

Потом число участников элитного турнира расширили. Мы располагались в верхней части таблицы первой лиги, поэтому получили право выступить в высшем дивизионе, нынешней Суперлиге.

Руководство областного спорта приняло решение развивать гандбол, поняв его перспективы. Ведь так можно было и материальную базу улучшить: это сегодня в нашем посёлке есть полноценный зал, где можно проводить турниры вплоть до высшей лиги. Тогда с этим было сложнее.

Так что, получив задание, подобрали игроков хорошего уровня из Волгограда, Челябинска и Астрахани, чьи клубы тогда гремели в России. В 1998 году мы заняли седьмое место в чемпионате России. Хороший сезон был...

Люди гандбола. Александр Башмак: "В судействе получилось сразу: мы, с площадки, знали игру изнутри", изображение №5

У нас выступал Михаил Измайлов, сейчас входящий в штаб женской сборной России, Андрей Богданов, долго игравший в Италии, великолепный вратарь Андрей Латышев, Паша Снопов, Андрей Мочалов, отлично работающий в Беларуси и другие. А ещё некоторое время тренировал Николай Чигарёв, который привёл с собой несколько игроков из МАИ. За счёт такого состава мы добились успеха.

Потом всё начало потихоньку затихать. Ещё поиграли в "вышке", вернулись на студенческий уровень. Но времена поменялись, теперь энтузиасты готовятся заявить нашу команду в первую лигу. Надеюсь, мы найдем поддержку и сумеем вернуться на высший уровень.

Сейчас нас поддерживают город, район, университет, благодарны им за помощь. Однако пока сосредоточены на детском и студенческом гандболе. Это приоритет.

— Усть-кинельский гандбол отпраздновал 40-летие в 2015 году. Не за горами очередная круглая дата.

— Хотели и сорок пять широко отметить, но помешала пандемия. Так что праздновали в узком кругу, однако на "полтинник" постараемся устроить масштабный праздник. Мы чтим традиции.

— В гандболе вы попробовали всё, но самым заметным стал судейский этап карьеры.

— Когда существовала "Самара-Агро", мы проводили дома несколько турниров. Участвовали "Полёт", "Каустик"... Приезжал к нам и Геннадий Алексеевич Очеретин, величина весомая. Он и предложил: вам надо организовать судейскую пару.

Тогда бытовало мнение (думаю, оно и сейчас актуально), что регион, где есть клуб хорошего уровня, должны представлять и арбитры. Словом, я тогда заканчивал играть, поэтому согласился. Судить мы начали с Дмитрием Фроловым, пришли в новую профессию, по сути, с площадки.

В том числе и поэтому получилось у нас практически сразу — знали всё изнутри. Начинали с детских соревнований, это было в 1996 году, а в 1998-м для российского судейского корпуса открыли две вакансии на получение европейской категории. В отборе участвовали семь-восемь пар, а мы победили вместе с краснодарцами Тарасиковым и Чернегой.

С Дмитрием Фроловым на Межконтинентальном кубке-2002 в Москве
С Дмитрием Фроловым на Межконтинентальном кубке-2002 в Москве

Новым председателем судейской комиссии ФГР утверждён Олег Тарасиков

Европейский статус мы получили быстро, не спорю. Но это и потому, что мы пришли с площадки, и потому, что за нас серьёзно взялся Геннадий Алексеевич. Полтора года работы со специалистом такого класса — бесценная школа работы и жизни.

Получается, мы стали первыми в России, кто получил европейскую категорию. Раньше об этом не задумывался, а ведь правда — до этого существовала только международная федерация, которая давала арбитрам соответствующий статус.

— Международную категорию ваша с Фроловым пара тоже получила без долгого ожидания.

— Да, уже в 2001 году. Тогда была такая практика: на большом мужском туре, кажется, в "Луче", собрались несколько пар — югославы, швейцарцы, киприоты, датчане, чехи и россияне. Мы демонстрировали практику судейства на играх первой шестёрки Суперлиги.

Кроме этого, показывали физическую готовность, сдавали теорию. Так или иначе, сертификаты арбитров международной категории мы получили. Работали на еврокубках, но на взрослый чемпионат мира попали только в 2003 году, это был женский турнир в Хорватии.

До этого работали на молодёжном первенстве мира в Финляндии. Показали себя неплохо, отработали матч за третье место. Могли судить финал, но там играли наши. В любом случае — нас заметили.

Помогла и помощь россиян в международных организациях. Борис Макаров тогда представлял страну в EHF, Александр Борисович Кожухов — в IHF. Они нас лоббировали, но мы и сами старались расти.

С главой ИГФ доктором Хассаном Мустафой в Москве, 1998 год
С главой ИГФ доктором Хассаном Мустафой в Москве, 1998 год

В Хорватии у нас была дополнительная мотивация — те, кто проявил себя с лучшей стороны, должны были работать на следующих Играх. Многие потом туда поехали... Украинская пара Людовик — Вакула и другие. Но мы своим шансом не воспользовались.

Дима Фролов получил страшную травму — полный разрыв ахилла. Пришлось прямо там делать операцию и возвращаться домой после предварительного этапа. Плюс время на восстановление…

Потом у нас были хорошие еврокубковые назначения, мы обслуживали игры Лиги чемпионов. Работали до 2011 года, когда мне исполнилось 50 лет — предельный возраст для работы на международных соревнованиях. Правда, на чемпионаты мира и Европы нас больше никогда не приглашали.

