36-летняя уроженка Астрахани в этом сезоне вернулась в еврокубки спустя 9 лет перерыва в составе клуба-дебютанта — словенской "Литии".
Но первый блин с ходу не получился. На старте Кубка ЕГФ команда на выезде крупно уступила черногорскому "Рудару" (19:30) и теперь готовится к домашней ответке.
Тем не менее это не повод откладывать подробный разговор БЦ с Александрой Петрухиной: о делах сегодняшних, астраханском старте, борьбе за игровое время, Лиге чемпионов и агентской деятельности.
— Предлагаю начать с актуального. Дебютный выход "Литии" в еврокубки — громкое событие для клуба?
— Да, однозначно. Это очень молодая команда. В первой лиге "Лития" играет всего 3-4 года. Я здесь уже третий сезон. Звали сразу с прицелом на помощь молодым девчонкам, делюсь с ними опытом.
Когда я пришла, команда боролась за право остаться в топ-лиге. А через год мы финишировали уже на пятой строчке. Так и получили возможность сыграть в Кубке ЕГФ.
К сожалению, мандраж сказался. Много проиграли на выезде. Теперь готовимся к ответной игре в субботу. Попробуем зацепиться за оставшиеся шансы.
— Кстати, по статистике вы сыграли неплохо — 9 сейвов, 35% надёжности. Персональным выступлением довольны?
— Я уже давно не смотрю на собственные показатели. Главное — командный результат. Конечно, хотелось выиграть. Или, как минимум, привезти домой минимальное отставание. Но не получилось. Поэтому и свою игру положительно оценить не могу.
— Вы уже сказали, что в этой команде делитесь опытом с молодёжью. В дальнейшем видите себя тренером?
— Я занимаюсь с вратарями в "Литии", отвечаю за их подготовку. В качестве главного тренера я себя пока не вижу (улыбается). Физически чувствую себя неплохо. Возможно, ещё годик-два поиграю.
Всё же словенская лига не может по уровню сравниться с российской. Поэтому здесь есть возможность поиграть для души.
— В "Литии" нет других иностранок. За годы, проведённые в Словении, язык для вас уже не проблема?
— Да, свободно разговариваю на словенском. С этим проблем нет.
— Одноимённый город, в котором базируется команда, небольшой, около 19 тысяч населения. Насколько в нём популярен гандбол?
— Вижу, что в последние годы гандбол в Словении стал активно развиваться. Имею в виду даже не "Крим", а появление команд в других регионах. Сейчас в женском чемпионате есть уже две лиги — "А" и "В".
И на гандбол ходят! Например, на наш матч с черногорками уже проданы почти все билеты. Причём стоили они не так и дёшево — по 10 евро. А арена вмещает около тысячи зрителей. Такого аншлага в Литии ещё не было. Посмотрим, как это будет смотреться во время матча.
Вообще в городе больше популярен мини-футбол (местная команда брала золото чемпионата Словении рекордные 10 раз — БЦ). Но и на гандбол в последнее время стали обращать значительное внимание. Люди стабильно приходят на игры, поддерживают.
У нашего клуба интересная специфика. Его можно даже назвать семейным. Здесь нет одного генерального спонсора, который даёт много денег. Почти все в управлении "Литии" — родители девочек, которые играют здесь всю жизнь.
Поэтому они как никто заинтересованы в привлечении многочисленных небольших партнёров, своевременной покупке инвентаря и прочей помощи. Больших денег в клубе нет, но управление постоянно старается сделать всё возможное для команды.
Вот сейчас появилась возможность сыграть в еврокубке. Это немаленькие финансовые вложения. Но клуб всё равно решил дать девочкам попробовать силы в этом турнире.
— Давайте вернёмся к истокам. Как случилось ваше знакомство с гандболом? Читал, что вас сразу поставили в ворота, потому что вы были самой высокой среди сверстниц…
— На тот момент — да (смеётся). В гандбол я пришла в 9 лет. Училась в астраханской 24-й школе, подружка позвала на тренировку — и закрутилось.
В первый день меня поставили в ворота, так оттуда и не выхожу. Потом, правда, все выросли, а я — не очень (улыбается). Но так всё и сложилось.
Одно время у меня было желание поиграть на другой позиции. Но тренер — Лариса Дмитриевна Кравченко — призвала задуматься. Сказала, что я, конечно, могу пойти в полевые, но в воротах я сейчас первая, а там — большой вопрос, где окажусь. Решила амплуа всё же не менять.
