Феномены, одинаково хорошо бросающие и правой, и левой рукой, — в гандболе большая редкость. Но они были и есть. Причем к универсальности пришли совершенно разными путями.
Для сравнения: в футболе, как известно, каждый уважающий себя игрок должен на приличном уровне владеть обеими ногами. В другой классной игре с мячом правшей, бывает, переучивают в левшей, как это было, к примеру, с Анной Вяхиревой и Мариной Судаковой. А еще нерабочая рука порой задействуется для ловли мяча, передачи, а в безвыходных ситуациях — даже для броска. Но так чтобы использовать левую наравне с правой (и наоборот) — это и правда диковинка. Однако чем меньше таких случаев, тем они более интересны.
Самый известный гандбольный "амбидекстр" — это, конечно, Анатолий Федюкин. Заслуженный мастер спорта, легендарный крайний "Кунцево", ЦСКА и сборной СССР, победитель чемпионата мира и Олимпиады, пятикратный чемпион Советского Союза. Впоследствии — тренер того же ЦСКА, воронежской "Энергии", исландского "Фрама", консультант сборной Исландии.
В первом номере журнала "Спортивные игры" от 1982 года Федюкин рассказывает, что броски двумя руками освоил для того, чтобы отличаться от других игроков, обрести свое "я". Мы связались с Анатолием Викторовичем, который сейчас уже на пенсии, и уточнили все нюансы касательно этого необычного умения.
— Бросать двумя руками вы учились целенаправленно?
— Первоначальный посыл дал наш тренер в детской школе — Вадим Янушевский. Всем игрокам команды он рекомендовал освоить другую руку. Четыре человека из стартовой семерки могли бросать обеими руками. Эта четверка была введена в состав сборной школьников России. У всех свои судьбы. Одному парню предлагали перебраться в Краснодар, но он отказался и пошел по общественной линии. В гандболе остался только я.
Уделял этому очень много времени на тренировках и в конце концов добился, что я, по природе правша, научившись достойно бросать левой рукой, стал игроком сборной Советского Союза. И спокойно забрасывал лучшим вратарям. Это дало мне возможность разнообразить атаку.
— Левую руку тренировали как-то по-особенному?
— У нас в институте был небольшой зал. Зато там имелись разные ворота, в том числе разделенные на пронумерованные зоны. Натягивались канаты, на которые вешались манекены. При бросках обводили эти манекены. А еще мне помогала акробатическая подкидная доска. Поднимался за счет пружины на большую высоту, там мог сделать несколько замахов. Это позволило улучшить координацию и быстрее стабилизировать игру левой рукой.
— Впоследствии вам не было разницы, какой рукой бросать?
— Когда меня пригласили в "Кунцево", там были другого уровня вратари. Пришлось много дорабатывать левой рукой. Но в конце концов появилась стабильность, и в дальнейшем проблем уже не испытывал. Мне было безразлично, с какой руки бросать.
— Читал, что броски правой и левой рукой у вас отличались.
— С правой рукой у меня вообще не было проблем. Я рассматривался как разыгрывающий. Потом случилась травма — перелом кости в кисти. Она неудачно срослась, была операция. В результате правая рука была уже не такая сильная по хватке мяча, но более точная. Практически все пенальти исполнял правой. А левой мог и издалека бросить, и с линии — владел ей универсально.
Какой чаще забрасывал? Последние несколько лет больше, конечно, левой. Потому что играл на правом краю. А в контратаке — в зависимости от ситуации, расположения защитника. В лучшие годы за матч мог забросить и десяток. Правой, левой рукой — летело все подряд.
— Кто еще умел бросать обеими руками?
— Мой сын Максим. Вице-чемпион Европы среди юниоров. Он играл в ЦСКА, потом в Исландии — за "Фрам" и "Хаукар". Предложил ему поработать левой рукой. И у него получилось. Гены, преемственность... Давал ему советы, хотя прежде всегодело в его желании.
В советском гандболе встречались и другие такие уникумы. К примеру, линейный Альберт Оганезов, игравший примерно в то же время, что и Федюкин, и умерший в 2002 году. Тоже многократный чемпион СССР (в составе МАИ) и игрок сборной, а еще — обладатель Кубка европейских чемпионов.
"Да, он мог бросить и правой, и левой рукой. Но у него был "тихий" бросок, так как он играл в линии. Большую силу прикладывать не надо было. Требовалась точность. Использовал умение он специфически", — вспоминает Федюкин.
Другой успешный универсал — Леонид Милиди. Забавы ради бросать нерабочей левой он пробовал еще в детстве. А когда попал в краснодарский СКИФ, испытывавший в то время дефицит правых крайних, усовершенствовал умение. Впоследствии в отрывах Милиди забрасывал то правой, то левой рукой.
