3 ноября 2023 года не только волгоградские зрители, но и игроки восторженно встретили гол в быстром отрыве линейной "Динамо-Синары". Дело в том, что Стефания Белолипецкая не выходила на площадку больше года (хотя в заявке появлялась и ранее).
Тогда, в 2022-м, у линейной был диагностирован разрыв передней крестообразной связки колена. Про то, как она прошла через все испытания, 21-летняя обладательница редкого имени в подробностях рассказала БЦ.
— Больше года вы не играли в официальных встречах. Понятно, что мышцы помнят всё, но в той встрече со "Ставропольем" многое явно казалось непривычным?
— Совершенно верно: мышечная память более долговечна, чем системная. Я после попадания в заявку испытывала сильные переживания, была какая-то с утра тревожная. И тренеры меня выпустили на площадку, когда игра у команды пошла. Девчонки поддержали тоже.
Ну а с тем самым первым голом вернулась уверенность, вспомнились эмоции. Я восстановила картину уже потом. Девчонки кричали: "Стеша убегает, отдайте ей!" За доли секунды успела прокрутить для себя, как бы лучше забить. И когда мяч после моего броска всколыхнул сетку, остановилась и даже не поняла, как на это нужно реагировать. А у кого-то из наших даже слёзы выступили!
— Прошлой осенью слёзы были другого толка. Напомните историю травмы?
— Она не была накопительного характера. Случилась за два дня до конца сборов национальной команды, куда я была приглашена впервые. Выпрыгнула и столкнулась с Соней Васильевой. Когда приземлилась, почувствовала хруст в колене. Обычно я просто эмоционально на всё реагирую, а здесь сижу молча, слёзы текут.
В общем, пока ещё на своих ногах улетела в Волгоград, сделала МРТ и с результатами отправилась в травматологию. Первоначально диагностировали подвывих надколенника, из чего мы с Олегом Михайловичем и Стеллой Иосифовной (главным тренером Кулешовым и директором клуба Вартанян — БЦ) сделали вывод, что буду пока лечиться консервативно.
20 вопросов не о гандболе. Стелла Вартанян: "Финальный сезон "Игры престолов" разочаровал…"
Тренировалась по индивидуальной схеме, закачивала мышцы на занятиях ОФП, но колено опять стало "уходить". Пришлось снова лететь в Москву, где специалист клиники имени Бурназяна Максим Величко озвучил слова, от которых мой внутренний мир рухнул: разрыв передней крестообразной связки.
Да, ведь я больше всего такого диагноза опасалась. И обиднее всего, что потеряла много времени. Поэтому и получилось, что отсутствовала не год, а намного больше. Утешало лишь одно: попала в хорошую клинику, к опытному врачу и персоналу.
— Много времени пришлось в стационаре пробыть?
— Перед операцией была повторная МРТ, под вопросом оказались и боковые связки. Но на консилиуме решили осмотреть их во время операции.
А так — на всю подготовку ушла примерно неделя. 5 декабря меня госпитализировали, 6-го уже прооперировали. На стол отправилась с одной мыслью: "Что будет, то будет".
— Анестезия?
— Назначили эпидуральную (метод блокировки чувствительности нервных окончаний спинного мозга посредством введения препарата, благодаря чему пациент перестает чувствовать боль, при этом может даже оставаться в сознании — БЦ). Признаться, я за ходом операции не наблюдала и вообще по большей части всё равно спала. Пару раз проснулась, услышала, как молоточком стучат. Не более.
Потом в реанимации сутки провела, там узнала, что боковые связки трогать не стали, необходимости в итоге не было. Только переднюю.
— Держали в палате долго?
— Неделю. Там другая головная боль возникла: как до дома добираться? Обратилась за помощью к подруге: мама-то у меня эмоциональный человек, и я не стала её тревожить. Знаю, как бы события развивались в таком случае. Сидели бы вместе и плакали. И подруга прилетела за мной.
— Соответственно — домой вместе полетели?
