
Гандболисты какого амплуа возглавляют зарплатные ведомости. Как высчитываются трансферные стоимости игроков. И как клубы находят гандболистов.
БЦ задал 12 вопросов гендиректору крупнейшей агентской компании Expert Sport Management Сергею Назарко.
Сергей Назарко о переходах Кирдяшевой, рекорде Вяхиревой и ангольской Фортуне в Суперлиге
1. В гандболе чаще всего заключают по сравнению с футболом и многими другими игровыми видами краткосрочные контракты — всего лишь на один-два сезона. Почему?
— В гандболе, как и в футболе, мы не имеем права заключать контракты дольше, чем на 5 лет. Клубы чаще всего хотят долгих соглашений, особенно если это касается топ-игрока или перспективного игрока. Но на моей памяти моё агентство всего лишь раз подписало 5-летний контракт. В основном соглашения подписываются на срок 2-3 года, и то всё идет по схеме "1+1" или "2+1".
Мужчины подписывают более долгосрочные контракты, обычно года на два-три — они больше за стабильность и хотят быть уверены в завтрашнем дне. Девочки чаще переживают: а вдруг что-то не понравится — город, команда, всё остальное.
И они всегда ищут возможность, чтобы в случае чего можно было через сезон уйти.

2. В гандболе уже за полгода, а иногда и за год до окончания действующего контракта у игроков нередко на руках уже есть соглашение с другим клубом. Это не чревато конфликтом интересов?
— Это миф. Иногда игроки действительно накручивают себя: если клуб узнает, что я через полгода уйду, тренер не будет меня выпускать, я сяду на скамейку — и он будет наигрывать на моё место другого. Но, во-первых, у нас все игроки — профессионалы и выполняют контракты от и до. Тем более что гандбольный мир небольшой, и информация, когда кто-то повёл себя не так, просачивается очень быстро. Во-вторых, клубу так же нужно время, чтобы найти на освобождающуюся позицию замену.
3. Как часто клубы покупают у других команд игроков с действующим контрактом? Как рассчитывается трансферная стоимость игрока? Например, в том же футболе есть портал Трансфермаркт, где указаны ориентировочные стоимости игроков. Можно ли как-то узнать или высчитать примерную трансферную стоимость гандболиста?
— Так как контракты в гандболе чаще всего краткосрочные, необходимость в выкупе конкретного игрока возникает нечасто. Но бывают форс-мажоры — травмы, беременности у гандболисток и так далее, когда нужно срочно найти замену по позиции. Тогда подбирается эта замена, и мы ведём переговоры о выкупе контракта. Чаще всего в соглашении указана сумма отступных, но не всегда выплачивается, именно эта сумма — это вопрос переговоров и торга.
Какой-то определённой формулы, по которой определяется сумма выкупа контракта, не существует. Гандбольного Трансфермаркта, где любой может посмотреть ориентировочную стоимость игрока, тоже нет. Рынок небольшой, все друг друга знают, и у нас, агентов, есть примерное понимание, сколько какой игрок может стоить, и мы ведём переговоры исходя из адекватности запросов клуба. Но если клуб не хочет отпускать игрока, он выставляет заградительный ценник, к примеру 1 миллион евро — таких трансферных сумм в гандболе просто не существует.
4. Есть зависимость стоимости игрока от его амплуа?
— Да. Самая востребованная позиция — правый полусредний. Все хотят бьющего правого полусреднего, и чтобы он ещё был центральным защитником. И у нас ходит такая шутка, что это как единорог — мифическое какое-то существо, которое где-то существует, и мы его обязательно когда-нибудь найдём!

Если брать по наиболее востребованным позициям — когда комплектуют команду, то сначала подбирают заднюю бьющую линию, нужен хороший вратарь, нужен хороший линейный игрок. Потом подписываются угловики — сначала правый край, потом левый... Обычно эта востребованность находит отражение и в размере контрактов игроков.
Конечно, это упрощённая схема, у всех всегда есть исключения. Но если мы заглянем в зарплатные ведомости клубов, то усреднённо там будут прослеживаться именно такие закономерности.
Как устроен трансферный рынок в женском гандболе? Интересный рассказ топового агента
Мёрк могла перейти в "Ростов", Макеева — в "Дьёр". Горы инсайдов про женский гандбол
5. В футболе в контрактах иногда встречаются необычные пункты. Например, в "Барселоне" футболистам запрещено самим себе делать педикюр, у Стефана Шварца был прописан запрет на полёт в космос. Рафаэлю ван дер Варту не разрешалось играть в красных бутсах. Какие необычные пункты в гандбольных контрактах встречались вам?
— Экзотики про космос и педикюр у нас нет. Прописывается стандартный запрет на экстремальные виды спорта — прыжки с парашютом, горные лыжи, мотоцикл и тому подобное.
Но у нас была ситуация, когда игрок был увлечён мотоциклом и не хотел расставаться со своим увлечением. Мы в контракте отдельно прописывали разрешение приезжать ему на тренировки на личном мотоцикле, но при этом гандболист брал на себя всю ответственность за возможные травмы — лечение и восстановление после возможного падения.
Стандартно прописывается ответственность за допинг. А кроме того, иногда вписывается запрет за пропаганду вредного образа жизни — игрокам нельзя принимать участия в рекламных роликах или акциях, где фигурирует алкоголь и табачные изделия. У нас был случай, когда пивная компания во время чемпионата мира или Европы хотела снять ролик, в котором игрок за бутылочкой пива смотрит футбол. Мы обратились в клуб за разрешением — оттуда пришёл запрет: клуб посчитал, что данный ролик негативно скажется на репутации.
А в одном из обязательных пунктов контракта прописывается, что без официального разрешения клуба игрок не имеет права принимать участия в рекламных и маркетинговых компаниях третьих лиц.
6. Может ли в контракте быть прописан запрет на беременность?
— Нет, запрет на беременность — это ущемление прав человека. Есть просто оговорка, что в случае беременности клуб имеет право продлить контракт на срок декретного отпуска, снизить заработную плату, приостановить контракт или его расторгнуть, но запретить человеку беременность и вводить какие-то штрафы ни в коем случае нельзя!

