
БЦ продолжает знакомить с участниками сезона мужской первой лиги. На очереди — зона "Сибирь".
В селе Усятское, что в Алтайском крае, хранят собственные традиции. Капитан в какой-то степени легендарной команды Александр Лямкин рассказал про домашний турнир и планы на чемпионат, про работу с подрастающим поколением гандболистов и способы выживания.
Максимов сам перезвонил
— Напомните историю ваших традиционных соревнований. Вы не только сохраняете их, но и стараетесь развивать!
Играй, страна! Первая лига. Как любовь к игре сокращает расстояние от Питера до Алтая
— Турнир памяти нашего тренера Ивана Витальевича Шумакова проходит с 2000 года. Шумаков официально был методистом по спорту, а по сути — тренировал детей и взрослых, работая в связке с физруком.
В селе была выстроена чёткая система. Благодаря этому игрок корректно проходил путь от школьной скамьи до взрослой команды в любом виде спорта.
Иван Витальевич был увлечён ручным мячом — так игру по старой памяти называли даже в 90-е. Он развивал гандбол не только в Усятском, но и во всём Бийском районе, был игроком районной сборной. Она, кстати, успешно выступала на краевой олимпиаде, есть у нас такие соревнования…
Только вот в 2011-м гандбол убрали из их программы. Это стало одной из причин его угасания в Алтайском крае.
Такие турниры живут в виде некой вертикали. Если выкинуть вид спорта с самой верхушки, то в районах нет необходимости проводить собственные соревнования среди взрослых. Тогда и детские турниры становятся не нужны.
Считаю, что ФГР могла бы повлиять на региональные власти в этом деле, хотя бы в виде рекомендаций. Я сам пытаюсь что-то сделать для возвращения гандбола в краевые соревнования, заручился поддержкой шести районов, но год назад мы проиграли сражение. Будем пробовать снова!
В 2001-м в Бийском районе был десяток мужских команд и немногим меньше — женских. Их число сокращалось, а в 2012 году на турнир в Усятское приехали только одна или две. Я уже жил в Санкт-Петербурге и думал, что с гандболом завязал навсегда. Но почувствовал обиду за родное село и любимый вид спорта.

— Тогда вы и взялись за создание местной федерации гандбола.
— Общался по этому поводу даже с Владимиром Салмановичем Максимовым. Что удивительно — он мне сам перезвонил! Максимов был первым, кто откликнулся и дал рекомендации, что делать. Сейчас эти советы кажутся банальными, а тогда они были очень важны. Поэтому благодарен ему за них.
Ещё стал активно искать меценатов и нашёл их. В 2014-м турнир в Усятском возродился, и пять лет у нас даже был призовой фонд — редкость на турнирах, где нет вступительных взносов. К нам стали приезжать команды из разных регионов, до нас впервые добрались Новокузнецк и Горно-Алтайск. Заинтересовались люди из Германии и Беларуси, которых привлёк алтайский колорит. К сожалению, грянула пандемия...
Сейчас пришли к тому, что можем проводить двухдневные турниры. Думаю, в следующем году так и поступим. Кстати, мы участвуем сразу двумя командами. Одна из них — некий симбиоз молодости и опыта, вторая — наша условная основа.
Справка БЦ. На турнире памяти Ивана Шумакова этим летом сражались шесть команд. Победил первый состав хозяев, серебро у представителей Тальменского района, бронза — у Романовского района. Ниже в итоговой таблице расположились Майминский район, Усятское-2 и Завьялово.
Донаты — самый простой и честный путь сбора средств
— Но вам до сих пор необходима поддержка.
— Инфраструктура в Усятском (как и в подавляющем числе сёл Бийского района) хромает, если выражаться корректно. Главная боль — заброшенное и планомерно разрушающееся здание спортшколы. Она портит вид сельского стадиона (напомню, что мы играем на улице) и угрожает безопасности.
А ещё, на мой взгляд, её вид подчёркивает абсурд происходящего. Нам любят говорить, что детский спорт развивается, что возводятся новые объекты. Извините, а когда всё это доберётся до моего родного села? При этом Усятское — не самое запущенное место, оно в сорока километрах от наукограда Бийска, второго города Алтайского края по числу жителей.
Освещения на стадионе нет, воды — нет, а все отговорки местных властей только подчёркивают их нежелание что-либо делать. И ведь мы знаем, что после команды сверху ресурсы всегда находятся. Так что у нас всё происходит не благодаря, а вопреки.

