Не так давно глава Высшего совета Федерации гандбола России Сергей Шишкарёв рассказал о возможном структурном объединении гандбольной "Черноморочки" и футбольного "Черноморца". А пока БЦ предлагает вспомнить, каким стал дебютный сезон в элите для добравшихся до полуфинала гандболисток, пообщавшись с гендиректором новороссийского клуба, экс-игроком сборной России Олегом Фроловым.
Кремнёву убедил продолжить карьеру
— Вы возглавили "Черноморочку" почти ровно год назад. Сомневались перед тем, как принять это предложение?
— Да нет, сомнений вовсе не было. "Черноморочка" — очень интересный и перспективный проект.
Напомню: клуб появился два года назад. Изначально директором его был Дмитрий Анатольевич Браславский, который собирал первый состав и выводил "Черноморочку" в Суперлигу.
Также при формировании того состава большую помощь и поддержку оказали Евгений Васильевич Трефилов — в качестве президента Федерации гандбола Краснодарского края — и директор гандбольного клуба "Кубань" Ирина Вячеславовна Смирнова. Они отправили в Новороссийск талантливую молодежь вместе с тренером. А затем уже Сергей Иванович Матяж собирал по России игроков под клубные задачи на проблемные позиции…
К счастью, сезон оказался успешным, команда завоевала золотые медали высшей лиги и получила право на переход в Суперлигу. Дмитрий Анатольевич уже начал комплектование под элитный дивизион. И когда я пришёл в команду, она была на 80 процентов сформирована. А уже по ходу сезона мы продолжили брать игроков на те позиции, проблемы на которых выявились в течение чемпионата.
Конечно, находить свободных гандболисток — очень непросто. Вот, например, Света Кремнёва. Я прочитал в БЦ, кажется, что она завершает карьеру. Позвонил, поговорили — выяснилось, что ей не хватает игрового времени. И в итоге убедил её продолжить карьеру у нас. Вот таким образом приходилось комплектоваться.
Olimpbet Суперлига. Светлана Кремнёва: "Приняла решение начать всё с чистого листа"
У нас нет никитинозависимости
— Вообще с гандбольными кадрами у нас в стране беда. Вроде бы и игроков высокого уровня много — но по факту все распределены по клубам. И новой подпитки почти нет. Хотя, по идее, и спортшколы, и молодёжные проекты клубов должны каждый год давать новое поколение талантливых и по-хорошему голодных девчонок. Где они все? Не понимаю…
— Недавно делал интервью с Юлией Хаврониной — и она призналась, что если бы не предложение "Черноморочки", то тоже завершила бы карьеру…
Одиссея Юлии Хаврониной: "Если бы не предложение "Черноморочки", завязала бы с гандболом"
— Да, Хавронину также приглашал уже я. Левша, с большим опытом — а нам на позиции правой полусредней нужно было хотя бы два человека. Я как бывший гандболист это хорошо понимал.
Честно сказать, думал, что иду в этом случае на большой риск. Но в итоге не прогадали. Юлия нам очень помогла — особенно в конце сезона в матчах, когда не шла игра у нашего лучшего снайпера Натальи Никитиной. А семерики Юля укладывала в решающие моменты вообще почти без промаха!
Вспомните, кстати: часто по ходу сезона говорилось о том, что у нас слишком никитинозависимая команда. Я считаю, что это не так.
Да, Наталья — наш лидер, она лучший снайпер Суперлиги, на неё выпадает огромный объем работы. Но при этом в тех случаях, когда у неё что-то не получается, когда её прихватывают персонально — подруги по команде готовы взять бремя лидерства на себя.
Перед вторым матчем с астраханками отравились
— Полуфинал Суперлиги в первый же сезон — получается, задачи перевыполнены?
— Мне как спортсмену неинтересно бороться за последние места. Да, мы являлись дебютантами Суперлиги. И аналитики "Быстрого центра", и журналисты из других изданий предсказывали, что мы будет биться за 7-8-ю строчку. Да мы и сами толком не понимали, на что способны с нашим собранным с миру по нитке составом. Всё-таки большинство гандболисток "Черноморочки" не играли ранее в командах из первой шестёрки. Поэтому для себя мы изначально ставили лишь цель попасть в топ-6!
