Эксклюзив БЦ. Бранка Йованович: "Уже не родится такой игрок, как Наталья Морскова!"

19:25, 13 февраля 2024

Экс-голкипер сборных Югославии и Сербии, а ныне тренер вратарей сербской команды в интервью "Быстрому центру" — о великих гандболистках, спаррингах с мужчинами в "Криме", несбывшейся мечте стать разыгрывающей, убитой чиновниками надежде завоевать олимпийское золото, а также многом другом.

Я не хотела быть вратарём

В 19 лет Бранка Йованович стала вице-чемпионкой мира, в 30 — победительницей Лиги чемпионов, но главное её завоевание, как сама признаётся, это замечательные люди, с которыми свёл и сводит гандбол. Дружба с многими из них, начатая на площадке, продолжается и по сей день, а с годами только крепнет. Сегодня она тренирует голкиперов сборной Сербии и наслаждается размеренной жизнью в родном и любимом Земуне, где и застал её звонок корреспондента БЦ.

Бранка Йованович — тренер вратарей сборной Сербии

— Oднажды вы сказали, что хотели стать разыгрывающей. Но из-за старшей сестры, которая была голкипером, в итоге и сами оказались в воротах. Чем вас привлекало амплуа разыгрывающей? У вас был кумир, выступавший на этой позиции?

— Это было моё любимое амплуа. Когда я начинала заниматься гандболом, моим кумиром являлась игрок сборной Югославии Миряна Джурица. Она и по сей день остаётся одной из лучших центральных, которых мне доводилось видеть, хотя позже мне также очень нравилось, как играют Ирина Полторацкая и Елена Чаусова. Елена закончила карьеру относительно рано, мне очень жаль, что она решила уйти, поскольку была блестящей разыгрывающей.

— Какую роль в выборе вида спорта сыграл тот факт, что ваша старшая сестра Елена к тому моменту уже занималась гандболом?

— А знаете, что мою сестру заметили на одном из школьных соревнований, а меня — на улице? Ну а вообще я начала заниматься гандболом в 13 лет. Я выросла в Земуне (муниципалитет Белграда, расположенный на берегу ДунаяБЦ) и постоянно играла на улице. Часто с мальчишками из нашего района гоняла в футбол, а в школе защищала ворота мужской футбольной команды.

И вот как-то меня во дворе увидел тренер земунской "Младости" Сава Грля — и предложил заниматься гандболом. Моя сестра уже была голкипером, и меня тоже поставили в ворота. Я не хотела быть вратарём, но у меня неплохо получалось, и я позже полюбила это амплуа.

Татьяну Шалимову считаю одной из лучших в истории гандбола

— Практически ещё школьницей вы стали игроком легендарной команды: я про белградский клуб "Раднички", с которым вам довелось дважды выигрывать Кубок обладателей кубков. Как вы оказались в его рядах?

— Мне было 16 лет, когда я перешла в "Раднички". Честно говоря, не хотелось никуда идти из родной "Младости". Меня всё устраивало в Земуне, более взрослые партнерши по команде тепло меня приняли. Всегда говорю, что самое большое счастье в жизни — то, что я играла с лучшими людьми, научившими меня, каким должен быть настоящий спортсмен.

Моя сестра никогда не выступала за сборную, хотя, на мой взгляд, заслуживала этого, но была одним из величайших спортсменов в моей жизни. Мы отличаемся немного, мне Бог дал чуть больше таланта, зато она больше трудилась, всегда тщательно готовилась, а я многому у неё научилась, в первую очередь, тому, что труд — самая главная составляющая успеха.

1992 год — с Кубком обладателей кубков и Кубком Югославии

— Как вас встретили в команде "Раднички"?

— Первым вратарём там была знаменитая Славица Джукич, в 1984 году ставшая олимпийской чемпионкой со сборной Югославии. Она многому меня научила, всегда считала, что во мне есть задатки для покорения высочайших вершин, верила, что могу стать хорошим голкипером. Уже в 16 лет Славица заставляла меня становиться в ворота первой команды, делилась со мной своими вратарскими штучками. Два года спустя она покинула команду, и я в неполные 19 стала основным голкипером клуба "Раднички".

Уровень первой (высшей по иерархииБЦ) югославской лиги тогда был очень высок. Мы, к примеру, встречались на выезде со "Сплитом", который занимал предпоследнее место в таблице, и, случалось, проигрывали. Ни на одной площадке не было "верных" очков. Когда я выступала за "Младост" во втором дивизионе, половина моих партнёрш обладала качествами, которые позволили бы им сегодня играть в командах, сражающихся в Лиге чемпионов.

— Самое дорогое воспоминание о времени, когда защищали цвета белградок?

— Конечно же, победы в Кубке обладателей кубков, это был очень сильный турнир. В 1991 году мы обыграли знаменитый киевский "Спартак", а годом позже — венгерский "Дебрецен". Тогда нам удалось впервые за 13 лет одолеть киевлянок!

Особенно помню противостояние с ними, когда напротив были игроки уровня Базановой или же Шалимовой в воротах: Татьяну до сих пор считаю одним из сильнейших вратарей в истории гандбола. Я хорошо отработала в обоих финалах — и мы дважды выиграли трофей.

