Старый и новый тренеры, ковид и аппендицит, подкрутки и пенальти, "Металлика" и "перцы", супруга и хоккей — в беседе БЦ с линейным чемпиона Словакии и сборной России.
— С ходу вопрос в лоб: остаёшься ли в "Татране"?
— У меня ещё год контракта с нынешним клубом. Поэтому следующий сезон точно проведу здесь.
— Это самый сильный клуб, за который ты играл?
— Думаю, уровень у "Татрана" выше предыдущих моих команд. Другое дело, когда я сюда приехал сюда, у многих ребят были травмы. Помню, поехал с командой на предсезонный турнир, так набралось всего девять гандболистов.
Нам вызвался помочь наш ветеран Александр Радченко, чтобы была хоть какая-то ротация. И тут в первой же игре сломался Роман Царапкин… Я был, честно говоря, в лёгком шоке. Сезон ещё не начался, а людей почти нет — что же тогда будет в игровом ритме?
Он родился в России, но выступал за Чехию. Играет до сих пор (в 47 лет!) — в одной команде с сыном!
Осенью многие восстановились, стало легче. Но всё равно это был не самый удачный сезон, могли выступить лучше. Конечно, сказалась и смена тренера.
— В чемпионате Словакии конкуренции нет. Это плохо?
— Кубок-то мы проиграли "Кошице", поэтому конкуренция уже наличествует. Тот полуфинал наложился на изменения в тренерском штабе, происходила перестройка команды. О сыгранности и речи не шло, в итоге вышел такой конфуз — уступили по пенальти. В целом же уровень борьбы оставляет желать лучшего, но отдушиной были Евролига и СЕХА-лига.
— В каком из двух турниров интереснее играть?
— Ну, прямо скажем, СЕХА-лигу я полноценно для себя не открыл, мы сыграли только с "Мотором". Первые таймы провели неплохо, дальше были провалы, но там сказалось отсутствие основных игроков. Вылетела практически вся задняя линия, а без дальнобойщиков выиграть очень сложно.
В Евролиге было интересно. Особенно в матче с "Вислой". Первую игру я пропустил, за день до домашней встречи подвернул голеностоп на тренировке. В гостях я уже играл на обезболивающих. Мы имели шансы выйти из группы, но не сложилось.
— Что помешало это сделать?
— Если бы Радослав Антл пришёл не в середине сезона, а перед его началом, результаты могли быть лучше. Но самая большая проблема, наверное, кроется в кадрах.
У основы не хватает сил рубиться с топовыми соперниками все 60 минут, а в длине скамейки клубы из сильнейших лиг — французской, немецкой, испанской — ощутимо превосходят "Татран". На старте сезона вообще ходила грустная шутка, что у нас не клуб, а госпиталь, где цель — не выигрывать, а всех вылечить и отправить затем в солидные команды.
— Эпидемия травм — случайность?
— На мой взгляд, дело всё-таки в игровом графике. Перед приездом я общался с Игорем Чуприной, с Царапкиным. Они говорили, что в "Татране" чуть ли не живут в автобусе. Только приехал с одной игры, тут же нужно ехать на другую... Не знаю, как будут обстоять дела в грядущем сезоне, мы планировали параллельно со словацкой выступить ещё и в чешской лиге. Добавить еврокубковую нагрузку — и можно ставить стиральную машину прямо в клубный транспорт (смеётся).
— В этом сезоне твой бывший клуб СКИФ в Кубке ЕГФ одолел "Поважску Быстрицу" на чужой площадке. Удивился?
— Мне перед матчем звонили и сами пацаны, и тренеры. Просили советов, но я сразу сказал, что из меня так себе гандбольный аналитик. Я-то просто болел за ребят. Хотел приехать на матч, но у нас параллельно проходили игры, поэтому не получилось посмотреть с трибун.
