В любом виде спорта в поле зрения болельщиков чаще всего находится вершина айсберга: состязания профессионалов высочайшего уровня. Гандбол не стал исключением. Дюжина клубов Суперлиги, в каждом заявка из двух десятков человек — вот расширенный список российских гандболистов, за кем следят поклонники ручного мяча. Но что скрыто от большинства взглядов?
Принципы пополнения в спорте высших достижений различны. Можно осуществлять девиз ещё советских времён: "От массовости — к мастерству". Если, конечно, у тебя хватает кадров эту самую массовость обеспечить. Есть голландский вариант, когда по всей стране ищут таланты, забирают полсотни в одну академию, из которой впоследствии должны выйти универсальные солдаты. Игроки такого класса, чтобы и в европейские гранды не стыдно было отдать, и вопрос подпитки национальной сборной закрыть на долгие годы.
А что делать клубу, который ограничен в людских ресурсах рамками региона, и не имеет средств зарядить скаутов отслеживать одарённых ребят по всей необъятной России? БЦ побеседовал с представителями разных гандбольных школ, поведавших нам о проблемах и перспективах в развитии будущего ручного мяча. В первой части нашего рассказа слово берут чеховцы, кубанцы и ставропольцы. Ну а о системе "Пермских медведей" подробно рассказал Максим Одинцов в недавнем интервью.
Как Пермь без ресурсов и денег стала столицей российского молодёжного гандбола
Итак, главный тренер молодёжной команды "Чеховских медведей" Василий Филиппов позитивно оценивает изменения в системе подмосковного клуба.
Отбираем лучших со всей Московской области
— Допустим, ребёнок не занимался ручным мячом и ему возраст позволяет начать. Он увидел игру "Чеховских медведей" по телевизору (хотя для наших реалий больше подходят трибуны — наверное, каждый житель Чехова хоть раз был на гандболе) и захотел стать гандболистом.
У нас есть спортивная школа в Чехове, в которой несколько отделений. Плюс выпускники нашего УОР открыли платные секции, где дети могут заниматься гандболом в более раннем возрасте, чем в официальном нормативе. Уже в пять-семь лет можно давать определённые базовые подводящие упражнения.
В училище уже идёт отбор лучших, причём оно относится не только к Чехову, а к всей Московской области. А в Подмосковье много хороших школ: Протвино, Егорьевск, Королёв, Долгопрудный, Талдом. Если правильно выстроена система, дети имеют варианты для дальнейшего развития.
"К главным конкурентам отнесу ЦСКА и астраханцев". Василий Филиппов — о молодёжном первенстве России
Готовим тренеров и даже судей
— Лучшие затем попадают в "Чеховские медведи". Очень приятно для УОР, что столько ребят пригодились главной команде Чехова. Если каждый год 1-2 человека попадают в основу, это уже замечательно. Но откройте реестр команд Суперлиги и высшей лиги — увидите, сколько там выпускников чеховского училища. Вспомнить "Воронеж", у которого в один момент было девять выходцев из УОР №4.
При этом мы готовим не только гандболистов для спорта высших достижений, но и тренерский резерв. Многие ребята уже на последнем курсе проходят практику в спортивных и общеобразовательных школах. А в последние три года стали готовить судейские пары. Поэтому фактически у людей четыре направления — основа "медведей", другие клубы, тренерская деятельность и судейство.
Число занимающихся гандболом увеличилось
— В училище занимаются 83 человека. Считаю, это достаточно много — фактически заявка на пять команд. Если взять вместе с различными спортивными школами, то всего к системе "Чеховских медведей" относятся более 200 юных гандболистов. Я имею ввиду тех, кто уже участвует в официальных соревнованиях по своему возрасту.
Если сравнить с временем, когда я сам играл в Чехове, это число точно увеличилось. Училище олимпийского резерва у нас появилось только в начале 2010-х годов, до этого мы взаимодействовали с Москвой.