Двойственность применительно к нему проявилась даже в имени — партнеры почему-то называли его Алексеем... По окончании выступлений Леонид-Алексей построил крепкую тренерскую карьеру, в частности, в пляжном гандболе. Леонид Семенович пять раз приводил "Екатеринодар" к победам в чемпионатах России, возглавлял сборную. Ушел из жизни в 2017-м.
А что же женщины? Во времена СССР двурукая умелица была и в дамском гандболе. Валентина Игнатьева застала игру еще в формате 11 на 11, выступала за одесский "Локомотив", московский "Труд" и сборную СССР, пять раз выигрывала чемпионат Союза, побеждала в Кубке чемпионов...
"В Дании я впервые почувствовала себя примой в гандболе, потому что в газетах было много снимков, где я забрасываю мяч то правой, то левой рукой", — вспоминала Игнатьева в интервью журналу "Теория и практика физической культуры".
Впоследствии Валентина Яковлевна проявила себя в качестве гандбольного методиста и написала немало научных работ, в частности, учебник "Теория и методика гандбола".
В этом тексте должна быть упомянута и норвежка Хейди Леке. Линейную не отнесешь к "амбидекстрам" в полном смысле слова, но мячей, заброшенных нерабочей левой, набралось у нее за карьеру немало.
Оттолкнувшись от Хейди, перейдем к современности. В мужской российской Суперлиге в нынешнем сезоне двуруких мастеров не обнаружилось, а вот во втором дивизионе их было сразу два.
Первый — 24-летний полусредний Евгений Бацун из ДГТУ-"Лидера". В его карьере был еще "Таганрог"-ЮФУ и есть пляжный "Екатеринодар", с которым Евгений выиграл чемпионат России.
— Все благодаря моим первым тренерам в Таганроге: Владимиру Ярославовичу Симону и Владимиру Юрьевичу Шильченко. В гандбол пришел довольно-таки поздно — в 16 лет. У меня было большое желание, но была и травма плеча. Мне сказали: не переживай, сделаем из тебя левшу. Сборы провел отдельно от команды, закачивал правую руку, делал упражнения на левую. Потом плечо зажило. В результате умею бросать и правой, и левой.
Если честно, могу сказать, что до сих пор не научился владеть левой рукой в совершенстве. Но за три года уже более или менее начал что-то забрасывать.
— Переучиваться было трудно?
— Конечно. Рука "не родная". В экстренных ситуациях хотелось переложить мяч в правую. А подстраиваешься ведь под левую — и не получается. Но мне запрещали бросать правой. Играл на углу, отдавал пас правой, а бросал левой. А потом Владимир Ярославович сказал, что снимет с меня некоторые бонусы, если я не буду использовать только левую. Кнут и пряник.
— Когда получил разрешение задействовать и вторую руку?
— Уже непосредственно тогда, когда стал лучше владеть левой. Например, показал левой, бросил правой. Или наоборот. До этого запрещали еще и потому, что мог быть рецидив травмы.
— Сейчас нет разницы, какой рукой бросать?
— В принципе нет. Смотря, какая позиция. Если играю справа на полусреднем, конечно, использую левую руку. Но в каких-то ситуациях могу бросить и правой. Такой "нежданчик".
По жизни я правша. Правой ногой бью по мячу в футболе, правой рукой ем. Левая только для спорта.
В нашем зале занимаются баскетболистки. Так чуть ли не каждая разыгрывающая владеет двумя руками. Считаю, когда в команде есть такие игроки, это идет ей в плюс. Ха, мне просто девочка из той команды нравится, не знаю, как к этому подвести.
— А бывали случаи, когда двурукость, наоборот, вредила?
— Да. Опять же — экстренная ситуация. Иду в левую сторону, вижу, что будет столкновение, перекладываю мяч в правую — и становится еще неудобнее. Нужно принимать решение быстро. Если начал задумываться и выбирать, какой рукой бросить, уже может не получиться.
— Соперники сильно удивляются, когда узнают о твоих умениях?
— Когда играл в Таганроге, как-то поехали в Чехов на матч высшей лиги. Я выступал на правом краю и попал в символическую сборную. Подошел тренер дублирующего состава чеховцев и сказал моему тренеру: отдай мне этого левшу. Тот отвечает: так это правша! Они удивились. Чтобы доказать, что это правда, он попросил меня в следующем матче забросить три мяча правой рукой. Что я и сделал. Тогда уже начали узнавать. Многие в курсе этого, но все равно испытывают неудобства.
Однако о предложении Чехова я узнал только спустя два года, когда уходил в армию. Тренер сказал: эх, надо было тебя отпускать в юношескую сборную... Тогда мне эту историю и рассказал. Ту сборную тогда возглавлял тренер чеховцев. Было бы, конечно, интересно попробовать. Но я отслужил в нормальных войсках, и сейчас все у меня хорошо. Думаю, все впереди.
