Гандбол — одна из самых ярких игр, он дарит взрывные эмоции и трибунам, и тем, кто находится на площадке. Но, как и любая притягательная игра, гандбол опасен. Он входит в топ-5 самых травматичных игровых видов спорта.
Хотя бы одно сотрясение мозга получал каждый четвертый профессиональный гандболист. Многие сталкивались с повреждениями коленей и голеностопов. А делая в год десятки тысяч бросков, после которых мяч летит со скоростью свыше 100 км/ч, игроки подвергают испытаниям плечи и локти.
Но какая позиция в гандболе самая травмоопасная? Какие пальцы страдают больше всего? Какие факторы риска есть в гандболе?
БЦ вооружился исследованием спортивного медицинского журнала Aspetar, выписав самые значимые факты о травмах. А истории звёзд гандбола ещё раз подтвердили, что даже серьёзные проблемы — это не приговор карьере.
Оксана Бессалая: "Остаток матча в Звенигороде девушки со скамейки следили не за игрой, а за мной"
Сотрясения мозга: чаще только у хоккеистов и игроков в американский футбол
Гандбол признан одним из командных видов спорта с самым высоким уровнем травматизма. В Германии провели исследование и установили, что 24% игроков получали сотрясения мозга. А в Швеции подсчитали, что сотрясения мозга составляли от 22 до 28% всех зарегистрированных травм. И порой период восстановления от таких повреждений получается очень длительным.
В исследовании приводится пример Клеопатры Дарлё. Вратарь сборной Франции из-за многочисленных сотрясений постоянно испытывала головные боли и тошноту, приостанавливала карьеру на долгие месяцы. Но мечта сыграть на домашних Олимпийских играх победила. Царица Клеопатра на ОИ-2024 снова была в воротах национальной команды.
Но сотрясения мозга в американском футболе и хоккее являются намного более частыми травмами, чем в гандболе. Даже при том, что в этих видах спорта носят мощную экипировку и шлемы.
Лишняя игра — это опасно!
Статистика утверждает, что гандболисты выполняют до 48 000 бросков в год со скоростью более 100 км/ч. Очевидно, что плечо при таких нагрузках в особой зоне риска. Исследования с помощью МРТ подтвердили, что после 10 лет карьеры аномалии в области плеча имели 93% гандболистов. Причём 37% повреждений были бессимптомными.
Дмитрий Санталов: "По предварительным прогнозам — ближе к плей-офф смогу помочь ребятам"
Ещё немного фактов. Гандболистки подвергаются более высокому риску травм плеча, чем гандболисты. А вот годы занятий гандболом и возраст, похоже, не оказывают влияния на частоту травм плеча. При этом уровень соревнований, возможно, сказывается. Согласно определенным исследованиям, у юных игроков риск получить травму плеча выше.
Важный фактор риска получения травмы плеча — игровая и тренировочная нагрузка. Как только у команд появляется лишняя игра в неделю, вероятность получения такого повреждения значительно возрастает. Но есть ещё один факт, который стоит не упускать из виду: риск получить травму плеча выше у крайних, а также игроков задней линии.
Но даже после очень серьёзных повреждений шансы вернуться на высокий уровень неплохи. У Кристины Нягу в 2010 году восстановление после травмы плеча заняло 1 год и 7 месяцев. Что потом не помешало ей стать одной из величайших гандболисток в истории.
Локти — бич вратарей
Сразу два крупных исследования показали, что для вратарей главным слабым местом являются локти. В то время как такие травмы затрагивают 32% полевых игроков, проблемы с локтями возникают у 51% вратарей. И вообще риск получить подобное повреждение у стражей ворот в гандболе сравним с теннисистами, гольфистами и бейсболистами.
Специалисты связывают это с тем, что у вратарей при отражении бросков происходит переразгибание локтевого сустава. Действительно: попробуйте блокировать вытянутой рукой мяч, выпущенный со скоростью более 100 км/ч.
Силой бросков объясняется и большая частота травм пальцев у вратарей. А вообще примерно 9% гандболистов получают травмы пальцев. Причём чаще всего страдают большие пальцы и мизинцы.
Мёрк к 21 году перенесла 6 операций на коленях
Есть приятные новости: исследователи утверждают, что травмы бедра и паха не являются слишком распространёнными в гандболе. А вот про колени этого не скажешь. Судя по всему, это самая проблемная зона у гандболистов, и лечить такие повреждения очень долго. А особняком стоит разрыв передней крестообразной связки (ПКС).
Скандинавские врачи приводят статистику, что до 20% операций по восстановлению ПКС у спортсменов проводятся у гандболистов. Причём женщины в 2–5 раз чаще подвергаются этим процедурам, чем мужчины. Это гендерное различие объясняется анатомическими и биомеханическими различиями. Но медицина пока не готова выявлять склонных к ПКС спортсменов.
"Бывало, что люди играли с переломом — и не чувствовали боли". Врач "Лады" — о травмах в гандболе
Зато их выявляет история. Норвежка Нура Мёрк к 21 году перенесла шесть (!) операций на коленях. Она рвала "кресты", травмировала мениски, на восстановления уходили месяцы. Но каждый раз Нура находила в себе мотивацию вернуться. А многочисленные титулы многократной чемпионки Норвегии и Венгрии, 6-кратной победительницы Лиги чемпионов, а также золотые медали чемпионатов мира, Европы и ОИ доказывали, что всё в гандболе возможно даже после серьёзных травм.
Медики подтверждают истории таких возвращений статистикой. И напоминают, что примерно 80% травм ПКС в гандболе являются бесконтактными, часто возникающими во время приземления или при боковом шаге. После операции более 95 процентов игроков могут вернуться в спорт. Но среди молодых игроков в возрасте до 20 лет 25-33% испытывают вторичную травму ПКС.
Голеностоп — зона риска
Повреждения голеностопа являются наиболее распространёнными травмами. Именно из-за них гандбол считается одним из самых травмоопасных видов спорта.
Статистика подтверждает это. Например, в чемпионате Франции голеностопный сустав был наиболее часто травмируемой областью (19,8% из 78 147 зарегистрированных травм). Причём такое повреждение мужчины получают чаще, чем женщины. Объяснение травматичности простое — во время матча и тренировок гандболисты очень часто меняют направления, а так же приземляются на одну ногу с контактом.
С операции голеностопа начиналась и медицинская эпопея Александра Тучкина. 14 операций не сломали легенду советского и российского гандбола. А два олимпийских золота и одна бронза стали доказательством, что вернуться на высший уровень можно в самых сложных ситуациях.
Факты:
► Игроки задней линии и крайние игроки сталкиваются с повышенным риском травм по сравнению с другими позициями. На долю первых приходится 33% повреждений, на вторых — 36%.
► У крайних игроков и самый большой риск получить тяжёлую травму, показывают исследования.
► Во время крупных соревнований травматизм повышается на 10-40 %.
► У молодых игроков травмы чаще появляются от перенапряжения, у возрастных больше острых травм.
Фото: пресс-служба ЦСКА, polarismedia.no, пресс-служба "Зенита", ЦСП Пермского края