— Ваша клубная история связана совсем не только с "Астраханочкой". Успели поиграть и в "Звезде", и в Уфе…
— Когда я закончила школу, меня пригласили в Звенигород, где только начала формироваться "Звезда". Поиграла в первом составе команды.
В Подмосковье я провела пять лет. Вместе с первой "Звездой" я выходила в Суперлигу, потом выступала за вторую команду и уже вместе с ней вновь поднималась в топ-дивизион. Какое-то время в Суперлиге было сразу две "Звезды".
Когда в Звенигород пришёл Евгений Васильевич Трефилов вместе со многими гандболистками сборной России, я как человек амбициозный поняла, что игрового времени у меня много не будет. Поэтому решила уйти.
Сначала оказалась в "Астраханочке", получила приглашение. Но там были другие вратари, ставку в основном делали на них. И посреди сезона я пошла в аренду в Уфу.
В межсезонье снова вернулась на родину. Тогда в команду тренером пришёл Вячеслав Владимирович Кириленко, а клубом руководил Геннадий Андреевич Лебедев. Провела там 2 или 3 года…
Вячеслав Кириленко. История большой любви с шумами на сердце
— Помню, что история с уходом из "Астраханочки" после старта сезона-2012/13 была эмоциональной. Что тогда произошло?
— На мой взгляд, со мной поступили некорректно. Не знаю, как ситуацию оценивает другая сторона, но моё мнение такое.
По весне я подписала новый контракт. Прошла вместе с командой все сборы, ездила на турниры. А в сентябре — после пары проведённых игр — Кириленко сказал, что я могу искать другой клуб. На этом моя история с "Астраханочкой" закончилась.
— И тогда вы перешли в "Ладу", где воссоединились с хорошо знакомым по Звенигороду тренером Александром Ивановичем Овсянниковым.
— Да, всё так.
— И в "Ладе", и впоследствии в "Звезде" вы надолго не задержались. Почему так вышло?
— Возможно, я бы и осталась в Тольятти подольше, но тогда в конце сезона не было никакого понимания, кто будет тренером. Никто не знал, что придёт Левон Оганесович Акопян. Точно понимали только то, что Овсянников не останется.
И во время этой неизвестности мне позвонила Светлана Владимировна Андрюшина, пригласила в "Звезду". Шёл разговор о том, что в команде есть Маша Сидорова, а вот второго вратаря ей на подмогу не хватает. Учитывая все обстоятельства, согласилась на это предложение.
Причём перед стартом сезона у меня были варианты поиграть в других клубах. Разговаривала с Александром Владимировичем Реввой, который тогда возглавлял "Звезду", он меня не отпустил. А к весне уже было чёткое желание попробовать силы в Лиге чемпионов. Это совершенно другой уровень.
Так я получила предложение от "Крима" и летом подписала контракт. Из-за некоторых проблем с бумагами присоединилась к команде ближе к октябрю. Подзатянулось оформление.
В клубе из Любляны провела один сезон. Осталась бы там дольше, но были финансовые проблемы. Первые два месяца нам платили вовремя, а ближе к новому году пошли задержки. К концу сезона нам должны были уже четыре зарплаты.
Их я смогла получить только через четыре года. Спасибо моему менеджеру Тане Логвин. Вместе с ней ходили на суд. Она бесконечно атаковала клуб по всем фронтам. С горем пополам довели эту историю до конца.
— В один сезон с вами в "Криме" ведь играли Марина Ламбевска и Лилия Артюхович, с которыми вы пересекались ещё в "Астраханочке"…
Марина Наукович-Ламбевска. Откуда на Волге хорватская грусть
— Когда я приехала, Марина уже была в клубе. Лиля присоединилась попозже. Но да, у нас была своя компания. Да и в целом в Словении достаточно русских людей. С общением проблем точно не было.
— Особый трепет от участия в Лиге чемпионов прочувствовали?
— Естественно! Стоишь на представлении команд и слышишь этот гимн — незабываемые ощущения. И уровень игры, конечно, значительно отличался от того, с чем сталкивалась раньше.
Помню, мы тогда были в группе с "Вардаром", состав которого состоял сплошь из звёзд. Плюс "Крим" принимал участие в региональной лиге, где были и "Подравка", и "Будучность". Черногорки на тот момент были заметно сильнее нынешней команды. Сезон был очень интересный.
