Постсоветский десант в Румынии расширяется. В "Вылче" Ирины Глибко с нового сезона будут играть Ольга Горшенина и Евгения Левченко. БЦ пообщался с украинской мастерицей подкруток.
— Как возник вариант с "Вылчей"?
— После выездного матча со "Сторхамаром" в Евролиге на связь вышла моя подруга Ирина Глибко. Она сказала, что ее клуб заинтересовался мной. Тогда и задумалась, оставаться в "Астраханочке" или нет. В феврале пришли к тому, что подпишу контракт с румынским клубом.
— Другие предложения поступали?
— Я просто решила их не ждать. "Вылча" — подходящий вариант в продвижении карьеры. Была готова остаться в Астрахани, но в клубе сообщили, что хотят сделать ставку на местных. Поняла, что переход в "Вылчу" более заманчив.
— С кем-нибудь из руководства румынского клуба общались?
— Толком ни с кем — всеми делами занимался агент. Он мне передавал информацию. Сейчас, перед отъездом из Астрахани, мне написали из "Вылчи" по поводу оформления визы. Команда соберется в июле, но я хочу приехать раньше, чтобы решить организационные вопросы.
— В феврале вы ведь не знали, что тренер Флорентин Пера уйдет в ЦСКА…
— Лично мы не общались. Знаю со слов Ирины Глибко, что он был заинтересован в моем трансфере. Когда пару дней назад увидела, что Пера возглавит ЦСКА, расстроилась. Для меня это даже стало шоком.
Флорентин Пера: "Никаких персональных проблем между мной и Пером Юханссоном нет и быть не может"
— Не пожалели, что поторопились заключить двухлетний контракт?
— Все, что ни делается, — к лучшему. С теми же мыслями в прошлом году принимала предложение из Астрахани. Новый опыт, новые знакомства — это всегда интересно. К тому же чемпионат в Румынии высокого уровня. Хуже или лучше российского — трудно судить. Думаю, они примерно одинаковы. В румынской лиге подкупает конкуренция: шесть-семь команд борются за первое место.
— В "Вылчу" также переходит россиянка Ольга Горшенина из ЦСКА. Общались с ней?
— Нет, мы не знакомы. Но я рада, что теперь мы одноклубницы. Будет с кем поговорить на одном языке.
— Обсуждали ваш переезд с экс-одноклубницей по БНТУ Марией Коновал из "Дунэри"?
— Да. Спрашивала ее мнение о румынском чемпионате, не сообщая при этом об интересе со стороны "Вылчи". Маша говорила, что это хороший турнир, там играют жестко. Еще рассказала о финансовых проблемах в некоторых клубах. Но, если честно, уже не помню, о каких командах шла речь и из-за чего у них трудности.
— Вряд ли это касается "Вылчи", которая претендует на пьедестал.
— Надеюсь. Потом уже сообщила Маше, что перехожу "Вылчу". Она порадовалась. Здорово снова оказаться в одном чемпионате.
— С какими чувствами покидаете "Астраханочку"?
— Со многими сблизилась. Есть небольшое сожаление от результатов. Хотелось закончить чемпионат на хорошей ноте, заняв третье место. Последнее поражение (17:32 в матче с "Ладой". — БЦ.) — очень обидное. Не знаю, что с нами стряслось. Завоевали бы бронзу — было бы гораздо приятнее уходить. Можно даже сказать, с гордо поднятой головой. Не вышло. Тем не менее, остаемся в хороших отношениях — и с тренерами, и с девочками.
Чемпионат России. Бронзовый финал. К "Ладе" не стало вопросов. У "Астраханочки" не осталось сил
— Что произошло в ответном поединке в Тольятти?
— У нас вообще ничего не получилось. Вспоминаю матч как страшный сон. Может, перегорели из-за чрезмерного желания победить. Слишком сильно хотели закрыть сложный сезон на мажорной ноте. У нас было много травм. У девчонок "посыпались" колени, у меня воспалилось плечо после скомканной предсезонки и резкого вовлечения в игровой процесс. Конечно, не прошла бесследно потеря Геннадия Андреевича Лебедева…
Не раз задумывалась, почему мы так плохо сыграли на выезде с "Ладой". Но, как говорил мой детский тренер Александр Исаев, царствие ему небесное, каждый матч — это история. Жалко, что он не видит, как выступают его запорожские воспитанницы. Надо двигаться дальше.
