Перед Новым годом БЦ обратился с тремя одинаковыми вопросами к известным в гандбольном мире людям.
— Поделитесь каким-то новогодним воспоминанием?
— Что будет у вас на столе в ночь с 31 декабря на 1 января?
— Какой прозвучит новогодний тост?
И вот какие ответы получили.
Дмитрий Бочарников, главный тренер команды МССУОР №2 -"Академия":
— Не знаю, как сейчас в Европе отмечают Новый год, а в 90-е праздновали в основном Рождество по григорианскому календарю, то есть 25 декабря. А "Каустику" нашему игру домашнюю в Лиге чемпионов со "Ставангером" из Норвегии назначили на 2 января. И нам пришлось командой 31 декабря заканчивать вечернюю тренировку, а утром 1 января уже выходить на очередную.
Мы тогда соперников прошли, дома сыграли с результатом 34:28. Все "режимили" по-честному: как положено, в 10 часов вечера был отбой. Мы же в одном районе Красноармейском жили. Часто отмечали Новый год командой, все вместе, но в тот раз не вышло. Никаких курантов и шампанского. Как бы то ни было, работа на первом месте.
Сейчас дома готовим стол все вместе, потому что праздник семейный. Мы уже в Волгограде, вот и сын из Питера прилетел. Салат оливье никто не отменял, я ещё безумно люблю холодец, а первого числа на столе обязательно утка или гусь, запечённые с яблоками.
20 вопросов не о гандболе. Дмитрий Бочарников: "Две любимых книги — "Собачье сердце" и "Час быка"!"
На Новый год желаю всем, как ни банально звучит, здоровья. Это самое важное всегда. И чтобы скорее нам вернуться на международную гандбольную арену. Семейного благополучия и тепла. И чистого неба над головой!
Алексей Гумянов, главный тренер команды "Черноморочка":
— Воспоминание новогоднее? Это было в молодые годы. Работал я тогда в Ставрополе. Решили собраться у человека, у которого на даче был камин. Начали с бани, закончили праздновать под утро и улеглись от усталости спать… Так один из нас подвинулся ближе к камину, когда немного замёрз. И на нём загорелось одеяло. Мы все проснулись в ужасе! Но быстро потушили и тут же продолжили праздновать Новый год.
Любимое блюдо у меня называется лапир. Мне его жена Татьяна готовит. Там капуста, мясо и много чего ещё. Ещё она, кстати, отлично делает пахлаву и мясо по-французски. Но отмечать в этот раз мы будем с семьёй Тихоновых (Вадим Тихонов — тренер вратарей "Черноморочки" — БЦ) вместе в ресторане. Это в нашем Абрау-Дюрсо. Там с 21:00 будет концерт.
А в новом году я хочу пожелать всем здоровья, благополучия, семейного счастья и мира, без этого никуда. Всем продолжать учиться в этой жизни и никогда не останавливаться, тогда все непосильные задачи будут решены. А главное — люди, разговаривайте между собой! И когда вам хорошо, и когда вам плохо, разговаривайте, проблемы можно решить, лишь когда обсуждаешь.
20 вопросов не о гандболе. Алексей Гумянов: "Водку впервые попробовал в 19 лет. В армии…"
Инна Мохова (Волкова), 6-кратная чемпионка России:
— История у меня не очень весёлая. Были мы как-то с "Ротором" (так тогда в Волгограде называлась не только футбольная, но и женская гандбольная команда — БЦ) на турнире в Португалии. Ближе к Новому году возвращались домой, предстояла пересадка в московском аэропорту "Домодедово". Воздушная гавань ещё не была такой, как сейчас, там шёл ремонт. И процветало воровство: 90-е на дворе. Мы посменно дежурили и следили за вещами. Пришло моё время, а я уснула и всё проспала. Проснулись, а у подруги Ольги Буяновой сумки нет. Побегали, поискали, но злоумышленники скрылись, естественно.
А там как раз были подарки новогодние из Португалии! Оля, конечно, очень расстроилась, но мне претензий не стала предъявлять. Всё же мы реально очень сильно устали, перелёт был тяжёлый.
Готовит у меня на Новый год в основном мама. Любимое блюдо назвать? Манты, селёдка под шубой и торт "Наполеон"…
А пожелаю всем, прежде всего, мирного неба над головой. Чтобы люди были друг к другу терпимее. Побольше позитива и улыбок. И, конечно, здоровья. Если оно будет, всё остальное приложится.
Сергей Никуленко, главный тренер иранской команды "Табас":
— Был у нас под Новый год как-то перелёт в Южную Корею с молодёжной сборной Ирана. Довольно долгий. Через Эмираты, где уже была пересадка на корейский рейс.
А случилось это лет 30 тому назад, важная оговорка: законы сейчас мягче, а тогда совсем жёстко было. Детализировать уж не буду. Но Новый год-то нам, иностранцам, отметить хочется. А в Дубае дьюти-фри. Но ведь с нами местное руководство гандбольное! И тут я придумал способ. Были мягкие фляжки с таким "сосочком" наверху. Я взял коньяк и мартини. Перелил в эти фляжки из бутылок в туалетной кабинке. И пока мы ходили по аэропорту, пригублял.
