В Румынии универсал из Украины выиграла все: чемпионат, Кубок, Суперкубок… Она становилась лучшим снайпером, признавалась лучшим легионером. Интервью, которое напрашивалось давно.
— Готовясь к разговору, обнаружил, что вы почти не общаетесь с русскоязычной прессой. Почему?
— Я вообще ни с какой прессой не общаюсь. Во-первых, не люблю. Во-вторых, журналисты часто перевирают, вырывают слова из контекста. Может, и не специально, но идет искажение. На камеру тоже не люблю говорить. Я человек, не приемлющий ложь. А рассказывать о внутренней кухне в команде... Зачем? Во избежание глупых ситуаций для клуба и для себя лучше промолчать.
Однажды я все-таки настроилась на интервью. В прошлом сезоне перед Лигой чемпионов приезжали телевизионщики. Кажется, я никогда в жизни так долго не рассказывала — настолько уверенно себя чувствовала перед камерой. Ответила на все вопросы. Все красиво прошло, просто супер. Первый раз в жизни была горда собой. И что вы думаете? Они нигде это не опубликовали! Психанула и сказала: все, больше никому ничего не скажу.
— Судя по инстаграму, вы радикально сменили имидж…
— После тридцати жизнь меняется. Начала так стричься в сентябре. Каждый следующий раз — все короче и короче. А потом решилась еще и в "блонд" перекраситься. Мне нравится.
— С каким настроением встречаете отпуск?
— Смешанные чувства. Начнем с того, что моя "Вылча" закончила чемпионат на третьем месте. Этот факт принять тяжело. Пандемия наложила отпечаток, но это не оправдание. Мы там, где и заслужили быть.
В то же время рада отпуску. Впервые за два года появилась возможность попутешествовать. Как раз раздумываю, куда поехать. Хочу в Италию — очень нравится. Рассматривала Грецию, Турцию. Но здесь не все зависит от меня — нужно смотреть на ограничения. Например, Италия — зеленая зона для Румынии, но не для Украины. В принципе заехать можно, но нужна самоизоляция. Короче, пока не определилась. Думаю, ясность наступит ближе к следующей неделе.
— Вы родом из Одессы, известной своим колоритным юмором. На вас это отражается?
— Для меня было откровением узнать о наличии у одесситов какого-то особенного акцента. Моя первая профессиональная команда — львовская "Галичанка". Играла там с девочками из других городов, в основном из Запорожья. И все кругом твердили: "У тебя такой акцент!" Я даже обижалась: "В смысле?! Что со мной не так?" Когда вернулась в Одессу, начала обращать внимание, как разговаривают таксисты, другие местные жители. Оказалось, акцент и вправду есть.
Кстати, заметила: люди, рожденные у моря, солнечные, жизнерадостные. В Румынии есть гандболистки из Констанцы — городка, который также располагается на побережье Черного моря. С ними я быстро нахожу общий язык.
— Насколько удовлетворены своим выступлением в сезоне?
— Под конец играла мало. 1 апреля диагностировали "корону". Восстановление проходило трудно, чувствовала себя ужасно. Обычно как? Если простуда или грипп, то первые два-три дня тяжело, потом принимаешь лекарства — идет улучшение. А здесь все время одинаково плохо. На этой почве появилась депрессия. Плюс побочные эффекты: головокружение, потеря концентрации. Мне даже пробежаться было невмоготу. Втягивалась постепенно. На первых порах по тренировке в день. Как-то на радостях увеличила нагрузку — и резко стало еще хуже, чем после "короны". Привела организм в норму только две-три недели назад.
— "Вылча" завершила чемпионат Румынии третьей. Что помешало выступить лучше?
— Прежде всего ковид. Поначалу действовало правило: если три-четыре человека заболели, то команда не выходит на матч, и это не оспаривалось. Потом лимит увеличили до шести. Перед важным поединком с "Байя-Маре" у нас возникли кадровые проблемы. Сыграть могли только восемь человек основы плюс юниорки. Мы уступили, хотя даже ослабленным составом были близки к победе. Во втором круге снова проиграли "Байя-Маре" — уже обоймой, близкой к оптимальной. Возможно, избрали неправильную тактику.
Считаю, могли побеждать и в тех матчах, и даже "Бухарест" в Лиге чемпионов. В первой встрече выглядели ужасно, уступив с разницей в девять мячей. Но по ходу ответной наше преимущество доходило до семи голов. Немного не хватило, чтобы решить задачу со звездочкой.
