27-летний вратарь московского ЦСКА Никита Никулин, в межсезонье перешедший в стан чемпионов России из петербургского "Зенита", в интервью БЦ — про триумф в Суперкубке, пляжку, нелюбовь к бегу, жену-гандболистку и девочку по кличке Айси, на которой не надо ставить клеймо.
— Никит, на ты?
— Конечно!
— Первым делом — с трофеем, с победой в Суперкубке! С чем-то из того, что случалось в карьере раньше, включая детские годы, эти эмоции можно сравнить?
Olimpbet Cуперкубок. В России не осталось трофеев, которыми бы владели только чеховцы!
— Разные случались эмоции. Хотя, безусловно, трофей есть трофей, его выиграть приятно, тем более — впервые во взрослой карьере это удалось. Но сравнивать его, особенно с победами на юношеском уровне, не стал бы. Среди прочего, наверное, и потому что каждая победа — со своим лицом, неповторима.
Суперкубок — это здорово, но главное же — это всё равно чемпионат. Там ЦСКА, как все знают, предстоит защищать титул: задача непростая! Во-первых, на тебя ведь как на чемпиона всегда — особенный настрой. Во-вторых, команда изрядно обновилась. Связи ещё наигрывать и наигрывать. И в ходе сезона продолжим это делать.
Безусловно, в Суперкубке сказалось то, что мы прошли достаточно серьёзную предсезонную подготовку. Об этом многие говорят.
— Да, в плане "физики" вы здорово выглядели, это отметил и эксперт БЦ Георгий Заикин.
Экспертиза БЦ. Георгий Заикин: "Чемпионство добавило ЦСКА уверенности. Он победил безо всяких но!"
— Да, не зря так вкалывали на сборе, где было по 3 занятия в день (улыбается). Там было всё: и силовые тренировки, и на выносливость, и элементы гандбола, и беговые упражнения, хотя я ненавижу, откровенно скажу, бегать…
Отмечу тут грамотный подход нашего тренера по ОФП Кирилла Ситова, как и штаба во главе с Олегом Валерьевичем Ходьковым в целом. Нас нагружали, но не перегружали.
"На сборе перед плей-офф ребята выкладывались на 200 процентов". БЦ узнал секреты армейской "физики"
Отдельно скажу про качественные восстановительные мероприятия. Про это как важное слагаемое успеха тоже не стоит забывать!
— Насколько полезен при подготовке к сезону оказался пляжный вариант гандбола?
— Очень полезен! Для меня это был первый опыт пляжки, могу сказать, что в восторге.
Пляжный гандбол — это отлично и в плане "физики", всё же по песку сложновато бегать, получились такие втягивающие занятия… И это — очень интересно! Особенно потом — когда уже поймёшь все нюансы.
То есть мне потребовалось время, чтобы распробовать суть игры. Затем стал понимать, кто как ставит блок, куда могут бросить, а куда — нет… Понравилось, в общем, и всё. Обязательно ещё сыграл бы!
Там же столько всего: гол с вертушки — за два, гол джокера — тоже… Да я и сам забил парочку! Нет, даже три… От ворот до ворот. Получается, принёс команде пользу, внёс свою лепту.
— Зацеплюсь за твою фразу: "Ненавижу бегать". Поэтому видимо, и оказался в воротах?
— Ну в том числе — и поэтому тоже. В детстве — кстати, в Чехове, летом же всегда начинали на стадиончике. И когда бежали, я в конце плёлся. А потом раз на ворота встал, другой — и у нас с моим детским тренером Александром Леонидовичем Марченко случился такой диалог: "Будешь вратарём? — Буду!"
Ну и с тех пор — всё прекрасно: все бегают — я стою. Хотя про вратарей неправильно ведь говорить, что они стоят. Не стоят, а играют…
— Ты вспомнил, что начинал в Чехове, откуда, так понимаю, родом. А с кем из нынешних чеховцев играл там за дубль?
— Сейчас подумаю… С Витей Фурцевым играли у Коваленко, с Димой Санталовым, хотя он нынче травмирован: Александр Васильевич много хорошего в нас вложил! Да, замечательное время было — и в плане подготовки ко взрослому гандболу, и в смысле закалки характера.
Из тех, кто в других командах Суперлиги сейчас, можно назвать ещё Серёжу Болотина в "Викторе", вратаря Юру Сергеева в Саратове.
