Ключевые высказывания главы ОКР Станислава Позднякова, гендиректора ФГР Льва Воронина, главного тренера российской команды Алексея Алексеева и ее капитана Дарьи Дмитриевой.
Станислав Поздняков. Рад сообщить, что задачи, поставленные ФГР при планировании подготовки к Играм, выполнены в указанный срок. Надеемся, это поможет выступить успешно. Как мне представляется, женская гандбольная сборная является фаворитом. Как-никак это олимпийские чемпионки. И внимание болельщиков к нашей замечательной команде будет приковано большое.
Со своей стороны постарались создать все условия. С девочками я встречался, пусть и не со всеми, на базе "Юг Спорт". Во время доброй беседы узнали друг друга поближе, что должно создать некий эмоциональный комфорт между спортсменами и руководителями делегации.
Касаемо выезда отмечу, что передовая группа ОКР уже находится в Японии, где заканчивает отбывать обязательный трехдневный карантин. Начиная с сегодня, она готова встречать российских спортсменов. Работа идет в штатном режиме, и надеемся скоро увидеть участников в олимпийской деревне.
— Как ФГР удалось решить вопрос с подготовкой сборной непосредственно в Японии, и что будет включать в себя этот этап?
Лев Воронин. Подготовка проходила по плану. Единственное, что наложило отпечаток, — не все девчонки получили полноценный отдых после клубной занятости. ЦСКА и, в частности, капитан команды Дарья Дмитриева поздно закончили сезон — время на восстановление было ограниченным. Тем не менее, на мой взгляд, сбор на базе в Сочи прошел хорошо. С игроками плотно работают наши бригады. Сейчас нагрузка идет с тем расчетом, чтобы к приезду в Японию девчонки приобрели нормальную полноценную форму.
К сожалению, сорвался турнир с нашим участием в Сеуле по приглашению южнокорейской стороны. Нам сообщили, что, исходя из мер безопасности, товарищеские матчи там не состоятся. Пришлось пересматривать план. Изначально должны были вылетать в Сеул 16 июля. Благо с помощью ОКР договорились о заезде в олимпийскую деревню 18 июля.
По возвращении с турнира в Нидерландах обсудили с другими командами варианты проведения спаррингов непосредственно в Токио. Надеемся, оргкомитет пойдет нам навстречу. Уже по приезде посмотрим, насколько это реально.
— Вопрос главному тренеру по поводу графика: россиянки начинают групповой раунд матчем с бразильянками и заканчивают поединком с испанками. Вас он устраивает?
Алексей Алексеев. График, конечно, не выбирают. Тем не менее уже просматривали составы всех команд. Со сборной Бразилии хотелось бы встретиться немного позже, так как команда возрастная. На "свежака" она может выиграть один-два матча, а потом сдуться, как говорится. Но ничего страшного. Если мы действительно претендуем на высокие места, то все равно, когда и с кем встречаться. Понятно, что на Олимпиаде проходных игр не будет. Все матчи через день. Но условия одинаковы для каждой сборной. Только время покажет, кто в какой форме подошел к турниру.
Плотно позанимались на сборе в Сочи и сейчас в Новогорске продолжим взаимодействовать с научной бригадой. Прислушиваемся к рекомендациям. Наша задача — подойти к Играм в оптимальной форме. В течение двух недель в Токио мы должны находиться на пике. Надеюсь, так и будет.
— Вычеркивание из состава Анастасии Илларионовой означает, что в Токио поедут лишь две линейные — Анна Сень и Ксения Макеева. Не мало ли? Ведь турнир длительный, и нельзя исключать вероятность травм.
Ксения Макеева: "Уныния после двух поражений в команде нет. Воспринимаем их как рабочие моменты"
Алексей Алексеев. Линейный — это зависимый игрок. Основная нагрузка ложится на созидателей, игроков средней линии. Поэтому на этих позициях нам была необходима возможность для маневра, предпочтение при определении состава отдавалось им. Надеемся на опыт Анны Сень и Ксении Макеевой. Думаю, они смогут правильно распорядиться своими силами по ходу турнира. Плюс крайние должны уметь играть на позиции линейной.
Что касается Анастасии Илларионовой, то у нее еще все впереди. Здорово, что она прошла с нами сборы. Мы с ней поговорили. Думаю, эта ситуация ее не надломит. Повторюсь, сейчас рассчитываем на более опытных игроков.
