Роман Царапкин. Сезон — на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды

19 марта 2020

Он проводит в "Татране" четвертый сезон, который наверняка объявят досрочно завершенным. Словакия закрыла границы и, как все европейские страны, отбивает угрозу коронавируса.

Россиянину Роману Царапкину и его партнерам еще повезло. Они успели вернуться к месту приписку клуба в Прешов с проигранного в Загребе четвертьфинала СЕХА-лиги 12 марта. Случись это днем позже, команда уже подпала бы под действие закона о тотальном карантине для всех, кто въехал в страну из-за границы. Нарушение запрета выходить на улицу обходится штрафом в 1700 евро.

Парни же из "Татрана" по крайней мере могут позволить себе 45-минутные пробежки на свежем воздухе — это обязательный пункт режима индивидуальных тренировок, на который пока переведена команда.

— Встречал в интернете информацию о вашем полном заточении по возвращении из Хорватии.

— Она не совсем верна. Хотя под действие закона о карантине мы не подпадаем, клубное руководство настоятельно рекомендовало нам соблюдать изоляцию дома. Командные тренировки отменены — их официально запретила федерация.

Таким образом, вне дома делать фактически нечего. В городе работают только аптеки, продуктовые магазины, бензозаправки, больницы и ветлечебницы. Передвигаться по улице разрешено только в масках, многие надевают еще и перчатки.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №1

— Встречал проявления паники?

— Да. Неделю назад два дня была "жесть" в магазинах — с полок сметали все. Но в выходные поехал за покупками — ажиотаж спал, запасы продуктов восполнили.

— Вас еще не объявили чемпионами страны?

— Официально чемпионат приостановлен до 15 апреля. Но все громче слухи, что возобновлять его не будут. Тем более что подобный пример в Словакии уже подал хоккей. Так что мысленно мы с женой стали готовиться к раннему отпуску и досрочному возвращению в Москву. Осталось понять, можно ли в теперешних реалиях осуществить его на автомобиле.

— Как в канву этого скомканного сезона ложатся четвертьфинальные поражения "Татрана" от "Загреба" в СЕХА-лиге? Ожидаемый вариант?

— Нет. Наша задача была иной: попасть в "финал четырех". Так что план мы не выполнили. Хотя, как мне кажется, возможности сделать это были. Однако нам не удалось выиграть первый матч дома. А он многое в этом споре определял.

Могли сыграть лучше. Первый тайм провели хорошо, к перерыву была ничья. Но на второй сил не хватило. Мягко говоря, у нас оказалась коротка скамейка. Уже после Нового года клуб покинули сильные легионеры: линейный Огнен Джерич, левши Хавьер Муньос и Титуан Афану Гатин. Плюс сыграть против "Загреба" в задней линии из-за травм не смогли сразу три словацких сборника: Доминик Крок, Лукаш Урбан и Оливер Рабек.

Ситуация тяжелая. Мы остались без левши на месте правого полусреднего. У нас один номинальный линейный. Я — альтернативный вариант.

В Загребе вообще проиграли много — двенадцать мячей. Но там все сделал хорватский вратарь Матей Ашанин. У него шестнадцать сэйвов, причем большинство — при бросках с шести метров. Ну и много наших глупых потерь. Забросили бы все свое в первом тайме — вообще его выиграли бы. Ну а во втором, если видели, были уже на последнем издыхании.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №2

— "Татран" — команда со своеобразной ментальностью. В последние сезоны у вас что ни матч, в котором есть шанс перейти на принципиально новый уровень, именно в нем следует резонансный провал. Скажем, в предыдущей Лиге чемпионов в Чехове…

— …или в тогда же СЕХА-лиге — дома против брестчан.

— Вот почему так?

— Трудно сказать. Я принимал участие в этих играх. Вроде бы выходили на них с твердым намерением победить. Думаю, дело в психологии. Состав у нас молодой — возраст многих в диапазоне 22-25 лет. Когда случаются такие "матчи года" и мы одной ногой уже на намеченном рубеже, не выдерживаем давления, и другая нога тянет обратно.

