
Денис Далидович оказался в гандболе благодаря активной жизненной позиции Максима Бабичева и пытливости его ума. Тогда ещё второй тренер женской сборной Беларуси однажды наведался в минскую лабораторию здоровья, где работал Денис.
Уверенно включил камеру телефона и немедленно приступил к съёмке тренировочного процесса спортсменов, включая своих подопечных. Чем изрядно смутил бывшего хоккеиста, не привыкшего к такой оборотистости гандболистов (однако же, знай наших!).
Увиденное произвело впечатление — и именно Бабичев рекомендовал затем главному тренеру Александру Сытько привлечь экс-хоккеиста к работе с лучшими гандболистками страны. Затем наш герой работал с Валерием Певницким.
Штаб сборной впоследствии они дружно втроём и покинули, разъехавшись по разным адресам бывшего Советского Союза.
А герой этого интервью БЦ оказался в тольяттинской "Ладе".
Хоккеистом был перспективным, стал чемпионом США среди игроков до 19 лет
— Однако важна предыстория такого неожиданного поворота в судьбе некогда многообещающего хоккеиста.
— Да, я всегда считался парнем перспективным — в Америку уехал в возрасте 15 лет, отыграл за океаном пять сезонов, став чемпионом США среди игроков до 19 лет.

Потом вернулся в Минск, подписал двусторонний контракт с минским "Динамо", прошёл с ним предсезонку, а далее получил разрыв вертлужной губы тазобедренного сустава. Залечивал эту травму почти два года, затем поиграл пару сезонов во Франции и Польше и, после некоторых жизненных обстоятельств, принял решение закончить карьеру.
Уже зная, чем буду заниматься дальше. Решил это ещё тогда, когда приехал в Штаты и познакомился со специалистами по общефизической подготовке. И свои первые уроки брал у них — людей, которые сейчас работают в НХЛ и КХЛ. Я прям фанател от этого и тренировки вне льда любил даже больше, чем на льду.
Для этого пришлось получить второе высшее образование — после первого экономического в Белорусском университете. В БГУФКе поступил на специальность "лёгкая атлетика", чем немало всех удивил: "Первый раз видим хоккеиста, который идёт изучать другой вид спорта".
Начал с лёгкой атлетики. Всё же она королева спорта
— Пришлось напомнить, что лёгкая атлетика — королева спорта. И все спортсмены должны уметь бегать и прыгать. Также окончил ведущие американские курсы по силовой и кондиционной подготовке EXOS и ISSA (Международная ассоциация спортивных наук), параллельно устроился в центр спортивной медицины и функциональной подготовки "Спортлаб".
Первая спортсменка из гандбола, с которой там познакомился, была Ульяна Петрачкова. За ней пришла Ирина Мокат, Наташа Василевская, потом парни-гандболисты…
Ну, и в какой-то из дней к нам заявился один подозрительный субъект. Расхаживал по центру, чувствуя себя, как дома и, что мне особенно не понравилось, снимал на телефон все упражнения, которые выполняли спортсмены. Не спрашивая при этом у меня разрешения.
Я пошёл к нашему руководителю, тот успокоил: "Так это ж Максим Бабичев, он из гандбола".

Бабичев предложил поработать со сборной
— С Максимом Бабичевым мы начали общаться, лучше узнали друг друга, и через какое-то время он предложил поработать со сборной. Так я познакомился вначале с Александром Сытько, а затем и с Валерием Певницким.
"Комплимент спортсменке дороже оценки её игры!" 13 правил тренера Певницкого
При абсолютной противоположности характеров оба тренера ярко выраженные представители советской школы. Многие вещи для них были новыми и какое-то время нам понадобилось для того, чтобы притереться друг к другу.
Начали работать с девочками, они приезжали потом в свои клубы и практиковали то, чему их научили в сборной. Со многими продолжали сотрудничество дистанционно. Кто-то делал это профессионально, кто-то для галочки, потому что не хотелось быть белой вороной.
