Роман Зайцев: "В Ростове время на графике телеэкрана совпадает с секундомером на столике"

19 февраля 2023

Всегда интересно услышать мнение человека, у которого во время трансляции нет даже лишней доли секунды на размышление. Режиссёр федерального телеканала "Матч ТВ" Роман Зайцев обеспечивает показ домашних матчей клуба "Ростов-Дон". Впрочем, поговорил с ним БЦ не только об этом. А начали с того, насколько "картинка" зависит от того объекта, откуда ведётся трансляция…

Роман Зайцев: "В Ростове время на графике телеэкрана совпадает с секундомером на столике", изображение №1

— От зала очень многое зависит! Просто по той причине, что не везде можно поставить камеры именно так, как это требуется, не везде адекватное освещение. Для ведущей камеры, скажем, нужен правильный угол и высота. Так, иногда в залах она стоит очень высоко и при этом нависает над площадкой, словно люстра.

Дворцовые перевороты. Как сделать гандбол лучше для зрителей и комфортнее для участников

Поэтому правильно, когда на стадии проектирования спортсооружения зовут телевизионщиков и консультируются. Ведь самим строителям, по сути, всё равно, что там дальше будет. А у нас потом зачастую не бывает нормальной позиции для камеры… Например, без консультаций она, возможно, окажется ровно по центру, что вроде логично. Но ведь есть нюансы!

— Возможности передачи информации сейчас не вызывают нареканий?

— Если это федеральный канал, то всё идёт через "флайку", спутниковый передатчик телесигнала. Так, у нас в Ростове-на-Дону есть отделение "Матч ТВ", там сигнал передаётся через спутник. Клубы с бюджетом поменьше могут вести интернет-вещание, это намного проще, камер меньше, но никого, как говорится, за это не расстреляют.

На футболе требования ещё выше — в связи с использованием системы VAR. Конечно, ростовская арена, построенная к чемпионату мира-2018, им отвечает. Приезжает ТВ-аппаратная (многие знают её как ПТС), а все километры кабеля уже проложены на стадионе: надо лишь подключиться в "магической" комнате.

— Гандбол динамичнее футбола в плане ведения трансляций, верно? И показывать его сложнее? Как учились?

— У нас всегда были старшие товарищи. Они сразу порекомендовали смотреть бундеслигу, Лигу чемпионов. Мы и сами много экспериментировали: пробовали разные точки для камер, вариации с их числом.

По стандарту международных матчей ЕГФ нужно установить 8 камер. Можно и больше: 12 и даже 24, никто не против. А в Суперлиге мы чаще транслируем игру на шести. Но тут ещё важно, как именно ты работаешь с камерами, постановка задач операторам… Вообще я общаюсь с ФГР на эту тему постоянно: очень хочется привести все матчи Суперлиги к единому виду. В том числе и по показу.

— Где вы сталкивались с самой ужасной трансляцией? Если не секрет, конечно.

— Это не относится к моей нынешней работе, но однажды я показывал игру в Таганроге. Помните, как "пираты" раньше копии с премьерных показов фильмов тиражировали? Когда то и дело головы мелькали в зале... На ведущей камере была там похожая история. Помню, долго общались с делегатом матча, чтобы прийти к "единому знаменателю".

Для тренировок к арене вообще претензий не было, зрителям тоже отлично. А вот нам как выкручиваться? Как могли, конечно, показали, максимально качественно в тех условиях. Но тот день неплохо запомнился.

— Переезд ростовчанок в новый зал, пусть временный, не принёс трудностей?

— Временный-то временный, но ведь всякое может быть... Дворец, конечно, уже был старый, он с конца 1960-х ни разу не реконструировался. Где-то обновили изнутри, но есть места, где всё очевидно: удручающая картина. В новом же футбольном манеже зрителям нравится. Там трибуны рядом с площадкой, игра как на ладони. И вообще всё опрятно: свежее, новое… Другое дело, здесь меньше вместимость.

"Я дома, но мне почему-то кажется, что я… не дома". "Ростов-Дон" прочувствовал эффект новоселья

Роман Зайцев: "В Ростове время на графике телеэкрана совпадает с секундомером на столике", изображение №2

— Специалисты жалуются на старые залы, где искусственное освещение старались компенсировать солнечным светом…

— Точно. Я считаю, что ставить витражные окна на закрытые залы — это бред. Солнце движется, меняется освещение! В футболе же видели, как бывает? Одна половина поля — яркая, а другая — в темноте, и игроков то видно, то не видно… Но это — на открытых стадионах, а вот если арена закрытая — зачем такие сложности? Нужен нормальный свет!

В Ростове, кстати, такой проблемы и раньше не имелось. К ледовым аренам требования были другими, потому что с окнами, о которых вы спросили, лёд растает. И нужны лампы, дающие нужное количество люкс. Для этого делаются определённые замеры.

