Долго в сводках новостей не появлялась замечательная правая крайняя сборной России Татьяна Дронина. Сменив несколько клубов, чемпионка мира-2009, игравшая на разных атакующих позициях и в итоге остановившаяся на правом краю, закончила игровую карьеру. И сосредоточилась на воспитании детей (кстати, сын сейчас тренируется в Чехове) и фитнесе, который помогает поддерживать форму. В интервью БЦ — не только об этом.
— Давненько про вас не слышали, а тут вы с Марией Сидоровой, ныне начальником команды в женской сборной, посетили подмосковную спортшколу…
— Да, мы с Машей были рады встретиться с нашим первым детским тренером — Тамарой Васильевной Золкиной. Когда она попросила нас приехать и провести мастер-класс для её новых воспитанников, с удовольствием согласились.
— А вот некоторые ваши коллеги по команде всегда на виду в соцсетях и на первых страницах новостных сайтов…
— После того, как я ушла из спорта, появилось много других целей. Так что, если честно, времени не то что ездить на матчи не было — смотреть по телевизору порой не удавалось. У меня, кроме сына, теперь есть дочка. Сейчас ей два года, работой я сильно не загружена, но от гандбола мысленно уже почти отошла. Хотя изредка и просматриваю новости о ручном мяче, чтобы пусть немного, но быть в теме.
— А что за профессия, если не секрет?
— Не секрет. Я фитнес-тренер. Выбрала такую профессию, чтобы всё время держать себя в тонусе. Иначе с моим пристрастием к сладостям можно и в колобка превратиться (смеётся). Ну и вообще совершенно не хотела работать в каком-нибудь офисе, сидеть и перебирать бумажки.
До появления на свет дочери была гандбольным тренером: работала с детьми 2006–2009 годов рождения. На ту работу пошла исключительно ради сына, ему сейчас уже 15 лет. Он два года тренировался в команде "Кунцево", а сейчас, вот уже месяц, живёт, учится и тренируется в Чехове. Левый крайний. По фактуре ещё маленький, надеюсь, подрастёт, наберёт мощь и станет хорошим гандболистом.
— Людмила Бодниева, с которой вы играли, главный тренер национальной женской сборной…
— Я для себя решила всё же, что это не моё. Чтобы на таком уровне быть тренером, нужно себя полностью отдавать работе, посвящать ей всё своё время. В моём случае нереально. Я восхищена Людой и другими девочками, с которыми играла и которые нашли себя в гандболе после ухода с площадки. Многие сейчас возглавляют ведущие клубы или сборную, как Бодниева. Но сама не готова посвятить себя этой деятельности.
— Вы прославились как универсальный игрок, бросающий с двух рук. Переучивали вас или нет?
— Дело случая. Рассказать? Повредила однажды правую руку. Пришлось на тренировках одно время работать только левой. И поняла: а ведь неплохо получается! Дальше уже вопрос времени. В играх при отрывах начала забивать левой. И когда перевели на правый край, стала сначала неуверенно, но потом всё чаще использовать вторую руку.
Позже, попав в команду Левона Оганесовича Акопяна, поняла, что он меня считает левшой. Подзывает как-то и спрашивает: "Таня, ты почему правой рукой бросаешь?" Ответила, что я правша, чему он был удивлён, потому что брал меня именно как леворукую гандболистку. И попросил всё-таки закрыть переднюю линию справа, так как ему левша нужна в команде. Вот так переквалифицировалась…
Двурукие уникумы. Как они это делают?
— Анну Вяхиреву родной папа натаскивал на левшу, а вы себя сами, выходит?
— Получается, да! Я думаю, если любому игроку привязать рабочую правую верёвкой к корпусу, рано или поздно он научится владеть свободной.
— Хорошо, ваш покорный слуга — левша от природы, тему знаю. Вот когда вам документы на визу принесут, какой рукой подписывать будете? Если не задумываясь?
— В повседневной жизни в основном всё делаю правой, потому что была к этому приучена с детства. Но в школе иногда баловалась и писала левой: уже тогда стала развивать второе полушарие мозга. И позже, когда тренировала деток, давала упражнения на обе руки поровну. Считаю, что любому гандболисту и руки, и ноги надо развивать симметрично.
Нет, конечно, никакие новые методики я публиковать не собираюсь. Это ведь совсем не новшество. Виктор Леонтьевич Вяхирев, папа двух знаменитых гандболисток, уже давно разработал это. Да и не он один.
— Что вас заставило уйти из гандбола довольно рано?
— Когда к нам в Звенигород пришли хорватские тренеры Здравко Зовко, Мато Матиевич и Владо Шола, в основе мне места уже не нашлось. Хотя я и стала в тот сезон бомбардиром команды только за счёт исполняемых мною пенальти. Но на одних семиметровых игровую физическую форму не сохранишь. К тому же и некоторые старые травмы обострились.
Тот сезон в "Звезде" меня просто выбил из колеи: я была недовольна своей игрой, ведь могла показывать гораздо лучшую. Сменила Подмосковье на Краснодар Алексея Гумянова, но там играла всего полгода и решила уйти из спорта. Очень хотела второго ребёнка и благодарна судьбе за то, что моя мечта сбылась.
— В вашей карьере значатся легендарные "Вешняки".
— Я начинала в Балашихе, а первые серьёзные шаги в гандболе сделала именно в Москве. А после рождения сына откликнулась на предложение поиграть за московский клуб —"Вешняки" (или ГК-53, как больше нравится). Это был первый год команды в Суперлиге. И мне даже дали возможность ездить только на одну тренировку из дома. Фактически возобновила карьеру там.
— Вернёмся ещё немного назад. У вас титул чемпионки мира-2009. А прежде на топ-турниры почему-то не приглашали.
— Евгений Васильевич Трефилов меня не брал, хотя в расширенный состав я неизменно попадала и участвовала в контрольных турнирах. Почему? Лучше у него спросить. А в 2009 году я играла в "Звезде" под его руководством и, наверное, это стало решающим фактором при выборе кандидаток. Тренерам проще работать с теми, кого наблюдаешь весь сезон подряд.
— Как вы думаете, гандбол меняется? Следите за ним?
— Думаю, в этапах подготовки команд мало перемен. Но, отслеживая соцсети, вижу, что подход к физподготовке основных претендентов на высшие места уже иной. Привлекаются специалисты, которые грамотно развивают функционал спортсменок, а ещё помогают игрокам быстро восстанавливаться после травм.
— Не скучаете по площадке?
— Конечно, сначала сильно скучала. До рождения ребёнка даже играла с ветеранами или детьми. Поддерживала форму. Сейчас уже понимаю, что это травмоопасная история, а так как моя работа в фитнесе связана с движением, лучше не рисковать.
Фото: пресс-службы ФГР, "Звезды", "Лады"; личный архив Татьяны Дрониной