Знаменитый крайний поведал о, пожалуй, самой парадоксальной победе в истории мужского гандбола. Олимпиаду-92 выиграла команда, собранная кое-как и выступавшая без флага и гимна.
После распада СССР в олимпийскую Барселону поехала сборная, которая перестала существовать сразу после окончания турнира. Несмотря на все привходящие факторы, победить парней Спартака Мироновича и Владимира Максимова не смог никто.
Что интересно, общий медальный зачет также выиграла сборная СНГ. Спортсмены словно отдали последний долг стране, которая их воспитала.
Валерий Гопин: "Евтушенко мы звали Папой. И писали письма в его поддержку"
Состав Объединенной команды: Андрей Лавров, Игорь Чумак; Игорь Васильев, Юрий Гаврилов, Андрей Барбашинский, Андрей Миневский, Вячеслав Горпишин, Сергей Бебешко, Валерий Гопин, Василий Кудинов, Талант Дуйшебаев, Дмитрий Филиппов, Михаил Якимович, Олег Гребнев, Олег Киселев.
Валерий Гопин:
— Несмотря на сложную политическую обстановку в то время, у меня не было ни малейших сомнений, стоит ли ехать в сборную. Перед стартом не знал, какие гимн и флаг будут у нашей команды, но повышенного значения этому не придавал. Олимпиада — важнейший турнир для профессионального спортсмена. Конечно, я не хотел его пропускать.
Гораздо больше беспокоила неизвестность другого толка. Многие из героев Сеула-88 оказались вне национальной сборной. Не было Андрея Тюменцева, Славика Атавина, Юрия Нестерова, которые решили не приезжать в сборную. Вдобавок получил травму Александр Тучкин. Разумеется, без них нам было сложнее.
И здесь надо восхититься уровнем чемпионата СССР. Талантливых игроков там выступало так много, что, даже потеряв почти весь чемпионский состав, в короткий срок можно было вновь создать побеждающую команду. В нее моментально и успешно влились Андрей Барбашинский и Талант Дуйшебаев.
Есть версия, что даже тогдашний рулевой Спартак Миронович поначалу не верил в успех. И на какое-то время всю тренерскую работу пришлось выполнять его помощнику Владимиру Максимову.
Валерий Гопин:
— Первый раз об этом слышу. Не видел, чтобы Спартак Петрович ушел в тень, опустил руки, а в это время Владимир Салманович уговаривал бы игроков и наставника продолжать работу. Все время наш тренер трудился с полной выкладкой. Главной задачей было собрать всех сильнейших гандболистов постсоветского пространства. В полной мере сделать это не удалось, но и уровня тех, кто в итоге поехал в Барселону, хватило для завоевания золотых медалей.
Хотя кое-кого в последний момент отцепили. Говорю об Андрее Щепкине. Он был любимцем предыдущего тренера сборной СССР Анатолия Евтушенко, ездил на "мир" в 1990 году, пребывал в статусе игрока основной обоймы.
Но когда штаб сборной сменился, Спартак Петрович решил в качестве дублера Юрия Нестерова наиграть своего ученика, минчанина Андрея Барбашинского. Но даже когда безусловный основной линейный отказался выступать за национальную команду, про Щепкина не вспомнили. В сборной появился Олег Гребнев, протеже Владимира Салмановича. Окажись Андрей в итоговой заявке, на Играх он точно пригодился бы…
В условиях резкого омоложения команды на чемпионский опыт уже не понадеешься. На какие же факторы упирал тандем Миронович — Максимов в подготовке олимпийской сборной?
Валерий Гопин:
— Технике можно научить только до определенного предела. Дальше уже от природы: либо есть, либо нет. Поэтому главным было отбиться в защите — и бежать, бежать, бежать. Необходимо было добыть легкий гол, потому что после пахоты в обороне вскрывать редуты соперника в позиционном нападении "6 на 6" не в пример тяжелее.
А физически мы были готовы отменно. Все строилось через трудную, подчас монотонную, но очень нужную работу. Трехразовые тренировки, конечно, изрядно выматывали, но в Барселоне чувствовали себя великолепно. Сил хватило на весь турнир.