— Потом вы ведь оказались в "Загорье", с которым сенсационно лишили "Крим" чемпионства в Словении?
— Да, но вообще я должна была играть в Германии. Подписала контракт с "Метцингеном", уехала туда после каникул. Но в тот год был массовый наплыв мигрантов в Европу. В Германии и без того было непросто получить рабочую визу, а на этом фоне правила были ужесточены.
У меня был европейский вид на жительство, полученный в Словении. Поэтому в страну я въехала без проблем. Планировали, что все документы получится оперативно оформить на месте. Я даже начала тренироваться, но через какое-то время пришла информация, что визу мне сделают в срок от двух до шести месяцев.
А "Метцинген" меня подписывал как основного вратаря, предстоял старт в еврокубках. Понятно, что такие условия команду никак не устраивали. Да и я не хотела сидеть полгода в ожидании документов. Поэтому пришли к обоюдному согласию по поводу расторжения контракта.
Я вернулась в Словению. Были мысли, что вдруг в какой-то команде травмируется вратарь, потребуется срочная замена… Не дай бог, конечно, но такой у нас вид спорта. С зарубежными вариантами тогда не получилось. В итоге меня нашёл тренер "Загорья" и предложил до конца сезона поехать к ним.
В чемпионате мы дважды сыграли вничью с "Кримом". На один мяч больше забросили на выезде, поэтому стали чемпионами.
— Если ничего не путаю, примерно в то же время стартовала ваша агентская деятельность…
— Да, верно. С Таней Логвин и её мужем Герхардом мы в очень хороших отношениях, всё время на связи. Ещё до моего перехода в "Ладу" Таня звала в датскую команду, которую тогда тренировала.
Тогда немного не срослось. Но впоследствии она стала моим агентом. Трансфер в "Крим" — дело рук Тани.
Она мне частенько звонила, узнавала информацию по некоторым девочкам. И так постепенно стали с ней сотрудничать.
Таня Логвин: "Хорошие девочки в гандбол не играют. Чтобы выживать, нужно быть стервой"
— Вы в этой сфере продолжаете работать и сейчас?
— Да, продолжаю. Сейчас больше словенскими игроками занимаюсь. В том году, например, отправляли девочек в Венгрию. Несколько сборниц уехали в Германию.
Если говорить про российских гандболисток, то Ольга Горшенина и Яна Жилинскайте переходили в зарубежные команды при нашем участии. Но, повторюсь, я больше работаю с местными игроками. Из России ведь уехала уже достаточно давно.
— В Словении вы уже полностью укоренились?
— Конечно. У меня здесь уже семья: муж, ребёнок растёт. Словения для меня, наверное, уже насовсем (улыбается).
— Но гражданство и даже фамилию вы пока не сменили. Если не секрет, почему?
— Когда мы с мужем расписались, решили, что пока играю, фамилию свою оставлю. Вы прекрасно понимаете, сколько в России по времени занимает замена документов. Это точно не вопрос пары дней. Нужно закладывать минимум месяц, чтобы всё сделать.
У нас такого количества времени для поездки в Россию не находилось. Но как закончу, фамилию всё-таки сменю. Наша дочка Адриана ведь тоже под фамилией мужа записана.
Она, кстати, стала заниматься гандболом. Только сразу сказала: "Мама, в ворота не пойду. Хочу забивать голы!" Честно говоря, я этому только рада (улыбается).
— На родину приезжать удаётся? В последние годы это не так просто…
— Раньше ездили часто, сейчас так не получается. В последний раз были после "короны", два года назад.
Планировали прилететь этим летом, но не удалось. Хочется ведь приехать всей семьёй, а у мужа свой спортивный график — тренировки, матчи. Он футболист, зовут Алеш Поплатник, в прошлом игрок "Олимпии" и "Домжале", долгое время выступал в Австрии. Сейчас играет за "Шкофи-Локи". Там, как и я в "Литии", помогает молодым. Тоже для души…
Да и документы на мужа нужно оформлять заново. У дочки-то два гражданства, с ней проблем нет. А у Алеша истёк срок действия российского вида на жительство. Вовремя продлить его не получилось, теперь надо делать визу. А в нынешних условиях это проблематично.
Хорошо, что есть видеосвязь, можно регулярно созваниваться с родными. Технологии помогают!
Фото: личный архив Александры Петрухиной; пресс-службы "Звезды", "Астраханочки", "Крима", "Загорья", "Литии"