— У тебя вообще, положа руку на сердце, как отношения с коллегами по амплуа складываются обычно? У кого-то же бывает — всегда друзья, у кого-то — в первую очередь конкуренты…
— Да мне тут скрывать нечего: мой вариант — первый. Может быть, потому что я сам человек позитивный, стараюсь во всём плюсы видеть. Это, кстати, хорошее качество для голкипера, наверное. Помогает даже после пропущенного мяча не концентрироваться на плохом. Случился гол и случился. Не зацикливаюсь на том, что это я плохой, я ошибся… Сделал выводы — и начал играть заново.
— Тот же Вадим Богданов у вас, по сути, играющий тренер? Подсказывает — с его-то опытом? Это помогает?
— Ещё бы! Видение площадки у меня теперь другое, стал лучше читать игру. Вадик говорит: посмотри, вот бросок пойдёт так и так… Реально — так и получается. Сделаю, как он сказал, значит, отобью.
Упражнения какие-то? Да нет, тут не сказал бы, что от него кардинально новое пришло. Думаю, все известные упражнения плюс-минус похожи. С небольшими элементами новыми, может, что-то приходит, да… Но больше от Богданова всё же стараюсь перенять видение игры.
— В ЦСКА ведь ещё и исполнительный директор Игорь Левшин — в прошлом прекрасный вратарь!
— Да, благо — офис находится там же, на Волейбольной арене "Динамо", где и играем, и готовимся к матчам, он может прийти. Краем глаза так на тренировку посмотреть.
Иногда увидит, что сделал что-то не так, пальцем погрозит. Я отвечу: мол, всё понял, будет лучше, постараюсь. По большому счёту — уже и сам замечаю свои ошибки. Иногда движение зря сделаешь, там шаг вперёд, тут… А не надо было!
В "Зените" тоже, кстати, было очень интересно. Там Андреенко Константин Владимирович, хотя и сам был полевым игроком, помогает главному тренеру, среди прочего, с вратарями. И он многому научил.
— А в чеховской школе, возвращаясь к ней: там голкиперы основы приходили к вам на мастер-классы?
— Дима Павленко — точно не раз приходил. Когда мне было лет 15-16. Показывал на тренировках различные упражнения, подсказывал нюансы… С ним были, честно говоря, очень интенсивные занятия. И я на тот момент немножко даже офигел от этого (улыбается).
После, когда уже был в молодёжной команде в Чехове, Максим Зенько к нам иногда подключался, тоже помогал расти.
— Как прошёл переезд из Петербурга в Москву? Ведь в интервью БЦ ты говорил, что московский ритм жизни тебе не так мил, как питерский…
— Да, не очень люблю всю эту столичную спешку и суету, Питер мне ближе, но я, в конце концов, не развлекаться сюда приехал. А работать. Живу рядом с ареной, из окна её видно — это удобно. Хотя, конечно, мог бы и 20 минут прогуляться, это не проблема. Но вот так повезло: нашли совсем рядом!
— С хаски по кличке, если не путаю, Айси, есть где погулять?
— Так точно. Есть специальные площадки. Хотя вообще не скажу, что она всегда рвётся гулять. Иногда бывает такой диванной собакой. Зовёшь её гулять, а она: не хочу! И лежит себе так спокойно под диваном.
Кстати, готов развеять стереотип. Ведь многие ставят на хаски клеймо. Дескать, эта порода всегда портит что-то дома. У нас — не так. Всё зависит от самой собаки, их не бывает с одинаковым характером.
У кого-то даже шпиц или йорк квартиру разносят!
Между прочим, наша Айси — ещё и родственница собаки одного из клубных сотрудников. У него — кобель, отец её, получается… Вот так мы с женой увидели объявление и решили: давай возьмём щенка. Родители — и мои, и её — на нас, правда, повыпендривались. Мол, представляете, какая это ответственность? Но нас ничего не смущало. И мы очень довольны (улыбается).
— Расскажи про жену. Она не спортсменка?
— Сейчас работает в другой сфере, но вообще Алина — бывшая гандболистка. Играла за дублирующий состав команды "Ростов-Дон". Фамилия? Ногина. Да-да, была левой полусредней. Но потом играла и на других позициях. И линейной, и разыгрывающей.
— То есть гандбольные нюансы понимает, можете дома обсудить?
— Главное — она понимает психологию спортсмена. Когда меня лучше не трогать…
Фото: пресс-служба ЦСКА; личный архив Никиты Никулина