
Сегодня, 30 июля, ровно 45 лет с момента окончания гандбольного турнира на Олимпийских играх в Москве. Мужская сборная СССР на ОИ-1980 осталась второй, что на тот момент стало огромным разочарованием, а вот женская национальная команда уверенно завоевала золото. В ходе турнира она выиграла все пять матчей, а чемпионство оформила для себя 29 июля, уверенно взяв верх над сборной ГДР — 18:13.
Воспоминаниями об Олимпиаде-80 с БЦ поделился человек, непосредственно причастный к тому успеху. Михаил Луценко, ныне начальник сборных команд России, был на московском турнире помощником главного тренера Игоря Турчина.
Разве что чёрной икры на столах не хватало
— Что же спустя 45 лет вспоминается в первую очередь, Михаил Андреевич?
— Всё! Потому что всё было прекрасно. Мне довелось побывать на трёх Олимпиадах: в 1972 году в Мюнхене — в качестве игрока, а в 1980-м в Москве и через 8 лет в Сеуле — в роли тренера. И у меня нет никаких сомнений, что московские Игры были лучшими.
Царила дружеская обстановка, люди из разных стран свободно общались друг с другом. Мне кажется, что любой участник, откуда бы он ни приехал, признал бы: не было никаких проблем ни с проживанием, ни с доставкой спортсменов к местам соревнований, ни с питанием. Разве что чёрной икры на столах не хватало.
Медицина работала с утра до вечера. Спортсмены круглые сутки посещали врачей, которые никому не отказывали в приёме.
— Что же хорошего в том, что было много больных?
— Не в том дело. Ситуацией воспользовались, прежде всего, гости из Африки. Кто зуб подлечит, кто за консультацией обратится.
— Не секрет, что многие в буквальном смысле руководствуются знаменитым олимпийским принципом "Главное не победа, а участие". Иное дело — претенденты на высокие места, представители ведущих спортивных держав. Наверное, старту предшествовала накачка по партийной и комсомольской линии?
— В случае нашей команды её точно не было. Никого никуда не вызывали. Перед основными турнирами главного тренера только спрашивали, не нужно ли чем-то помочь.

В Москву мы приехали за 3-4 дня до Игр. В Новогорске получили экипировку и отправились в Олимпийскую деревню, где разместились в двухкомнатных квартирах, уже готовых для последующего заселения москвичей.
До сих пор вспоминаю и внукам рассказываю
— Вас тогда наверняка поразила пустая и вылизанная Москва, полки магазинов, ломящиеся от дефицита?
— По магазинам нам было некогда ходить. О завозе товаров из Финляндии жена рассказывала. А вот за руль садился. Во время Олимпийских игр одним автомобилям разрешили выезжать на улицы города в чётные дни, другим — в нечётные. В итоге мы быстро добирались куда угодно.
Тренеры зарубежных сборных, с которыми был знаком, на условия не жаловались. Все хвалили прекрасную организацию и выражали восхищение церемонией открытия. Под стать ей было и закрытие.
— Ваша команда побывала на этих мероприятиях? Сейчас-то на парадах часто идут администраторы и массажисты — силы спортсменов берегут.
— Нам никого упрашивать не пришлось. Все хотели пойти в Лужники. К тому же первая игра была через два дня после открытия с командой Конго, которая, конечно, очень существенно уступала в мастерстве.
— Олимпийский Мишка, улетевший на закрытии в небеса — самый трогательный момент?
— Это на всю жизнь. До сих пор вспоминаю и внукам рассказываю. Когда по телевизору показывают документальные кадры с той церемонии, в глазах зрителей читается изумление, а потом грусть. По лицам слёзы текли. Такой задушевности больше ни на одной Олимпиаде не было.

В Мюнхене не смогли обеспечить безопасность так, как в Москве
— Вам есть с чем сравнивать. В конце мюнхенских Игр случилась трагедия с захватом в заложники и убийством израильтян. Да и итоговое 5-е место советской команды вследствие поражения от Чехословакии очевидно не порадовало.
— Утром просыпаемся — всё оцеплено. Никуда не выпускали. Страшный момент! Прямо скажем: в ФРГ не смогли обеспечить безопасность так, как в Москве. В ней мы присутствия специально обученных людей не замечали, но они были повсюду.
— В Сеуле тоже разочаровал результат — 3-е место. После него Турчина сняли, и вы тоже покинули сборную.
— Сказались подводные течения. Мы же нацеливались только на первое место. Так было всегда. Во всяком случае — с тех пор, как я начал работать в команде в 1979 году.
— Между тем к Олимпийским играм-1980 сборная СССР подошла в статусе относительного фаворита. С одной стороны — действующий олимпийский чемпион, победитель Игр в Монреале. С другой, два чемпионата мира подряд, в 1975-м и 1978-м, выиграли гандболистки ГДР. Правда, во втором случае наша команда уступила немкам золото — сегодня прозвучит нелепо — по общей разности забитых и пропущенных мячей.
— Тогда происходило становление молодой команды. Когда же девочки подросли и стали профессиональнее, пошли победы.
— После московской Олимпиады женская сборная СССР выиграла три чемпионата мира кряду (в 1990 году уже без вас с Турчиным). Таким образом, наверное, правомерно сказать, что олимпийская победа дала толчок на целое десятилетие?
— Конечно. В состав вливались новые девушки, но отношение к делу оставалось предельно ответственным. Та команда была монолитом.
К домашним Олимпийским играм мы готовились не покладая рук. Не обходилось без слёз и истерик. Некоторые грозились бросить гандбол! Фамилии называть не стоит: теперь это уже зрелые женщины, у которых выросли внуки. Тем более — то тогда были минутные слабости.
Бывало, поговорю, успокою: здесь ты виновата — надо было сыграть по-другому, а здесь, может быть, и нет. Приходилось быть дипломатом.
— В общем, вы были в сборной и тренером по воспитательной работе, и психологом, снимавшим стресс?
— Было необходимо объяснять, что, если тренерский штаб хочет кого-то подправить в бросках, а кого-то — в защитных действиях, то он старается ради общего блага. Впоследствии игроки были только благодарны. Никто по сей день камень в адрес Турчина не бросит.
Михаил Луценко: "Первый тост — за Турчина. Это даже не обсуждается"
Он же доверял мне полностью. Мы с ним нашли общий язык.