Но, конечно, хотелось большего. Вот вы говорите, что полуфинал — это большой успех. А у нас всё равно по итогам сезона осталось чувство некой недосказанности. Был шанс завоевать медали…
Более того, по ходу чемпионата в разговорах с девчонками мы поднимали эту тему — и все были решительно настроены на то, что надо сражаться за пьедестал. Да в принципе любой спортсмен должен стремиться к максимально высоким местам!
Увы, в бронзовой серии всё пошло не по нашему сценарию. В первом матче у нас не получалось почти ничего. А перед вторым несколько ведущих игроков отравились. И всё равно в игре номер 2 c "Астраханочкой" мы почти 60 минут контролировали ситуацию и ни разу не уступали в счёте в основное время. Но на концовку просто не хватило сил.
В любом случае — я очень благодарен нашей команде и тренерскому штабу за этот сезон.
— Когда по ходу сезона почувствовали, что к вам относятся уже не как к дебютанткам, а как к серьёзному претенденту на высокие места? Когда впервые обыграли ЦСКА?
— Не думаю, что это случилось после какого-то конкретного матча. Мы в этом сезоне несколько раз выигрывали с разницей в один мяч — и именно это стало для меня главным показателем взросления нашей команды. Уметь терпеть, отыгрываться, концентрироваться в концовке, побеждать на зубах и характере — это самое важное.
Так, в Астрахани мы к перерыву в матче регулярки проигрывали 7 мячей — и за пять первых минут второго тайма их отыграли. Я тогда от эмоций чуть с балкона астраханского дворца спорта не свалился (смеётся)…
Самое главное, что быстро выяснилось — коллектив у нас с настоящим бойцовским характером. И это было понятно не только нам самим, но и соперницам.
Женский гандбол интереснее мужского!
— Вот давайте честно. Насколько вам как бывшему гандболисту сложно смотреть женский гандбол? Понятно, что девушки физически не могут выполнить на площадке многие вещи, которые вам кажутся элементарными. Да и психология в женском гандболе совсем другая.
— Честно так честно — поначалу именно в этих аспектах мне было тяжело. Я вообще поражаюсь, как тренеры-мужчины умудряются тренировать женщин. Тут надо быть очень тонким психологом. Эмоциональный фактор — действительно самый важный, и тренер должен чувствовать команду и её настроение, как Паганини — скрипку. Одновременно надо и замотивировать, и ни в коем случае не обидеть…
Я вообще не сторонник подхода, когда тренер давит на команду, постоянно ругает игроков. Должна быть позитивная атмосфера. Можно поругаться — и я иногда тоже ругаюсь. Но после этого надо найти в себе силы не нагнетать ситуацию, а сказать: "Всё о'кей, это в прошлом, надо работать дальше".
Человек должен получать удовольствие от своей работы и ценить то место, где он находится. И играть надо не только за материальные блага, но и за товарищей по команде, за город, за страну.
Так что мы строим нашу команду так, чтобы люди сами хотели попасть сюда. И Гумянов — именно тот тренер, который умеет создавать в коллективе классную атмосферу. Для женщин это тем более важно. И руководство клуба, и спонсоры тоже стараются девушкам помогать во всем. Устроить детей в детский сад или школу, решить бытовые проблемы, поздравить с праздниками… Хочется, чтобы у игроков было понимание, что они — дома.
А что касается различий мужского и женского гандбола… Сравнивать их нельзя. Но опять же откровенно — мне женский гандбол смотреть сейчас интереснее!
В мужском всё просто: разбежался, швырнул, попал — не попал. А девушкам, чтобы забросить мяч, надо хитрить, крутить комбинации. Носятся как заводные, и всё у них гораздо сложнее и смотрибельнее. Да и отставание в технике у девчонок уже не такое большое. Некоторые крайние закручивают мяч в ворота, полусредние с 10-11 метров сильно бросают...
И я в своих наблюдениях не одинок. Нашу команду в городе полюбили, на неё хотят ходить. Понятно, что из-за маленькой вместимости зала — только 250 мест — все желающие попасть на игры не могут. Мы даже рекламу домашних матчей боимся давать, потому что перед людьми просто неудобно: спрос на билеты во много раз превышает предложение!
