"Даль спросил: почему ты всё время серьёзная?" История жизни линейной сборной Беларуси, в которую не верили тренеры

Линейная сборной Беларуси и клуба "Дунэря" Ирина Мокат рассказала о пути к успеху

14:31, 27 января 2026

Перешедшая минувшим летом из "Вылчи" в другой румынский клуб — "Дунэря" — линейная сборной Беларуси Ирина Мокат записала специально для БЦ увлекательный монолог о себе и поворотах своей гандбольной судьбы.

Вместо пролога

— Думаю, что главное в спортивной карьере — это трудолюбие, дисциплина и, конечно же, вера в себя.

Я хочу рассказать вам свою историю — про то, как добиваться целей, несмотря ни на что. Как оказаться в одном из сильнейших европейских гандбольных чемпионатов, родившись в небольшом белорусском посёлке.

Долгая дорога домой     

— Мы едем домой в Браилу из Вылчи. С понурым настроением — ведь проиграли уже после финального свистка, когда пенальти реализовала восходящая звезда румынского гандбола Ребекка Некула. Кстати, в следующем году она перейдет в нашу "Дунэрю".

А я прошлый сезон провела в "Вылче". Вот такой круговорот в природе (улыбается). Вообще тут интересный чемпионат — непредсказуемый, последняя команда легко может отнять очки у первой, и потому ни в одной игре расслабляться не стоит.

Домой нам ехать пять часов — для местных реалий это какое-то невероятное расстояние. Помню, отправилась с "Вылчей" на первый выезд — так уже через час девочки запросили остановку: попить кофе и покушать. Мол, дорога предстоит дальняя, надо набраться сил!

Через два с половиной часа остановились ещё раз — оказалось, мы уже приехали (улыбается)…

Когда же я рассказала девочкам о настоящих автобусных путешествиях, то они мне не поверили. "Не может быть… 31 час в пути?!" Но ведь именно столько занимала дорога из Тольятти в Новороссийск… Девочки удивлялись: "И после этого вы выходили играть? А потом столько же ехали обратно? Да мы за весь сезон столько не наезжаем!!!"

Обычно время в пути мы проводим, играя в настольные игры. Особенно популярна скандинавская игра Partners, в которую мы с удовольствием сражаемся. Мы — это наш постсоветский легион: Кира Трусова, Лера Кирдяшева, я плюс хорватка Деяна Милосавлевич — она здорово говорит по-русски.

С Валерией Кирдяшевой

Но тут у меня другое занятие: буду смотреть игру "Рапида" Вики Шамановской в Европейской лиге. Вообще люблю наблюдать прямые трансляции гандбольных игр, будь они женские или мужские. И, понятно, очень пристально слежу за мужским чемпионатом Европы, болею за датчан.

Моя лучшая подруга

— Ну а затем начну пересматривать и анализировать наш матч с "Вылчей". Если бы рядом была моя лучшая подруга Наташа Василевская, то она бы эту трансляцию закончила за один миг. "Ну чего ты переживаешь? Забыли и готовимся дальше!"

Она сейчас далеко — но, уверена, именно так бы и сказала. Наташа, конечно, девушка неординарная — и интервью БЦ недавно тоже дала огненное.

Девушка мечты. Наталья Василевская: "Саймон женился на мне из-за ротвейлера. А я вышла за него из-за оружия"

Но только я знаю, что у этого с виду сурового и неубиваемого человека невероятно большое и доброе сердце.

Когда я совсем юной играла в "Городничанке", то Наташа пригласила меня в гости, оплатив билет в Париж, она тогда играла в Безансоне. Даже не знаю, с чем сравнить мои эмоции в тот момент, когда села в самолёт, ведь это был мой первый полёт в жизни!

Мы гуляли вдвоём по французской столице, по всем этим легендарным местам, и я не могла поверить, что всё это происходит со мной. Это была какая-то невероятная новогодняя сказка — для девочки, в которую тогда и не верил-то никто…

Потом мы поехали встречать Новый год в Наташин Безансон — тоже очень красивый и старинный город. И тогда она сказала, что в моей жизни тоже всё будет, и надо просто верить в себя. И я дала себе слово, что сделаю всё, чтобы играть за рубежом. И когда-нибудь точно так же приглашу её к себе в гости…

C Натальей Василевской

Например, в Румынию, в её любимую Вылчу, где она, кстати, выиграла золото "Цветочной лиги". В игровом зале до сих пор висит их огромный чемпионский борд. Все люди как люди, а Наташа с белорусским флагом. Патриот! 

