Российский гандбольный календарь стал на паузу перед плей-офф чемпионата. Самое время выйти на связь с неожиданной главной добытчицей голов в регулярном сезоне Суперлиги.
Это важно еще и потому, что о 24-летней левше из ижевского "Университета" Марии Керчиковой публике известно мало.
— 132 заброшенных мяча и первое место в списке снайперов. Насколько это неожиданно для игрока из удмуртского клуба, который на высокие места не претендует?
— Конечно, такого не ждала. Стремилась забрасывать больше, приносить пользу команде. Но чтобы такое?! Пристальнее всех за моей статистикой следит мой молодой человек. Михаил постоянно поддерживает, находит нужные слова перед каждой игрой "Университета".
Он баскетболист, недавно закончил играть и перешел на позицию администратора в ижевской команде "Купол-Родники". Мы вместе уже пять лет и как спортсмены хорошо друг друга чувствуем, понимаем. Скажу даже, что о гандболе Миша знает в разы больше, чем я.
— При столь богатой результативности у тебя невысок показатель реализации — около 44 процентов. Претензия справедлива?
— Вполне. Стараюсь работать над этим. Но на эмоциях и в азарте часто совершаю немотивированные броски. Все это, конечно, из-за желания помочь команде.
Чувствую полное доверие нашего тренера Роберта Рифкатовича Минабутдинова. Многие наши комбинации рассчитаны на завершение именно мною. Поэтому, наверное, бросаю намного чаще любого другого игрока задней линии — не только в Ижевске, но и во всем нашем чемпионате.
— Ответь без лишней скромности: что ты умеешь на площадке лучше всего?
— Хорошо получается стрелять по "девяткам", когда соперницы позволяют выйти на бросок в прыжке с трех шагов. С девяти метров, а то и с большего расстояния у меня летит неплохо. Иногда могу позволить себе и обыгрыш. Но прекрасно понимаю: мой конек — сильные броски с девяти метров. Прямо наслаждаюсь ими, еще больше завожусь, стремлюсь забрасывать так еще и еще.
— Кого хочешь напоминать игровой манерой? Кому подражала в юности?
— Настоящих кумиров у меня никогда не было. Следовательно, и не стремилась копировать чью-либо манеру. Помню свое восхищение буквально всеми игроками основы "Ростов-Дона", когда совсем юной попала в систему этого клуба.
Конечно, не отрывая глаз, смотрела, как бросали те же Влада Бобровникова или Аня Сень. Но все же не стремилась быть похожей на кого-то конкретно.
— Как и когда тебя занесло в Ростов? Ты ведь родилась и выросла в Казахстане, в городе Кызылорда…
— Ой, мне было тогда 14 лет! В Казахстан приехала играть за команду из Усть-Каменогорска вратарь из Ростова Ольга Ворона. Она-то меня подметила и предложила переехать в Ростов. Я мгновенно загорелась и рассказала об этом близким.
За мое спортивное развитие тогда больше всех в семье переживал дедушка Михаил Аркадьевич. И он буквально поставил перед фактом родителей и бабушку: решено, Маша переезжает в Ростов-на-Дону.
— Неужели тебя легко отпустили в столь юном возрасте в такую даль и в такой большой город?
— К тому времени я уже довольно долго жила не с родителями, а с бабушкой и дедушкой. Они занимались моим воспитанием, я по возможности помогала им дома. Тогда же начала заниматься гандболом. Так что жить без родителей было более или менее привычно. Но все равно первые месяцы в Ростове дались тяжело. Часто плакала, но меня здорово поддержали девочки из команды, с которыми жила в "общаге".
— В Ростове ты провела несколько лет, но шансов добраться до главной команды практически не было…
— Даже в молодежной команде "Ростов-Дона" во втором дивизионе я получала немного игрового времени, потому что, как правило, на площадку выходили девочки постарше. При этом была очень хорошая атмосфера, все друг дружку поддерживали.
А потом выпал шанс поехать на сборы с главной командой, и я, конечно, во все глаза смотрела на тогдашних знаменитостей: Эльвиру Житлову, Ольга Аджидерскую, Регину Шимкуте. Просто светилась от восторга, получила импульс прогрессировать. И все же шансов попасть в состав к Сергею Белицкому у меня, наверное, не было. Я играла у Ольги Карпенко в "молодежке".
— Пересеклись ли вы в Ростове с другой уроженкой Казахстана — Натальей Никитиной? Ее первым клубом в России был тоже "Ростов-Дон", а вы почти ровесницы.
— Когда Наташа приехала в команду, я была там уже давно. По Казахстану ее не помнила — наверное, слишком юной покинула родину. А когда мы познакомились в Ростове, то сразу стали очень тепло общаться, как будто знакомы давно. И сейчас по возможности поддерживаю связь с Наташей. Считаю, она ярко проявляет себя в "Звезде".
— Добрались до истоков твоей спортивной биографии. Каким образом замечательный дедушка затащил тебя в ручной мяч?
