"Быстрый центр" продолжает знакомить читателей с гандбольными азами. На сей раз вместе с двумя авторитетными экспертами рассказываем о различных комбинациях.
Бабочка, поджатие, проскочка, хлёст... БЦ представляет: уникальный словарь гандбольного сленга
В словаре гандбольного сленга мы упоминали самые распространённые комбинации: скрест, стяжка, двойка, воздушка и другие. Однако на их основе строятся десятки (если даже не сотни) более мудрёных взаимодействий — причём именуются они в каждой команде по-своему. Например, несколько лет назад "Мешков Брест" выпустил пару роликов с объяснением комбинаций "Моцарт" и "Вертолёт", но, несмотря на их популярность, тема развития не получила.
Болельщики могли слышать названия комбинаций в тайм-аутах, зачастую там звучат призывы сыграть, например, ЦСКА, МАИ или "Скандинавскую" слева. Как нетрудно догадаться, имена комбинации получают по месту их изобретения.
Эксклюзив БЦ. Ручной мяч или "хенд-бол": во что же начали играть в Москве 100 лет назад?
Чтобы не уходить в обычное перечисление интересных и необычных названий (их несметное количество), мы решили поговорить с обладающими большим авторитетом в гандболе главным тренером и разыгрывающим, который обычно и ответственен за проведение комбинаций на площадке.
В целях сохранения командных секретов собеседники выбраны из числа не задействованных ныне в тренерском и игровом процессах — это экс-главный тренер СГАУ-"Саратова" Александр Алексеев и экс-разыгрывающий "Каустика" и БГК Дмитрий Бочарников.
Александр Алексеев:
— Думаю, команде достаточно двух-трёх отточенных комбинаций, много не надо. В любом случае мы же говорим о начале, а продолжений у этих комбинаций может быть большое количество.
Если это выучит соперник? Ну вот "Чеховских медведей" за 20 лет все выучили, но обыграть пока никто не может (улыбается). Всё зависит от исполнителей. И продолжения комбинаций также следуют из действий соперника в защите — он играет так, значит, мы сделаем вот так. Поэтому такие ходы и должны быть отточены. В том числе — на практике.
Обычно успеваешь подготовить новинки за предсезонку, тем более если состав стабильный. В первых играх оттачиваешь, а дальше используешь весь чемпионат. Вводить что-то новое по ходу сезона тоже можно, но время на усваивание зависит от уровня исполнителей.
Могу вспомнить коронную волгоградскую комбинацию — короткую. Её потом применяли все, кто выступал за "Каустик" — ещё с моих времён и заканчивая Олегом Кулешовым, Павлом Гуськовым и другими. А вот последние лет 10 я её уже не вижу. Заключалась она во взаимодействиях полусреднего, крайнего и линейного, где последний ставил заслон второму защитнику, а угловой врывался в свободную зону и выходил на бросок.
А в Краснодаре, например, в том числе и тогда, когда играл ваш руководитель Сергей Приголовкин, была коронная — это двойка. С детства в краснодарской школе учат этому, и она здорово там получается. В советское время все команды имели своё лицо, в том числе благодаря таким отточенными комбинациям.
Названия? Возможно, я консервативен, но слышал даже, как некоторые команды именуют свои комбинации большими числительными: давай, мол, сыграем девяносто вторую. Я говорю, а чего не девятьсот восемьдесят третья (смеётся)? Пока скажешь, игра закончится. Толком никто так и не объяснил, зачем это делалось. Вроде как, чтобы запутать соперников. Конечно, слышал названия по странам, "Испания", "Исландия", но сам такими наименованиями не пользовался.
И вообще — я не сторонник играть только комбинациями. Гандбол стал быстрее и динамичнее, а если отстояли в защите, какие комбинации? Лучшая комбинация — гол! Игрок бежит, на ходу, остановить сложно, вот он и забрасывает. На чемпионате мира, думаю, тоже ничего нового не увидим. Сейчас все стараются играть проще, короткими взаимодействиями, длинные комбинации встречаются редко.
Экспертиза БЦ. "Барса", "Кельце", "Киль" и "Веспрем" — это главные претенденты на "финал четырёх"
Да, тактика важна, но необходимы отточенные, скажем так, азы. Вовремя понять, какое продолжение комбинации нужно сейчас. Лишний раз остановиться, не потерять мяч. Или, наоборот, в подходящий момент отдать пас. В первом матче сборных России и Беларуси это было хорошо видно, посмотрите на действия Артёма Кулака — всё точно и по делу. Вот такие нюансы и решают. Они кажутся простыми, но всё равно должны быть отточены.
Товарищеский матч. Четыре вывода по итогам уверенной победы России над Беларусью
Дмитрий Бочарников:
— В мои юные годы команды были обязаны по полтайма действовать в обороне персонально, поэтому в атаке всё внимание было уделено игре без мяча и сводилось к обычным двойкам. Тогда же формировались основные навыки игры в связках, например, разыгрывающий с линейным, полусредний с крайним.
Любая тактика строится под игроков, которые есть в команде. Простой пример — "Чеховские медведи" по-разному действуют с правшой Александром Котовым или левшой Никитой Каменевым на месте правого полусреднего. А вообще комбинации-то одни и те же, просто называются у всех по-своему. Самая простая — вход крайнего. Ей учат с самого детства.
У любой комбинации есть много продолжений, поэтому всегда нужно играть по ситуации. Команду можно научить хоть сотне комбинаций, но, на мой взгляд, это лишнее. Самое важное — связки между игроками. Сейчас же в гандболе просто больше полагаются на индивидуальные качества спортсменов, а не на комбинации.
Честно скажу, мне нравятся слова Фила Джексона (экс-тренер "Чикаго Буллз" и "Лос-Анджелес Лейкерс", 13-кратный чемпион НБА — БЦ), который говорил: не важно, что вы будете играть, важно, как вы будете это делать. По его словам, он мог зайти в раздевалку к соперникам, выдать все схемы, но это не помогло бы им, потому что его команда просто сыграла бы так, чтобы победить.
Дмитрий Бочарников: "Захотелось заняться тем, что действительно по душе"
В БГК — да, названия комбинаций были интересными, например, "корейская" или "медвежья", не знаю, кстати, почему так. Хотя схемы менялись у каждого тренера, ведь у всех своё видение. Но в конечном счёте — все играют одно и то же, вопрос только в том, как это называется. Кстати, когда в зале полные трибуны, договориться о том, что играть, тяжело. Поэтому на помощь приходили жесты, которыми сейчас пользуются почти все.
Разыгрывающим я стал не сразу, а уже в сознательном возрасте. Будучи крайним, однажды пришлось заменить в центре Олега Кулешова, с тех пор и остался на этой позиции. Перестроиться было несложно. На мой взгляд, если понимаешь гандбол, то сыграешь на любой позиции. Крайний, например, обязан уметь действовать как линейный.
Леонид Алексеевич Коросташевич говорил, что разыгрывающий — тренер на площадке, со скамейки-то трудно докричаться. Поэтому центральный должен знать не просто набор комбинаций, а понимать, что именно нужно сыграть в данный момент. Но переоценивать важности разыгрывающего нельзя. Да, он начинает комбинацию, но в ней важны чёткие действия всех гандболистов. Моя любимая комбинация? Гол! (смеётся).
Фото: пресс-службы ФГР и ГК СГАУ-"Саратов"