И все равно фаворитами мы себя не чувствовали. Какие там фавориты, если с прошлой Олимпиады в сборной осталось три человека? Дело ведь даже не столько в их богатом опыте, сколько в разносторонности. К примеру, основным левым полусредним в Барселоне был Михаил Якимович. Он золотой парень, но вообще не защищался. В универсальности команда здорово потеряла.
В темные лошадки, правда, нас тоже записывать было неверно. Запас прочности у команды имелся. Как и настрой: в те годы все равно подразумевалось, что на любые соревнования едем за победой. Но если подходить объективно, то перед стартом мы считались претендентами, которые при удачном раскладе могли бы попасть на пьедестал.
27.06. Объединенная команда — Германия — 25:15 (12:7)
ОК: Лавров, Чумак; Васильев (0/1), Гаврилов (5/7), Барбашинский (4/6), Миневский (н.в.), Горпишин (н.в.), Бебешко (3/4), Гопин (2/3), Кудинов (0/2), Дуйшебаев (7/9), Филиппов (н.в.), Якимович (4/9), Гребнев, Киселев.
Валерий Гопин:
— Изменил ли ощущения стартовый разгром немцев? Не думаю. Как уже говорил, решили "физика" и защита. Первая игра — она всегда особая. Все соперники — пока еще загадки друг для друга. Вот сборная Германии с обороной и не справилась. Получили один легкий гол в переходе, второй, третий — и пошло-поехало. Никто не ожидал, что случится такой разгром. Но все, конечно, были очень довольны.
29.06. Объединенная команда — Франция — 23:22 (14:12)
ОК: Лавров, Чумак; Васильев (0/3), Гаврилов (1/3), Барбашинский (1/2), Миневский (н.в.), Горпишин (н.в.), Бебешко, Гопин (6/6), Кудинов, Дуйшебаев (9/13), Филиппов (н.в.), Якимович (5/14), Гребнев, Киселев (1/1).
Валерий Гопин:
— После победы в упорной игре с французами, которые тогда были на пути к нынешней славе, подумалось, что способны на многое. По статистике у меня там много мячей, но, скажу честно, в памяти не отложилось, как я их забрасывал. Гораздо больше был счастлив оттого, что помог добиться важного успеха.
31.07. Объединенная команда — Египет — 22:18 (12:9)
ОК: Лавров, Чумак; Васильев (1/4), Гаврилов (2/3), Барбашинский (3/4), Миневский (н.в.), Горпишин (н.в.), Бебешко (0/1), Гопин (3/4), Кудинов, Дуйшебаев (8/12), Филиппов (н.в.), Якимович (4/7), Гребнев, Киселев (1/1).
Советские сборные по разным видам спорта не раз страдали от необъективного судейства. Впрочем, наш рассказчик в Барселоне вопиющих случаев не заметил.
Валерий Гопин:
— С предвзятостью арбитров я сталкивался не раз. Сборную СССР как представителей чуждого строя на Западе порой пытались засудить. Но все подобные эпизоды происходили на чисто гандбольных соревнованиях. А такой мультиспортивный турнир, как Олимпийские игры, — совершенно иное событие. На него обращено внимание телезрителей со всего мира, масштаб узнаваемости несравнимый. Если бы судьи решили почудить на Олимпиаде, это моментально стало бы достоянием общественности. В этом плане в Барселоне все прошло гладко. Даже несмотря на то, что мы встречались с хозяевами Игр, которые к тому времени еще сохраняли шансы на выход в плей-офф.
Про финал и говорить нечего: на него получили назначение испанцы Роман Гальего и Виктор Ламас, с которыми у нас были отличные отношения. Они не подвели и тогда, прекрасно отсудив золотой матч. Хотя, может, мне так запомнилось из-за победы — возможно, шведы были чем-то недовольны?
2.08. Объединенная команда — Испания — 24:18 (10:5)
ОК: Лавров, Чумак; Васильев (0/2), Гаврилов (4/4), Барбашинский (2/4), Миневский (н.в.), Горпишин (н.в.), Бебешко (1/1), Гопин (7/9), Кудинов, Дуйшебаев (4/10), Филиппов (н.в.), Якимович (5/10), Гребнев (1/1), Киселев.