— Практику сбора донатов, то есть добровольных пожертвований, вы используете и в роли лидера музыкальной группы "Альтависта".
— Действительно, мы собирали таким образом деньги на альбомы. О гандбольных затруднениях тоже рассказываем в своих соцсетях. Может, прозвучит нагло, но считаю, что это самый простой и честный путь — найти человека, который понимает ценность помощи детскому спорту, ветеранам, да кому угодно.
Люди должны знать, что без их помощи такие уголки, как село Усятское, не могут решить массу вопросов. Если каждый бизнесмен будет тратить на донаты 5-10 тысяч рублей в месяц, это поможет решить массу вопросов безо всякой бюрократии.
Постараемся выйти на первое место в зоне "Сибирь"
— Давайте поговорим о делах первой лиги. Первый тур в Бийске позади, подведите его итоги.
— Мы проиграли "Кузбассу", безусловному лидеру зоны "Сибирь". Хотя могли и победить, ведь уступили всего два мяча, 41:43.
Турнирное положение в зоне "Сибирь". 1.Кузбасс (Новокузнецк) — 4 очка (2 матча). 2.Усятское — 2 (2). 3.Сибирь (Новосибирск) — 2 (2). 4.Красноярск — 0 (0). 5.Энергия (Барнаул) — 0 (2).
Второй тур пройдёт в Красноярске в начале декабря.
А у Новосибирска мы выиграли — 50:45. Меня даже спросили потом: вы что, без вратарей играли? Но как получилось, так и получилось. Считаю, что мы должны были забирать обе игры. Постараемся в следующем туре вырваться на первое место в таблице.
В этом сезоне наша команда усилила состав легионерами из разных регионов (у нас есть люди из Санкт-Петербурга, Омска, республики Алтай) и молодыми игроками. Рад, что у нас получается и то, и другое. Но приходится проделать большую работу, чтобы понять, подходит нам человек или нет. Нашими приобретениями в целом доволен, иногда даже очень.
"Пустил слезу, когда узнал эту новость..." Дмитрий Черных — про финал первой лиги во Владивостоке

— Для чего вообще существует зона "Сибирь"? В последние годы при любом раскладе на финал ездила только ваша команда.
— Это не совсем так. В первые годы существования зоны "Сибирь" на финал ездил "Кузбасс". А мы оба раза отыграли неплохо, забирали по одной игре. Может, это звучит смешно, но для Алтайского края шестое место — успех! Вспомните, что в четвертьфиналах мы встречались с будущими чемпионами — "Дворцом" и "Кунцево".
У всех сибирских команд есть желание играть в чемпионате России, хотя постепенно копится усталость от норм, которые утверждают для первой лиги. Мы понимаем, что она входит в общую систему наравне с Суперлигой — и требования должны быть унифицированы, но наши любительские команды на другом уровне.
Первая лига. "Мы ведь любители, у нас нет спонсоров…" Золотой дубль столицы и первая бронза "Олимпа"
У нас нет административного ресурса, так что выполнять некоторые требования ФГР если не невозможно, то проблематично. Это бросает тень на то удовольствие, которое мы получаем от гандбола. Боюсь, что однажды проблемы могут перевесить.
Но пока всё остаётся так, как есть, ведь дефицит практики мы не восполнили. К тому же участие в первой лиге даёт нам легитимность в глазах власти и бизнеса. Может, появятся профильные спортшколы, их сейчас в Алтайском крае нет!
Весенний кубок ФГР, первые успехи и горящие глаза. Знакомство с гандбольным Новосибирском
Вывозил ребят в Республику Алтай, в Новокузнецк
— Вы ещё и с детьми в Усятском умудряетесь работать, несмотря на то что живёте в Санкт-Петербурге. И возите их на турниры в тот же Новокузнецк.
— Это началось в 2020-м, во время ковидного карантина. Мы всей семьёй уехали в родительское имение. Там мне захотелось реализовать свои тренерские амбиции. Сел за телефон, обзвонил всех знакомых. Откликнулись двое ребят, так что сначала занимался с тремя детьми — третьим был мой сын, он тогда ещё не поступил в СШОР.
Мы тренировались вместе с ребятами из нашей команды на стадионе. Однажды шёл туда и поразился тому, что увидел — трибуна у гандбольной площадки изрядно заполнена людьми! Это сработало сарафанное радио. В итоге набралось 14 человек в возрасте от восьми лет.

Конечно, сложно с нуля дать базу, поэтому сначала бегали эстафеты, играли в пятнашки, отрабатывали ведение и ловлю мяча. Постепенно присматривался к ребятам, ставил перед ними задачи посложнее. И знаете, в итоге понимаю, что ни в ком не ошибся! Потом два года подряд приезжал в Усятское на лето. Сложно назвать это чисто тренерской работой, скорее получился некий вынужденный гибрид, ведь сам в это время тоже занимался.
В общем, три лета мы провели в интенсивной работе. Мне помогали игроки нашей команды, хотя до этого уверяли, что им не с кем работать (улыбается). Люди взрослеют, поэтому кого-то мы начали привлекать к основной команде. Вывозил ребят в Республику Алтай, в Новокузнецк.
Многое приходится делать дистанционно, находясь в Санкт-Петербурге: искать транспорт, договариваться о товарищеских матчах, присылать упражнения, чтобы дети могли что-то отрабатывать самостоятельно в рамках других секций. Это, кстати, тоже специфика села — если играешь, то играешь во всё. Порой приходится решать конфликтные ситуации.
Конечно, их уровень вряд ли сравнишь с учениками спортшкол, но в том же Новокузнецке нашими детьми заинтересовались, даже предлагали некоторым заниматься у них. Увы, это слишком сложно финансово, да и родители не понимают, зачем всё это. Хотя у самих ребят горят глаза, а мы стараемся сделать гандбол престижным занятием.
Фото: из архива Александра Лямкина