Комментатор домашних матчей "Лады" — не только красивая девушка и удивительно интересный собеседник, который (положение обязывает!) за словом в карман не лезет.
Она ещё прекрасная в недавнем прошлом гандболистка: болельщики наверняка помнят её, правда, больше по фамилии Колокольцева.
Да и, собственно говоря, много ли среди комментаторского люда найдётся 3-кратных чемпионов страны и чемпионов мира среди молодёжи? Сама Александра — теперь уже Анташева — уверена, кстати, что игровое прошлое для человека, который рассказывает о матче в live-режиме — критически важно. Позволяет моментально адекватно среагировать на ту или иную игровую ситуацию…
Между прочим, сменила она у тольяттинского микрофона 3-кратную чемпионку мира Надежду Муравьёву — так и подмывает написать тут пафосное: "Клубных комментаторов "ладушек" традиционно отличает глубокое погружение в игровые нюансы".
Если бы БЦ был каким-то официальным сухим ресурсом – мы так и написали бы. Но вместо этого безо всякого церемониала лучше пообщаемся с Александрой. Тем более таких открытых собеседников – и вправду поискать.
—Ну для начала: как оказались в комментаторской кабине?
— Да случайно оказалась, что самое интересное. Наши матчи комментировала ведь Надя Муравьёва, с которой мы играли и дружим до сих пор. А потом уехала в Москву — развивать карьеру. Свято место, конечно, пусто не бывает, но ведь кто-то должен его занять. Вот мне и сказали: может, попробуешь?
Как восприняла? Да в штыки сначала: не моё, не занималась, не умею — и всё такое. А мне: надо!
— Классика жанра. "Партия сказала: надо! — Комсомол ответил: есть!"
— Как-то так… Ну и вот с трясущимися руками я отправилась на первый свой репортаж о матче.
И я не преувеличиваю. Трясло в буквальном смысле: минут 15-20 первого тайма точно зубы стучали. Даже какие-то успокоительные попросила.
Потом, конечно, послушала себя: не без ошибок, откровенно говоря. Если не сказать хлеще: не без косяков. Но как-то потихоньку втянулась, ошибалась уже всё меньше. И вот два сезона полностью уже отработала.
Волнение и сейчас, конечно, определённо присутствует. Но сейчас это больше волнение за команду. Всё-таки со многими девчонками, играющими до сих пор, я ещё выходила на площадку бок о бок. Впрочем, как и с тренером (Екатериной Маренниковой – БЦ).
Иногда переживаю так, будто мне самой надо играть. Порой и в прямом эфире не удаётся скрыть своих эмоций. Из-за этого, увы, в соцсетях даже упрекают в непрофессионализме…
— Ох, чувствую по голосу, что переживаете, Александра. И напрасно. На мой взгляд, наоборот, это ваша фишка. Оставайтесь собой — это же прекрасно!
— Ну хорошо, успокоили. Если это и вправду не перебор — будем продолжать.
— Конечно! Игрока вы точно в себе не убили — и не надо. А продолжаете играть как любитель? Во "Дворце"-то вон сколько легенд собралось…
— О, это отдельная история. На площадку действительно тянет. Точнее, тянуло. Хотя — нет, и сейчас тянет. Но… Была попытка реанимировать карьеру хотя бы на любительском уровне. Вышла сыграть в благотворительном матче. Не столько поиграть, сколько похихикать. Вспомнить, скажем так, молодость.
И на тебе – уже на 2-й минуте… порвала ахилл. Муж (арбитр и гендиректор "Лады" Антон Анташев —БЦ) после этого строго сказал: "Сиди дома теперь". Ну не дома, конечно — в комментаторской кабине (смеётся).
— Тогда и вернёмся к этой вашей ипостаси. Со многими же, насколько понимаю, общаетесь из нынешней команды? И знаете многое… Тяжело держать в себе инсайдерскую информацию?
— Ну а как же, общаемся. Как уже мы с вами вспоминали — сколько тех, с кем ещё играла! И Оля Фомина, и Юля Какмоля, и тренерский штаб — Катя Маренникова с Оксаной Роменской, и Ира Близнова – ныне президент клуба. Да все мои остаются в спорте! Ниточка связывает…
Что же до инсайдерской, как вы сказали, информации, то всегда уточню у Антона: что можно выдавать на публику, а что — нельзя… Гендиректор всегда подскажет (улыбается). Особенно важно, когда речь идёт про травмы, не сболтнуть лишнего. Как правило, он говорит: скажи в общих чертах… Так и делаю.
Так-то муж меня всегда поддерживает после игр. Даже если я переживаю из-за каких-то фраз, пересматривая потом матчи, Антон успокаивает: "Ты слишком придираешься к себе". Переводит в шутку обычно. Даже над любой оговоркой ведь можно просто посмеяться! И с Андреем Новосёловым, моим напарником, тоже так делаем: если и были ляпы какой-то, уж не будем сейчас их конкретно разбирать — вспоминаем потом о них с юмором.