Мы вылетели в 1/8 финала, но ничего страшного. Не ставилась задача кровь из носу добраться до "финала четырех". И прессинга по этому поводу тоже не было. Просто хотели пройти как можно дальше.
— Чем запомнились свидания с ЦСКА на групповом этапе Лиги чемпионов?
— В дебюте московского матча показалось, что "Вылча" может победить. Но с течением времени пришло понимание, что это нереально. За вторым поединком наблюдала с трибуны. Должна признаться, ЦСКА очень понравился. Я прямо кайфанула. Конечно, поддерживала своих, но по мастерству и ведению игры армейский клуб выглядел круто.
— Резюмируем: бронза чемпионата, победа в Кубке Румынии и ранний вылет из Лиги чемпионов. Какой оценки за сезон заслуживает "Вылча"?
— На фоне пандемии в целом считаю выступление неплохим. Другие амбициозные румынские клубы с большим бюджетом пострадали сильнее. Так что мы еще счастливчики.
— "Вылча" — клуб интернациональный. Нет ли в команде разделения на группировки и языкового барьера?
— Думаю, в каждой команде есть группы. Это нормально. Языкового барьера не ощущается. Почти все сносно изъясняются по-английски. Есть пару румынок, которые не разговаривают, но все понимают.
Что касается моего владения румынским, то могу похвастаться: к концу сезона я получила массу комплиментов по поводу знания местного языка. Даже появился кураж. Иногда прошу поправлять, если говорю что-то не так. Общаться по-румынски было делом принципа, ведь я уже столько лет в стране. Раньше не то чтобы боялась… Просто я перфекционист — хотелось сразу говорить без ошибок.
— В Румынии вы уже почти треть жизни. За это время она стала второй родиной?
— Да. Возвращаясь домой, чувствую, что необходима адаптация. Кстати, расскажу одну историю. В марте прошлого года все разъехались по сборным. И вдруг — пандемия. Аэропорты позакрывались, и мы застряли вдали от клуба на два с половиной месяца. Смогла уехать в "Вылчу" лишь в конце мая. Я просто бежала туда вприпрыжку — настолько некомфортно было находиться в одном месте.
Это был колоссальный стресс. В чемпионате мы шли первыми, но у "Бухареста" оставался матч в запасе. Если бы конкурентки его выигрывали, то выходили бы в лидеры. Федерация затягивала с решением. Уже везде объявили об отмене чемпионатов, и только в Румынии чего-то ждали. Мы до последнего не знали, готовиться к возобновлению турнира или уже можно расслабиться. Хорошо еще, что в Украине были не такие жесткие запреты, как в Италии, Испании или Германии. Но у нас тоже все позакрывали. Я настолько активный человек, что даже в отпуске тренируюсь в удовольствие. Но как ты позанимаешься, если стадионы не работают? Катастрофа! Куча мыслей лезли в голову. А если чемпионат возобновят? А как тренироваться? А если не тренироваться, то это же повышает риск травмироваться… С непривычки столько времени сидеть дома — это кошмар.
Как только услышала, что границы открываются, запускаются автобусы, сразу стала искать билеты. В итоге уехала в Румынию через BlaBlaCar (онлайн-сервис поиска попутчиков. — прим. БЦ). Сначала кум отвез меня на молдавскую границу. На румынской стороне должны были встретить. Надеялась договориться с пограничниками — не получилось. Нельзя и все. В общем, поехали обратно в Одессу. По дороге искала другие варианты. Нашла этот BlaBlaCar. Так мы ехали через пол-Украины! В Бухарест добралась только спустя сутки. Ну, зато интересно.
— Вам предлагали румынское гражданство?
— Два-три года назад узнала, что, оказывается, заходил такой разговор. По слухам, хотели заиграть меня за национальную сборную Румынии. Я тогда об этом ничего не знала. Если бы мне лично предложили, я, может, и подумала бы.
Потом общалась на эту тему с клубом. Говорю: посмотрите, может, вам выгоднее, чтобы у меня появился румынский паспорт. Хотели уже делать. Но по документам выходило, что я все это время провела не только в Румынии. Переходя из одного клуба в другой, в Украине по новой открывала рабочую визу. А если бы я продлевала документы, а не заново оформляла, был бы нон-стоп пять лет. После этого можно делать паспорт и подавать заявку на получение гражданства.
— Не хочется сменить зону комфорта и попробовать себя в другом чемпионате?
