"2023-й — год надежды для нас". Большое интервью президента "Пермских медведей" Алексея Никифорова

3 декабря 2022

Пермяки выдали неожиданно для многих яркий старт сезона. Сначала команда, представлявшая соответствующий субъект РФ, стала серебряным призёром Спартакиады, а сейчас, победив в "медвежьем дерби" чеховцев, уральцы вытеснили тех из первой тройки в Суперлиге.

Чем не повод сделать в БЦ большое интервью с президентом клуба Алексеем Никифоровым?

"2023-й — год надежды для нас". Большое интервью президента "Пермских медведей" Алексея Никифорова, изображение №1

— Пермский край — спортивный…

— Команд по игровым видам спорта у нас и вправду немало. По популярности у верхней планки баскетбольная "Парма", а также хоккейный "Молот" — несмотря на то, что не играет в КХЛ. В женском футболе — "Звезда-2005", некогда выходившая даже в финал Кубка УЕФА, в мужском — возвращается "Амкар", который пока в ФНЛ-2. Плюс в высшей лиге "А" играют волейболисты "Камы", ещё есть команды в регби и в женском хоккее с мячом. И все на слуху!

— Получается, с ними у вас нешуточная конкуренция за болельщика?

— Скорее — наоборот: есть общая группа фанатов, которым в радость общение друг с другом на любой тусовке. Они и на выезды собираются. Были, например, с нами в Омске и Чехове — десант небольшой, человек из 10, но всё равно здорово. И кричали громко.

Прихожу на хоккей или женский футбол — снова вижу их там. Все искренне болеют за игровой спорт Прикамья!

"Злость переполняет до сих пор. Мы потеряли больше половины детей…"

— У вас какая средняя посещаемость?

— Если говорить про SEHA-Gazprom League, то на двух играх было больше тысячи человек. Очень неплохо. На матч Суперлиги с питерским "Зенитом" пришло 650-700 зрителей.

"2023-й — год надежды для нас". Большое интервью президента "Пермских медведей" Алексея Никифорова, изображение №2

— Каковы цены на билеты?

— 100 рублей — взрослый, 50 — детский. Это немного, на этом особо не заработаешь, но если вход бесплатный, то статус соревнований как бы снижается, правда? Чистая психология: люди автоматически думают, что если доступ открыт для всех желающих, то это неинтересно. При этом детей до 7 лет и воспитанников спортшкол пропускаем свободно.

А на матчи СЕХА-лиги вообще все дети имели возможность бесплатного входа благодаря пермскому бизнесмену — Эдуарду Вдовину, он выкупил для них билеты. Плюс к тому в Перми проходил детский турнир, поэтому зрителей собралось много — ребята и девчонки были очень рады посмотреть красивый гандбол!

— Пермь — город-миллионник, развлечений здесь много и помимо спорта, но можно ли побороться за увеличение посещаемости?

— Конечно, можно. Но в миллионном городе на сегодняшний день только один объект, который может принять соревнования уровня Суперлиги — это СК имени Сухарева. При этом там нынешняя вместимость гораздо меньше 2000 зрителей.

Помню, в 2018 году к нам приезжала сборная России, играли отбор с Чехией. Тогда был аншлаг. И по итогам того матча мы получили хорошие отзывы президента Федерации гандбола России (ФГР) Сергея Шишкарёва, а также тренерского штаба сборной. Кстати, на шкафчиках в раздевалке у нас до сих пор именные фотографии игроков той команды.

На днях у нас был межрегиональный форум SPORT NORM. Приезжал генеральный директор ФГР — олимпийский чемпион, в прошлом наш тренер Лев Воронин. Мы обсуждали с ним перспективы пермского гандбола на 2023 год.

Лев Воронин на форуме Sport Norm: "Диалог получился полезным и актуальным. Важно понимать, как сейчас строят свою работу коллеги"

— Каковы они?

— Начну с того, что в 2018-м у гандбола забрали манеж "Спартак", который 18 лет был нашим домом. Ручным мячом там занимались с утра до ночи — порядка 800 человек. Но его решили перепрофилировать под лёгкую атлетику. И для нас эти перемены стали ударом.