Конечно, без проблем не обходится, но каких-то глобальных трудностей, пожалуй, нет. Тренерский коллектив в Чехове замечательный, что показывают и результаты. У нас прекрасное общежитие, где проживают учащиеся. На серьёзном уровне находится учебный процесс — в моё время в московском УОР-2 спорт был на первом месте, а здесь в случае задолженности по зачётам подчас игроков не допускают до тренировок и соревнований. Есть отличный дворец спорта, где играет флагманский клуб — дети видят вершину, куда нужно стремиться.
***
Генеральный директор "Виктора" Иван Фиев подробно рассказал о трудностях, с которым сталкивается клуб в сфере детского гандбола.
Необходимы 5-6 точек развития
— Основной кузницей наших талантов является ставропольская школа олимпийского резерва по гандболу имени Виктора Георгиевича Лаврова. В ней обучаются 417 человек. Занятия в ней полностью бесплатные.
Школа приписана к городу, и это некоторым образом стопорит наше развитие. Будь она краевой, мы могли бы открывать отделения по всему региону. Есть в Ставрополе краевая комплексная спортшкола, которая специализируется на гандболе, упор делается на девочек. Почему-то в определённый момент было принято решение развивать в Ставрополье только женский ручной мяч. Надеюсь, ситуация изменится, потому что очень сложно тянуть всю систему профессионального клуба за счёт одной-единственной школы.
Можно, конечно, высматривать талантливых ребят на всероссийских соревнованиях, а потом приглашать в систему клуба. Но мы стараемся опираться на собственных воспитанников. Поскольку команд, ориентирующихся на переманивание перспективных игроков, и без нас хватает.
Необходимо хотя бы 5-6 точек развития — есть Будённовск с прекрасным залом, есть Невинномысск с отличными условиями, построена инфраструктура в Минеральных Водах и Светлограде. Отделения гандбола во всех этих местах даст возможность проводить полноценный чемпионат края, не говоря уже о подпитке флагманского клуба региона.
Проект есть, земля есть — дело за инвестором
— Вторая проблема — заполненность залов. Занятия расписаны с семи утра до 20.30. Раньше мы выходили из ситуации, заключая договора по набору групп начальной подготовки в общеобразовательных школах. Если прежде их было около дюжины, то сейчас стало намного меньше, потому что эти школы также перенасыщены детьми, и зал для физической культуры регулярно занят.
В Ставрополе в последнее время появилось много коммерческих спортивных клубов. Мы как муниципальная школа пытаемся найти время для тренировочного процесса, а его занимают группы, которые работают на платной основе.
Если у клуба появится дворец спорта, это станет гигантским подспорьем. Там, помимо главной арены, будет и тренировочная — и всё это будет проходить в одном месте. Дети будут заниматься сами и видеть тренировку команды Суперлиги — стимул пройти все этапы от восьми лет до попадания в "Виктор" на уровне топ-дивизиона.
У нас есть земля, причём, два варианта размещения будущей арены. Есть проект, теперь дело за поиском инвестора или источника финансирования.
Кадры решают всё
— Третья трудность — кадровая. В основном в тренеры идут те, у кого не получилось заиграть на высоком уровне, либо завершившие профессиональную карьеру. И молодому тренеру спортшколы самое сложное — вытерпеть первые два-три года. Необходимо сделать набор детей, для чего нужно идти в общеобразовательную школу. И даже если он убедит в нужности занятий, в способности вырастить чемпионов, то столкнётся с вышеназванными препятствиями.
Да и оплата, чего греха таить, у начинающих тренеров далеко не грандиозная. Кому-то даже в молодом возрасте нужно кормить семью, а делать это при ставке в 8000 рублей, сами понимаете, проблематично. Финансовый фактор — один из важных стимулов. Имейся у детских тренеров федеральная программа, сопоставимая, допустим, с "Земским доктором" для молодых врачей, положение бы изменилось. Молодой специалист бы понимал, что, отработав столько-то лет, через определённое время он получит квартиру.
