Первый предолимпийский сбор женской национальной команды, завершившийся в Сочи, итожим с ее главным тренером, который похвально не ограничился темой подготовки к Играм в Токио.
— С каким настроением вернулись из Сочи?
— С чувством удовлетворенности, все в порядке. Накануне, подводя итоги сбора, пообщались с "наукой". Постарались сделать все намеченное. Может, получилось и не полностью, но мы закладывались исполнить 80-90 процентов. Не бывает, чтобы все без исключения выполнили максимум предлагаемого объема.
По травмам. Увы, потеряли Олю Щербак. Буквально в последний день сбора она защемила мениск, что показала сегодняшняя МРТ.
У остальных на фоне напряженной физической работы вылезали разного рода старые болячки. Слава богу, ничего серьезного.
— Вопрос, не утрачивающий актуальности: каковы состояние здоровья и готовность быть вовлеченными в общекомандный процесс Анны Вяхиревой и Елены Михайличенко?
— Всю командную игровую работу они выполняли наравне с остальными. Если и были ограничения для Лены и Ани, то они касались только специфических упражнений. Например, на дорожке стадиона. В целом девушки в порядке, и у них есть время почувствовать себя еще увереннее.
Анна Вяхирева: "Олимпийская чемпионка ты или нет, это ни от чего не спасает и ничего не гарантирует"
— Последние дни в Москве среднеазиатская жара. А как было с погодой в Сочи?
— Ха, пока не понял, с юга я вернулся или, наоборот, туда прилетел. Потому что нам на черноморском берегу очень повезло: почти все время были комфортные 23-25 градусов выше нуля. Погода помогла, потому что если бы на фоне тяжелой работы еще и жара стояла, как сейчас в Москве, то при сочинской влажности девчонкам было бы просто нечем дышать.
— Бывали случаи за прошедшие двенадцать дней, чтобы кто-то из сборниц не смог завершить тренировку по той или иной причине?
— Ни одного. Впервые на моей памяти в лагере сборной никто не затемпературил и не отравился. Раньше подобное встречалось постоянно. А здесь, видимо, на фоне особой мотивации перед Олимпиадой организмы девушек настолько мобилизованы, что просто не позволяют выпасть из обоймы. Жаль только, случай с Ольгой Щербак смазал общую картину.
— В каком случае нагрузки тяжелее — сейчас перед Токио или пять лет назад перед Рио?
— Сложно сравнивать. Но не встречал еще ни одного игрока, который с радостью реагировал бы на сборы, направленные на "физику". Девчонки сами говорят, что им иногда нужно немного поныть, поплакаться: куда это годится?! В марафонцы готовимся? Никогда в жизни столько не бегали! Пожаловались, выговорились — и продолжили работать. Понятно, что все, прошедшие через олимпийский Рио, стали старше на пять лет. И нагрузки переносятся труднее, чем тогда.
Провели три трехдневных цикла, каждый — по нарастающей в плане нагрузок. Получается, заключительный день микроцикла становился наиболее тяжелым. Самое неприятное для девушек — интервальные нагрузки при беге по стадиону. Представьте себе серии: шестьсот метров пробежали — пауза, два по четыреста — еще одна, четыре по двести — отдыхаем, четыре по сто — и достаточно. Серьезно нагрузились, что и говорить.
— И до, и во время сбора неоднократно подчеркивалась важность работы комплексной научной группы. В чем заключалась практическая помощь от КНГ для тренерского штаба?
— "Наука" рассчитывала объемы нагрузки и даже советовала, чем заниматься в отдельных упражнениях каждому игроку, чтобы держать определенный пульс. Эта научная группа из Омска прежде работала в футболе, регби, хоккее. Перед подключением к нашей предолимпийской работе КНГ прошла сборы с гандбольными сборными младших возрастов.
На каждой тренировке, включая утренние разминки, девушки бегали с датчиками-пульсометрами Polar. Ежедневно к вечеру в наше распоряжение поступал полный расклад по гандболисткам. Мы видели, кто и как реагирует на различные нагрузки. По расчетам и прогнозам КНГ, команда должна побежать именно к старту олимпийского турнира. Что еще важнее, на этом пике формы игроки должны продержаться обе недели олимпийского турнира. А сейчас идет работа по нарастающей. И заранее знаем, что команда будет под серьезной нагрузкой на турнире в голландском Хертогенбосе. Там на результат точно смотреть не станем.
— Почему в нынешнем тренировочном лагере была именно 21 гандболистка? Не больше, как у нас обычно бывает на сборах, и не меньше, как у большинства будущих олимпийских соперниц?
— На мой взгляд, 21 — оптимальное число. По три человека на позицию. Считаю, так правильнее. Отсев все равно неизбежен, а я не люблю "отцеплять" по одному-два игрока. Здесь же те, кто не попадут в итоговый состав, не почувствуют себя в одиночестве. Перед выездом в Нидерланды отсеем трех человек, еще три не попадут в состав делегации в Токио. Но все, кто были на сборе сейчас, и даже те, кто входят в расширенный список из 28 фамилий, должны оставаться в боевой готовности.
