Спортивный директор "Бреста" отвечает на накопившиеся за лето вопросы. Про приход Дани Гордо, трансферную кампанию, новый сезон Лиги чемпионов, логистику и многое другое.
— Позади спарринги с ЦСКА, "Кубок Белгазпромбанка", первый четвертьфинальный матч СЕХА-лиги, старт в чемпионате Беларуси. Как оцените пройденный отрезок нового сезона?
— В принципе все идет по плану. В межсезонье хорошо поработали над физическими кондициями — побегали, потягали "железо"... Провели спарринги с ЦСКА, посмотрели максимальное количество игроков. На высоком уровне организовали турнир банка. Думаю, он был полезен не только для нас, но и для остальных участников.
Да, есть травмы. Но, надеюсь, к началу Лиги чемпионов большинство игроков будет в строю.
— С чем связано довольно большое количество повреждений на старте сезона?
— Пачковски получил травму в игре. Был небольшой контакт, и Павел потянул боковую связку колена. С крестообразной связкой, мениском ничего страшного не произошло. Боковая связка — это около трех-четырех недель восстановления. Все не так страшно, как казалось вначале.
Будейко травмировался на тренировке. Там был такой стык, что, наверное, ни одно колено не выдержало бы.
Что касается Пешича, то у него заболевание, не связанное с игровыми нагрузками или травмами. Он восстанавливается хорошими темпами. Рассчитываем, что скоро вернется на площадку. Если не к "финалу четырех" СЕХА-лиги, куда мы, надеюсь, выйдем, то к следующим матчам.
Эти травмы — обычный рабочий процесс. Не вижу здесь закономерностей, недоработок или чего-то еще. Боковая связка и "кресты" — думаю, в каждой команде есть один-два человека с такими проблемами. Это не носит повальный характер.
— Довольны первыми плодами сотрудничества с Дани Гордо?
— Довольны. Пока все хорошо. Понятно, что работу тренера будут оценивать по результатам. Но по тому, как налажены тренировочный процесс и взаимоотношения в команде, как он умеет мотивировать игроков, вопросов нет. Хотя опять же — все зависит от результатов.
— Как вообще родилась идея пригласить на пост главного тренера не самого известного испанского специалиста?
— Для начала надо сказать, что у нас возникла необходимость смены тренерского штаба. Рауль Алонсо решил уйти по семейным обстоятельствам. Мы стали прорабатывать варианты. Был довольно большой список достойных кандидатов, из которого после консультаций и переговоров выделили шорт-лист.
Каждый из представителей этого шорт-листа обозначил нам свое видение работы с командой. Общались со многими. Это хорошие тренеры, в том числе с опытом Лиги чемпионов.
Дани Гордо подошел к делу крайне профессионально и предоставил развернутую стратегию развития команды с учетом стоящих задач. Он четко обозначил слабые места, над которыми надо поработать. Привлекло, что это тренер с такой же системой, как и у Рауля Алонсо, что не требовало смены векторов и кардинальной перестройки. Команда должна была сохранить рисунок, стиль игры.
Рауль и Дани — ученики Каденаса. Гордо представляет школу Вальядолида, к которой принадлежит много специалистов: Паррондо, Рауль Гонсалес, Пастор... Это реально хорошие специалисты, которые работают по всему миру.
Несмотря на то что Гордо не самый именитый тренер, в гандбольном мире он не последний человек. На этапе выбора кандидатуры мы получили много информации из разных источников о профессиональных и личных качествах Дани, его работоспособности, трудолюбии, глубоком понимании гандбола.
Кстати, интервью Олега Киселева, опубликованное в мае на вашем ресурсе, — дополнительное тому подтверждение.
Ху из мистер Гордо? Бывший вратарь, ученик Каденаса, представитель тренерской школы Вальядолида
Что касается отсутствия у Дани лигочемпионского опыта, не вижу в этом глобальной проблемы. У него приличный тренерский опыт, гандбольные знания, стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень. Можно вспомнить пример Йихи. Сколько Филип поработал в "Киле", прежде чем выиграть Лигу чемпионов? Три-четыре месяца. Поэтому все условно.