Я надеялся, что СКИФ сможет пройти дальше. В Словакии команды непредсказуемые, матчи с ними чем-то напоминают пляжный гандбол в том плане, что каким бы ты фаворитом не был, удача может повернуться лицом к сопернику. Та же "Быстрица" выдала дома с нами отменный первый тайм, в котором "Татран" уступил два мяча. Игру мы в итоге забрали, по-моему, даже с двузначным разрывом. Но было непросто.
— Чемпионат Европы проходил в Словакии. Вживую посмотрел какие-то матчи?
— Да я больше половины турнира просидел на карантине. 4 января на сборе национальной команды сдал тест на коронавирус, оказавшийся положительным. После подтверждения меня ждала изоляция — я взял машину и поехал из Москвы в Краснодар, где и пробыл две недели.
Когда вернулся в Словакию, турнир уже переехал в Братиславу. Это намного дальше от Прешова, чем Кошице, где проходил первый этап. А вот Царапкин посещал почти все матчи, в том числе и с участием российской сборной.
Роман Царапкин. Сезон — на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды
— Как оценишь прошедший сезон для себя?
— Мне сложно давать оценку собственной игре. Были и неудачные моменты, тот же пропущенный матч с "Вислой" или финал чемпионата Словакии. Но немало набралось и неплохих игр, плюс поездил по Европе, получил удовольствие от гандбола. Надеюсь, внёс вклад в общекомандную копилку.
— Какой матч тебе больше всего запомнился?
— Выездной против "Фюхсе". Зал был забит процентов на 70. Понятно, что наш клуб не имеет громкого имени, которое собрало бы аншлаг, к тому же в Германии больше людей ходят не на Евролигу, а на домашний чемпионат. Но всё равно атмосфера была потрясающей — и поддержка болельщиков, и роскошное предматчевое шоу. После матча у нас брали автографы, фотографировались.
Правда, у меня эта игра откровенно не сложилась. Ещё и в хайлайты попал — да только не в той номинации, в какой бы хотелось. Пытался корявенькой подкруткой обыграть голкипера, техники не хватило, в результате вратарский сейв вошел в число лучших в туре. Надо мной потом полкоманды смеялось, видео эпизода присылали… Но страха перед подобными "фраерскими" бросками у меня не появилось. Если представится возможность решить момент таким способом, почему бы и нет?
— Быстро нашёл общий язык с новым главным тренером?
— Он пришёл и сразу начал действовать с позиции силы. Перед зимней паузой устроил контрольное взвешивание, заявив, что мы все профессионалы, не дай бог кто-то наберёт вес за время отдыха!
Впечатление было угрожающим, но в итоге Радослав Антл оказался замечательным мужиком. Правда, он очень плохо говорит по-русски и по-английски, зато прекрасно понимает. В результате он объясняет на словацком, я отвечаю на русском, что не влияет на взаимопонимание.
У него потрясающее видение игры. За неделю до матча, если не раньше, он уже делает нарезки, разбирает каждого игрока соперников, кто какой техникой обладает, у кого какие любимые приёмы, сильные и слабые стороны…
А ещё Радо может в середине первого тайма взять тайм-аут, хотя счёт на табло вроде бы не диктует паузы, чтобы ещё раз рассказать, на какие аспекты нужно обратить внимание.
— А при каком коуче тяжелее тренировочный процесс?
— При новом. Славко Голужа вообще предполагал, что тренироваться мы будем в играх словацкой лиги, а уже в Европе играть на максимуме. Радо же всё построил иначе. Он считает, что профессиональные спортсмены должны отрабатывать зарплаты и выкладываться по полной. У нас двухразовые тренировки, утром фитнес, вечером тактика.
При этом наш тренер по физподготовке ещё больше повёрнут на занятиях. Они порой спорят — Антл говорит, что надо дать команде отдохнуть, а его помощник категорически против.
В Румынии у нас была туровая система, несколько встреч подряд — и дальше две недели на восстановление. Здесь же игра шла за игрой, иногда было непросто, как физически, так и морально. Нагрузку-то я выдержал, с годами приходит опыт. Но отпуск в таком режиме ценится намного больше.
