30-летний правый крайний Ян Ковалёв в интервью БЦ — про песню "Сектора Газа" и родной Воронеж, боязнь высоты и экстрим, легкоатлеток маму и жену, а также качественную физподготовку "Пермских медведей".
— Был в Перми на вашей игре с "Брестом" — и слышал, как президент клуба Алексей Никифоров говорил: "По первому тайму думал, что Ковалёв приз лучшему игроку получит…" А что после перерыва пошло не так?
SEHA-Gazprom League. Пермь превзошла Брест в настрое, Чехов взял у Минска своё за счёт линейных
— Ну почему не так? Да, действительно в первой половине встречи было 4/5, но потом уже игра наша поменялась, возможностей не было особо забрасывать. Стали больше заднюю линию задействовать либо в линию скидывать…
— Кстати: там же ещё и коллега ваш по позиции Кирилл Воронин травму получил? Впрочем, разумеется, это совсем не кстати.
— Да, причём у Кирюхи травма эта абсолютно на ровном месте получилась, никого рядом не было. Даже напрыжку не делал! Так понял — у него перелом плюсневой кости.
— Теперь на какое-то время один справа останетесь: не пугает?
— Лучше, конечно, когда есть сильный напарник, как тот же Воронин. Но вообще мне не привыкать много играть. Так, по итогам позапрошлого сезона, помню, видел в БЦ материал про десятку тех, кто больше всех за чемпионат отыграл, я там был (улыбается).
Чемпионат России. А вместо сердца — пламенный мотор. Топ-12 лидеров сезона по игровому времени
Действительно — редко тогда уходил с площадки. Вторым левшой у нас на краю был Саша Савелов, который сейчас в Снежинске. Но он играл не так много. И так получалось, что важные матчи зачастую я полностью проводил.
Вообще же мне психологически особенно не важно: безусловно ли я первый на своей позиции, есть ли условно равный напарник… Я и меняюсь без проблем, и в Саратове как-то весь сезон один на краю отбегал!
— Но для этого нужна хорошая физподготовка!
— К счастью, с этим никогда особенно проблем не было, ну а в Перми — их и быть не может. И наш главный тренер (Валентин Бузмаков — БЦ) много внимания этому уделяет, и специалист именно в этой сфере есть (Армен Антонян — БЦ). Причём процесс построен очень грамотно, нас не перегружают, всё в меру.
20 вопросов не о гандболе. Валентин Бузмаков: "На Урале люди другие. Проще. Добрее. Отзывчивее"
— А лучшим своим сезоном какой считаете?
— Тут однозначно — прошлый. Потому что выиграл медали. Впервые в карьере в 29 лет стал призёром чемпионата России! Кубковые-то награды уже были… Но, кстати, и в Кубке страны я тоже в первый раз добрался до финала — и это само по себе очень приятно.
А мои личные показатели тут абсолютно ни при чём: у нас же командный вид спорта. Какая разница, сколько я заброшу мячей, если при этом мы не решим задачу, поставленную руководством клуба? Кому от этого будет легче?
— Вот вы про 29 лет сказали, а вам ведь совсем недавно, в октябре, 30 исполнилось… Признавайтесь: сразу нашли в интернете хит легендарной группы "Сектор Газа", на который многие делали каверы, включая Константина Игропуло?
— Да мне самому и искать не потребовалось: команда врубила мне его, когда мы были на выезде в Гомеле. Играли 13 октября, а юбилей был 14-го. И вот, когда по Минску и по Москве было 10 вечера, а по Перми уже 12 ночи, и наступал новый день — тогда и включили (улыбается).
— Сразу и проставились?
— Нет, должник (улыбается), успеем ещё, когда пауза будет.
— Да, "Сектор Газа" ведь — группа из вашего родного города. Кстати, сколько ни искал, больших интервью с вами не обнаружил, так что рассказывайте про себя: в 30 лет пора уже начинать!
— Да, родился я действительно в Воронеже, но потом какое-то время мы жили в селе неподалёку. А затем, когда был в 4-м классе, вместе с мамой и старшим братом переехали в областной центр.
— И тут наверняка в школу пришёл тренер…
— Между прочим, не сразу. Это произошло, когда мне 13 лет уже исполнилось, в 7-м классе.
И тогда на урок физкультуры действительно пришёл тренер по гандболу — Алексей Петрович Даньшин. И стал набирать к себе. Кстати, среди моих одноклассников был и Артём Пономарёв. И вот так получилось, что потом и в Саратове вместе играли, и здесь опять пересеклись (улыбается).