— Постоянная смена позиций не доставляют дискомфорта?
— Нет. Мне только интереснее. Сам ставлю себе задачи на тренировках. Например, сегодня пасы отдаю только левой, а если бросаю — то правой. Или наоборот. Развиваю руки. Первый тренер учил, что я должен и крутить мяч на левой руке, и есть ей, и зубы чистить. Поначалу делал это, но когда стало получаться, перестал.
— И в "пляжке" бросаешь двумя руками?
— Да. Защитникам и вратарю тоже неудобно. Сначала меня поставили в линию. Первый гол забросил так. Получил мяч левой, нужно было крутиться вправо. Но на подсознательном уровне я сделал все как правша, в обратную сторону. Все удивились, посмеялись, похлопали.
— Другие интересные случаи?
— В этом сезоне ездили в Таганрог. Играл справа на полусреднем, но правой рукой — болел локоть. Меня прихватили персонально. Потом на позиции полусреднего появился другой игрок, а я ушел в край. Меня не держали. А когда получили три из трех левой, начали играть со мной активнее.
Вернувшись из армии, полгода не мог играть за ростовскую команду по предыдущему контракту. Когда время прошло, поехали в Краснодар, и я провел два матча не совсем удачно. Потом — так же еще один в Чехове. За десять секунд до конца второй игры счет равный, и тренер берет тайм-аут. Говорит: пару раз прогоняете, и бросает Морозов. — А если мяч здесь будет? — Бросайте кто угодно, только не Бацун. Но получилось так, что за три секунды до сирены разыгрывающий отдает мне, и я, вылетая с "нуля", левой рукой забрасываю в ближний. С этого, считаю, и начался этап карьеры в ДГТУ-"Лидере".
Другой двурукий гандболист из второго дивизиона — небезызвестный нам Александр Каширин.
"Арабы говорили: никакой ты не русский — ты наш". Россиянин — о Тунисе, ОАЭ и Катаре
Пару месяцев назад мы два часа расспрашивали полусреднего "Таганрога"-ЮФУ обо всем на свете, но так и не затронули едва ли не самую главную тему. Исправляемся.
— Все началось с баскетбола. До гандбола занимался этим видом. Тренер начал ставить бросок левой рукой. В баскетбольной команде тоже нужны левши. Они вообще очень ценятся в спорте. Тренер решил пойти на хитрость. Потому что защитникам что в баскетболе, что в гандболе тяжело обороняться против леворукого. Во всех школах учат ставить корпус, делать защитную стойку так, чтобы закрыть правую руку.
То же самое семиметровые в гандболе. Вратари привыкли в основном к броскам правой. Когда выходит левша, для голкипера все меняется. Если обратить внимание, сейчас очень много леворуких пенальтистов.
Сначала было непривычно, а потом начало получаться. Играл в баскетбол в школе, в университете. И рабочей была именно левая рука. Хотя пишу и ем правой. Одно время совмещал баскетбол с гандболом. А в шестнадцать лет переманили в гандбол.
Мой первый тренер Алексей Николаевич Гумянов стал со мной заниматься. Я бросал в том числе теннисные мячи, камешки. В общем, продолжил использовать левую. Играя ей, ты имеешь больше шансов куда-то пробиться. Таких игроков мало, они на вес золота. Сначала бросок был не очень сильным. Но потом рука стала крепче.
Но до сих пор бросок правой иногда выходит сильнее, чем левой. Когда специалисты проводили тесты и просили нас бросать мяч через всю площадку сначала одной, потом другой рукой, у меня расстояния были примерно одинаковы.
Но раз меня приучили бросать левой, всю свою жизнь ей и играл. Хотя порой и правой забрасывал. Помню, был случай в высшей лиге. Девятиметровый штрафной бросок после окончания времени игры. Защитники выстроились в стенку. Мяч у меня в левой. Но в самый последний момент я переложил его в правую и бросил с другой стороны. Вратарь не ожидал, и даже получилось забросить.
В играх сейчас бросаю только левой. А раньше, когда, например, болела рука, на тренировках мог использовать и правую — и в принципе нормально получалось. Техника обыгрыша, прыжка подстроена все-таки под левую руку. В моем возрасте, в 35 лет, уже, наверное, сложно возвращаться. Но в принципе могу и так, и так. Получилось, что одинаково хорошо владею обеими руками.
Двое уникумов в следующем сезоне будут выступать и в чемпионате Беларуси. Один их них — новичок БГК имени Мешкова босниец Марко Панич, который приедет в Брест из польских "Азотов".
Спортивный директор мешковцев Павел Башкин в интервью by.tribuna.com охарактеризовал игрока так: "Уникальный гандболист. Если бы не играл за сборную Боснии, а выступал, к примеру, за Хорватию или Словению, то уже давно уехал бы в топ-клуб".