Думаю, полторы тысячи зрителей мы на наши игры легко могли бы собирать, даже больших усилий не пришлось бы прикладывать. Город же большой. И люди голодны до спортивных зрелищ. Именно в таких городах, как Новороссийск, не избалованных большим спортом, и надо создавать новые проекты.
— С нового сезона для вас обязательно наличие молодёжной команды…
— Давайте смотреть шире. Наша общая задача — сделать так, чтобы вниманием тренеров были охвачены все дети и вся молодежь, которая занимается гандболом в Краснодарском крае. Ещё с советских времен это главная гандбольная житница страны. Много хороших спортивных школ, много талантливых детей — и одна "Кубань" их всех в хорошем смысле переварить, пропустить через свою клубную систему физически не в состоянии.
Так что мы собираем сейчас хорошую и перспективную молодёжную команду — и обязательно постараемся сделать так, чтобы в ней была хотя бы пара человек своих, из Новороссийска. Чтобы наши болельщики видели, как доморощенные воспитанницы со временем могут дорасти до уровня клуба Суперлиги.
Всех лидеров мы сохраним
— Китаянки в российском спорте — явление редкое. Как возник вариант с двумя игроками из Поднебесной в "Черноморочке"?
Olimpbet Суперлига. Елена Стрельцова: "Цзинь Мэнцин — русская, просто она притворяется!"
— Со мной связались из Китая, предложили рассмотреть этих двух гандболисток. Сомнения были, конечно. Тем более что и менталитет у игроков оттуда особенный, и еда российская для них непривычная, хотя они и играли ранее в Суперлиге за "Феникс".
Но в итоге китаянки нам помогли, Цзинь Мэнцинь в конце сезона и вовсе играла очень уверенно — и партнёрами дирижировала, и сама перестала стесняться атаковать. Так что опыт этот был для нас хоть и необычным, но в целом полезным и позитивным. На следующий сезон обе китаянки уже не останутся — но свою руку к успехам "Черноморочки" они приложили.
— Кто-то ещё из основных игроков покинет команду?
— Всех лидеров мы сохраним. Плюс точечно усилим несколько позиций. Ведём тяжёлую работу на рынке. Мы понимаем, что в следующем сезоне настрой на нас со стороны соперниц будет совсем иным, недооценки точно не дождёмся!
Ходьков отправил на собеседование перед банкетом
— И давайте немного про вас лично. Когда заканчивали карьеру игрока — изначально настраивались на то, чтобы в том или ином качестве в гандболе остаться?
— Для себя сразу решил, что точно не буду тренером. Слишком уж много нервных клеток каждый день сжигает эта профессия. У нас в семье один тренер уже есть, мой отец — этого достаточно. С меня всегда он требовал больше, чем со всех остальных. Бывало, что и ругались из-за этого, и даже не разговаривали… В общем, тренерство я не рассматривал.
Александр Фролов. Как стать заслуженным тренером в 30 лет и за три дня подготовить чемпионов мира
Заканчивал карьеру я в 2012 году на позитивной ноте — с краснодарским СКИФом взял бронзу чемпионата России. И через несколько дней после завершения турнира — мы ещё банкет не отгуляли (смеётся) — мне позвонил гендиректор СКИФа, ныне главный тренер ЦСКА Олег Ходьков, сказав: "Завтра тебя ждут на собеседование в министерстве спорта края, в гандбольный департамент".
Шёл на должность заместителя директора, а взяли методистом. Несколько лет продвигался вверх по служебной лестнице, в итоге стал генеральным директором Федерации гандбола Краснодарского края.
— Лучший свой матч в карьере помните?
— На чемпионате мира 2005 года играли с Германией за пятое место. Забил 7 из 7, мне дали приз лучшему игроку матча. Реально всё получалось — и подкрутки заходили даже, и влетало всё куда надо. При том что в воротах у немцев был легендарный Хеннинг Фриц!
Итоги сезона. "Динамо-Синара". Стелла Вартанян: "Со временем Сёмина будет игроком топ-уровня!"
Фото: личный архив Олега Фролова