— Может, дело еще в перегрузке, в пресыщенности матчами? Не каждая команда решает столько задач сразу — в Лиге чемпионов, СЕХА-лиге, полноформатно участвует в национальных турнирах…

— Да, игр многовато. Это у нас даже повод для шуток. Четыре года назад я пришел в "Татран" еще при чешском тренере Растиславе Тртике. И мы в том сезоне как-то подсчитали: за двадцать дней выдали одиннадцать матчей!

Тогда вообще все турниры проводили одним составом. Сейчас в играх словацкой лиги бывает задействована примерно половина основы, остальные игроки — из дубля. С матчами чемпионата управляемся одним днем — страна небольшая, самая дальняя поездка — шесть часов, автобус комфортабельный. Но нагрузка все равно велика.

Сужу по себе. Вот готовишься к международному выезду, полностью там выкладываешься. А через день, скажем, еще и матч в Словакии. Понимаешь, что мы его выиграем. Но все равно дополнительно тратишь нервы, энергию. Это сказывается потом на свежести и концентрации в важных играх. На все ресурсов порой не хватает. Особенно при таких потерях в составе, как сейчас.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №3

— Словацкий клуб — нечастый карьерный выбор для российских легионеров…

— Четыре года назад я впервые приехал в Прешов на просмотр. Провел здесь неделю. Уже потом узнал, что из "Чеховских Медведей" ждали высокого молодого полусреднего, но правого — с левой бросковой рукой.

В части последней характеристики я ожиданиям не соответствовал. Но, когда уезжал с просмотра, тренер сказал, что ему понравилась моя игра в защите. Тртик очень хотел видеть меня в Прешове в следующем сезоне. Но он был уверен, что "Татрану" я не достанусь — перехватит какой-нибудь более именитый клуб.

Я вернулся в Москву. Это была ранняя весна. Вскоре на связь вышел менеджер "Татрана" с предложением контракта сразу на три года. Признаюсь, это было очень неожиданно. В итоге в ходе переговоров сошлись на двух сезонах.

В мае я снова отправился в Прешов — клубу было важно, чтобы контакт я подписал прямо там. Для меня это тоже было большим событием — в 21 год попасть в такую сильную команду на неплохих условиях. И все — благодаря тому отчасти курьезному просмотру.

Тренер, правда, сразу дал понять, что рассматривал меня только как специалиста игры в защите. Левых полусредних в команде и без меня было пятеро, причем трое — словаки.

— Ты ведь коренной москвич. Каково было столичному парню перестаиваться с жизни в громадном мегаполисе к быту в тихой зарубежной глубинке?

— Естественно, многое было нелегко принять и понять. Вот как это: в воскресенье в центре Прешова — ни одного автомобиля? Город словно вымирал. Для меня это было потрясением. Тем более тогда еще не женился, приехал один.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №4

Повезло, что в команде был Алексей Песков — он тоже из Москвы. С ним в Словакии жила семья. Мы часто вместе проводили время. Плюс трое украинских ребят: вратари Игорь Чуприна и Вадим Бражник, полусредний Слава Садовый. Они тоже помогали освоиться. И через два-три месяца я уже привык к тамошнему укладу.

Понятно, что поначалу основной проблемой стала языковая. Столько русскоязычных подсказчиков ее отчасти скрашивали. Но важным было и прямое общение с тренером. Так что через пару месяцев я уже отлично понимал словацкий, а через полгода заговорил сам.

К здешней размеренной и неторопливой жизни уже привык. Честно сказать, теперь по приезде в Москву первые дни чувствую себя не в своей тарелке — такой трафик, столько спешащих людей вокруг. Но через два-три дня осваиваюсь. Так и живу — привыкаю к одному окружению, потом к другому. От зимы до лета, от лета до зимы. Отпуск — работа.

— Жена у тебя тоже москвичка?

— Да. В июне будет три года, как мы с Алиной вместе. Кстати, ей адаптация в Прешове давалась тяжелее. Она одно время не могла находиться здесь подолгу, так как еще учится в вузе. Но теперь при возвращении в Москву у нее примерно те же ощущения и эмоции, что и у меня.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №5

— В твоей визитке игрока глаз цепляют выступления за команду университета нефти и газа имени Губкина. Как ты причастен к этому престижному вузу?