Дай нам возможность поехать в Барселону-1992, точно стали бы олимпийскими чемпионками!

— В 1990 году вы в 19-летнем возрасте дебютировали на чемпионате мира и сразу завоевали серебряную медаль. Вторую медаль со сборной на ЧМ, бронзовую, добыли уже 11 лет спустя на пике карьеры. Чем вам запомнились выступления в национальной команде?

— Я стала игроком сборной в 18 лет, а год спустя главный тренер Милорад Милатович взял меня третьим вратарём на чемпионат мира, так сказать, на перспективу. Я должна была хорошо выступать в клубе, чтобы заслужить это приглашение.

В сборной в ту пору также выступали опытные Драгица Джурич и Катица Лешкович. Разумеется, им доставалось больше игрового времени, но мне тоже довелось сыграть много матчей. Сильнейшее впечатление — знакомство с хорошими людьми. Я была самой молодой в команде, все старались помочь мне — Драгана Пешич, покойная Станица Голе... Те же воспоминания остались про команду "Раднички", а дружба с партнёршами длится и по сей день.

С сестрой Еленой (Бранка справа) после матча ОРК Белград — "Раднички"

— Вашему поколению пришлось непросто — из-за санкций ООН в отношении Югославии, введённых в 1992 году, вам пришлось пропустить Олимпийские игры в Барселоне. Как вы приняли новость о том, что сборная в Испанию не полетит?

— Мы тогда впервые начали обыгрывать Советский Союз практически на всех турнирах. Обычно было наоборот: СССР регулярно побеждал нас, как, например, в том самом финале ЧМ-1990, в котором мы уступили советским гандболисткам (22:24БЦ). А в преддверии Игр-1992 мы как минимум трижды обыграли СССР без особых проблем, и я была убеждена в том, что, если поедем в Барселону, точно станем олимпийскими чемпионками.

Это было поколение блестящих мастеров: Светлана Китич, Драгана Пешич, Светлана Антич, Майя Булатович, Таня Полайнар, Драгица Джурич в воротах... Сплошные звёзды! О том, что не поедем в Барселону, нам сообщили за день до вылета.

Для многих из нас это была огромная потеря. Мне, например, больше не предоставился шанс поехать на Олимпийские игры. Но ещё больший урон эти санкции нанесли нашему гандболу потом. На протяжении пяти лет нас не было нигде, тем временем в сборной прошла смена поколений.

Мы начинали с низов, в отборах попадали, к примеру, в одну группу с Россией и Австрией, из такой очень сложно отобраться, сами понимаете… На первый крупный турнир, ЧМ-2001, вышли благодаря победе над Нидерландами, и вы даже не представляете, как трудно было пробраться на этот чемпионат! И мне очень жаль, что Россия ныне не участвует в крупных турнирах. Я уверена, что если бы россиянки сыграли на последнем чемпионате мира, они завоевали бы медали. У них есть такие мастера, как Вяхирева, Дмитриева, Михайличенко... При всём уважении к другим сборным — ни у кого больше нет трёх игроков такого калибра.

Бранка — вторая слева в верхнем ряду

Могли бежать 120 минут, когда другие умирали уже к 40-й

—  2001 год стал для вас самым "урожайным": победа в Лиге чемпионов с "Кримом", бронза со сборной на чемпионате мира. Что было основным козырем словенок? Вы часто упоминали роль экс-тренера "Крима" Винко Кандии, который в 1999-м был отправлен в отставку, но, по сути, сумел к тому моменту отстроить чемпионскую команду. Каким он вам запомнился?

— Всегда говорю: кто не знал Винко и не работал под его руководством, с трудом поймёт, что это был за человек. Такая иллюстрация: если он про что-то говорил, что это произойдёт, то оно происходило, можно назвать это даром предвидения, а можно умением анализировать. Когда он уходил из команды в 1999 году, сказал мне: "Бранка, вам нужна только одна замена — и вы станете лучшим клубом Европы". В следующем году эта замена произошла — "Крим" принял Тоне Тисель, ну и в его первый сезон с командой мы выиграли Лигу чемпионов!

Винко четыре года был у руля, возможно, игроки несколько "наелись", но и по сей день, когда встречаюсь с бывшими партнершами по той команде, часами можем рассказывать, сколько каждой из нас он дал как тренер.

С бронзовыми медалями ЧМ-2001 в Италии

— А что конкретно запомнилось в его работе?

— Он, например, мог привести на тренировку какую-то юниорку, мы все только переглядывались, думали, что за девочка. А она выступала за вторую команду, после тренировки собиралась домой, и тут Винко её окликнул: "Ребёнок, ты куда, погоди, давай немного потренируйся с нами, с первой командой!" И мы тогда всей командой брали эту девчонку под крыло — и старались ей помочь прогрессировать. Это были те ещё тренировки, каждый день два раза по два часа минимум!

— Что нового в игру "Крима" привнес Тисель?

— Видеоразборов стало больше, я впервые начала работать с тренером по физподготовке. У Тоне действительно был собственный тренерский почерк, и он всё подчинил главной цели. Кроме победы в Лиге чемпионов, его ничего не интересовало.