"За пару месяцев порвали шесть маек". Вячеслав Касаткин — о дебютном сезоне в Румынии
— В финале чемпионата Словакии ты не сыграл.
— Да, из-за аппендицита. Рома привёз меня в местную больницу. На английском в Прешове почти никто не говорит, вот мы с Царапкиным до вечера ходили по разным врачам, пытаясь понять причину.
В конце концов нашли проблему, она оказалась в аппендиксе. Я просил доктора отложить операцию, обойтись медикаментозным лечением, на что мне ответили, что это очень глупая идея, чреватая необратимыми последствиями.
Меня подбадривали в команде, говорили, что через несколько дней уже начну бегать. Это была, конечно, шутка. Я ещё и сам поспешил с возрастанием нагрузок, что повлияло на сроки реабилитации. Но сейчас я уже полностью восстановился.
Что до финала, то мне предлагали отпуск раньше времени, но я никуда уезжать не стал, поддержал товарищей, пусть и не находясь на площадке. А затем уже отправился на отдых.
— Самый длинный в карьере?
— Нет, наиболее длинный был в ковидный год, когда сначала отменился плей-офф в российской Суперлиге, а потом я никак не мог добраться до Румынии. А вот самый насыщенный — это точно. Моя супруга подготовила такую увлекательную программу… Мы успели зацепить и пляжный отдых, встретившись с родителями в Турции. Основную же часть составила поездка по Европе. Побывали в Брастиславе на рок-фестивале, где выступали Red Hot Chili Peppers, ездили в Амстердам, а в Праге ходили на концерт Metallica.
— Ксении нравится в Европе?
— Не жалуется. Разве что на кусающиеся цены — в том же Амстердаме за обед пришлось отдать чуть ли не вдвое большую сумму, чем мы бы заплатили в Прешове.
— Жена у тебя активный человек. Роль домохозяйки её не напрягает?
— А она всё успевает, в том числе и работать удалённо. Она всё так же занимается SMM, есть собственные проекты и постоянные клиенты.
— Когда заходит речь о словацком спорте, прежде всего вспоминается хоккей. Любовь к нему не преувеличена?
— Нет, в хоккей реально влюблены от мала до велика. Да и вообще мне очень нравится этот менталитет — ты можешь идти по улице и видеть, как на летней площадке женщина преклонного возраста с бокалом пива сидит в шарфе любимой команды или национальной сборной.
Успешное выступление сборной Словакии на Олимпиаде в Пекине дало ещё больший толчок: во время майского чемпионата мира ажиотаж был невообразимый. И ожидания были уже гораздо выше, но в тот раз до медалей словакам добраться не удалось.
Вячеслав Касаткин в "Татране": "А потом нужно было заверить письмо о том, что я моногамен…"
— Когда выходишь из отпуска?
— 4 июля. Мы соберёмся, и нам расскажут программу подготовки к сезону. Планировали организовать двухнедельный сбор в Хорватии или в Татрах. В новом сезоне хочется прежде всего не травмироваться. Ну и, разумеется, вырасти в мастерстве. Каких-то цифровых, статистических отсечек не ставлю. Надо просто выходить и приносить пользу команде. А остальное приложится.
— Хроническая травма плеча больше не беспокоит?
— В этом сезоне был месяц, когда я его опять дёрнул. Но это куда более оптимистичная динамика, чем та, что была в Румынии. А самые жёсткие защитники, наверное, среди соперников — в Евролиге. Особенно "Фюхсе" и "Тулуза" — при этом представители обоих этих клубов жаловались на мою манеру игры нашему генеральному менеджеру. Говорили — маленький, слишком наглый, слишком грубый. Мол, даже в атаке умудряюсь кого-то ударить. Но арбитры мои фолы не видят. А если во время нападения я падаю, это практически гарантированный пенальти…
Фото: eurohandball.com; пресс-служба "Татрана"