Хейди Леке: "В моей ситуации было бы эгоистично ехать играть в Россию"

29 октября 2019

Нет такой звезды в мировом гандболе, до которой не смог бы дотянуться полиглот БЦ Сергей Николаев. Вот и знаменитую норвежку удалось раскрутить на большое и интересное интервью.

Линейная Хейди Леке за карьеру собрала обширную коллекцию наград. В составе сборной Норвегии она выиграла два чемпионата мира, три первенства Европы и Олимпиаду, а в рядах "Ларвика" и венгерского "Дьера" стала четырехкратной победительницей Лиги чемпионов. Сейчас 36-летняя Леке выступает на родине — в межсезонье она перешла из "Сторхамара" в "Кристиансанд".

— Как прошла адаптация в "Кристиансанде"?

— Чувствую себя в команде очень комфортно. Клуб профессиональный, девочки очень хорошие, многих я знала и раньше. Грамотные тренеры Оле-Густав Йекстад и Кристине Лунде.

— В последнем матче Лиги чемпионов вы совершили впечатляющий камбэк в поединке с "Мецем"…

— Уступали восемь мячей, но в итоге добились ничьей. По ходу матча наладили игру в обороне, а в нападении хорошо смотрелись с самого начала. Было много эмоций — отыграться в такой ситуации очень сложно.

— Способен ли "Кристиансанд" вновь пробиться в "финал четырех"?

— Сейчас трудно сказать. Пока цель — выйти в основной раунд. Если получится, будем думать о месте в четвертьфинале и так далее. То есть двигаемся шаг за шагом. Все-таки летом в команде произошли изменения. Многие игроки ушли, некоторые, в том числе и я, пришли. В такой ситуации всегда надо время, чтобы наладить игру. Хотя уже сейчас получается неплохо. Тот же матч с "Мецем" это показал.

— Несколько недель назад прошло сообщение о вашей серьезной травме, из-за которой вы должны были пропустить чуть ли не полгода. Но в итоге вы быстро вернулись в строй…

— Хм, странная ситуация. В ходе спарринга со сборной Бразилии у меня возникли проблемы с коленом. Почувствовала: что-то не то. Еще несколько минут отыграла, но после матча показалась врачу и физиотерапевту. Исследование МРТ выявило у меня серьезную травма мениска.

Назначили операцию, но за день до нее я почувствовала, что у меня все нормально. Бегала за двухлетним сыном как ни в чем не бывало, боль практически не ощущалась. Позвонила хирургу и рассказала об этом. Мы вновь провели обследование, на сей раз в клинике, где должны были сделать операцию. Оказалось, что все действительно нормально!

Доктор сказал, чтобы я бегала, тренировалась — и никаких проблем! Самое интересное, что и первый врач не ошибся. Может, на той МРТ проявились следы какой-то прошлой травмы… В общем, я была очень рада, что все закончилось хорошо.

— Вы ведь изначально планировали провести нынешний сезон в "Ларвике", с которым подписали контракт. Но этот клуб выбыл во второй дивизион, и вы оказались в "Кристиансанде". Как удалось разрешить эту ситуацию?

— Я заключила соглашение с "Ларвиком" в октябре прошлого года. А уже в феврале у клуба возникли финансовые проблемы, и все контракты были разорваны. Вообще "Ларвик" был для меня самым удобным вариантом. Ведь он базируется в 15 минутах езды от Сандефьорда, где я живу.

Однако опускаться в низший дивизион не хотелось. У меня еще есть амбиции, хочется выступать за сборную. Пообщалась с Йекстадом, который в прошлом уже был моим тренером. Он сказал, что будет рад видеть меня в "Кристиансанде", и мы быстро договорились. Выбор был простым — я очень хотела вернуться в Лигу чемпионов. В последние два сезона мне ее не хватало.

— У вас ведь было и очень выгодное предложение от "Ростов-Дона". Почему ответили на него отказом?

— Мы обсуждали это с Амбросом Мартином. Но мне сейчас тяжело куда-то переезжать из-за семьи. У меня двое детей, старший сын ходит в школу. Думаю, в Ростове не так много международных школ, где он мог бы учиться. С моей стороны было бы эгоистично в этой ситуации ехать в Россию.

— А как проблема с учебой решалась в Венгрии?

— Спонсором "Дьера" выступает компания "Audi", у которой в Венгрии свой завод. На нем работают тысяч десять человек, и там организовали школу с венгерским и немецким языками. Сын в ней и учился. Он отлично говорит по-венгерски — лучше меня. Хотя и я понимаю почти все.

— В "Дьере" вы провели шесть сезонов. Там все устраивало?

— Да. Команда была очень сильной, а Мартин — великолепный тренер. Что делает его успешным? Во-первых, испанец уделяет много внимания мелочам. Во-вторых, он умеет сделать так, что на тренировках все выкладываются на сто процентов. В-третьих, он веселый и позитивный, может пошутить, но в то же время очень серьезный.