— Как Гордо попал в ваш шорт-лист? Вам его кто-то порекомендовал?
— Да, порекомендовали. Узнал про него из нескольких источников. Мне сказали: присмотрись, он очень перспективный. И когда я начал прорабатывать вариант, понял, что это хороший, амбициозный специалист. Брать тренера, который имеет имя, но не имеет желания работать, — это не для нас. Мы выбрали Дани и, надеюсь, сделали правильную ставку.
Даниэль Гордо: "Маноло Каденас и Рауль Алонсо посоветовали взять в Беларусь теплую куртку"
— Сообщалось, что клуб контактировал с Урошем Зорманом. Почему не удалось договориться?
— Вообще я не люблю обсуждать переговоры и несостоявшиеся трансферы. Но в этом случае Зорман сам вынес на публику информацию о том, что у него был контакт с клубом. Считаю, имею моральное право озвучить причины. Скажем так, мы не смогли удовлетворить его материальные и бытовые запросы. Один из них — английская школа для детей. К сожалению, у нас в Бресте ее нет.
— Были ли в вашем тренерском списке представители постсоветского пространства?
— Да, конечно.
— Еще одна неожиданная фигура в составе — Батист Бонфон. Как всплыла кандидатура француза?
— Несколько некорректно задан вопрос. Игроки такого уровня не всплывают. Кандидатура Батиста Бонфона, победителя Лиги чемпионов, не "всплыла", а была проработана при поисках левого полусреднего взамен уходящим. У Бонфона был контракт с "Эксом" на сезон-2021/22. Но по соглашению сторон его расторгли, и игрок перешел в клуб Лиги чемпионов.
Говорят, в "Монпелье" он не был первым номером, но если Бонфон будет делать то же самое у нас и мы победим в Лиге чемпионов, я останусь доволен. Пока игрок полностью оправдывает наши ожидания. Работает, может забросить, помогает и в защите, и в нападении. Для меня нет никаких неожиданностей, пока все хорошо.
— Беспокоит ли вас обилие удалений у Бонфона в стартовых матчах сезона?
— Если честно, удивлен этим вопросом. Ну, получил прямую красную карточку в матче с "Еурофармом". Там была такая ситуация, что судьи могли дать, а могли и не дать дисквалификацию. Потом были еще две красные у соперников. Надо учитывать, что у него новые партнеры по обороне, нет большого взаимопонимания. Может, где-то опаздывает. Нужно время, чтобы понять, кто из защитников выходит, кто остается с линейным. Думаю, скоро мы не будем обращать внимание на удаления. В обороне получить их может каждый. Такая у нас игра.
— Станислав Кашпарек — равноценная замена Марко Паничу?
— Считаю, да. Более чем. Наверное, не судил бы по его игре в прошлом сезоне. Потому что для всех гандболистов Сегеда он получился, как говорится, "обнять и плакать". Но если вспомнить выступление на чемпионате Европы пару лет назад, то там Кашпарек в каждом матче забрасывал с 11-12 метров.
Я давно следил за Станиславом, но у него был долгосрочный контракт с Сегедом. Не думаю, что мы могли заполучить его раньше. "Пик" очень любит иметь в команде трех левшей-полусредних. Причем если у нас это два опытных и один молодой, то там все эксперты. Очень рад, что нам удалось договориться. Сейчас Кашпарек показывает, что мы не зря обратили на него внимание и подписали.
— В межсезонье команду покинули четыре игрока, а взамен пришли лишь два. Можно ли сказать, что клуб поджимает пояса?
— Какая-то у вас неправильная математика. Я бы сказал, что у нас пришли три или даже четыре игрока, если учитывать левого крайнего Томашука. Все-таки своим парням надо давать шанс. В этом сезоне Томашук и Рубенков его получат.
Считаю, что если игрокам местной школы не предоставлять такую возможность, они не будут видеть свет в конце тоннеля. В какой-то степени это аванс, но у них есть время и, надеюсь, желание и амбиции доказать, что все не зря. Посмотрим, как они воспользуются возможностью.
— Но на старте сезона у молодых игроков мало практики. И даже если они и выходят на площадку, то, как правило, в концовке, когда все решено.