— Такие мысли возникали. Но когда взвешиваешь плюсы и минусы, то приходишь к выводу, что лучше остаться в Румынии. Хотя я и сейчас открыта для предложений. Готова к новым челленджам.
— Если брать личные достижения, то какое ценнее: титул лучшего бомбардира чемпионата Румынии или звание лучшего легионера?
— Может, покажусь чересчур скромной, но не считаю это достижениями, о которых нужно говорить во всеуслышание. Для меня это не более чем приятный бонус за проделанную работу, показатель того, что я на правильном пути. И мотивация продолжать работу на том же уровне, а то и выше.
— Вы стали связующим звеном в вопросе перехода в "Вылчу" Евгении Левченко из "Астраханочки". Рады, что теперь вы одноклубницы?
— Да. Нам и в сборной хорошо, вместе живем на выездах. И в одной команде играли — еще в Запорожье. Здорово, что будет свой человек, с которым можно поговорить на одном языке.
— Женя признавалась, что шокирована уходом Флорентина Перы в ЦСКА…
— Честно говоря, я тоже. Его уход стал неожиданным, потому что он только-только продлил контракт — перед тем, как это сделала я. Вроде бы он комфортно чувствовал себя в "Вылче". Ничего не предвещало.
Евгения Левченко: "Пера был заинтересован в моем трансфере в "Вылчу". Его уход в ЦСКА стал шоком"
— Как вам работалось под его началом?
— Бывали разные ситуации. И негативные, и позитивные. Но это нормально. Рабочие моменты.
— Вы играли у Перы еще в "Романе". За это время тренер изменился?
— Дайте подумать… Наверное, да. "Роман" и "Вылча" — команды разного уровня. Хочешь не хочешь — поменяешься. Пожалуй, сейчас он помягче. Амбициозный, современный тренер, которому не присуще, как в старые времена, кричать на игроков, матюгаться или даже применять физическую силу. Пера идет в ногу со временем и старается договориться с игроками по-доброму.
Хотя я замечала, что есть гандболистки, на которых такой подход не действует. До них установки доходят только на повышенных тонах. Как только начинаешь прессовать, они сразу чувствуют ответственность и играют нормально. Это смешно, но правда. Хотя когда тишь и благодать и все друг другу улыбаются, это тоже не хорошо. Не люблю, когда тренер орет без причины. Однако если перед важными матчами вижу, что он умиротворен, не переживает в должной мере, не злится и не ругается, меня это пугает, начинаю переживать. Потому что это означает, что мы несерьезно относимся к сопернику. Все наши знаковые победы получались эмоциональными.
Эдуард Акопян: "Тщательно изучили досье на Перу. Все команды, куда он переходил, росли"
— В марте прошлого года произошла потасовка между Флорентином Перой и тогдашним наставником "Бухареста", а ныне рулевым "Ростов-Дона" Пером Юханссоном. Интересно узнать ваши впечатления.
— На последних секундах при равном счете нам свистнули пробежку, и в итоге мы проиграли. Пера бросился горячо оспаривать это судейское решение. Но, насколько помню, пробежка действительно была. Да и вообще у меня никаких претензий по поводу результата. Видимо, тренер думал по-другому.
— Расспрашивал ли вас Флорентин про ЦСКА, про постсоветский гандбол?
— В ходе сезона такой разговор заводился. Пера признавался, что в восторге от гандболисток с постсоветского пространства — белорусок, россиянок, украинок… От нашего менталитета, спортивного духа, отношения к тренировкам. Только позитивные отзывы.
— Он случаем не звал вас с собой в ЦСКА?
— Нет. Сейчас эту тему не поднимали.
— Преемник Перы в "Вылче" до сих пор не объявлен. Есть ясность, кто им станет?
— Насколько поняла, клуб возглавит экс-помощник Перы серб Горан Куртеш. В минувшем сезоне он заработал авторитет в команде, игроки к нему хорошо относятся. Посмотрим на него в роли главного.
— Ваш рост — 169 сантиметров. Это ниже среднего для позиции полусредней. Не испытываете в связи с этим дискомфорта?
— Нет. Хотя в детстве была некая дискриминация по антропометрическим признакам. Когда мне было 14-15 лет, хотела попасть в киевский или броварский спортивный интернат. И меня не взяли из-за неподходящих данных. Говорили, мол, задние игроки должны быть под метр восемьдесят. Потом перестала париться по этому поводу. Такие люди, как Нура Мерк, Стине Офтедал и Кристина Кристиансен, доказали, что рост неважен.