Олимпиада. Токийский "список 17" уже известен. Но кто сформирует запас?
— Некоторые гандболистки жаловались, что на сборах их гоняли, как марафонок…
Алексей Алексеев. Бег — один из компонентов гандбола. Сидя, лежа или прыжком в гандбол не сыграешь. Бег необходим. Игроки приехали в сборную с разными физическими кондициями, и эти марафонские упражнения были направлены на восстановление и наращивание выносливости. Если все сложится, как задумали, пик формы продержится две недели. Мы не выходим на один старт, как отдельные спортсмены. Для этого мы и занимались изнурительными тренировками. Сборы — это тяжелый, но необходимый труд.
— Дарья, сколько вы пробежали? Какой рекорд?
Дарья Дмитриева. Девчонки засекали: 25 километров в день. Конечно, для нас это странновато. Много бега, прыжков, силовой работы… Гандбола нет совсем. Другой подход. До этого совершенно не так готовились. Сейчас многие были в шоке от того, что в день приходилось столько бегать. Ха, наверное, это был самый трудный и противный сбор.
— Ваши впечатления о матчах с нидерландками и шведками?
Дарья Дмитриева. Нужно возвращаться из функциональной ямы, которая, как нам говорили, выпадала как раз на этот турнир. Необходимо наладить взаимодействия на площадке.
Россиянки снова с поражением... Главная проблема на сегодня — чрезвычайная нестабильность
— Гандболистки пойдут на церемонию открытия?
Лев Воронин. Наверное, это должен решать тренерский штаб. Но я бы не рискнул.
— Вопрос главе ОКР. Каков медальный план на Играх в Токио?
Станислав Поздняков. Настроены побороться за место в тройке лучших неофициального командного зачета. Ставим задачу взять порядка 50 медалей. Она основана на статистических данных по результатам в 2018, 2019 и частично 2020 годах. По понятной причине 2020-й не очень информативен. Что характерно, мы сделали сверку с агентствами, занимающимися сбором статистической информации, в том числе зарубежными, и выяснили, что наши прогнозы примерно совпадают. Если спортсмены выступят так же, как в 2018 и 2019 годах, то, думаю, задачу выполним.
— Какой результат гандбольной сборной будет признан удовлетворительным?
Лев Воронин. Со стороны ФГР могу сказать следующее. Спортсмены обычно суеверны. Поэтому не стану озвучивать конкретную задачу. Тем не менее она поставлена президентом федерации. Хочу сказать, что у нас очень хорошая команда. Девчонки заряжены и, считаю, будут реально претендовать на максимальный результат.
— Турнир в Нидерландах не удался Елене Михайличенко. Как она выглядела на тренировках? И есть ли план, как вернуть ей форму и уверенность перед Играми?
Алексей Алексеев. Соглашусь, что Лена сейчас находится не в оптимальной форме. Да и вся команда.Но назвать это неудачей не могу. Уступили один мяч чемпионкам мира голландкам и три мяча шведкам, но мы не ставили задачу выиграть турнир. Находились под нагрузками и не сбавляли их. Физически работали так же, как и перед турниром. Поэтому эти поражения не стали сюрпризом. Не хочу вдаваться в подробности, мол, упустили преимущество в девять мячей. Результат не стоял во главе угла. Дали поиграть всем 18 девчонкам, которых привезли на турнир. Равномерно распределили между ними нагрузку и не отходили от плана, независимо от счета.
По поводу Михайличенко — еще есть время привести ее в должное состояние. До старта 20 дней. Как сказала Даша, пока особо гандболом не занимались. Прежде всего нам нужно было подвести всех к оптимальной форме. Сейчас уделим больше внимания гандбольным аспектам. Нагрузка постепенно пойдет на спад. На Лену мы рассчитываем. Думаю, все будет хорошо.
— Дарья, руководство ФГР просило ограничить использование игроками мобильных телефонов — в столовой, на собраниях, тренировках. Справляетесь?
Дарья Дмитриева. Приходится. Нас попросили — мы убрали. Теперь сидим, общаемся за столом. Такой прямо тяги к телефону нет. После вечерней тренировки или ужина можно спокойно прийти и заняться своими делами в телефоне, делать что хочешь. Все нормально.
— В Рио команда ехала в статусе темной лошадки, а сейчас — фаворит. Это усложняет задачу? Психологически будет тяжелее?