— У нас новый тренер, которому необходимо наиграть основу, внедрить свои идеи, видение командных действий. Когда эта основа будет работать так, как он хочет и требует, Гордо сможет вводить одного-двух молодых, которые будут подыгрывать.
— То есть такая трансферная кампания — следствие ставки на воспитанников?
— Отчасти. Смотрите: ушел Панич — пришел Кашпарек. На места Шкуринского и Обрановича подписали Бонфона. В прошлом сезоне были травмы то у Шкуринского, то у Обрановича, то у Санталова. Если мы пройдем сезон без большого количества повреждений, то в принципе обойдемся теми игроками, что в составе. У нас есть Малус — своеобразный джокер, способный с успехом сыграть на любой позиции.
— Марко Панич и Александр Шкуринский договорились с "Монпелье" и "Нантом" заранее, Симон Разгор захотел вернуться на родину. Не совсем понятна ситуация с уходом Сандро Обрановича. Стал ли для вас неожиданностью его трансфер в "Загреб"?
— Никакой неожиданности не было. Сандро изъявлял желание остаться. Честно скажу, были сомнения по его кандидатуре: продлевать контракт или прощаться? Но в итоге, взвесив все за и против, все же решили не подписывать новое соглашение. Обранович провел два сезона, в каждом из которых выбывал на три-четыре месяца. Мы не стали рисковать.
— Изменился ли бюджет клуба по сравнению с предыдущими сезонами?
— Нет. Бюджет не стал меньше, финансирование по-прежнему стабильное, проблемы задержек выплаты заработной платы в БГК нет.
— Трансферная кампания уже закрыта? Или еще возможны подписания?
— Все возможно. Мы продолжаем отслеживать рынок. Если появится игрок, в котором будем заинтересованы, рассмотрим его.
— Сложная ситуация в "Кельце" нынче у Влада Кулеша. Интересен ли он вашему клубу?
— Конечно. Мы общались с Владом ранее, обозначали свою заинтересованность. Надеюсь, что у него все получится в Кельце. Но если нет, будем рады видеть его у себя.
— Несмотря на успешный прошлый сезон, получение "Брестом" "уайлд кард" в Лиге чемпионов не было таким уж очевидным. В ожидании решения ЕГФ пришлось поволноваться?
— Вы ведь знаете, как клубы проходят в Лигу чемпионов. Первые девять команд попадают по рейтингу федераций. Он считается по трем последним сезонам. Даже если у БГК был успешный год, некоторые клубы, к сожалению, могут позволить себе, например, играть два матча на выезде.
По сравнению с 2020 годом в 2021-м мы опустились еще на одну позицию. Теперь впереди нас и румыны, белорусы — одиннадцатые. Хочется, чтобы у федерации было более высокое место и представитель Беларуси попадал в Лигу чемпионов напрямую. Но это коллективная работа. Опять же некоторые клубы, несмотря на квоту, позволяют себе заявиться в низший еврокубок. Мы ищем повыше, а кто-то, наоборот, пониже. У каждого свои приоритеты. Конечно, если бы все набирали по зернышку, то у нас был бы более высокий рейтинг.
— Согласны, что в отличие от предыдущих сезонов клубу повезло с жеребьевкой Лиги чемпионов?
— Отчасти. Но в этом турнире играют лучшие клубы Европы. Если сравнивать со второй группой — может быть, повезло. С другой стороны, Сегед — это претендент на "финал четырех". "Киль" не так давно победил в Лиге чемпионов. "Ольборг" три месяца назад играл в финале. "Загреб", наверное, имеет лучший состав за последние три года. "Эльверум" развивается: по нему информации немного, но в предсезонке команда всего три мяча уступила "Пику". "Монпелье" — вторая команда Франции. Все соперники серьезные, со всеми надо бороться и стараться у всех брать очки.
— Какие задачи стоят перед командой на групповом этапе и в Лиге чемпионов в целом?
— В турнире это как минимум 1/4 финала. Неправильно ставить задачи ниже, чем в прошлом сезоне. А чтобы дойти до четвертьфинала, конечно, наужно оказаться как можно выше в группе. Вспомним прошлый сезон. Четвертое место дало возможность играть второй матч 1/8 финала дома.