Бывший министр спорта, последствия деятельности которого приходится разгребать нынешнему, спустя год скажет, что закрыть манеж "Спартак", не предоставив нам альтернативы, было большой ошибкой. Но от этого запоздалого просветления нам ни тепло ни холодно. Злость переполняет до сих пор. Мы потеряли больше половины занимающихся детей. Представляете, какой пласт? Им в одночасье стало негде тренироваться.

"2023-й — год надежды для нас". Большое интервью президента "Пермских медведей" Алексея Никифорова, изображение №3

— Нашли выход?

— Обещают спортсооружение из быстровозводимых конструкций. Именно для детей. В январе-феврале должны заложить первый камень, и есть надежда, что к сентябрю у нас будет игровой зал для юных спортсменов.

Плюс в следующем году у нас большое событие — 300-летие Перми. И к этому приурочено строительство большого спортивного центра. Там предусмотрены четыре площадки, одна из которых должна быть закреплена за нами, а ещё одна будет общей для всех игровых видов. Со Львом Геннадиевичем осмотрели всю схему и предложили министру спорта Пермского края Татьяне Чесноковой внести изменения в проект.

Хорошо бы увеличить число посадочных мест как минимум до тысячи. Тогда зал мог бы быть запасным (а возможно, даже и основным) для матчей Суперлиги.

— А запасной требуется?

— Конечно! СК имени Сухарева — зал универсальный. Он в том числе и для больших мероприятий, для концертов… Иногда гастроли популярных артистов ставят под вопрос проведение спортивных событий! Ничего не имею против их песен, но нам в такие моменты просто негде тренироваться и играть. Это очень мешает работе…

— Баскетбольная "Парма" в среднем собирает 5 тысяч человек. В современном комфортном дворце "Пермские медведи" были бы где-то рядом?

— Надо понимать, что такое баскетбол для Перми. Нынешние успехи во многом базируются на "Урал-Грейте" Сергея Кущенко. Он провёл рискованную, но очень грамотную политику. Были вложены огромные деньги в рекламу, команду собрали из великих игроков, пошли результаты... Люди приходили на игры как на праздник — как в НБА. И на том фундаменте многое держится до сих пор, хотя и сегодня "Парма" проделывает большую работу с болельщиками.

Пять тысяч на гандболе? Сложно сказать. Не забывайте, что мы на Урале. Тут любят хоккей. Есть ещё футбол. Соперничать нам тяжело. Особенно с нашими проблемами в инфраструктуре.

Доходило ведь до того, что запасной ареной для Суперлиги мы рассматривали площадку в Екатеринбурге! В Перми просто не было залов в реестре... Сейчас удалось вернуть туда Дом спорта "Красава" в Пермском районе, это новая часть города, недалеко от аэропорта. Но там — всего 300 посадочных мест.

"2023-й — год надежды для нас". Большое интервью президента "Пермских медведей" Алексея Никифорова, изображение №4

— По инфраструктуре вопросов нет. Но если посмотреть на клубный сайт, то у той же "Пармы" он классный и современный, а у вас — как из прошлого века.

— Справедливо, принимается. Сайт даже не из прошлого, а позапрошлого века. Мы не стали его модернизировать, потому что в январе-феврале запускаем новый, за который, надеюсь, не будет стыдно.

"Развитие связываю с предстоящим юбилеем Перми"

— Теперь о бюджете. "Пермские медведи" по нему близки к лидерству в регионе?

— У всех своя специфика. Вот баскетбольная команда у нас — самая посещаемая в России. Понятно, что "Парма" заслуживает внимания со стороны власти. Есть и другие критерии при распределении средств. Результат — всего лишь один из них. По стабильности мы ориентир для многих, но по финансированию далеки от топ-3.

— Год назад вы говорили, что на год у вашего клуба — 70 миллионов рублей. С тех пор что-то изменилось?

— Надо сделать пояснение по тем словам. Тогда не все уловили суть. Полный бюджет у нас 70 миллионов — но это ведь не только первая команда, но ещё и вторая. У других клубов есть и 500, и 750 миллионов в год, хотя это тоже вся "линейка" (где-то она включает резерв, УОР или школу, где-то и женскую команду). Но разница в бюджетах с лидерами в любом случае — колоссальная.

Изменения? На сегодняшний день всё в том же режиме, но есть предпосылки на увеличение после Нового года.

— Большая часть бюджета — спонсоры?