Лев Воронин. В ходе турнира в Нидерландах посмотрел на команду со стороны и могу заверить: нет ни одного человека, который ехал бы туда окрыленным, мол, я олимпийский чемпион, и мне все по плечу. Думаю, золото Рио — дополнительная мотивация для команды. Потому что отовсюду только и слышно, как соперницы настраиваются на нас. Им без разницы, как пройдет Олимпиада, главное — победа над сборной России. Девчонки это прекрасно понимают.
— Евгений Трефилов едет в Токио в качестве первого вице-президента ФГР. Сможет ли он контактировать с игроками и тренерами, консультировать, давать советы?
Лев Воронин. Как сказал Сергей Николаевич Шишкарев, у нас в любом случае будет телефонная связь с Трефиловым. Наверняка Евгений Васильевич, исходя из своего огромного опыта, будет помогать какими-то советами, установками. Он будет общаться с тренерским штабом, узнавать информацию изнутри о состоянии игроков. Но в любом случае он не пересечется со сборной, у него не будет возможности присутствовать на территории олимпийской деревни.
— Дарья, в команде есть молодые и опытные гандболистки. Находите общий язык?
Дарья Дмитриева. Всегда так было. И Аня Седойкина тоже находит общий язык с молодыми, хотя и говорит, что годится некоторым в мамы. В этом плане у нас все супер, все друг с другом хорошо контактируют.
— Как подбадриваете дебютанток Олимпиады?
Дарья Дмитриева. Пока еще рано подбадривать.
— Ряд девушек по ходу сезона мучились с травмами. Речь в первую очередь об Анне Сень, Анне Вяхиревой и Елене Михайличенко. Как их здоровье?
Алексей Алексеев. По Михайличенко уже говорил: она полностью восстановилась, но пока не хватает игровой практики. Повторюсь, в запасе еще есть 20 дней на набор формы. Вяхирева и Сень сейчас в порядке. Может, их и беспокоят какие-то микроповреждения, но ничего серьезного. Все в строю.
— По сравнению с Рио-2016 состав сборной обновился почти наполовину. Постепенное омоложение помогает сохранить баланс и избежать провала?
Алексей Алексеев. Ну, в общем-то, не почти, а как раз наполовину и обновился. В Токио едут восемь олимпийских чемпионок. Баланс? Как сказала Даша, девчонки молодцы, что поддерживают микроклимат в команде. Скажем, дедовщины не наблюдается. Все пашут на равных.
— Если на матчи не допустят зрителей, сильно ли это скажется на сборной России?
Дарья Дмитриева. Если честно, уже привыкли к пустым трибунам. Только сейчас начали потихоньку запускать людей, и игра как-то активнее стала. Это классно, когда есть зрители, гонящие команду вперед.
— Команда едет в Токио в статусе олимпийского чемпиона. В чем ваша основная мотивация в Токио?
Дарья Дмитриева. Олимпиада не требует дополнительного стимула. Мы едем туда повторить предыдущий успех. Этого очень хочется. На чемпионатах мира и Европы после Рио случались обидные поражения, потому что не обходилось без потерь, травм. Сейчас мы в полном и боевом составе. Наберем ход, и все будет хорошо.
— Позитивный опыт на предыдущей Олимпиаде поможет?
Дарья Дмитриева. Пять лет назад мне было 21. Вообще не понимала, что такое Олимпиада. Сейчас много молодых девчонок в команде, которые тоже пока до конца не представляют, что это такое. Думаю, они отдадут все силы, чтобы достичь успеха. Тем более что они видели, как это делается, и до сих пор напоминают нам о той победе. Говорят, мол, помним вашу игру с Норвегией, ночь не спали, смотрели… Плюс необычные условия проведения, "пузырь"… Думаю, эти ограничения нам, как всегда, только помогут сплотиться.
— Специалисты и болельщики проводили параллели между результатами предолимпийских турниров в Нидерландах пятилетней давности и сейчас. Вы нашли что-то общее?
Алексей Алексеев. В обоих случаях мы проигрывали. Но пять лет назад были темными лошадками, а сейчас — нет. Мы же ехали туда не проигрывать, а посмотреть, что на сегодня собой представляем. Комбинации толком не наигрывали. Больше скажу: специально разбивали клубные связки и ставили девчонок из разных команд, чтобы не показывать всю нашу силу и сыгранность. А насчет схожести результатов товарищеских турниров… Мы не против, чтобы спустя пять лет история повторилась.
Фото: пресс-служба ФГР.