— С тарафлексом в новом зале справляетесь?

— Тарафлекс сам по себе не бликует при правильном свете. В прежнем дворце, да, иногда пятна на полу в картинке появлялись. Сейчас всё нормально. Единственная проблема, если говорить уже о звуке: хочется закрытую комментаторскую кабину.

— Как работать с трибунами в плане визуализации события?

— Минутка юмора. Был у нас болельщик в Ростове. Всё время поддерживал персонально Галину Габисову. И на каждой игре с характерным ростовским прононсом кричал ей: "Галя"! Слышно было всем. Мы его нашли и показали зрителям, откуда раздаётся голос нашего героя. Запомнил, как звукорежиссёр в окошко показал мне большой палец: мол, супер сработали, ребята!

И мужей гандболисток с детьми на трибуне показать можно, многие операторы тоже в теме. И известных людей, которые приходят на гандбол. Футбольный вратарь Сергей Песьяков часто посещает матчи, например. Тоже, к слову, всегда особо поддерживает Габисову. Сейв Галины — крупный план, реакция Сергея… Оба же голкиперы, и это круто!

Роман Зайцев: "В Ростове время на графике телеэкрана совпадает с секундомером на столике", изображение №3

— Кто помогал вам на первых порах в гандбольных трансляциях?

— Особенно отмечу Сергея Анатольевича Белицкого, помню, мы звали его в ПТС, так он буквально предсказывал, что сейчас произойдёт на площадке. Сергей Николаевич Приголовкин и Станислав Витальевич Хитрин часто выручали советами, которые до сих пор актуальны.

Хитрину, режиссёру "Матч ТВ", вообще очень благодарен. Когда с ним работаешь, буквально заряжает энергией, тянет вперёд, всегда что-то новое.

"Работа комментатором ощущается как продолжение игровой карьеры". Надежда Муравьева в новой роли

— Довольно часто время на графике не синхронизировано с секундомером на судейском столике. Как с этим обстоят дела в Ростове?

— У нас всё синхронизировано по локальной сети, и то время, которое зрители видят на графике, совпадает с секундомером на столике.

— Не трудно режиссёру менять виды спорта?

— А что делать? Вот я сейчас поехал на биатлон, но, разбуди меня ночью, всё расскажу о нашем с вами любимом ручном мяче. Переключение случается моментально, если ты постоянно активен.

Разные виды спорта предъявляют разные требования к режиссёру: для санного спорта, лыжной акробатики требуется реакция, для фигурного катания — больше эстетики. Когда осваиваешь что-то новое, полагаешься на логику показа в целом. Появляются нюансы: их тоже учитываешь.

— Кстати, а что вообще входит в обязанности режиссёра во время прямого эфира?

— Задача — сделать так, чтобы зритель почувствовал себя не только болельщиком на трибуне, но и оператором, находящимся у площадки. Трансляция ведь предполагает показ различных планов, например, автора гола. А одна из главных обязанностей — понять, можно ли давать повтор? Или продолжать показывать происходящее на площадке? Живое всегда предпочтительнее!

Роман Зайцев: "В Ростове время на графике телеэкрана совпадает с секундомером на столике", изображение №4

— Идеальная трансляция для вас?

— Парад Победы 9 мая. С точки зрения раскадровки. Там всё расписано по секундам. Собираемся с операторами. Смотрим записи, разбираем задачи каждой камеры… Подготовка к трансляции — это две трети успеха! Ростовские парады уже несколько лет доверяют показывать нам. Снимаем на 13 камер, крупная оптика. На концертах тоже работаем. Если музыка нравится, это очень помогает.

Доводилось транслировать даже церковные праздники. Звучит, возможно, отчасти богохульно, там тоже есть чёткая вёрстка и тайминг. Я спросил однажды у пресс-секретаря главы Донской Митрополии, есть ли сценарий, а он ответил: "Есть. И ему уже две тысячи лет!"

— Морально-этические факторы тоже хотел бы обсудить: вы показываете спорт, там рано или поздно проливается кровь, да просто случается травма, а это боль…

— Смотря что показывать. Если бои без правил, для них это круто. Но в гандболе мы не сосредотачиваемся на этом. Показать, что игрок получил повреждение, обязательно надо, но тут зачастую обходимся без суперкрупных планов. Лучше дать реакцию тренера, напарниц, трибун... Смаковать боль, страдания нельзя.

И ещё такой момент. Болеть за "Ростов-Дон" нам, конечно, не возбраняется. Но на работе это не должно сказываться. Поэтому даже радость тольяттинок от спасённой игры с нашим клубом мы показывали в первую очередь. И это ведь было очень красиво.

Olimpbet Cуперлига. Угнать за 5 минут: "Лада" осталась на треке, продлив ничейную серию "Ростова"

Фото: личный архив Романа Зайцева; пресс-служба ГК "Ростов-Дон"

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»