— Команда часто находилась на сборах взаперти. Должно быть, это создавало сложности всё того же психологического порядка?
— Не без этого. Ухажёров не пускали. Но иначе было никак. Находились словно на военном положении. Но после победы все сказали большое спасибо.
— Вам самому было только 32. Никто из девушек не пытался завести с вами роман?
— Может быть, мысли у кого-то и были. Только для меня все были равны.
— Жена не ревновала?
— Нет. Она на этот счет опасений не испытывала.
При подготовке многое заимствовали у мужского гандбола
— Известно, что вы показывали девушкам технические приёмы. Ведь Турчин, который сам не играл в гандбол, этого сделать не мог.
— Женский гандбол приближался к мужскому и в бросках, и в защите. Вот я и обучал девушек, совершать, например, броски с одного шага. Тем более что они могли это освоить. Не сразу, но благодаря индивидуальной работе получалось.
В защите учились жёстко встречать соперниц, а в атаке отрабатывали комбинации, заимствованные из мужского гандбола, который был на них богаче. Притом в то время зарубежные соперницы эти комбинации ещё не применяли.
— На московском олимпийском турнире ваша команда убедительно расправилась со всеми. Победы одержаны с перевесом минимум в 4-5 мячей. Второй призёр Югославия получил 9:18! Как объяснить такое превосходство?
— Мы просто были готовы лучше всех. Сказывался класс.
— Притом, несмотря на бойкот Игр со стороны многих стран, в женском гандбольном турнире приняли участие первые пять команд по итогам чемпионата мира 1978 года, которые все представляли так называемый социалистический лагерь. Время Норвегии, завоевавшей первую медаль на чемпионате мира 1986 года, а также Франции и Дании тогда ещё не пришло.
— Норвегию мы сами научили играть: часто выбирались в эту страну на матчи, норвежки приезжали к нам. А Францию с Данией в то время не считали серьёзным препятствием. Среди соперниц выделялись ГДР и Югославия, обладавшие талантливыми игроками.

— В составе сборной ГДР в 1980 году была Росвита Краузе, первая в истории женщина, завоевавшая олимпийские медали в разных видах спорта. В 1968-м в Мехико она стала серебряным призёром в плавании в эстафете 4х100 метров вольным стилем. Вероятно, это была широкоплечая атлетка, какими мы помним пловчих из ГДР?
— Крепкая девушка. Но в той сборной были и другие интересные игроки. Они отличались уверенностью в себе, стремились всегда быть первыми, хотя иногда их подводило зазнайство. Пришлось успокоить. Когда стали их побеждать, немецкие тренеры и игроки поняли, что, помимо них, есть ещё команда СССР, которая не умеет проигрывать.
— Доводилось слышать мнение, что со спортсменками из ГДР у наших, несмотря на заявленную дружбу, не складывались отношения. Как вы это прокомментируете?
— Не могу такого утверждать. Пройдёт и не поздоровается, сделав вид, что не заметила? Такого не было. В номера к нашим игрокам заходили и немки, и югославки, и чешки. Тренеры тоже ладили. "Подлянок" никто не устраивал.
Получаю поздравления из разных стран
— Удалось ли в ходе Олимпиады-80 посетить соревнования по другим видам спорта?
— Времени на это не было. Вот в Мюнхене смог вырваться на футбол, лёгкую атлетику и баскетбол: посмотрел знаменитый финал СССР — США, воспетый в фильме "Движение вверх". В Москве же утром — тренировка, вечером — игра.

— Мужской гандбольный турнир между тем заканчивался на день позже женского. Неужели не побывали на драматичном финале, в котором советская команда проиграла ГДР в дополнительное время один мяч?
— На эту игру пришли. Надеялись, что мужики тоже победят. Для них уже был накрыт стол в Новогорске, но…
Олимпийский траверс. 1980. Александр Каршакевич: "После финала было стыдно возвращаться в Минск"
— А ваша команда как отметила победу?
— Скромно, зато в дружном коллективе. Собрались у меня дома. Сидели и за столом, и на полу. Народу ведь собралось много. Соседи потом спрашивали: "Что это к вам целый автобус гостей приехал?"
Дело же было так. Моя жена Татьяна присутствовала на финале и получила пропуск в командный автобус. Собирались в ресторан. Как вдруг Турчин спросил: "Татьяна, может быть, мы к вам домой поедем?" Она согласилась, но предупредила, что в последнее время жила у мамы в Химках, так что холодильник пуст.
Ничего страшного! Сходили в магазин. Хозяйственные девчонки из команды помогли супруге. Так хорошо посидели, что до сих пор вспоминаем.
Живём в разных странах — получаю поздравления с днём рождения и праздниками из Италии, Испании, Португалии. И все мы мечтаем повторить ту нашу встречу.
Фото: личный архив Михаила Луценко