— Есть эпизоды, которые запомнились на всю жизнь?

— Такие были и на международных матчах, и в России. Многие до сих пор свежи в памяти. Например, случай из Суперлиги: не помню, какие команды встречались, но мяч отскочил за ворота, а голкипер то ли коснулся его, то ли нет.

Болельщики волнуются, кричат, что ничего не было. А я сам момент не видел, стоял с другой стороны ворот. Подхожу к голкиперу, протягиваю руку и спрашиваю: скажи честно, коснулся? Тот отвечает — нет.

Тогда я поменял решение и извинился перед зрителями. Моменты честной игры, человеческого отношения к делу запоминаются особо. А ещё — шуточные.

Перед матчем мы всегда желаем командам и тренерам хорошей игры, обмениваемся парой фраз. И вот подхожу как-то к Виктору Лаврову, тот улыбается: Саша, дескать, ты нас всегда хорошо судил... Георгич, не волнуйтесь, отвечаю, ничья вам сегодня обеспечена. И сам смеюсь.

Матч заканчивается... Вничью! Лавров после подходит, глаза круглые: как так? А я сам не знаю, что за озарение снизошло. Почему сказал именно это? Смешные моменты помогают не зациклиться на работе, не стать карателем.

Было интересно и за рубежом. Судили игру в Дании, у ГОГа гостил испанский "Сан-Антонио", за который вместе с Михаилом Якимовичем выступал легендарный француз Джексон Ричардсон.

Михаил Якимович: "Носить сетку с мячами в минском СКА я перестал совсем скоро"

Поговорили с Мишей перед игрой, тот нам: не волнуйтесь, мол. Они такие же хорошие ребята, как и вы. Делегат нашей паре поставил за ту встречу, кажется, баллов под девяносто — прекрасная оценка, в России такие не ставят.

Мы подумать не могли, чтобы плохо отсудить тот матч, ведь такое количество звёзд на площадке, шикарный гандбол! Правда, Ричардсона я лично на две минуты удалил...

Встречи с нашими игроками, выступавшими за границей, запомнились особо. В Норвегии повидались с Дмитрием Кузелевым. Приехали судить в Швейцарию, а там снова играет испанский клуб — приехал Вячеслав Кобин.

И так было каждый раз. Путешествия многое мне дали, благодарен за них судейству. Теперь времена другие, а раньше наших в иностранных клубах было много.

Перед началом игры еврокубка в Румынии
Перед началом игры еврокубка в Румынии

— За рубежом в пятьдесят вы не могли судить, но в России вам никто не мешал.

— И мы продолжили карьеру. Можно было работать арбитром ещё пять лет, но при этом никто не освобождал от необходимости соответствовать требованиям, сдавая нормативы.

Но Дима приболел и судить больше не мог, поэтому я пригласил в напарники Михаила Ефремова, который как раз закончил работать в паре с Игорем Алёшиным. С Мишей мы провели три сезона и закончили в 2016-м, когда мне исполнилось 55 лет.

Сразу предложил себя в качестве технического делегата, с тех пор остаюсь в этой роли. Сравнивать судейство на площадке и за столиком можно. Это разные занятия, но мы — одна команда.

Если арбитр в поле ошибся, вина ложится на делегата. А если он недосмотрел, то отзывы о его работе скажутся на судейской паре. Поэтому всегда стараюсь поддерживать тех, кто работает на площадке. Защищать, когда их обвиняют необоснованно.

Но и ругаться приходится, когда что-то идёт не так. Нужно оставаться гарантом того, что все останутся довольны — зрители в том числе. За эти шесть лет и у меня были ошибки, но каких-то грубых осечек не случилось.

Люди гандбола. Александр Башмак: "В судействе получилось сразу: мы, с площадки, знали игру изнутри", изображение №9

— Обычно у людей вашего возраста спрашивают, что изменилось с советских времён. А если сравнить нынешнее поколение игроков с теми, кто выступал в первых российских соревнованиях?

Рамиль Вахитов: "На первый турнир приехал за три дня до его начала. Волновался, перечитывал правила"

— Когда заканчивал работать арбитром, играли парни, которые начинали карьеры во времена моего судейского дебюта. Дюжина лет — нормально для гандболиста, а вратари выступают по двадцать.

Когда выходил судить, в командах всегда находились ветераны, с которыми я выступал на детских турнирах. Встречались мы и позднее. Можно сказать, вместе шли этой дорогой. Раньше отношение игроков к арбитрам было доброжелательным. Всегда подходили, интересовались актуальными новшествами в правилах. Дескать, вам всё известно, тренеры знают побольше, а до нас доходят крупицы.

Поэтому всегда старались посвятить игроков в подробности. Следили, чтобы все трактовали регламент одинаково. И сейчас я вижу примерно то же самое. Так что ничего, честно говоря, не изменилось. Они ведут себя с ровесниками так же, как мы.

Но отношения это одно, а на площадке есть место лишь правилам. Их надо выполнять, несмотря ни на что. При этом не вижу в молодых арбитрах излишней жестокости. Они действуют в соответствии с регламентом, и обвинять их за это нельзя.

Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!"

Фото: личный архив Александра Башмака; vk.com/handball_blog; пресс-службы ГК "Кубань", "Ростов-Дон"

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»