— В молодости вам предлагали переехать в волгоградское "Динамо".
— Это правда. Я тогда играла в Запорожье. Кажется, сам тренер позвонил мне и пригласил. Я даже билеты купила в Волгоград. Но так и не поехала. А почему — не помню… Вот реально!
— Может, запорожский клуб не отпустил?
— Точно нет. Наоборот, переход игрока в более статусный клуб стал бы гордостью для наших тренеров. Наверное, меня смутило, что пришлось бы выходить не на своей позиции. В общем, я передумала и решила остаться. Меня в Запорожье все устраивало.
— Приглашали ли в другие российские клубы?
— Звали в "Ростов-Дон", когда его возглавлял Амброс Мартин. Звонили в конце мая 2018 года, когда приехала в сборную. Но у меня действовал контракт с "Вылчей". В "Ростове" говорили, что были готовы даже выкупить меня. Но румынский клуб не отпустил. В переговорах я не участвовала. Сообщила только, что хотела бы попробовать себя в "Ростове". Для меня это вообще было фантастикой: ура, наконец-то меня заметили! Но в то время "Вылча" очень мною дорожила. Я сразу сказала, что забрать меня будет трудно.
Но я не сильно расстроилась. Все равно уже ничего нельзя было изменить. В итоге следующий сезон сложился успешно. "Вылча" взяла золото чемпионата, я стала лучшим иностранным игроком. В еврокубках не повезло. Зато мы одолели "Бухарест"! Для нас эта победа стала сродни триумфу в Лиге чемпионов.
— Ваша реакция на последние новости из лагеря сборной Украины?
— А что произошло?
— Очередной пролет мимо топ-турнира, смена тренера…
— Так это уже привычно.
— В марте тогдашний наставник сборной Украины Борис Чижов объяснял ваше отсутствие в составе на отборочные матчи ЧМ-2021 "психологическими причинами". Можно подробнее?
— Он прямо так и сказал: психологические причины? Думаю, он просто не до конца был знаком с ситуацией. Со мной никто не разговаривал на этот счет.
— Что думаете о новом главном тренере Виталии Андронове?
— Мы пересекались в сборной. Когда он пришел в мужскую команду, вроде бы результаты стали налаживаться. Немного по-другому ребята заиграли, словно обрели новое дыхание. Слышала много хороших отзывов о тренере из "Галичанки", девочки им очень довольны. От личного общения тоже остались приятные впечатления. Если позовут в сборную, конечно, откликнусь.
— Левченко связывает непопадание украинок на топ-турниры с тренерской чехардой. Мол, только начинаем привыкать к требованиям одного, как назначается другой…
— Соглашусь. Неплохо работалось с Натальей Ляпиной. Было что-то свежее, интересное — и в тренировочном процессе, и в общении. В защите поменяли тактику, новая схема мне импонировала. Может, Ляпиной и не хватало опыта на уровне сборных, но я, Вика Борщенко, другие гандболистки относились к ней с большим уважением. К сожалению, не хватало времени на налаживание взаимопонимания на площадке. Тем не менее мы наравне соперничали с Румынией, Польшей…
— Поддерживаете связь с Борщенко? Как смотрите на ее конфликт с ФГУ?
— Было неприятно, когда ее перестали вызывать. Потому что она полезна сборной не только как капитан. Это игрок с громадным багажом опыта. Человек, который развивается и небезразличен к украинскому гандболу. Говорить о том, что такая гандболистка лишь на карандаше, — это бред. Для меня загадка, почему она не в сборной. Понимаю, если бы игрок не попадал в состав, потому что реально сдал, снизив уровень. Но это совершенно не про Вику.
— Не умерла надежда поехать со сборной на большой турнир?
— Нет. Мы уже забыли, что это такое. Уже шутим с девочками: ой, ну попадем, допустим, на "Европу" — боже, а что там будет? Время летит быстро. Когда мы последний раз куда-нибудь пробивались?
— В 2014-м — на чемпионат Европы в Венгрии и Хорватии.
— Так давно? Кошмар. Серьезно, в 2014-м? Не в 2016-м?
— Да, семь лет прошло.
— Как минимум есть надежда, что с приходом нового тренера мы сможем выкарабкаться.
Фото: instagram.com/iren_a23, ПГК ЦСКА, gsp.ro.