— А бывает, что гордитесь получившимся репортажем? Или всегда собой недовольны?
— Ну вообще, как вы поняли, я очень самокритичная. Обычно корю себя, что либо не то сказала, либо недоговорила там, где можно было развить тему. Но за всё это время была пара-тройка эфиров, когда реально оставалась довольна. Наверняка ведь тоже знаете, что бывает такое, когда всё получается и ты не комментируешь, а прямо плывёшь по волнам, а слова сами собой грамотно складываются.
— Я так понял, что из-за нападок в соцсетях вы переживаете — и ещё раз скажу, напрасно. А вот от кого-то из гандбольного мира критику слышали?
— Нет, ни разу такого не было. Даже удивлена была, когда после первых же репортажей стали звонить многие из тех, с кем раньше играла. Говорили, что круто. Да как круто, отвечала я, столько ошибочек… Нет-нет, спорили со мной, всё отлично!
Маша Сидорова, например, и писала, и звонила. Очень лестно, скрывать не буду.
— По своим радийным эфирам помню: вдвоём намного удобнее комментировать, нежели сольно. Согласны?
— Согласна. Хотя многое, наверное, зависит от того, кто твой напарник. С Андреем мне комфортно: "химия" есть. Она должна быть в дуэте, как в любой команде. Мы — бывшие одноклассники, семьями дружим. Настя Новосёлова, которая недавно закончила, это ведь его супруга, знали?
Суперлига. Смотрите, кто ушёл! Самые яркие моменты карьеры Антоновой, Аришиной и Новосёловой
Ну и в эфире, что называется, чувствуем друг друга. Выручает меня всегда, когда я вдруг не знаю, что сказать. Должна заметить, что конфликта у нас за всё это время не было ни разу. Даже малейшего! Вот что значит — когда работать друг с другом в удовольствие.
— А ваши репортажи — это всегда, говоря языком одного литературного героя, взволнованная импровизация? Или есть домашние заготовки?
— Ну особых — нет. Перед матчем, конечно, готовимся, но не сказать, что конспекты прямо пишем. Так, пару листочков набрасываем: что там за неделю произошло, иногда договариваемся, кто какую тему начинать будет, а кто поддерживать… Но импровизируем больше.
Андрей тоже играл в гандбол сам. И тоже, между прочим, недавно порвал ахилл: вот такие грустные совпадения… Вообще, думаю, это очень важно, чтобы у комментатора был игровой опыт. Тогда он знает все нюансы, как Надя Муравьёва, может объяснить, почему девочки поступили именно так, а не иначе, донести это до зрителя.
"Работа комментатором ощущается как продолжение игровой карьеры". Надежда Муравьёва в новой роли
Думаю, кстати, что и из нынешних наших гандболисток кто-то вполне может занять место у микрофона. Например, Оля Фомина, у неё – прекрасная грамотная речь. Гены-то соответствующие: недаром её папа, Игорь Черноиваненко, столько лет матчи из Тольятти комментировал…
Да, и ещё у меня есть правило, которому сама следую. И нравится, когда его придерживаются другие комментаторы. Нельзя позволять себе фамильярность, надо относиться к игрокам уважительно.
— А образцы в профессии для вас есть? Не беру только гандбол — вообще на спортивном ТВ?
—Я смотрю почти всё: и футбол, и хоккей, и волейбол… Да дома всегда спортивные каналы включены! Но вот образцом назвать кого-то — нет, не могу. На Надю только в известной степени равняюсь (улыбается).
— Ну и перед тем, как попрощаться, вернёмся к семейной теме. Всегда интересуюсь у тех, кто с мужем или женой по работе связан: дома всё потом обсуждаете? Или чисто рабочие вопросы после того, как перешагнули порог — табу?
— Да нет, какие уж табу! Все проблемы дома обсуждаются. Где-то Антон со мной может поспорить, где-то — я с ним… Иногда интересуется, а почему девчонки так поступили? Женскую психологию мужчине же тяжело понять.
— Я бы сказал — невозможно!
— Ну вот, я и озвучиваю ему: почему они сделали это так, а не эдак… Он же — в свою очередь — объясняет мне различные судейские нюансы. Часто пересматриваем моменты в замедленном повторе: допустили тут арбитры ошибку или не допустили?
Кстати, недавно поймала себя на мысли, что я теперь — самый лояльный к судьям комментатор. Раньше могла себе позволить покритиковать арбитров. Сейчас, обсуждая всё это с Антоном, понимаю, насколько тяжела их работа. Нет, могу, конечно, на эмоциях что-то выдать, но потом обязательно добавляю: "И всё же — судье виднее!"
Голоса гандбола. Вячеслав Иванов: "Пришёл на игру болельщиком, а оказался у микрофона"
Фото: личный архив Александры Анташевой; пресс-служба "Лады"