— Да. В аэропортах сейчас служба содействия маломобильным пассажирам работает отлаженно. Приехал дяденька с колясочкой, забрал — и отвёз к самолёту, так что я вообще первой пассажиркой на борту оказалась! Спокойно долетели. А пошла самостоятельно недели через полторы.
Костыли пришлось потом ещё полмесяца использовать. Честно говоря, я, когда их увидела, не поняла, как пользоваться. Но купила предусмотрительно до операции, чтобы заранее протестировать. Чуть не разбилась на втором шаге. Потом освоилась.
Но мне же всегда "везёт"! Операция зимняя, под ногами гололёд образовался… И вот я, словно фигуристка, по нему с костылями летала. По делам разным. Девочкам ничего заранее не сказала. А когда Кулешов меня увидел, эмоционально воскликнул: "Ты в своём уме?" Но не упала же! Но на самом деле мне были все очень рады.
Итоги сезона. "Динамо-Синара". Олег Кулешов: "Делаем хорошую работу, бросать её на полпути нечестно"
— Важный вопрос: чем себя занять человеку, пока ему предписан полный покой?
— Да я не знала, чем заняться! Решила культурно развиваться, стала смотреть документальные фильмы. Преимущественно про хирургию, тема-то близка…
Ещё про реальные события Второй мировой войны, человеческие биографии. Об истории России, истории спорта. Пожалуй, и всё… Хотя — нет. Гандбол каждый день сейчас можно смотреть по интернету, что я и делала.
— Долго ли пришлось потом убеждаться в том, что всё у вас в колене заработает, как раньше? Не ставим под сомнение мастерство хирургов, просто анамнез у всех разный…
— В Волгограде реабилитологов немного, мне пришла на помощь Полина Лазарева, первые шаги мы делали с ней. Потом я вернулась в Москву, в Щукино, где ранее и оперировали. Но я поверила в то, что всё в порядке, уже на заключительном этапе реабилитации, мы там с Катей Скивко вместе восстанавливались и были прямо неразлучны.
И вот, после очередной МРТ, мне сказали: можно в бой. А вот Кате пришлось оперировать и боковые связки.
— Игра называется — ручной мяч. Парадокс: бывает, что страдают локти, бывает — плечи, но коленные "кресты" — словно флагманская болячка!
— Ну что тут скажешь? Да, такая специфика... Как бы там ни было, в игре больше задействованы ноги. И руки — это бросок, завязки, но там не подразумевается резких остановок. Наверное, в этом дело. И, возможно, нужно ещё работать и работать над ногами.
— Страх перед гандболом потом был?
— Не буду храбриться. Он до сих пор до конца не исчез.
Нет, наверное, не совсем страх, а переживание. Олег Михайлович со свойственным ему юмором меня поддерживает, мол, форму пока до конца не набрала, не бойся. Но когда сделала первое движение, прыгнула, наступила на площадку — и ничего страшного не случилось, это психологически очень помогает.
Olimpbet Суперлига. "Черноморочка" подтверждает амбиции, Белолипецкая возвращается в игру. Итоги дня
— Но какие-то уроки вынести из истории собственной травмы удалось?
— Никаких уроков техники безопасности здесь не выучишь. Это было неожиданно, ведь усталости по определению быть не могло, начало сезона, Спартакиада ни при чём, там пауза была. В общем, дело случая.
Обидно, что со сборной так не повезло. Но спасибо Людмиле Бодниевой, главному тренеру команды, которая всячески меня поддерживала и пожелала скорейшего возвращения. Важные слова…
— А вас реально близкие люди зовут Стешей?
— Да не только. Весь гандбол. А имя мне мама придумала. Когда папа пошёл меня регистрировать в ЗАГС, она предупредила, что если запишет что-то другое, такое ему устроит… Он и написал — Стефания.
Но моё имя трудно произносить в игре: длинно. Да я даже и не очень люблю, когда меня зовут, как в паспорте.
Кстати, учительница русского и литературы мне сказала, что всё не совсем верно: Стеша — это, мол, уменьшительное от Степаниды. Но так уж повелось, в гандбол я пришла как Стеша…
Фото: пресс-службы "Динамо-Синары" и "Университета", личный архив Стефании Белолипецкой