В гандбольной сборной все подчинялось общей цели. Ни о каких нарушениях режима не было и речи. Команда даже не посетила ни одно другое соревнование.
Валерий Гопин:
— Больше скажу: мы даже на играх наших гандбольных девчонок не были. Дисциплина строжайшая, да все и сами прекрасно понимали ситуацию. Олимпиада — это серьезное соревнование, которое не простит непочтительного к себе отношения. Ходить по дискотекам или, того хлеще, позволить себе выпить, когда турнир еще не окончен, — такого и близко не было.
4.08. Объединенная команда — Румыния — 27:25 (12:12)
ОК: Лавров, Чумак; Васильев (1/3), Гаврилов (1/3), Барбашинский (4/4), Миневский (н.в.), Горпишин (н.в.), Бебешко (2/2), Гопин (5/6), Кудинов (6/8), Дуйшебаев (6/8), Филиппов (н.в.), Якимович, Гребнев (1/2), Киселев (1/2).
Итоговое положение: 1.Объединенная команда — 10 очков. 2.Франция — 8. 3.Испания — 6. 4.Румыния — 3. 5.Германия — 3. 6.Египет — 0.
Иногда ветераны спорта, которые участвовали в летних или зимних Играх в 1992 году рассказывают, что там к ним подходили иностранные коллеги и пытались узнать информацию из первых уст. Мол, что у вас в стране происходит? Сборная вроде есть, а государства уже не существует.
Валерий Гопин:
— Да я и сам толком не знал, что происходило в стране. Играть в Испанию уехал в 1991 году, когда еще существовал СССР. Улетал как раз в августе во время путча — но тогда очень слабо понимал, что это такое. Осознал, что привычные связи рушатся, только когда из общего чемпионата начали уходить литовские, украинские клубы. Хорошо, что хотя бы дали возможность выступить Объединенной командой…
Полуфинал
6.08. Объединенная команда — Исландия — 23:19 (11:9)
ОК: Лавров, Чумак; Васильев (0/1), Гаврилов (1/2), Барбашинский (1/4), Миневский (н.в.), Горпишин (н.в.), Бебешко (1/1), Гопин (3/4), Кудинов, Дуйшебаев (9/13), Филиппов (н.в.), Якимович (7/9), Гребнев, Киселев (1/1).
Валерий Гопин:
— На том турнире взошла и ярко засияла звезда Таланта Дуйшебаева. В полуфинале он вновь потрясающе проявил себя, положив почти десяток голов. А ведь будь в составе Тюменцев, вполне возможно, за его спиной путь Дуйшебаева к статусу суперзвезды мирового гандбола оказался бы более долгим. Ну а в самые трудные моменты, естественно, на последнем рубеже нас выручал Андрей Лавров.
Финал
8.08. Объединенная команда — Швеция — 22:20 (9:9)
ОК: Лавров, Чумак; Васильев (0/1), Гаврилов (5/7), Барбашинский (4/5), Миневский (н.в.), Горпишин (н.в.), Бебешко (0/1), Гопин (1/2), Кудинов (3/6), Дуйшебаев (4/14), Филиппов (н.в.), Якимович (4/7), Гребнев, Киселев (1/1).
За счет чего в спешном порядке собранной команде без многих звезд удалось повалить шведов, которые целенаправленно шли к вожделенному золоту? У нашего героя свое видение главного фактора.
Валерий Гопин:
— Прежде всего это везение. Без толики удачи такие противостояния не выигрываются. Шансы были примерно равны. Все решал случай — грубо говоря, ключевую роль играл один эпизод. Улетит мяч на несколько сантиметров в другую сторону — и все, игра перевернулась. Карта легла нашей стороной.
Ну а что касается гандбольных аспектов, то опять скажу об обороне. Мы постоянно летели "домой" на всех парах. Даже если что-то не получилось в атаке, старались не давать шведам забрасывать легкие голы. Как отпахал в защите Олег Киселев! Он проделал просто колоссальный объем работы, выпив немало крови у скандинавских нападающих. В очередной раз палочкой-выручалочкой стал Лавров, выдавший несколько сэйвов один другого краше.