— Расскажите тогда и про других тренеров, приложивших, пафосно выражаясь, руку к вашему становлению как игрока.
— Это и Сергей Иванович Лакоценин, и Алексей Вячеславович Доронкин, работавший в "Воронеже" в минувшем сезоне как главный тренер (и оставшийся в структуре клуба, но в другом качестве — БЦ).
Итоги сезона. "Воронеж". "Решили — надо что-то поменять, чтобы вернуться всё-таки в Суперлигу"
Вообще Воронеж дал нашему гандболу многих игроков Суперлиги: кроме нас с Артёмом Пономарёвым, это и Дмитрий Киселёв, и Иван Некрасов, и Юра Сергеев, и Максим Зяблов, который теперь саратовских дублёров тренирует…
— А до 13 лет, получается, спортом никаким не занимались?
— Ну почему же — занимался волейболом. Причём был пасующим — и получалось вроде бы неплохо. Даже самому интересно: смог бы играть на высоком уровне? Наверное, всё-таки с моими 180 сантиметрами роста — вряд ли…
А ещё параллельно с гандболом успевал бегать за школу — как-то даже на соревнованиях на 400 метров вторым пришёл после профессионала. Мне предложили после этого перейти в лёгкую атлетику, но бег — это всё-таки не моё. Скучновато. Вот командные игры — совсем другое дело!
Ну а легкоатлетические успехи, возможно, можно объяснить наличием генов: мама-то у меня из этого вида спорта. К слову, и жена — тоже. Правда, говорит, что уже ненавидит бег — столько им занималась (улыбается).
А вот мама до сих пор бегает. Участвует в соревнованиях среди ветеранов по Воронежской области. И ещё она — одна из самых преданных моих болельщиц, постоянно смотрит наши игры.
— Советы какие-то даёт с высоты своего спортивного опыта?
— Давала в своё время, да. Но это такие, можно сказать, общие слова, хотя и очень правильные: ты, говорила мне она, должен быть больше вовлечён в гандбол, тренируйся с полной отдачей — ну и так далее…
— А старший брат со спортом никак не связан?
— Нет, Виталий — умный, он айтишник (улыбается).
— Видел как-то фотки из вашего отпуска, вы там по горам лазали чуть ли не как профессиональный альпинист… Любите экстрим?
— А, понял, про что вы: ездили с женой в турне по Европе. Были и в Австрии. А она ведь — вся в горах. И вот там и было немножко экстрима, но со страховкой, конечно. При том, что я высоты-то боюсь (улыбается). Но это того стоило: виды сверху открываются потрясающие!
А в целом не буду говорить, что я такой экстремал. Хотя могу и на сноуборде зимой прокатиться, например… Но вот в этом году — уже после рождения нашей дочки Леры, ей сейчас год и семь месяцев — выбрали спокойный семейный отдых.
— Ну и давайте в завершение беседы вернёмся к гандболу. Интересно, а есть у вас удобные или неудобные соперники? Или вратари, например? Ну и сразу спрошу: кто-то по этому сезону уже успел удивить?
— На удобных или неудобных акцент точно не делаю — ни на командах, ни на персоналиях. Но, безусловно, изучаю вратарей. Непосредственно перед матчами против них, как правило. Пускай многие не первый сезон в Суперлиге, но иногда информация из прошлого чемпионата уже стирается, да и новые детали в манере игры того или иного голкипера могут обнаружиться.
Если же говорить про старт этого сезона, не могу сказать, что у кого-то появилось что-то принципиально неожиданное. Чехов по традиции действует больше через линейных, "Зенит", как и предполагалось, активно использует Киселёва…
— Вот вы его вспомнили — он же не только воронежец, как и вы, но и левша тоже. А я всем левшам стараюсь не забыть задать вопрос: не переучивали ли в детстве?
— Да я вообще-то правша в жизни (улыбается). И в жизни, и в остальных видах спорта: в футболе, допустим, мяч правой ногой веду. Даже не знаю, как получилось, что в гандболе стал левшой, но почему-то с самого начала так повелось!
Olimpbet Суперлига. Иван Мишин: "Пишу правой, в футбол играю правой… А в гандболе — левша!"
Фото: личный архив Яна Ковалёва; пресс-служба "Пермских медведей"