— Назовём тогда чёрных, что чернее некуда.
— Диана Ильина, Ирина Мокат, Яна Сотникова, Татьяна Погребицкая. Это самые трудолюбивые игроки, с которыми пришлось работать. И меня не удивляет, что все они на хорошем счету в своих клубах.
Потому что легионерам по-иному нельзя. Их никто не ждёт с распростёртыми объятиями, свои места в составе надо выгрызать — не уставал говорить об этом молодым гандболисткам: и в ЦСКА, и в сборной, и в "Ладе". Если хочешь расти, то надо работать над собой больше, чем твой конкурент. Становиться лучшей версией себя каждый день.
Гандбол действительно лидирует по травматизму
— Никто ж не против, но, сдаётся, что среди всех летних игровых видов гандбол уверенно занимает первое место по травматизму.
— Именно так. Всё-таки это очень контактный вид спорта. Безвозвратно прошли времена двухметровых игроков, которые ходили по площадке пешком и оживлялись только в районе девятиметровой линии.
Женщины рвут "кресты" в 5 раз чаще, а бич вратарей — локти. Вся правда о травмах в гандболе
Сегодня этим фактурным ребятам надо носиться по площадке так же, как и всем остальным. Скорости выросли неимоверно, резкие смены направления, торможения. Отсюда и травмы: у девочек особенно часто летят колени, у ребят — голеностопы и плечи.

— Да уж, найди сегодня молодую Петрачкову, которая бы не рвала кресты…
— Эта беда — общая для всех видов спорта. У нас почему-то считается, что физической подготовкой всегда можно заняться потом, и в 18 лет, и в 20.
Думается, что со специальной физической подготовкой у нас всё хорошо — тренеры дают её с самого начала. Но давайте возьмём хотя бы наследие советского спорта и то, как тренируются сейчас в Северной Америке. Там не зациклены на одном виде спорта.
Дети ходят на плавание, занимаются лёгкой атлетикой, баскетболом, танцами, знакомятся с базовыми силовыми упражнениями и элементами тяжёлой атлетики — в конце концов, а уже в подростковом возрасте определяются со специализацией. И потому травматизм у них будет пониже нашего, так как уже заложен качественный фундамент для дальнейшего развития в избранном виде спорта.
— Система Polar тоже стала новинкой для белорусской сборной.
— Первые восемь штук я приобрёл за свои деньги. Потом Бабичев сказал: "Погоди, так у нас ещё где-то тут есть…" Оказывается, они были закуплены, но ими никто не пользовался. Ну и так общими усилиями мы смогли наладить процесс отслеживания состояния игроков под нагрузкой.
Конечно, система не идеальна, стопроцентных показателей она не даёт. Но того, что увидели, было достаточно — общая и специальная выносливость у большинства игроков сборной проседала.
Одна тренировка у хоккеистов — против двух у гандболистов
— Но это ладно, я испытал другой шок — когда попал в гандбол и столкнулся с объёмом нагрузок. Хоккей гораздо сложнее, чем гандбол — просто потому, что там есть коньки, клюшка, маленькая шайба и площадка небольших размеров. А потому надо очень быстро думать, двигаться, иметь отличную координацию и выносливость.
И при всём этом даже лучшие хоккеисты мира в сезоне тренируются значительно меньше, чем гандболисты. Одна тренировка в день против двух. При низком объёме, высоком интенсиве и качестве исполнения можно получить гораздо более лучший результат, чем при просто объёмной и продолжительной работе.
При втором варианте спортсмен думает только о том, когда же эта тренировка закончится. И вероятность получения травмы у него тоже очень высока.
В сезоне должна быть одна тренировка в день — максимум 2,5 часа. Но затем, по ходу чемпионата и накоплению усталости у игроков, она должна составлять не более полутора часов.