— По прошлому году было примерно так. Но надо понимать, что компании, которая была нашим генеральным партнёром, без помощи краевых властей у нас бы не было. Сегодняшние реалии таковы, что к каждой команде в регионе прикреплён титульный спонсор и так далее. Это касается любого клуба. Без поддержки властей и министерства спорта, без большого предприятия — спорту у нас не выжить.

Успехи гандбола в Пермском крае удивительны, они скорее вопреки. Нет зала, но при этом дети регулярно в призах на различных соревнованиях ПФО. Конечно же, гордимся победой молодёжного состава в первенстве России. Тем более на 99 процентов команда состоит из своих воспитанников. Губернатор и нынешний министр спорта видят это, поэтому всячески стараются нас поддержать.

"2023-й — год надежды для нас". Большое интервью президента "Пермских медведей" Алексея Никифорова, изображение №5

— При этом в первой команде легионеров было немало. Без них стало намного сложнее?

— Каждая школа — своя специфика. Балканы — вообще отдельная история! Гандбол везде отличается... И играя друг с другом, мы учимся, растём. Есть эффект новизны. Теперь мы этого лишены.

— Как российскому гандболу пережить этот период?

— Как и всей стране. Пока надо пытаться растить своих. Понятно, что вариться в собственном соку тяжелее. Но какие у нас варианты? Работаем дальше.

— Каким видите бизнес-план развития вашего клуба на три года?

— Развитие связываю с предстоящим юбилеем Перми. Когда у нас будет два зала — очень многие проблемы решатся. Вот перед матчем СЕХА-лиги с "Чеховскими медведями" у нас в спорткомплексе четыре дня шли концерты. Мы могли готовиться к игре с лучшим клубом страны только в тренажёрном зале…

Нам нужны условия, чтобы набирать детей в секции. Не придут они в зал 9х12 и даже 24х12. Но понимание со стороны руководства края и министра спорта есть. Тем более что мы даём результат!

Кто скупил все билеты для детей? БЦ рассказывает, как Пермь дебютировала в SEHA-Gazprom League

— "Чеховские медведи" побеждают в чемпионате России больше 20 лет подряд. Традиционный вопрос: хорошо ли это для отечественного гандбола?

— Рассуждать можно долго, но их чемпионство — факт. Многие обсуждают Владимира Максимова. Но давайте лучше обыграем его! Причём у него сейчас нет дорогостоящих легионеров, играют ребята, которых все знают. В отдельных матчах чеховцев даже удаётся победить. Но по итогам каждого сезона открываем таблицу — и видим, кто взял золотые медали.

Olimpbet Суперлига. Подмосковные "мишки" замёрзли в Перми, а "Виктор" впервые в сезоне потерял очки

"2023-й — год надежды для нас". Большое интервью президента "Пермских медведей" Алексея Никифорова, изображение №6

— Что должно случиться, чтобы командой, вписавшей имя в историю, стали "Пермские медведи"?

— Есть три основных фактора. Для начала нам нужна своя база. Это ключевой момент. Пока нам даже тренироваться полноценно нельзя. У нас не юг! Где рано становится тепло, можно заниматься на улице… Нужен зал! Полноценная площадка для тренировочного процесса всех возрастов, чтобы и преемственность выстраивать.

Второе. 60-65 процентов сметы у клубов — зарплаты игроков и тренеров. Соответственно — финансовая составляющая очень важна. Деньги сами по себе не выигрывают и не дают железных гарантий, но без них конкурировать тяжело.

Третье — тренер. И вот как раз мне на них в Перми всегда везло. Игорь Пастухов, с которым начинали, вывел команду в Суперлигу. Потом приехал Лев Воронин — человек, который имел на груди олимпийскую медаль и мог многие вещи не только рассказать, но и показать. Он здорово тренировал и воспитал плеяду учеников. Того же Валентина Бузмакова, нашего нынешнего тренера, рядом с которым я уже больше 10 лет — и рад этому.

Есть ещё молодая поросль тренеров, которая выиграла молодёжное первенство России — это Юрий Орлов и Максим Одинцов. Без постоянного зала и с перебоями в финансировании сделать это — практически подвиг. У них большое будущее. И у всей нашей команды, хочется верить, тоже.

Фото: пресс-служба "Пермских медведей"

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»