— Первым делом он повел меня — высокую и длинноногую — на легкую атлетику. Занималась многоборьем и даже заняла призовое место на каких-то соревнованиях. А потом соседка стала зазывать на свои гандбольные тренировки. Я поначалу отнекивалась, но как-то дедушка взял меня за руку и отвел на пробное занятие к своему давнему знакомому — гандбольному тренеру Вячеславу Чан-Себовичу Киму.
Я оказалась там самой младшей и низкорослой, хвостиком бегала за старшими и все за ними повторяла. Когда дедушка пришел забрать меня с тренировки, тренер удивился: чего это ты решил меня навестить? Тогда дед и сказал: вон моя внучка у тебя бегает…
— Связи с Казахстаном сохраняешь?
— Все девочки, с которыми когда-то начинала, от гандбола отошли. Моего главного вдохновителя дедушки Миши уже нет в живых. Но в Казахстане остались и бабушка, и родители, и другие родственники. Надеюсь со временем перевезти родителей ближе к себе, в Россию.
В прошлом сезоне на несколько месяцев возвращалась на родину и играла в чемпионате Казахстана. Причем за команду, которую создавал мой первый тренер Вячеслав Ким, — "Кайсар-КАМ-КГУ", раньше она называлась "Сейхун"-КАМ-КГУ.
— Судя по всему, в Ижевске ты чувствуешь себя хорошо. Как устроился твой переход туда из Ростова?
— К 2015 году четко понимала, что в ростовскую основу мне не пробиться. Но меня хотели видеть сразу в нескольких клубах Суперлиги. Была в растерянности. Многие советовали ехать именно в Ижевск. Говорили, что Роберт Минабутдинов умеет работать с молодежью, раскрывать игроков. Так, во многом неожиданно для себя самой, выбрала тогда "Университет".
— А перед нынешним сезоном была уже совсем другая история прихода в этот клуб? Ведь так?
— Прошлый сезон дался тяжело. Успела поиграть полгода в Беларуси за БНТУ-БелАЗ, а затем на четыре месяца съездила в Казахстан. Как раз не стало дедушки. По большому счету, было не до гандбола. Тянула с выбором, хотя варианты трудоустроиться были.
Вот тогда мне позвонила подружка из Ижевска — вратарь "Университета" Юлия Пойлова. По ее словам, меня ждали в команде. Немедленно набрала номер Роберта Рифкатовича, и мы быстро обо всем договорились.
Вернулась и сразу почувствовала себя так, будто никуда и не уезжала. Словно не было тех двух лет сначала в Тольятти, а потом в Минске и Кызылорде.
— Но для дальнейшего карьерного роста из Ижевска надо, пожалуй, уезжать…
— Понимаю. Но прямо сейчас мне сложно на это решиться. Грубо говоря, уже накаталась, хочется где-то прочно обосноваться. Ижевск для этого вполне подходит. И только если поступит предложение, от которого невозможно отказаться, тогда решусь на следующий ход.
— Чего хочешь добиться, играя за "Университет"? Например, в концовке этого сезона.
— Ижевская команда помогла мне проявить сильные качества, стать лидером "Университета". Роберт Минабутдинов говорит, что здесь стараются каждую гандболистку раскрыть индивидуально.
В моем случае это удалось на сто процентов. Вы можете посмотреть статистику. Из нее понятно, что в начале сезона у меня были кошмарные игры, не получалось ничего. И даже мыслей не было о каких-то высоких позициях в списке бомбардиров.
Помогло прежде всего тренерское доверие. Получила много игрового времени, чего не было, к примеру, в "Ладе". Там доказывать состоятельность приходилось на очень коротких отрезках. И это не получалось.
— В 2017 году ты оказалась в Тольятти и среди прочего говорила о стремлении попасть в сборную России. Тебе скоро 25 лет. Такие мечты остаются?
— В спорте они естественны. Но и сомнения терзают. Возможно, я не такая сильная и стойкая, как игроки уровня национальной команды. Вспоминается история. Евгений Васильевич Трефилов приезжал с "Кубанью" в Ижевск. Я тогда неплохо сыграла, и после матча его спросили, почему бы не пригласить Керчикову в сборную. Тренер ответил, что нагрузок, которые выпадают там игрокам, я не выдержу.
Эти слова засели в голову. Ведь у меня были три операции на колене толчковой ноги: первая еще в Казахстане, вторая — в Ростове, а последний раз мне убирали мениски. Так что здоровье — отчасти барьер, в том числе и на пути в клуб уровнем выше. Постоянно терзают сомнения: а вдруг действительно не потяну?
— У тебя случались сезоны, сравнимые с нынешним по качеству игры?
— Заметила, что во время матчей совершенно не могу усидеть на скамейке, мне надо играть. С желанием проявить себя у меня все в порядке было и два сезона назад в "Ладе", и в прошлом, который разделила между Казахстаном и Беларусью. "Университет" — это команда, где у меня есть возможность играть постоянно. Поэтому многое и получается.
Фото: sportur.ru, пресс-служба ГК "Уфа-Алиса".