— Всё пошло от минского СКА с его чудовищными нагрузками.
— Но ведь хоккейный ЦСКА тоже не отставал, да и в других видах спорта люди пахали как проклятые. Кстати, принято считать, что в советском спорте грузили безбожно и на глаз, но ведь это не так!
Когда-то мы были лидерами, но не сейчас
— Были тренировочные методики, рассчитанные такими авторитетными специалистами, как, например, академик Владимир Николаевич Платонов и профессор Юрий Витальевич Верхошанский. Работали целые научные институты — и методики постоянно изучались и развивались.
На западе ничего похожего не было, всему они учились у нас. Вначале копировали, а потом разбирались, что можно улучшить. И в итоге улучшили.
А мы остановились и застряли в 80-90-х — по понятным причинам. Как теперь говорят: "Меня так тренировали, и я так буду". Но спорт-то ушёл вперёд, он не стоял на месте, и сегодня догонять должны уже мы.
— Самое вредное упражнение, на ваш взгляд, которое сейчас используют в гандболе.
— Знаменитых и воспетых в легендах "дискотек" уже вроде нет. И слава Богу, потому что интенсивная работа с 20-килограммовыми дисками (хорошо, если они не тяжелее) прежде всего, очень здорово убьёт спину и связки.
Есть гораздо более эффективные и безопасные упражнения для развития скоростно-силовой выносливости. И с ними точно не будет тех потерь, которые были раньше, когда очень много талантов сходило с этого конвейера из-за чудовищного количества травм.
И вообще каждого спортсмена надо развивать по индивидуальной программе, потому что у всех есть свои плюсы и минусы. Очень важно найти баланс.
Если атлет достаточно сильный, но ему не хватает скорости, то нельзя развивать скорость в ущерб силе, мы всё равно будем поддерживать его силовые показатели. Не снижать, а при возможности улучшать. И при этом делать акцент на развитии скорости.
— А что, с годами её можно увеличить?
— Да. Вот прекрасный пример — американский футболист Том Брэди. Один из самых выдающихся игроков в этом виде спорта. В 46 лет он бегал 40 ярдов быстрее, чем в 20!
Длинные кроссы вредны для игроков
— Ну а если говорить о выносливости, то он точно не бегал многокилометровых кроссов. Их, кстати, я бы тоже выкинул из программы подготовки. Особенно больше 10 км — для гандболистов они абсолютно бесполезны. Так же, кстати, как и тест Купера, который для меня как специалиста в области физической подготовки абсолютно неинформативен.
Я бегал "трёшку" вместе с ребятами-хоккеистами за 10 минут и кроссы по 20 км вдоль автомобильной трассы. Чехи со шведами смотрели на наши забеги, разинув рот, а сами крутили велосипед – не очень, кстати, сильно при этом напрягаясь. Они понятия не имели (как и мы), зачем столько бегать. А потом все выходили на лёд, и мы не могли за ними угнаться.

То же самое и в гандболе: в игре нужны рывки по 5-10 метров, реже 20-30 метров — различной интенсивности и продолжительности, их и надо тренировать.
Наташа Василевская — это белорусский Терминатор
— Однако же интересно, кто была самой физически одарённой девушкой из тех, с кем приходилось работать?
— Хм, надо подумать… Хотя чего тут думать — Наташа Василевская! Это самый настоящий уникум. Вот один из последних примеров: товарищеский турнир в Волгограде с участием белорусской сборной.
Наталья Василевская: "Я от сборной не отказываюсь. Играть за национальную команду всё ещё интересно"
Этого никто не знает, но за две недели до этого человек в Швейцарии порвал переднюю крестообразную связку, при том, что ещё у неё был надрыв мениска. Но Наташа приехала в сборную и стала одним из лучших игроков всего турнира. Играя на одной ноге!
— Но как такое может быть?