Я тоже люблю Вылчу. И город красивый, и уютных кофеен много, в которых можно посидеть, наблюдая за прохожими за окном.

И вспомнить, как я вообще тут оказалась.

Моя нелюбимая школа и мой любимый гандбол

— Наш городской посёлок, расположенный в Гродненской области, невелик. Таковым был и выбор спортивных секций — гандбол да тяжёлая атлетика.

Ну, ещё и музыкальная школа, в которую я честно отходила три года, постигая азы игры на фортепиано и скрипке. Но она закончилась, когда в наш пятый класс заглянула Тамара Владимировна Прохор.

Считаю её одним из самых главных людей в моей жизни. Я, конечно же, не знала, что такое гандбол вообще. Но пришла на тренировку и мне понравилось. Прежде всего потому, что нашла себе новых друзей, которых в школе у меня было немного.

Вдобавок к этому я оказалась одним из лидеров команды, и наш тренер сказала, что с моими антропометрическими данными и характером очень даже смогу сделать себе карьеру в спорте. Поехать на соревнования в Гродно и, может, даже в Минск. И, что совсем было страшно себе представить — за границу, защищать честь нашей страны. И это было вау!

С первым тренером Тамарой Владимировной Прохор

А в школе всё было наоборот. Я была самой высокой в классе и часто слышала насмешки одноклассников. Признаться, это было не очень приятно — и из-за этого я переживала.

Вдобавок я ещё и заикалась! Даже не знаю, что было хуже — рост или эта проблема, которая возникла в раннем детстве, лет в пять, когда я чего-то испугалась.

Ровесники смеялись над моим дефектом речи, а некоторые учителя даже снижали из-за этого оценки Я, кстати, простила их только сейчас, но всё равно — педагоги не могут себя так вести. Школа определённо была непростым временем в моей жизни…

Так что спорт для меня всегда оставался шансом доказать, что я могу больше. Самым главным домашним болельщиком была бабушка Ира — меня и назвали-то в её честь. Я очень благодарна ей за всё, ведь именно бабушка вырастила и воспитала меня.

Она тоже высокая и не уставала повторять, что рост — это классно, и все его преимущества я пойму только тогда, когда вырасту и стану взрослой. И ведь была права (улыбается).

С бабушкой Ириной Платоновной: "Именно она вырастила меня"

Испытания не закончились

— Когда я выросла и попала в "Городничанку", то мои испытания не закончились. Главный тренер делал ставку на старших девочек, а младшие были предоставлены самим себе.

На детских турнирах я часто брала призы лучшего игрока, но, думаю, мои бомбардирские успехи на месте полусредней были обусловлены в первую очередь высоким ростом — над остальным надо было работать. Но…

Впрочем, не могу не сказать спасибо помощнику главного тренера Александру Сытько — именно он поставил меня в линию. Хоть и случилось это только в 19 лет, я всё равно ему благодарна.

Итак, в Гродно во мне не видели особенных игровых перспектив. Когда уходила, то директор клуба сказал, что я, мягко говоря, не очень, и никто меня к себе не возьмёт. А когда я "приползу обратно", то он, если и возьмёт меня, то на самую низкую ставку, которая только может быть.

Я просилась в Минск к Шароварову, но он сказал, что в его команде буду сидеть на скамейке, там хватало и своих. Так что уходила я, по сути, в никуда.

И как же я была счастлива, когда буквально на следующий день раздался звонок от Томажа Чатера, пригласившего меня в "Гомель". Я была у него на сборе "националки" и, видимо, чем-то впечатлила словенца.

В составе "Городничанки"

Чатер

— На первой же тренировке услышала слова, из-за которых потом была готова была умереть за своего нового тренера.

Хотя, по сути, он не сказал ничего такого особенного. Но как же они тогда меня вдохновили… "Мокат (почему-то он называл меня исключительно по фамилии), ты станешь лучшим защитником в Беларуси. Только выкладывайся на каждой тренировке и слушай меня".

Да я была готова работать на 100%! И Чатер сдержал слово — он действительно научил меня игре в защите. Приучил думать головой — как выбрать правильную позицию и предугадать действия нападающего.  