Наконец — посадка на корейский самолёт. И тут возле меня садится руководитель иранской гандбольной федерации. И говорит: мол, а что это такое? А в Иране есть такой обычай. Если вы едите яблоко, к примеру, и вас спрашивают о нём, нужно предложить откусить. А если про часы спросили, надо предложить надеть. И вот я протянул ему фляжку. Тот понюхал, поморщился, но уточнять, что там находится, не стал (смеётся).
В исламских странах Новый год вообще в марте, в день весеннего равноденствия. Когда работал в одном из клубов, решил, помню, найти ёлку. А это очень непросто. Пришлось получить разрешение мэра города. С условием, что я потом посажу ёлки в землю. Так штук пять и посадил. Сначала они были дома, в ведре с грунтом, потом я их устанавливал на улице, но уже не наряженные.
В Иране я работаю уже около 30 лет. Не всегда отмечал там, но в любом случае стараюсь, чтобы на столе были наши блюда: салат столичный, селёдка под шубой. И обязательно присутствует азербайджанский плов.
Я хочу всем людям, которые жили на советском пространстве, пожелать сохранять традиции, которые были в нашей молодости. Любовь, которую мы испытывали друг к другу. Почти во всех бывших союзных республиках у меня осталось много друзей!
Майя Петрова, тренер команды "Ростов-Дон-2":
— История новогодняя? Пожалуйста! Я в начале 2000-х переехала из Волгограда в Ростов-на-Дону. А как-то на Новый год поехала в Тольятти к Марине Наукович, моей подруге. Мы праздновали с ней, Людой Постновой и Ольгой Антипиной. И тут появился Дед Мороз. Как выяснилось, Евгений Васильевич Трефилов. Как же он удивился, увидев игрока не из "Лады" (и от сборной я была далеко тогда), но всё равно спустился вниз и вернулся с подарком. Мне было очень приятно! Подарок — адидасовская футболка. По тем временам ценный. Это теперь по 8 футболок на сезон выдают, а тогда... Тренировалась я в ней довольно долго.
Если не ошибаюсь, это был 2004 год. Девчонки уже не на базе жили, а по квартирам. Трефилов объезжал их и вручал подарки. Ну и, видимо, заодно и контролировал.
На Новый год мы в семье запекаем утку с черносливом и яблоками внутри. Плюс классика: оливье, селёдка под шубой. И холодец ещё. В обычное время эти блюда редко едим. Мужчины мои помогают. Возможно, неохотно, но приходится (улыбается). Вообще мы любим путешествовать, сейчас с компанией сняли в Адыгее дом. В Каменномостске, это предгорье Кавказа. Нам нравится там отдыхать, это уже третий или четвёртый раз.
20 вопросов не о гандболе. Майя Петрова: "Я трудолюбивая, целеустремлённая и… непунктуальная"
Хочется пожелать всем добра, счастья, мирного неба над головой. И верить в чудеса, потому что они случаются.
Оксана Роменская, главный тренер команды "Лада-2" и юниорской сборной России:
— Новый год — праздник семейный, но у нас обычно до последнего работа. 31-го всегда пытались успеть что-то приготовить, а 1-го вечером опять тренировка. Или максимум 2-го утром. Это зависело от дат игр в рамках Лиги чемпионов, в общем, праздник проходил быстро. Подарки вручили, поели — и всё. Ну а самый дорогой Новый год был, когда я ушла из спорта. Мы поехали к моим родителям. Я уже никуда не бежала, была дома. И все каникулы с семьёй. Это настолько приятно!
Мы с мужем обожаем селёдку под шубой, торт "Черепаху" и домашнее пирожное картошку. И холодец обязательно будем делать.
20 вопросов не о гандболе. Оксана Роменская: "С мужем в одной команде даже ссориться стали меньше"
Пожелаю, чтобы был мир, чтобы близкие были здоровы. Чтобы была возможность ходить на любимую работу. И чтобы российский гандбол вернулся на международную арену!
Дмитрий Торгованов, главный тренер команды "Зенит":
— Воспоминания у меня с гандболом связаны. Тем более, даже если не было турниров, Владимир Салманович Максимов вывозил сборную России зимой за рубеж на товарищеские игры.
И вот мы приехали как-то в Германию. В составе были в основном молодые ребята, которых наш тренер уже к тому времени начал обкатывать. Ездили из одного городка в другой, играя при этом с командами второй или третьей лиги. И Новый год застали в небольшом городишке. Увидели фейерверки в магазине. В России тогда этого почти не было. С Салманычем особо не загуляешь, но мы выпили шампанского и решили: "Пойдём-ка запустим". Те петарды вставлялись в бутылку вертикально, взлетали высоко и красиво. Но какие-то мы неправильно закрепили, они полетели в сторону немецких домов, а одна взорвалась во дворе у местного бюргера. Шороху, в общем, навели, но обошлось без жертв, а мы успели ретироваться с места происшествия до приезда пожарных и полиции.
Традиционно в семье готовим оливье и селёдку под шубой. Ещё жюльен из крабов любим и запечённую утку. А отмечать будем дома.
Чего пожелаю всем? Прежде всего — без травм. Я — как человек достаточно поигравший и переживший много операций — знаю, что здоровье — это главное. Ну и просто всего наилучшего в новом году, пусть ваши желания исполнятся!
20 вопросов не о гандболе. Дмитрий Торгованов: "Последнее, что прочитал? "Искусство войны" Сунь-Цзы"
Фото: личные архивы героев