— Влатко Джонович, также распрощавшийся с "Астраханочкой", после того матча выражал недовольство судейством. Солидарны с наставником?
— Повторюсь, матч с "Ладой" — уже история. Ничего не имею против судей. Мы сами проиграли, и никто другой в поражении не виноват.
— Черногорец говорил о работе арбитров на протяжении всего сезона.
— Ничего не могу сказать на этот счет, кроме того что в Евролиге, чемпионате и Кубке России нас судили по-разному.
— Тот же Джонович отмечал, что после смерти главы клуба Геннадия Лебедева многое внутри команды стало другим. Конкретизируете?
— Многим девочкам Геннадий Андреевич был как отец. К нам с Ириной Стельмах он тоже отнесся тепло. Мы пропустили втягивающие сборы и поздно влились в команду, и он сильно переживал за наше состояние, опасался, что возникнут проблемы с адаптацией. Мы мало общались с главой клуба. Но, глядя на девочек, понимаю, как много он для них значил. Когда человек ушел, все, конечно, поникли. С этим тяжело было свыкнуться. Последующие матчи проводили за него. За то, что он создал в Астрахани такую империю.
— В Евролиге "Астраханочка" дошла до четвертьфинала, где уступила будущему финалисту "Шиофоку". Что помешало пройти венгерский клуб?
— Если бы играли по стандартной схеме "матч дома — матч в гостях", уверена, результат был бы другим. Два выездных поединка — это тяжело. Плюс немного давил статус соперниц, которые уже завоевывали еврокубок.
— Причина проведения обоих матчей против "Шиофока" на его территории только в пандемии, или были другие привходящие факторы?
— Честно — не знаю. Ходили какие-то слухи, но подтвердить или опровергнуть их не могу. С руководством эту тему не затрагивали. Да мы и не имеем права это обсуждать. Нам сказали сыграть два матча в Венгрии — мы сыграли.
— В целом как оцените сезон для себя?
— Морально было сложно. Во-первых, потому что пропустила втягивающий этап подготовки. Во-вторых, с Ирой Стельмах мы вообще не выезжали из страны. Если бы вырвались домой хотя бы на Новый год, думаю, психологически было бы чуточку легче. В-третьих, на нас давили определенные люди. Осуждали за то, что выступаем в России. В России же, наоборот, нас приняли хорошо, но с украинской стороны было недовольство.
— Эти люди из руководства ФГУ?
— Нет. Просто люди, которым нравится педалировать тему отношений между двумя странами. Не скажу, что сильно переживаю, но это есть. Неприятно, когда наш украинский народ наговаривает, перестает считать нас украинками и требует запретить въезд на родину. Грубо говоря, нас записали в предательницы. Для меня это обидно и непонятно. Почему если играешь в России, то становишься врагом народа?
— В раздевалке "Астраханочки" не смотрели на украинок косо?
— Нет. Ха, единственное, что обсуждали, так это мой необычный говор. Он всех веселит.
— В следующем сезоне в Астрахани будет, по сути, новая команда. Есть тревога за ее будущее?
— Не назвала бы это тревогой. Но мне действительно интересно посмотреть, что ждет клуб. Другой тренер, много новичков. Конечно, буду следить за девочками и переживать — как-никак провела в Астрахани целый сезон и оставила частичку души. Кто знает, может, пересечемся в еврокубках. "Вылча" доигрывает чемпионат, и пока неизвестно, куда пробьется — в Евролигу или Лигу чемпионов. Но было бы здорово пересечься с "Астраханочкой" на международной арене.
Суперлига. "Астраханочка" и тренд предстоящего лета: изменить облик до неузнаваемости
— Лидеры команды договаривались об уходе вместе, или каждый принимал решение по отдельности?