А ещё он приучил приходить до тренировки и уделять время своим слабым местам. И оставаться после тренировок тоже. Конечно, так должен был делать каждый. Но об этом я узнала только у него. 

Томаж был прекрасным мотиватором и умел сплотить коллектив. Это очень важно! Помню, как перед чемпионатом он купил огромную бутылку шампанского. Всей командой мы поехали в парк, выкопали большую яму, куда его и положили. И договорились, что если победим в сезоне, то откопаем его и выпьем.

Затем часто приходили в это место и предвкушали, как это всё будет. А потом выиграли и кубок, и чемпионат. И сразу же отправились в лес. Было темно, но мы всё предусмотрели и запаслись фонариками!

Когда откапывали, то переживали, ведь морозы могли повредить бутылку. Но нет! Мы громко распевали песни и пили это ледяное шампанское. Эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь. Сравнить те эмоции можно разве что с ничьей с немками в отборе на чемпионат Европы в 2022 году.

Чатер тонко чувствовал наше состояние. Когда мы совсем "запахивались", то он, глядя на наши уставшие лица, улыбался и объявлял, предчувствуя нашу реакцию: "Всё, тренировка отменяется, и мы идём на кофе". Мне кажется, он был лучшим гандбольным тренером в моей жизни.

"А потом мы выиграли и кубок, и чемпионат..."

Певницкий

— За ним с совсем небольшим отрывом следует Певницкий. Валерий Петрович не всем нравится, это правда. Но я ни разу не слышала от него ни одного плохого слова в свой адрес, хотя работала с ним ещё с молодёжки. 

Певницкий не только хороший тренер, но и очень умный и интересный собеседник. С ним приятно общаться.

Ну и специфическое чувство юмора его, построенное на собственном опыте и цитатах из советских комедий… Мы всегда смеялись над его шутками.

"Комплимент спортсменке дороже оценки её игры!" 13 правил тренера Певницкого

Ещё он сторонник строгой дисциплины — если тренер говорит, все молчат и слушают. Если кто-то отвлекался, Валерий Петрович сразу выгонял с площадки — и человек отправлялся смотреть тренировку у двери. Спасибо ему за то, что приучил к дисциплине.

Певницкий бывает слишком прямолинейным, и, возможно, сейчас его методы не всегда работают. Теперь девочки другие — очень чувствительные и ранимые. Правду в лицо говорить нельзя — не дай Бог, чтобы не задеть чьи-то чувства.

Но как же я его понимала, когда после трёх повторений девочка продолжала делать одну и ту же ошибку. И я сама готова была повысить голос, но это всегда делал Валерий Петрович (улыбается). Некоторые не умеют слушать и слышать — это правда, и я тоже не знаю, как с этим бороться. 

Даль

— В "Вылче" мне повезло поработать с Бентом Далем. Мы сразу нашли общий язык — хотя я и приехала в команду, где никто не знал русского. Но это было и хорошо, потому что такие обстоятельства вынуждают тебя начинать говорить на иностранном. Выбора-то нет!

"Вылча" в Лиге Европы

Даль сразу вызвал меня на беседу. И сказал: "Не переживай, я всегда буду поддерживать тебя и помогу быстрее адаптироваться". Не знаю, возможно, он говорил то же самое каждому игроку, но, надо отдать должное, Бент умел расположить к себе. 

Перед каждой тренировкой он здоровался со всеми за руку и спрашивал, как дела. У него была своя отдельная коммуникация с каждым. 

Он всё подмечал и за всем следил. И всегда отмечал удачные действия, давая тебе "пять". Норвежец неизменно прибывал на позитиве. Вот он заходит в зал — и сразу заряжает всех своей энергией. Откуда она у него только бралась?

Он смотрел на меня, смотрел, кажется, даже чертыхался, а потом не выдержал и отозвал в сторонку: "Ирина, ты очень серьёзная. Всегда работаешь на 100%. Но это слишком. Я тебя прошу: иногда расслабься и делай на 90%. Я тебе разрешаю, потому что сильно хорошо — это тоже нехорошо". Кто-нибудь знает тренера из СССР, который бы сказал то-то подобное?

Впрочем, Даль тоже не был железным. Был один день, когда у него сдали нервы — и он повёл себя агрессивно. Хотя, конечно, это всё равно было не сравнить со стилем некоторых тренеров с постсоветского пространства. Намного, намного тише…

Впрочем, следующую тренировку он начал с построения команды и извинения за то, что не оставил вчера личные проблемы вне зала.

