В октябре БЦ уже публиковал интервью с правой крайней "Астраханочки", получившей тяжёлую травму в матче в Звенигороде. Но тот разговор состоялся до операции на основе прогнозов. Наш новый звонок застал Оксану Бессалую на тренировке. А это уже добрый знак! Что же, обо всём по порядку.
Оксана Бессалая: "Остаток матча в Звенигороде девушки со скамейки следили не за игрой, а за мной"
Тренеру послышалось, что я сказала: "Прооперировали не ту ногу"
— Простой вопрос. Как себя чувствуете?
— Гораздо лучше. Сегодня (разговор от 13 января — БЦ) приступила к силовым тренировкам и начала потихоньку прыгать. Конечно, это не напрыжки, как в играх, а пока на месте. Ну и осторожный бег.
— Мы говорили ещё до операции. Что было дальше?
— Как уже говорила, для операции выбор остановила на клинике в Ставрополе. Меня быстро заселили в палату, оформили, и через два часа ко мне заходит врач и говорит: "Идём в операционную". Я: "Уже? Так быстро?" А доктор Евгений Коновалов отвечает: "А вы что, теперь не собираетесь?" В общем, легла, уснула и проснулась уже с новой связкой.
— Сколько времени по вашим ощущениям длилась операция?
— Очень недолго. Проснулась и стала отходить от наркоза. Отходила очень смешно. Я записывала голосовое письмо своему тренеру по ОФП Анне Зиборовой. Наговариваю: "Аня, мне прооперировали ту ногу". А когда выходишь из наркоза, как известно, проблемы с дикцией бывают. А ей слышится, что "не ту ногу". Она даже испугалась, но я потом всё разъяснила. Конечно, начались боли, мне делали инъекции специальные, чтобы их купировать, а через сутки меня уже выписали, и за мной приехали родители.
"Бывало, что люди играли с переломом — и не чувствовали боли". Врач "Лады" — о травмах в гандболе
— Конвейер просто!
— Да. Так всегда и бывает. Ко мне пришли и сказали, что я уже должна ногу поднимать. А я её даже не чувствовала. Мне объяснили, что это нормально, тем более, я спортсмен, и всё должно получаться. Проблема состояла только в том, что после операции у меня был сильный отёк, он мешал сгибать и разгибать ногу и тем более опираться на неё. Поэтому у меня выкачивали жидкость, это было уже в Краснодаре, где я временно жила у родителей. Ходила на костылях, практически на одной ноге.
Затем вернулась в Астрахань, сняла с ноги фиксатор, но страх наступать оставался. Тогда подружка моя Аня Кайнарова, уже прошедшая через это, сказала, что будет страшно, но надо делать. Она вне гандбола мне помогала. Вплоть до советов, как идти по лестнице. Потому что мозг не понимал, как ходить…
— Известно, что мышцы сильно и быстро теряют вес от бездействия…
— Да, так и было. Я вообще вся сильно истончилась. Но сейчас ножки возвращаются в норму. Месяц после операции я пробыла в реабилитационном центре ТИНАКИ, это в Астрахани. Там было в большей степени медицинское восстановление: и грязевые ванны, и минеральные. Были физиопроцедуры и дорожка специальная. После этого я вернулась домой и уже нормально ходила.
"В матче плей-офф выходить на 5 минут смысла нет. Скорее всего, вернусь к осени"
— Помнится, у вас были в колене три проблемы!
— Это показала МРТ. Но в итоге, когда я разговаривала с Коноваловым, он сказал, что оперировал только крестообразную связку.
— А рог мениска?
— Врач объяснил, что его трогать не надо, он срастётся сам. Микропереломы также заживают без медицинской помощи. Лучше, чем могло бы быть.
Женщины рвут "кресты" в 5 раз чаще, а бич вратарей — локти. Вся правда о травмах в гандболе
— Судя по всему, вы уже с командой?
— Одна индивидуальная тренировка в день. Но смотря какой это день. Первый втягивающий, потом силовая тренировка, затем на подвижность, далее выходной. Мне тренер по ОФП как раз и подсказывает.
— До конца сезона планируете появиться?
— Разговаривала с руководством и всеми тренерами, и мы пришли к выводу, что нет смысла торопиться. В плей-офф будет мясорубка, и там не получится выйти на пять минут. Это на первом предварительном этапе с соперником, который заведомо уступает нам, можно поиграть немного. А весной уже иная картина. Так что нет смысла рисковать здоровьем. Я подойду готовой к летней сессии ОФП, так что в этом сезоне меня, скорее всего, не будет.
"Черноморочка" чем-то похожа на нас"
— Как временный эксперт со стороны, прокомментируйте выступление своей команды. Начала она очень резво, да и Полина Шаркова вернулась. А потом наступила пробуксовка.