А сам Марко хорошо раскрыл тему в разговоре с sportowefacty.wp.pl.
— Откуда это взялось? Это врожденное или приобретенное?
— Я не родился таким, это натренированное. Мой папа очень хорошо играл в гандбол, хотя и был любителем. Мне было 12-13 лет, когда я начал играть в своем городе, в маленьком клубе. Когда получил травму, сломал палец правой руки, стал использовать левую. Меня ставили на правую сторону, всегда была нехватка левшей, так и остался. Мы начали работать с папой.
— В повседневной жизни вы правша?
— Да. Все делаю правой рукой, только играю левой.
— Вылитый Рафаэль Надаль. Играть в теннис левой рукой его вынудил дядя, утверждая, что так он доставит соперникам больше проблем на корте. Как это помогло вам?
— Думаю, мой бросок правой рукой — сюрприз для соперников. Может, не все об этом знают? Могу переложить мяч из одной руки в другую, повернуть атаку вправо и двигаться туда же. Через 10-15 минут защитники привыкают, затем я удивляю их правой рукой. Делаю это несколько раз за матч. И часто удачно. Это дает большие возможности.
Впрочем, зачем много говорить, если можно один раз увидеть?
Интересно, что в "Азотах" такой кудесник не один. Подобными характеристиками обладает и разыгрывающий с опытом выступлений за сборную Польши Кшиштоф Лыжва. Он также покидает Пулавы летом — переходит в "Гурник".
Вполне возможно, что в следующем сезоне в белорусском "класико" противостоять друг другу будут два "амбидекстра". В юношеской сборной сраны и системе минского СКА подрастает 19-летний Никита Чижик, которого уже подпускают к основе армейского клуба.
Никита — один из главных талантов белорусского гандбола. Прошлым летом его признали MVP юношеского чемпионата Европы во втором дивизионе. В полуфинале парень был дисквалифицирован, и, кто знает, может, именно его отсутствие помешало команде выиграть решающий матч у итальянцев и увезти билет в элиту. Универсализм позволяет Чижику без проблем закрыть любую позицию в задней линии. Сейчас Никита восстанавливается после тяжелой травмы.
— От рождения я левша. Потом мама прочитала, что у левшей вроде как большая нагрузка на сердце. Меня начали переучивать в правшу. Но, видно, получилось это не до конца. Когда пришел на гандбол, хорошо выходило бросать и левой, и правой.
— В детстве на тренировках ты изначально задействовал обе руки?
— Тренер в моем родном Слуцке именно на этом и делал акцент. Заставлял после тренировки бросать с каждой позиции и правой, и левой. Сейчас в училище Олег Евгеньевич Шарейко и Вадим Борисович Лисица тоже просят делать, к примеру, две серии упражнений на правую руку, две — на левую. Чтобы одновременно развивались обе руки. Как-то равноценно получается.
— В обычной жизни какую руку нагружаешь больше?
— Здесь интересная ситуация. Большие предметы удобнее держать левой. А мелкие — правой. Пишу, например, правой. Почему так, без понятия.
— Какой рукой получается лучше бросать?
— Думаю, правой. Но вообще в игре без разницы. Все происходит как-то произвольно, даже сам не понимаю как. В каждой игре забрасываю примерно одинаково — условно говоря, четыре левой, четыре правой. А пенальти, например, исполняю правой.
— Как на твою двурукость реагируют соперники?
— Удивляются. Не раз после игр подходили, спрашивали. Это происходило за границей. Например, на турнире в Польше. Или в Финляндии, куда мы ездили дублем СКА на Балтийскую лигу.
А что же Украина? Отыскали мы уникума и там. Это 33-летний крайний Александр Яроцкий. Его карьера интересна тем, что в ней были все три запорожских клуба ("Мотор", ЗТР и ЗНТУ-ЗАС). А минувший сезон он скоротал в "Одессе".
О своем универсализме Александр рассказал пресс-службе ЗТР:
"Как-то в школе сломал палец. Все тренируются, а мне что делать? Я сетку с мячами на центр поля и давай бросать по воротам левой рукой...Так, как бы шутя, почти в совершенстве овладел броском левой рукой. Прошло пару месяцев, и по ситуации я уже довольно часто автоматически стал завершать атаку броском левой руки... Теперь могу играть на любом краю и бросать слева левой рукой, что, согласитесь, для вратаря всегда неожиданно... К примеру, вхожу в линию, вратарь ждет, что будет бросать правша, а я раз и левой... Вот только подкрутку левой рукой выполнить не могу".
А каких еще двуруких уникумов знаете вы?
Фото: cnopm.ru, taghandball.ru, инстаграм Евгения Бацун, championat-rostov.ru, 2018tbilisi.com, ztr-handball.com, litres.ru, przegladsportowy.pl, zprp.pl