— Я тоже думал, что так не бывает. Ей рекомендовали поберечься — Наташа ни в какую! Затейпировала колено и выкладывалась в каждом матче на 100%.
Я с ней работал еще в "Спортлабе", когда она восстанавливалась после разрыва ахилла. В плане отношения к занятиям не скажу, что Наташа была самым дисциплинированным человеком. Скорее — нет.
Но, когда было нужно, она показывала феноменальную работоспособность. Железный характер, помноженный на очень хорошие физические данные. Терминатор. Такая же стальная, как и её мотоцикл.
— Это многое о ней говорит.
— Наташа еще любит хэви-метал и рок-н-ролл. Так же, кстати, как и я. Мы сразу нашли общий язык. У меня тоже был мотоцикл, но вместе, к сожалению, так и не покатались, хотя и планировали это много раз. Но, может, ещё когда-нибудь…
Девушек вдохновляют цифры
— Специалист по ОФП, по сути, ещё один тренер, который тоже проводит психологическую работу со спортсменкой. Девушкам ведь важно внушать уверенность.
— Это несомненно, но куда больше их вдохновляют цифры. Работаем неделю, две, три, а потом показываю, в чём гандболистка прибавила — насколько она стала сильнее, мощнее и быстрее. И вы не представляете, какой это имеет эффект.
Люди, которые относились к беговой и силовой нагрузке, как к необходимой обязанности, буквально начинают сворачивать горы.
— Судя по результатам "Лады" в этом сезоне, с тренажёркой и беговой работой там теперь тоже порядок.
— Начнём с того, что со вторым тренером Леонидом Ворониным мы вместе работали два с половиной года с молодёжными составами ЦСКА, которые успешно выступали на уровне юниоров, "молодёжки" и высшей лиги. Воронин рос и играл в гандбол в Германии, всё в нём понимает и как молодой специалист — рвёт и мечет. И нас это очень здорово объединяет.
С главным тренером Владимиром Полетаевым мы нашли общий язык практически сразу, когда составляли план работы на сезон. И я ему очень благодарен за свободу действий и доверие. Каждый из нас занимается своей зоной ответственности. Когда это видят девушки, то понимают степень доверия ко мне — и работать с ними становится неизмеримо проще.
Опять я Яну похвалю
— Осталось похвалить тольяттинских красавиц, идущих с явным опережением прошлогоднего графика. И выделить кого-нибудь для положительного примера.
— Похвалю всех, выделю одну — Яну Жилинскайте. Это человек, к которому у меня меньше всего вопросов. То, как она тренируется в свои биологические восемнадцать, вызывает только уважение. Фору даст любому.
Девочки прочитают и скажут: "Снова он Яну похвалил, теперь уже в "Быстром центре". Но что поделать, я стабилен в своих пристрастиях, люблю людей со стержнем внутри!
Мне и раньше говорили о Яне много хорошего, но когда я собственными глазами увидел, как человек работает в предсезонке и по ходу сезона, то убедился и сам: она — профессионал самой высокой марки.
Ну а что касается нашего теперешнего места в чемпионате, то мы просто движемся от матча к матчу и стараемся забраться в турнирной таблице "регулярки" как можно выше. Но опять же — столько всего слышали от разных людей перед началом сезона… Начиная с того, что наш максимум в текущем году — это пробиться в плей-офф. И заканчивая прогнозом самым пессимистичным — просто удержаться в Суперлиге.
Но что-то пошло не так, и мы сейчас идём на четвёртом месте! Думаю, это связано с тем, что тренерский штаб поверил в игроков команды, а девочки, увидев эффект от детально выстроенного тренировочного процесса, доверились нам.
Хотя, конечно, все прекрасно понимают, что наш промежуточный успех ещё ни о чём не говорит — всё будет решаться в конце сезона. к которому надо будет подойти в полной боеготовности.
Но я думаю, что подойдём…
Фото: пресс-служба "Лады", личный архив Дениса Далидовича