— Я бы не сказала, что это спад. Вот сейчас были тяжёлые игры: ЦСКА, "Ростов-Дон". Это команды, которые всегда наверху. Другое дело, проиграть тоже можно по-разному. Но от таких проигрышей ничего страшного на данном этапе не происходит. Кого мы можем обыграть, обыгрываем, а с самыми сильными пытаемся бороться. Команда не на пике. Середина сезона, возможен спад небольшой. Это в начале сезона полно сил после подготовки.
— А вся эта новогодняя суета не сбивает с ритма?
— Мне кажется, эти три дня отдыха даже полезны. Для меня это не очень большой срок, чтобы выбиться из тренировочного процесса. А девочки у нас все стройные, никто как колобок не возвращается в расположение клуба.
— Оцените чемпионат. Сверхнеожиданных результатов нет. Разве что "Луч" на днях порадовал.
— Москвички вообще интересно играют. Та же игра с тольяттинками показала, что всё возможно. Если расслабишься, это может закончиться плохо.
— А "Черноморочка" вам как?
— Они чем-то похожи на нас. Могут выдать сенсацию, а могут и непонятным образом уступить. Но команда молодая, и в этом, видимо, вся причина. Вот ростовчанки, где по 3 человека на позицию, играют стабильно. Достаточно взглянуть на таблицу.
— Смены тренеров (их было уже три) в ходе сезона сильно сказываются?
— Не хотела бы в это лезть, так как личное дело клубов, но я думаю, для игроков тяжело. На то, чтобы понять, что от тебя хочет тренер, уходит время. И для нового тренера это тоже очень сложно. Он принимает команду, не увидев летнего сбора, не зная о состоянии гандболисток…
"В школе больше всего любила алгебру"
— А теперь вернёмся в детство. Спору нет, что Краснодарский край это житница гандбола. Лично вы как там оказались?
— У меня всё по классике. В школу пришёл тренер и позвал попробовать. Меня это предложение вообще не заинтересовало. Я занималась шорт-треком. Но у меня была подружка-соседка. Я предложила ей погулять, а она сказала, что идёт на гандбол. Мне было всё равно делать нечего, пошла с ней за компанию и потренировалась. В итоге я осталась, а подружка ушла. Было мне лет 12, достаточно в зрелом возрасте. Родители препятствий не ставили: чем хочешь, тем и занимайся. Но когда я брыкнула: мол, уйду, мама сказала остаться. Потому что было видно, что всё идёт хорошо, и мне нравится.
— А как мама поняла, что всё хорошо?
— Марина Александровна Ловлина, мой первый тренер, сказала, что у меня всё получается. Сама она коренная астраханка, и намекнула, что я могу на Нижней Волге оказаться, как игрок. И что это не какая-то секция или кружок, а серьёзная работа. И я начала понимать, что это не просто развлечение.
— Учёба не мешала гандболу, а гандбол учёбе?
— Как-то нет. Училась я довольно хорошо, на 4-5. Меня забрали в Астрахань в середине 9 класса. Я уже почти не бывала в школе. Но мне ещё дома дали хорошую базу, и я спокойно сдала все экзамены.
— Какие предметы давались наиболее легко? Точнее, охотнее?
— Алгебра. Я технарь. Всё, что связано с цифрами, мне даётся проще, чем гуманитарные предметы, обществознание, к примеру. Биологию я не любила, учителя как-то меня не заинтересовали.
Я настолько привыкла к Астрахани, что даже маме говорю, что поехала домой
— В состав команды пробивались долго?
— Первые полгода я не играла вообще, потому что был нижний возрастной ценз, а мне ещё не исполнилось 16 лет. И до лета нас просто тренировали, а играть стали потом. Правило отменили, и уже с сентября я стала выходить на площадку. Это был мой любимый состав: Ксюша Ильина, Аня Кайнарова, Соня Романенко, Ксюша Закордонская… Золотое время. Вспоминаю с таким теплом!
А потом, как возраст подошёл, меня стали привлекать к Суперлиге, но пока только на тренировки к Влатко Джоновичу. На площадку стала выходить уже под руководством Дениса Сайфулина. Ну а дальше уже играла стабильно.
Я настолько привыкла к Астрахани, что даже маме говорю, что поехала домой. Она раньше расстраивалась. Но это действительно так. Наш зал "Звёздный" простопрекрасен. Может быть, в Ростове гандбол больше развит, но зал у нас просто уникальный. Опять же, состав команды почти не меняется. И мы прикипели друг к другу.
— За счёт чего, как вы думаете, удалось взять бронзовые медали в прошлом сезоне?
— За счет характера и желания. Играли как единое целое и получили желаемый результат!
Фото: пресс-службы "Астраханочки" и "Звезды"