7. Кто разбирает спорные ситуации клуб — игрок?
— Сначала агенты пытаются решить всё мирным путем переговоров. Если не помогает, обращаемся в национальную федерацию клуба. Если спорный вопрос не решается и там — идём в гражданский суд.
Пример. Мы подписали двух игроков в один венгерский клуб, контракт был рассчитан на 1 год. А через месяц клуб заявил, что у игроков не тот уровень, который они ожидали, и предложил разорвать соглашение. Но сезон уже начался, найти другую команду было сложно. Тогда клуб в одностороннем порядке разорвал контракт и уволил игроков. Мы взяли адвоката и пошли в суд. Где-то через полтора года выиграли дело, игроки получили полностью компенсацию — всю стоимость контракта за год, плюс на клуб ещё легли и судебные издержки.
Игрок, судья, агент... Он узнал гандбол с разных сторон и интересно об этом рассказывает
8. В футболе существует множество скаутских программ, где можно найти информацию о футболистах, отчёты о них, видеонарезки, не только игровые досье, но и справки по семье и психологическим особенностям. Как клуб и игроки находят друг друга в гандболе?
— У нас таких скаутских программ нет. У клубов есть спортивные отделы, они собирают информацию о потенциальных новичках. Но в большинстве случаев основную работу выполняют как раз агенты. Клубам так легче. Они нам дают вводные: например, в конце сезона нам нужен будет левый полусредний — и мы предлагаем варианты. Бывают более чёткие запросы: нужен правый полусредний, бьющий, стоит в защите, бюджет — 5000 евро. Конкретно под этот бюджет, под эту позицию мы предлагаем 2-3-4 игрока, исходя из того, кто свободен.
Иногда у нас есть молодой перспективный игрок, и мы знаем, что тренер такого-то клуба любит развивать молодежь. Мы предлагаем именно им рассмотреть этого исполнителя, нам не нужно, чтобы этот игрок сидел в другом клубе на скамейке.
Очень важно личное общение, личные знакомства. Мы постоянно на связи со спортивными директорами клубов, с менеджерами, с тренерами, очень много инвестируем в командировки. И ещё один источник информации — инсайды.
Практически во всех основных топовых клубах у нас есть игроки, и они могут дать инсайд. Допустим, кто-то травмировался, и мы оперативно можем найти игрока под замену. Или в клубе есть недопонимание между каким-то игроком и тренером, конфликтная ситуация — и возможно, понадобится игрок на такую-то позицию. Ещё вероятна ситуация в женском гандболе — наш игрок забеременела, сообщила нам, мы должны довести это до клуба и попутно можем предложить варианты на замену.

9. Какие бонусы прописываются в контрактах игроков? Есть ли там премии за личные достижения — количество голов, ассистов, число проведённых матчей?
— Таких личных бонусов в гандболе нет. Прописываются премии за общий результат, место в турнирной таблице чемпионата, Кубок страны, определённая стадия в Лиге чемпионов. В некоторых клубах есть бонусы за победу или набранные очки в матчах против конкретного принципиального соперника.
Бывают премии от спонсоров, они не всегда денежные — это может быть продукция компании-партнёра клуба, туристические путёвки после сезона и так далее. Но такие бонусы в контракты не вносятся.
10. Штрафные санкции прописываются в контрактах?
— В каждом клубе есть дисциплинарный кодекс, там прописаны штрафы за несоблюдение режима, опоздания, употребление допинга… Но за недостижение спортивных результатов штрафов быть не может. Можно не выплатить бонусы, но прописанная зарплата должна быть перечислена полностью.
11. Насколько подробно в контрактах прописаны бытовые условия — какие квартиры предоставляет клуб, машины, работа родственникам?
— Достаточно подробно. Квартира либо определённая сумма за аренду, прописывается, сколько комнат, с мебелью или без, кто платит "коммуналку" и тому подобное. Если спонсор предоставляет машины — марка транспортного средства или денежная компенсация, если игрок приезжает на своей машине. Бывает, что разногласия возникают даже по цвету стен квартиры. Например, был случай, когда легионер приезжала в Россию и попросила поменять ей квартиру, потому что именно с таким цветом стен чувствовала себя некомфортно.
Сергей Назарко: "В один голос говорят, что без российских команд еврокубки потеряли в зрелищности"

12. Сколько крупных агентств сейчас работает на гандбольном рынке?
— Без ложной скромности скажу, что мы — самое большое, самое крупное гандбольное агентство в мире на данный момент. Потому что мы работаем и в женском гандболе, и в мужском. Мы также работаем и с тренерским составом. Если брать женский гандбол, то на этом рынке работает четыре сильных игрока. Есть очень много мелких агентов, одиночек, однодневок, но крупных агентств — четыре. В мужском гандболе — порядка десяти.
Фото: jutarnji.hr, пресс-служба ЦСКА, handball-planet.com, личный архив Сергея Назарко