— После неудачного чемпионата мира-2013 вы объявили об уходе из сборной Норвегии, но впоследствии вернулись. С чем связаны эти метания?

— Такого не было, что я хотела завершить международную карьеру. Скорее, мне просто понадобилась пауза. Возникли личные проблемы… С гандболом это не связано — всегда выступала за сборную с удовольствием.

— В детстве вы ведь играли и в футбол…

— Верно, а еще занималась гимнастикой. Но вряд ли достигла бы в этих видах спорта вершин. Если бы не гандбол, наверное, стала бы бегуньей на длинные дистанции — километров на пять. Мне это нравится. Один раз одолела 21 километр — полумарафон. Правда, организм к такому не привык, было тяжеловато. Тем более что я побежала сразу после гандбольной тренировки. Наверное, если преодолевать такую дистанцию регулярно, станет легче. Но я не привыкла бегать больше часа.

— Когда вы родили второго сына, то практически сразу же вернулись на площадку. Как это удалось?

— Беременность протекала очень хорошо, я постоянно тренировалась и находилась в форме. Поэтому возвращение далось легко. Конечно, совсем уж безболезненным оно не было, все-таки организм получил серьезную нагрузку. Двигалась шаг за шагом.

Через шесть дней после родов начала медленно бегать. Чувствовала себя хорошо, стала потихоньку добавлять интенсивности. Через несколько недель уже тренировалась с командой. Родила я 30 июня, а в декабре поехала на чемпионат мира. Это тоже было мотивацией — хотя не знала, как отреагирует организм. После первых родов, кстати, тоже вернулась быстро.

— Старший сын Александр ведь от первого мужа?

— Ну, не мужа — скорее, бойфренда. Я никогда не была в официальном браке. Но Александр живет со мной, моим другом Бьерном и младшим сыном Оскаром.

Сыновья Хейди Александр и Оскар

— Ваши брат Франк и сестра Лисе тоже стали гандболистами…

— Вообще-то у меня четыре брата и сестра. И многие из нас занимались гандболом. Франк, как и я, долго выступал за сборную Норвегии. С Лисе мы в свое время вместе играли в "Йерпене", несколько раз ее приглашали в национальную команду, но сейчас она уже завершила карьеру. А еще одного брата, его зовут Тронд, в свое время приглашали в клуб норвежского топ-дивизиона, однако он предпочел заняться наукой. Сейчас ему уже 41. Мы в семье все близки по возрасту — родители произвели на свет шестерых детей всего за семь лет.

— Мужской гандбол в Норвегии по популярности догоняет женский?

— Да, он постоянно прогрессирует. Сборная выступает отлично, и я вижу, что все больше парней занимаются гандболом.

— А вы знакомы со звездами мужской команды — тем же Сандером Сагосеном?

— Шапочно. Так, можем поздороваться, не более того. Хотя некоторых знаю лучше. Например, Йоакима Хюккеруда — каждое лето я организую лагерь для юных гандболистов, и он тоже. Обмениваемся опытом, помогаем друг другу.

— В почти 37 вы по-прежнему на высоте. Чем пришлось пожертвовать, чтобы столько лет держаться на топ-уровне?

— Можно сказать, ничем. Я просто люблю гандбол! Да, меньше свободного времени по выходным. Но у меня нет рабочего дня с восьми утра до четырех, так что всегда проводила много времени с детьми. Более того, брала их почти на все топ-турниры. Старший побывал на чемпионатах мира, Европы, Олимпиадах. Не взяла его только в Бразилию — на ЧМ-2011 и Игры-2016. Да и то исключительно по соображениям безопасности.

— Почему вы стали линейной? Не мечтали выступать на других позициях?

— До 16 лет я играла в задней линии — или разыгрывающей, или правой полусредней. Но в нашей школе не хватало линейных, и тренер как-то сказал мне: "Твой брат Франк выступает на этой позиции — значит, сможешь и ты". Я попробовала, но поначалу было тяжеловато. Однако постепенно стала прибавлять. Несколько лет еще исполняла роль плеймейкера или полусредней, но регулярно смещалась в линию. А затем стала линейной на постоянной основе.

— Вы говорили, что можете выступать еще четыре-пять лет. А что потом?

— Наверное, буду тренировать детей. Уже сейчас по понедельникам работаю в спортивной школе Сандефьорда с юными гандболистами. Сначала предполагала делать это четыре раза в неделю, но не получилось — дорога в Кристиансанд и обратно отнимает много времени. Работа с юным поколением мне очень нравится, дарит вдохновение. Вижу, что дети хотят учиться, и стремлюсь дать им что-то.

В конце концов я хорошо помню себя в таком возрасте. С большим удовольствием организую и летний лагерь в Осло, о котором уже упоминала. Каждый год в нем участвуют две с лишним сотни детей. Как-то приезжал и Амброс Мартин, выступал в роли тренера. Было очень интересно!

Фото: nettavisen.no, vg.no, aftenbladet.no, timeoutmag.com, инстаграм Хейди Леке.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»