Отличную игру в финале показал Василий Кудинов. Молодой игрок, впервые на таком старте — но в нужный час продемонстрировал, ради чего его стоило брать на Олимпиаду. Раз — точно зарядил издали. Два — успешно завершил прорезку. То был важнейший отрезок. Игра шла мяч в мяч, было ясно, что победит тот, кто первым положит два-три гола подряд. Это удалось нашей сборной.
При этом у шведов были голкиперы очень высокого класса. К счастью, на них вовремя нашел управу Михаил Якимович. Дважды подряд он пробил Матса Олссона — отлегло. Шведы испугались, взяли его персонально, что расчистило пространство для остальных. Ну а потом и Талант проснулся.
Я в том матче не блистал — один мяч забросил. Зато старался играть дисциплинированно, не передерживать мяч, отдавать передачи, в защите отрабатывал.
Хотя меня в той встрече прилично напрягал шведский правый крайний Пьерр Торссон. Это едва ли не самый неприятный игрок, которому приходилось противодействовать. Маленький, физически совершенно невзрачный, не сказать, что с выдающейся техникой. Хороших позиций для броска я ему не давал. И тогда он стал лезть под невозможными углами. Думаю: ну, хорошо, лезь, в "рамке"-то Лавров, которому так просто не забросишь. Так забрасывал же! Какими-то невероятными подкрутками, по безумной траектории — но залетало. А виноват-то я, раз пустил.
Спартак Петрович говорит мне: "Валера, ты его больше не пускай. С броском с любой позиции Андрей справится лучше, чем с броском этого корявого и неудобного правого крайнего. Летит передача в его сторону — давай сразу к нему". И действительно, нейтрализовать выстрелы остальных Лаврову удавалось куда легче.
…Когда прозвучала сирена, радость была запредельная. Ты отдаешь все силы, чтобы почувствовать это счастье — обнять партнеров и упасть на паркет. Я побежал к Лаврову, мы обнялись, понимая, какое дело сделали — взяли второе подряд золото Игр, но практически другой командой.
При этом выступить еще раз в этом составе сборной было не суждено. Объединенная команда перестала существовать после закрытия Олимпиады. Страны, получившие независимость, пошли своей дорогой…
Валерий Гопин:
— Не стану говорить красивых слов. Мол, мы все так сдружились, что плакали, понимая, что вместе больше никогда не сыграем. Об этом не думали — просто качественно сделали свою работу. Понимание пришло позже, с прожитыми годами. Скажем, на Олимпиаде в 1996 году нам не хватило буквально малости, чтобы дотянуться до медалей. Будь в составе те, кто выступал за сборные бывших союзных республик, результат мог оказаться намного лучше.
Вот, например, Саша Тучкин принял российское гражданство перед Сиднеем — и помог выиграть Олимпиаду. Владимир Салманович знал, кого надо "приватизировать", честь ему и хвала.
Нынешним олимпийским чемпионам грех жаловаться на невнимание после побед. И в прессе минуту славы они имеют, и финансовое благополучие обретают.
Валерий Гопин:
— Орденом меня наградили. А о материальных благах и заикаться не приходилось. Это ведь было едва ли не самое нищее время в истории страны. Кто в 1992 году задумывался о серьезных премиальных для профессиональных спортсменов? Какие-то деньги нам выплатили. Спасибо Владимиру Салмановичу, он этим занимался. Но с нынешними временами, когда чемпиону вручают БМВ на фоне кремлевской стены, тогдашние сравнивать смешно.
А родной регион сделал мне особенный подарок — видеодвойку. Современные читатели, наверное, даже и не знают уже, что это такое. Челябинское руководство сказало: "Квартиру тебе дали за предыдущие Игры. Денег, сам понимаешь, нет. Бери видеодвойку". Причем она оказалась даже не импортной, а была изготовлена на нашем челябинском заводе электроники.
Через четыре года Борис Ельцин пообещал уже более внушительное вознаграждение за победу. А ее-то и не случилось…
Олимпийский траверс. Монреаль-76. "Лишь победа в финале избавит от упреков, что мы там случайно"
Олимпийский траверс. 1980. Александр Каршакевич: "После финала было стыдно возвращаться в Минск"
Олимпийский траверс. Сеул-88. Андрей Тюменцев: "И крик Свириденко: Тюпа, вот оно, счастье!"