— У Беларуси нынче нет прямого авиасообщения с большинством государств Европы. Рассматривался ли вариант проведения домашних матчей Лиги чемпионов в другой стране?
— Нет. Мы изначально указывали в заявочных документах в качестве домашней арены "Викторию". Все приезжавшие в Брест команды отмечали потрясающий уровень поддержки наших болельщиков, которых мы не хотели лишить удовольствия болеть за любимую команду. Также и сами не желали отказаться от поддержки трибун, стимулирующих игроков к победе.
Со своей стороны клуб проработал вопрос пересечения границы на высоком уровне и оказывает содействие соперникам в части приезда в Брест с минимальными проблемами.
— Уже есть понимание, как команды будут добираться до Бреста?
— Путей несколько. Никто не отменял вариант с аэропортом "Минск", ведь есть регулярное сообщение с Москвой и Стамбулом. Можно прилететь чартером в Варшаву или Люблин — и дальше автобусом. Мы поможем соперникам при любом варианте, который они выберут.
— В таких условиях сложнее передвигаться стало и вашему клубу...
— Конечно. Например, игра с "Еурофармом" в Битоле была у нас 21 августа, а выехали мы 18-го вечером. То есть за четыре дня до матча. Сезон действительно ожидается непростым в силу ковидных ограничений, но в том числе из-за усложненной логистики.
— С учетом ослабления "Веспрема" и "Вардара" перед клубом стоит задача выиграть СЕХА-лигу?
— Я бы не сказал, что "Веспрем" стал слабее. У "Вардара" будет новая команда. А "Веспрем" — даже не знаю... Посмотрим по сезону. В процессе подготовки клуб и раньше мог уступить пятой команде Венгрии. Выиграть СЕХА-лигу — не основная наша задача, но она стоит всегда. Проще ли сейчас победить в турнире? Возможно. Если посмотреть сетку, в полуфинале нас уже не ждет "Веспрем", который выпадал обычно. А финал, как известно, не играется, а выигрывается. Там может быть все что угодно.
— В новом сезоне СЕХА-лиги тоже хотели бы вступить в борьбу сразу с четвертьфинала?
— Если вспомнить сказанное ранее о логистике, ситуация такова: либо мы подключаемся со стадии плей-офф, либо не играем вообще. Третьего не дано.
— Чего ждете от внутренних турниров?
— Если не будем отвлекаться на регулярную часть СЕХА-лиги, останется время подготовиться ко всем играм. И чемпионату, и Лиге чемпионов будем уделять самое пристальное внимание.
Перед командой всегда стоит задача — чемпионство и завоевание кубка. Будет красиво выиграть все матчи, как это было в прошлом сезоне. Команда побеждает на протяжении уже 47 встреч подряд.
— Летом 2022-го заканчиваются контракты у группы важных игроков: Скубе, Пешича, Враньеша, Вайлупова, Малуса, Юринка... Трудно будет переподписать с ними контракты?
— Мы делали и делаем все, чтобы сохранить лидеров. С кем-то получится продлить контракт, с кем-то — нет. В команде будут и новые лица. Прикладываем максимум усилий, чтобы они оказались не хуже тех, кто, скорее всего, уйдет.
— Вы уже начали формирование команды на сезон-2022/23?
— Давно занимаемся этим вопросом. Есть уже конкретные договоренности.
— Трудно ли вообще клубу вашего уровня, серьезному европейскому проекту строить работу в нынешней Беларуси с учетом всех обстоятельств?
— В принципе нам и раньше было сложно конкурировать с представителями таких стран, как Франция, Германия, даже Венгрия, куда игроки отправляются порой на худшие финансовые условия. А в сложившейся ситуации, при тех же логистических проблемах, стало еще сложнее. Но мы стараемся.
— Договариваться с игроками и тренерами тоже стало труднее?
— Не скажу, что сейчас сложнее, чем раньше. Да, есть определенные трудности. Но потенциальным новичкам про Беларусь рассказывают наши бывшие игроки. Аккамбре — Бонфону, Горак — Кашпареку... Подключаем все возможные рычаги. И стараемся договариваться.
Фото: пресс-служба "Бреста"; Геннадий Козловский.