Сравнительно недавно Московская гандбольная академия и мужской гандбольный клуб ЦСКА официально оформили инициативу, занимавшую умы ведущих тренеров столицы. Название проекта — "Бросок в будущее" — звучит, с одной стороны, весьма амбициозно, с другой, не вполне раскрывает (особенно непосвящённому человеку) его суть.
Впрочем, при всей очевидности и даже простоте замысла проект претендует на уникальность не только в гандболе, но и в отечественном спорте вообще. По крайней мере, за более чем 20 лет работы в большом спорте с подобным столкнулся впервые.
То, что в спортивной школе "Тушино" старшие ребята и девчонки активно привлекаются в качестве добровольных помощников тренеров и судей, уже не новость. И, в общем, такая практика присуща не одной только тушинской школе.
Район большой, тренировочная база пусть тесновата, но вполне комфортна, тренерский коллектив сложился почти идеальный — народу в группы гандбола ходит много. Только у 2010 и 2011 годов рождения (на их примере построен рассказ) занимается больше 70 ребят — на иные турниры по 4-5 команд выставлять можно. Как руководить и управлять таким многолюдным хозяйством — тем более что в других возрастах народу ничуть не меньше? В школе к ответу на этот вопрос подошли комплексно и основательно.
Небольшое отступление. Автор текста — в связи со своей основной работой — довольно много времени изучает архивы Госкомспорта СССР во всех его инкарнациях. Прямо сейчас на моём столе лежит "Комплексная целевая программа подготовки сборной команды СССР к XV зимним Олимпийским играм 1988 года", разработанная в 1984 году.
Всё это, если вдруг кто не знает, золотой век советского спорта, когда не требовавшая слишком колоссальных затрат, но имевшая огромный социальный и пропагандистский эффект система работала слаженно и бесперебойно, как конвейер или шахта. Было б только чем загрузить производственные мощности, а уж они "дадут стране угля". Однако авторы комплексной программы подготовки к главному старту видели и немало проблем:
"Наиболее слабо решёнными вопросами в порядке их значимости являются:
— уровень подготовки научных кадров;
— уровень подготовки управленческих кадров;
— система отбора в сборные команды и команды ближайшего резерва;
— подготовка тренеров сборных команд ДСО и ведомств.
От оперативного решения этих вопросов зависит решение главной задачи — высокий уровень подготовки сборной команды страны к Олимпийским играм".
Чтобы закончить с отступлением — на зимних Играх 1988 года в Калгари мы размотали соперников практически в одни ворота, выиграв золотых медалей больше, чем, скажем, американцы, канадцы, норвежцы, шведы и финны — вместе взятые.
Возвращаемся к теме повествования. Мы с вами живём, конечно, совсем в иную эпоху и о "возрождении знаменитой отечественной школы тренеров и системы подготовки спортивных кадров" сейчас всё больше мечтают. Однако…
Вспоминается далеко не новый анекдот:
— Фима, и что с нашей проблемой?
— Я её решил.
— И как вы её решили?
— Я решил, что это не проблема!
А вот как видит проблему и её решение старший тренер Московской гандбольной академии Дмитрий Балаченков. Наш разговор происходит на скамейке гандбольного манежа спортивной базы в Чехове, где юные гандболисты спортшколы "Тушино" проводят в дни школьных каникул тренировочный сбор:
Детский фестиваль гандбола. "Не просто турнир и праздник, а место учёбы для всех!"
— Молодые тренерские кадры, особенно в детских школах — проблема уже очень многих лет. И дело далеко не только в скромной зарплате — проблема заложена уже в самом формировании "биржи труда".
Кто, как правило, идёт учиться в РГУФК, Лесгафта и другие спортивные вузы? Как правило, спортсмены, которым "надо" (ещё с советских времен заложенная психологическая установка) получить высшее образование и даже просто кем-то там быть — пока продолжаются попытки организовать и устроить собственную спортивную карьеру.
Когда спортивная карьера обладателя диплома "тренера-специалиста" заканчивается — мы чаще всего видим человека, ориентированного либо на продолжение работы в спорте высших достижений (пусть и в ином статусе), либо уже на что-то совсем постороннее. Даже если волею судеб он попадает в детскую спортивную школу — ему требуется немало времени на изучение предмета, знакомство с реалиями, о которых он успел основательно забыть, и ещё множество нюансов.
Детской же школе нужны специалисты, помнящие и знающие среду — и желательно, имеющие на момент прихода в СШОР или ДЮСШ опыт работы с этим контингентом, изнутри знающие логистику и основы организации тренировочных сборов и соревнований.
Единственный, на наш взгляд, способ воспитания таких специалистов — подготовка их своими силами, в стенах нашей академии. Говоря старым языком — школьники-энтузиасты получают отличную профориентацию и поступают в вузы, уже точно зная, кем они хотят оттуда выйти и с кем работать.
Несколько глобализирует мысль коллеги Игорь Левшин (телефонный разговор с исполнительным директором МГК ЦСКА состоялся по дороге в Чехов):
— Молодые тренерские кадры — практически ключевой резерв развития гандбола в столице. Куда бы мы ни обращались с инициативой об организации гандбольной секции (нашему клубу нужны резервы), первый встречный вопрос — где взять тренера-специалиста?