— Когда объявите окончательный олимпийский состав?
— Думаю, 16 июля. Накануне вылета в Токио, намеченного на ночь с 17-го на 18-е.
— Можно предположить, что в финальный состав из 15 игроков попадут три вратаря и по две девушки на каждую позицию.
— Не факт. На турнир в Нидерланды в числе 18 гандболисток точно отправятся все три вратаря — Калинина, Лагина, Седойкина. В олимпийских правилах замен есть поправки. Если игрок получит травму, не совместимую с его дальнейшим участием (как было в случае с Анной Седойкиной в Рио-2016), то это вынужденная потеря, и перестановка заменой не считается.
По усмотрению тренерского штаба, можно вносить правку в заявку в любой момент до четвертьфинала, и обратной силы у нее нет. Поэтому пока думаем. Возможно, в Токио полетят только два голкипера. Матчи следуют строго через день, а значит, даже в случае травматического форс-мажора мы сможем вызвать вратаря, и она успеет прилететь к следующему поединку.
— В сегодняшней системе координат сборной Анна Сень — линейная?
— Да. На всех без исключения сочинских тренировках Сень занимала эту позицию.
— Восемь олимпийских чемпионок Рио — Седойкина, Калинина, Вяхирева, Дмитриева, Ильина, Бобровникова, Кузнецова, Сень — имеют гарантированные места в составе?
— Нет. На их стороне колоссальный опыт — это факт. Любой тренер в ключевые моменты будет опираться именно на таких игроков при равных показателях у конкурирующих за место в составе. Но если молодой кандидат окажется на голову выше, вопросов не возникнет.
— Можете очертить зоны ответственности ваших ассистентов — Томаша Главатого, Ольги Акопян, Людмилы Бодниевой?
— Томаш сосредоточен на работе с вратарями и видеоанализе. Что касается Ольги и Люды, то нельзя говорить о каких-то конкретных сферах ответственности. Мы каждый вечер собираемся, подбиваем планы, расписываем упражнения и все решения принимаем коллегиально.
— Когда вы узнали, что в предолимпийской подготовке не примет участия консультант сборной Евгений Трефилов?
— Дней за пять до начала сбора Евгений Васильевич позвонил и сообщил, что снимает с себя полномочия консультанта. Решение принято после обсуждения с руководителями ФГР. Для меня оно стало сюрпризом.
Подозреваю, что желание участвовать в тренировочном процессе у Трефилова по-прежнему есть. Но, как он сам всегда говорит, в коллективе должен быть один главный тренер. В его положении было много двойственности, и это, очевидно, не устраивало Евгения Васильевича.
В пятницу на заседании исполкома объявили, что Трефилов все-таки поедет на Олимпиаду. Насколько понимаю, он окажется в составе официальной делегации как первый вице-президент ФГР. Но в подготовке команды участвовать не будет.
— Смотрели матчи футбольного Евро-2020?
— Обязательно. И не только с участием сборной России. Старался не пропускать игр, шедших в позднем временном слоте.
— Как отнеслись к реакции Влады Бобровниковой, чьи слова после поражения россиян от датчан разлетелись по соцсетям и стали чуть ли не вирусными?
— В целом с Владой во всем согласен. Мне друзья даже прислали информацию о постановлении советского правительства касательно снятия званий заслуженных мастеров спорта с таких людей, как Константин Бесков, Валентин Николаев, с других футболистов — за то, что они проиграли в матчах плей-офф Олимпиады-1952 в Хельсинки сборной Югославии. А наши нынешние футболисты получили ЗМС за попадание в восьмерку на чемпионате мира. Это немного смешно на фоне других видов, где звания ЗМС дают за победы на чемпионатах мира и Олимпиадах.
Давайте тогда сделаем отдельную градацию. У всех игровиков пусть будет звание заслуженного мастера спорта. А у футболистов — "заслуженный мастер футбола". Так честнее.
— Что ответите Ирине Родниной, которая заявила, что "женский гандбол у нас пока не занимает никаких позиций"?
— Просто советую депутату Госдумы Родниной немного отвлечься от государственных дел, заглянуть в Википедию и хотя бы бегло ознакомиться с происходившим с нашим гандболом, например, в 2016, 2018 и 2019 годах на крупнейших турнирах.
— Что ждет команду дальше?
— В субботу все разлетелись по домам, в воскресенье тоже выходной. Сразу скажу: девушки разъехались с индивидуальными планами на руках. Нам нельзя уходить из-под нагрузок. Уже говорил: должны идти по нарастающей. У каждого остаются в распоряжении датчики Polar. По приезде в Новогорск посмотрим, на каком пульсе они выполняли работу. С 28 по 30 июня три тренировочных дня, а 1 июля вылетаем на турнир в Нидерланды. Состав из 18 игроков объявим накануне отъезда вечером.
Фото: пресс-служба ФГР.