— Смотря кто… Но вообще игроки разбежались в основном по разным адресам. Массового перехода в какой-то клуб-конкурент нет. А в том, что "Астраханочка" официально объявила о расставании с большой группой игроков лишь в конце сезона, ничего страшного не вижу. Точно так же появлялась информация о новичках.
— В прошлогоднем интервью БЦ вы признавались, что до этого не были в России. Реальность совпала или разошлась с ожиданиями?
— Ха, интересный опыт. Мне понравилось! Если поступит предложение вернуться в Россию, с удовольствием его рассмотрю.
— Можно подробнее: что именно понравилось?
— Ой, даже не знаю… Мы очень долго находились в разъездах. В январе из-за пандемии как выехали на матчи Евролиги, так и приехали только где-то через три недели. Сплошное путешествие.
— Это должно сплачивать коллектив.
— За такое время вместе можно как сплотиться, так и разругаться. У нас все-таки женский коллектив. Ссоры случались. Эмоции били через край в основном во время или после игры. Но это быстро проходит, и обстановка постепенно нормализуется.
— Поговорим о сборной Украины. Что вообще сейчас с ней происходит?
— Сменился тренер. В Украине такая традиция: каждые два или даже полтора года меняется тренер. И каждый раз что-то новое. С Борисом Чижовым, к сожалению, не показали положительных результатов, и на его место позвали Виталия Андронова. С новым наставником лично не знакома и не знаю, кого он вызовет на ближайший сбор. Пригласят — приеду, нет — поболею за Украину со стороны.
— Почему вы приезжаете в сборную, а другие — нет?
— Кому пришел вызов, тот и приехал.
— Я про тех, кто не откликается на вызовы.
— За других трудно отвечать — могу только за себя. Приезжаю, потому что в команде есть родные души, подруги, с которыми общаюсь с детства. Но опять же у нас новый тренер. Я уже седьмой год в сборной, и каждый раз что-то новое.
— Тем не менее есть гандболистки, принципиально не приезжающие в сборную.
— Не пойму, кого вы имеете в виду… Борщенко?
— Именно.
— Ха, так бы сразу и сказали, а то пытаетесь зайти издалека. Если спросить у федерации, почему Борщенко не приезжает в сборную, то там, наверное, просто не ответят на этот вопрос. А то, что мы с Викой обсуждали в личной беседе, пусть личным и останется. Хотя, думаю, все вокруг и так догадываются, что происходит и в чем причина ее решения.
— Украинки не отобрались на чемпионат мира, проиграв "стыки" шведкам. Все по делу?
— В первом матче мы выглядели несобранными. Не хватало взаимопонимания плюс большой процент брака. Потом уже не столько думали о втором матче, сколько переживали за тренера, который по прилете в Швецию сдал тест на коронавирус, оказавшийся положительным. В ответной игре чувствовались раскрепощение, легкость. После домашней неудачи поговорили с девочками, сделали выводы, обсудили изменения в защите и нападении. В итоге победили. Даже сами не ожидали, что можем так играть. Если бы в первом матче верили в себя сильнее, все было бы замечательно.
— Вы с 2014 года в сборной, и за это время украинки не появлялись на топ-турнирах. Когда мы уже увидим вас на чемпионате мира или Европы?
— Ох… Пока продолжаются метания с тренерами и составом, будет сложно куда-то пробиться. У каждого наставника свой взгляд, и нужно время, чтобы освоить его методику. Один проповедует активную защиту, второй ставит 6-0 и так далее. К сожалению, федерация этого времени не дает.
Но рано или поздно сборная вернется в число участниц топ-турниров. Надеюсь, на этот раз смена тренера принесет плоды, и мы попадем на ближайшую "Европу".
— "Ювента", БНТУ-БелАЗ, "Астраханочка", "Вылча"… Можно сказать, что ваша карьера идет по восходящей?
— Конечно! Всякий переход для меня — определенный стресс. Потому что не назову себя максимально общительным человеком. Однако надеюсь, что продолжу прогрессировать и радовать зрителей красивыми голами.
Фото: Дмитрий Марочкин, Кристоффер Борг Маттиссон.