Отсюда возникла и документально оформилась идея — воспитывать (давать направление в профессию) будущих тренеров самостоятельно. Ребята и девчонки начиная с 13-14 лет пробуют себя в новой и ответственной роли — помощника опытного и авторитетного тренера. Тех, кто обнаруживает желание и способности к трудному ремеслу, мы уже с 16 лет начинаем поддерживать — выделяем стипендии, привлекаем к работе на больших проектах и турнирах.
Верим, что это наиболее эффективный способ формирования системы подготовки юных московских гандболистов.
— Мы думали, это просто старшие ребята, едут с нами в Тольятти на фестиваль — может быть, поболеть, поддержать… А потом оказалось, что это помощники Дмитрия Михайловича, надо их слушаться.
— С ними интересно — они понимают наши шутки, слушают нашу музыку, сами ещё в школе учатся. К тому же они у Дмитрия Михайловича и Анны Борисовны (вместе с Дмитрием Балаченковым в проекте в качестве тренера-наставника заняты его жена — Анна Борисовна Балаченкова — и Надежда Евгеньевна Краснова — БЦ) и занимались — они всё лучше нас знают, могут подсказать….
— На играх хорошо, конечно, когда Дмитрий Михайлович руководит и всё объясняет. А на тренировках с ребятами лучше работать… И вообще хорошо меняться, работать с разными тренерами — так веселее. С ребятами и после тренировок интересно поговорить, спросить что-нибудь — не обязательно про гандбол. Мы с ними о многом думаем одинаково…
— У них интересная работа — они и судят нас, и командами иногда руководят, в поездках с нами. Мы к ним уже привыкли, они нам как старшие друзья…
Всё это мальчишки, перебивая друг друга, рассказывали мне в холле жилого корпуса после обеда. Чувствовалось, что этот "тренерский тандем" (главный тренер и тренеры-помощники) их очень даже устраивает.
Они воспринимают его так, как мы, их родители, воспринимали в своём далеком уже детстве лучшие образчики пионерских лагерей или Дворцов пионеров — где словно второй дом: центр притяжения, место, куда ежедневно спешишь и откуда не торопишься уходить, школа жизни, место взросления…
Следующий разговор состоялся в "тренерской" — если можно так назвать обычную комнату, где живут вместе два Ивана, Глеб и Сергей. В таких они жили и тогда, когда ещё мальчишками только-только начинали выезжать на сборы и соревнования с тушинской командой, в таких живут и теперь — ученики 11-х классов, завтрашние абитуриенты и (хочется в это верить) студенты спортивных вузов. Во всяком случае — мыслями все они уже там. И никаких сомнений и колебаний насчёт своей будущей профессии не испытывают.
— Когда было по 13-14 лет и Дмитрий Михайлович доверял нам провести первую самостоятельную тренировку, разминку, отсудить игру, то, конечно, волновались. Но это неудивительно, да и тренер был готов нам помочь, а младшие мальчишки нас знали… А потом начали чувствовать себя уверенно. Сейчас можем уже практически всё: написать программу тренировок, ребят организовать… На последнем турнире в Протвине со второй командой я даже полностью отработал как главный тренер: привёз, увёз, состав назвал, игру провёл, протокол проверил…
— Мы понимаем, что профессию тренера надо любить и что в ней не заработаешь много денег. Но нельзя же думать только о деньгах! Мне такая работа нравится — я вижу, что приношу пользу, что ребятам со мной интересно, что их родители за них спокойны и рады…
А на повестке сейчас (честь и хвала Московской гандбольной академии, клубу ЦСКА и всем причастным) яркий и очень перспективный проект. Опять же — очень важно, что реализация его доверена совершенно замечательным и квалифицированным специалистам. Не стану гадать — насколько успешно пойдёт проект в масштабах Москвы, но в рамках спортшколы вирус "юного тренера" распространяется со скоростью новой инфекции.
Из тренерско-родительского чата. Предпоследний день тренировочного сбора:
— Завтра некоторые наши ребята попробуют себя в роли тренеров: будут составлять распорядок дня для своих групп, проводить тренировки, следить за соблюдением дисциплины и т.д. Тренеры 2-й группы Сурков Иван, Осетров Лев, Александров Тимур, Моисеенко Ярослав, Смирнов Артём поставили цели на завтрашние тренировки и, исходя из целей, составили подробный план завтрашнего тренировочного процесса.
— День самоуправления…
— Может быть… Когда-нибудь… Это будут тренеры олимпийской сборной России!
Я не знаю, как быстро и насколько успешно заработает этот эксперимент. Не знаю — кто из ребят "первого призыва" будет успешен в тренерской профессии, а кто, увлечённый их примером, пойдёт этим путём вслед за ними.
Но твёрдо уверен в том, что школа (или академия), умеющая так организовать работу, создать такую (очень важно в наше сложное время!) атмосферу, выдаст на-гора и замечательных спортсменов, и горящих своей работой тренеров, и (почему нет?) талантливых спортивных управленцев-организаторов.
А ещё — это, возможно, даже важнее! — в ней вырастут здоровые люди, патриоты своей школы, отличные друзья и товарищи.
Записки родителя юного гандболиста. Константин Бойцов против товарища Дынина
P. S. 4-5 ноября в тушинской школе прошёл открытый турнир.
Фото: Московская гандбольная академия; пресс-служба МГК ЦСКА