В Румынии всё очень интересно устроено — о том, что он покидает команду, мы узнали из соцсетей. Потом Бент написал сообщение в нашу общую группу, а назавтра пришёл попрощаться.

Я была расстроена и поблагодарила за его совместную работу, а он ответил: "Ты работаешь для себя и своего будущего. Так же выкладывайся на площадке и продолжай любить гандбол". Мы и по сей день поддерживаем связь.

Лесли

— Ян Лесли тренировал меня уже в "Дунэре". Абсолютно другой по складу человек, но такой же профессионал, как и Даль. Я никогда не встречала тренера, который столь тщательно продумывал бы план на игру.

В "Дунэре"

У нас всегда их было несколько — А, В, С, D… Если один не походит, то на смену приходит другой. Каждого игрока рассматривали как под микроскопом и находили противодействие против него. Я сохранила все заметки и видео — на всякий случай (улыбается).

Но датчанин закрытый, застёгнутый на все пуговицы, там нет души нараспашку, как у норвежца. 

Помню, как мне говорила француженка Жюли Фогже в "Вылче": "Ирина, кайфуй от того, что делаешь, потому что наша карьера коротка — и, возможно, сейчас самое прекрасное время в жизни".

"Что вы делаете на двух тренировках?"

— Эх, не играла она в наших странах! А там хватало тренеров, которых бесило, когда игроки улыбались. У одной девочки была такая защитная реакция — когда на неё повышают голос. И она тут же получала по полной: "Да чего ты лыбишься… Да ты такая-сякая!" И матом…

А тут мне все сразу начали говорить: "Ирина, улыбайся, почему ты всё время такая серьёзная?" Девочки спрашивали: "А вы в России получаете кайф, когда играете? Вы все выглядите, как солдаты".

Натали Хагман была в шоке, когда я сказала, что мы всегда тренируемся два раза в день: "Ирина, объясни, что можно делать на двух тренировках?" Признаться, я уже и сама не знаю — после двух сезонов в Румынии и трёх тренеров из разных стран. У всех было по одной…

Кстати, раньше я реально думала о том, что когда на нас орут и прессуют — это правильно. Потому что именно это и даёт результат. Но сейчас с таким тезисом абсолютно не согласна.

Тихон и другие

— Мои лучшие сезоны прошли с тренерами, которые были энергичны и позитивны. Все по-разному относятся к Дмитрию Тихону, но он в меня верил и давал поддержку, редко повышал голос и вёл себя сдержанно. У нас, кстати, тоже была одна тренировка в день — и это по какой-то причине очень сильно всех удивляло.

У нас ведь как: чем больше ты в зале, тем лучше. Нужно тренироваться на износ — и с самым сосредоточенным видом. А если вдруг улыбнёшься во время тренировки, то сразу становится понятно — недорабатываешь! (Улыбается).

"Звёзды в НХЛ тренируются меньше, чем гандболисты". Тренер "Лады" по ОФП Денис Далидович — о вреде "дискотек" и теста Купера

Помню, один российский тренер в тайм-ауте сказал: "Если проиграем, то вы у меня после игры будете бегать до блевоты". Может быть, он думал, что этим мотивирует нас, но всегда лучше дать какую-то практическую подсказку или выдвинуть новый план. Даль и Лесли именно так бы и сделали.

Мурашки по коже

— А вообще я счастлива, что уехала в европейский чемпионат. Я много узнала о гандболе и о себе тоже. Увидела, как неистово могут болеть — от обожания до ненависти, но в этом тоже есть свой кайф.

Но самые большие эмоции я испытала в Лиге Европы. Когда заиграл гимн турнира, то по моей коже побежали мурашки.

Меня всегда трогают такие моменты — в эти минуты явственно осознаешь тот путь, который пришлось пройти провинциальной девочке из Кореличей, даже не знавшей размеров гандбольной площадки.

"Вообще я счастлива, что уехала в европейский чемпионат"

В нашем посёлке она была совсем крохотной, и, приехав на первые в своей жизни соревнования и выйдя на настоящую, я испытала шок и просто потерялась.      

Но потом нашлась — уже на паркете лучших европейских залов. И я, признаюсь, очень горжусь собой…

Фото: личный архив Ирины Мокат

Лента новостей
© 2026 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»