В преддверии финала с "Виборгом" я не сомневалась ничуть, что выиграем. Мы опережали всех по уровню физподготовки, могли бежать 120 минут, когда другие умирали уже к 40-й, это был наш главный козырь. Мы впервые были столь блестяще физически готовы. В тот сезон у нас было 12 десятидневных сборов.

Не только финал был непростым, в четвертьфинале мы встречались с "Ларвиком", это классная команда. На выезде уступили — дома взяли реванш и прошли дальше. В группе пересекались с "Валенсией", тоже топ-командой во главе с блистательной Натальей Морсковой. О, такой игрок больше не родится!

Наталья Морскова из Валенсии: "Я долго мечтала вернуться"

Да вы представьте, если бы сейчас в ЛЧ был игрок, который регулярно кладёт каждому сопернику по 15-17 мячей — а тогда не было команды, которой Наталья не отгрузила бы столько. Остановить её было невозможно, игрочище!

Урош Брегар был одним из парней, тренировавшихся с "Кримом"

— Вы сказали про 12 десятидневных сборов, но сегодня в плотном календаре невозможно найти столько времени...

— Да, нам было легче, мы играли в словенской лиге, которая была слабее югославской, и у нас было гораздо больше времени на тренировки. А сегодня возьмите, например, топ-команду в сильном румынском чемпионате, где ты вынужден много ездить и почти на 80% выездов добираться на автобусе… Если матч в среду, выезжать нужно во вторник, обратно домой — в четверг, а уже в субботу тебя ждет игра в Лиге чемпионов, конечно, это сильно изматывает.

Раньше чемпионаты мира проходили каждые четыре года, к ним долго готовились, а теперь у нас каждый год — крупный турнир, в канун ЧМ игроки собираются на 7-8 дней... Помнится, на свои первые сборы с национальной командой я отправилась уже в июне! Знаю, что в России по-прежнему придерживаются тех былых принципов подготовки, поэтому и люблю Россию — в ней ещё остались детали того гандбола, который дорог мне, там по-прежнему много работают.

К слову, насколько помню, в СССР в олимпийский год всё подчиняли интересам сборной: советские команды в тот сезон пропускали еврокубки. Именно в те годы нашему клубу "Раднички" и удавалось трижды выиграть Кубок чемпионов (1976, 1980, 1984 гг.БЦ).

— В "Криме" вы также познакомились с Урошем Брегаром, с которым теперь уже на протяжении многих лет сотрудничаете как тренер. Это было несколько необычное знакомство, расскажете детали?

— Это правда, в сезоне-2000/01, когда мы завоевали ЛЧ, с нами регулярно тренировались 7-8 парней в возрасте 21-23 лет. Они играли в люблянском "Словане", который выступал во втором дивизионе.

В сборной Сербии и Черногории с Бояной Попович

Бреги, как мы зовём Уроша, был одним из этих ребят. Они постоянно "дублировали" команды, с которыми нам предстояло сразиться. Эта имитация стала одним из залогов успеха, ребята здорово спарринговали.

Тоне Тисель, которого мы уже вспоминали, был перфекционистом — мы отрабатывали один вариант атаки, при этом надевали майки, будто это официальный матч, он приглашал настоящих судей, в зале звучала музыка, как обычно при полных трибунах, всё было по-настоящему! И мы отрабатывали вот эту атаку в последние 15 секунд матча, с выбеганием на площадку игрока со скамейки. Мы этим занимались до потери пульса… Тем временем я ушла из "Крима" и спрашивала периодически у себя: "Боже, а зачем мы столько отрабатывали ту атаку?!"

A в сезоне-2003/04 "Крим" встречался в четвертьфинале Лиги чемпионов с тольяттинской "Ладой". В концовке нужен был гол, и девчонки провели именно ту наработанную атаку. Заработали пенальти, который реализовала Наташа Дерепаско, и прошли дальше! Вот поэтому у Тоне ты должен был быть готовым к любой ситуации, ничто не могло застать тебя врасплох…

Про восхищение связкой Полторацкая—Бодниева, то, как научить отбивать броски Вяхиревой и Манагаровой, а также многое другое — во второй части разговора с Бранкой Йованович через несколько дней.

Некоторые другие интервью Бояна Шоча с балканскими звёздами в БЦ:

ЧМ-2023. Эксклюзив БЦ. Младен Ракчевич: "Торгованов — монстр среди линейных, Кнорр — открытие ЧМ!"

Венгрия. Драгана Цвиич: "За ЦСКА болею — будто смотрю футбольную Лигу чемпионов!"

Эксклюзив БЦ. Владо Шола: "Если жмёшь 160 кг от груди, буду тебя обыгрывать за счёт смекалки!"

Эксклюзив БЦ. Кристина Лишчевич: "Мы с Полман говорили: "Девчата, раздавим их!" Мы же сумасшедшие"

Кристина Лишчевич: "Для Трефилова главное — не система, а сама игра. Рада, что познакомилась с ним!"

Фото: личный архив Бранки Йованович

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»