А так даже у нашей школы есть примеры, когда мы растили двух хороших молодых тренеров, а месяц назад те уволились. Ибо им на имеющуюся зарплату тяжело содержать семьи.
Наконец, сложность с соревнованиями. Детям остро необходима игровая практика, а из бюджета оплачиваются только официальные турниры, носящие статус первенства. В случае организации каких-либо дополнительных состязаний родителям приходится оплачивать их самим, а далеко не у всех есть такая возможность.
***
Тренер "молодёжки" СКИФа Александр Фролов поведал, как российский гандбол в своё время едва не лишился одной из главных звёзд, а также о многом другом.
Александр Фролов. Как стать заслуженным тренером в 30 лет и за три дня подготовить чемпионов мира
Берём всех желающих
— Дорога к занятию гандболом весьма проста. Приходишь в спортивную школу, узнаёшь, какие тренеры набирают группу, после чего разговариваешь с ним по поводу ребёнка. Обычно проблем не бывает: берут всех желающих. Отбор отбором, но конкуренция достигается в большом коллективе. Поэтому на первом этапе начальной подготовки принимают всех.
Если говорить о СКИФе как вершине гандбольной пирамиды региона, то к там идут из двух структур. Первый — это "Академия гандбола", которая состоит из краснодарских ребят. Второй — это система РЦСП №3, направленная уже на парней из всего края. И в последние годы большинство кадров мы получаем именно оттуда.
На заключительном этапе в команде дублёров примерно 20-25 человек. Игроков отсматриваем на детских соревнованиях, юношеских, в тренировочном процессе. Выпускной возраст тренируется с дублем. Когда часть гандболистов уходит в основную команду (или по году рождения парни уже не могут играть за молодёжный состав), точечно освобождаются места. С кандидатами на эти места заключаются предварительные контракты. По мере необходимости вакансии заполняются этими игроками.
Уговорили Шкуринского продолжить — не зря
— Нередко бывает, что молодые спортсмены уходят, если не видят для себя перспективы. Буквально в этом году закончили полдесятка людей 2004 года рождения. Ровесники уже попали в основную команду, а их не пригласили — находят себя в более высокооплачиваемых профессиях. Хотя чаще мы стараемся передавать людей, которые не могут пробиться на определённой позиции из-за высокой конкуренции, другим клубам.
В последнее время не было ситуации, когда мы бы понимали, что ушедший человек не реализовал потенциал. Все, на кого рассчитывал СКИФ, в ком мы были заинтересованы, остаются в гандболе.
Хотя Александр Шкуринский мог стать подобным примером. Он ведь закончил школу с золотой медалью, мама была категорически против занятий спортом. Нам стоило немалых усилий удержать его в гандболе — и, как впоследствии выяснилось, не зря. Думаю, что его мама не пожалела об этом.
Александр Шкуринский: "В Бресте хочу вспомнить, что могу забрасывать мячи и кайфовать от гандбола"
По игре и оплата
— А вот случаев на моей памяти, когда молодой гандболист, не пробившийся на топ-уровень, становился бы детским тренером, практически нет. Есть единичные примеры, когда в тренеры идёт поигравший на высоком уровне человек после завершения карьеры. Но не молодёжь: люди либо стараются найти другие клубы, либо покидают спортивную отрасль.
Финансовый вопрос всегда будет злободневным. Хорошая оплата — понятие относительное: одних устраивает, других — не очень. К тому же ребята из РЦСП на полном государственном обеспечении в плане питания и размещения. Хотя человек всегда считает, что ему недоплачивают. Плюс окружение спортсмена, у которого может быть своё мнение. Но, на мой взгляд, на сегодня юные игроки получают достойные деньги — абсолютно соответствующие классу игры, который они показывают.
***
Мы не прощаемся с темой школ и клубных академий. В следующей части этого материала БЦ расскажет о работе столичного и поволжского гандбола.
Фото: пресс-службы СКИФа, "Динамо" и "Виктора"