— Как его выпускник. Естественно в годы учебы выступал за "альма-матер" в студенческой гандбольной лиге. Первые полтора-два года учился очень усердно. Потом, когда стал игроком "Чеховских Медведей", мне сделали свободный график посещений. При этом учитывались и заслуги на студенческих гандбольных фронтах. Любому вузу важны баллы в зачет всевозможных спартакиад. Мне же это помогло завершить учебу и получить диплом.

— Какая там указана специальность?

— Учился на факультете экономики и управления, кафедра производственного менеджмента. Естественно, в сфере нефти и газа.

— Хороший вариант смены деятельности случай спортивных форс-мажоров…

— Его, с тех пор как стал играть за границей, вообще не рассматриваю. Не представляю свою жизнь без спорта. И связывать ее с другой профессией уже не собираюсь.

— Где и у кого ты учился гандболу?

— Эта история была интересной. В детстве по выходным постоянно отправлялся на дачу с родителями. Она у нас под Москвой, недалеко от Звенигорода. И там сосед как-то поинтересовался, почему меня не приобщают к спорту. И посоветовал звенигородскую секцию гандбола. А мы вообще не знали, что это за игра. Сосед ответил: пусть сходит и посмотрит — вдруг заинтересуется?

Однажды поехали в Звенигород. Я там потренировался. И затянуло. Гандбол показался куда интереснее футбола. Так, тренируясь летом и по выходным, полтора года выступал за Звенигород в детских соревнованиях.

Мы, кстати, даже не подозревали, что гандболом можно заниматься и в Москве, причем не так далеко от нашего Конькова — в Кунцево. Но однажды нашу команду пригласили туда на турнир. И там мною заинтересовался тренер кунцевской школы Евгений Михайлович Ежов.

Он забрал меня в свою группу. Вот его и считаю наставником, который открыл мне двери в спортивную жизнь. Стал тренироваться и выступать за "Кунцево", потом за сборные Москвы 95-го и 94-го годов рождения.

А в 16 лет перешел в систему "Чеховских Медведей". Меня захотел видеть в своей команде Юрий Константинович Кидяев. Это была команда чеховского УОР-4. Учился в Москве, на тренировки часто приезжал в Чехов, работали даже в "Олимпийском". Ко времени поступления в университет гандбол был уже не хобби, а жизненной необходимостью.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №6

— Совмещать его с учебой было сложно?

— Сильно выручало право свободного посещения. Перешел в дубль. Потом меня подключили к дочерней команде клуба, тогда шестой в Суперлиге. А в восемнадцать лет меня и Сашу Измайлова перевели в первый состав "медведей" — это был как раз год финансового кризиса в клубе, когда из Чехова ушли многие опытные игроки.

— Как "медведи" отпускали в легионеры тебя, молодого и перспективного?

— Здесь все было просто. Сезон близился к концу. Мой контракт с "медведями" уже не действовал. Я как раз заканчивал учебу в университете. Раздумывал, чем занимался дальше. Три месяца нигде не играл, просто поддерживал форму — с командой высшей лиги, которую тренировал Николай Николаевич Чигарев, в тренажерном зале.

О "Чеховских Медведях" могу сказать только хорошее. Оказаться там было большой жизненной удачей. Клуб для меня немало сделал. Я получил там большой опыт, без которого контракта с "Тартаном" случиться не могло.

— А на какой позиции ты играл в Чехове?

— Если в атаке, то левым полусредним. Но тогда в команде были другие видные игроки этого амплуа — Дима Житников, Саша Деревень. В некоторых матчах российского чемпионата выходил в нападении и я. Но в более серьезных играх (например, в Лиге чемпионов) Владимир Салманович Максимов использовал меня в основном в обороне.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №7

— Больше привычно, что игра в защите — это прерогатива бойцов бывалых, немало повидавших. Ты стал хорошим защитником в совсем молодые годы. За этим что-то стоит?

— Только то, что натренировал в "медведях". Опережу следующий вопрос: о такой специализации ничуть не жалею. Забрасывать голы, конечно же, важно. Но свои ворота — это наш дом, который надо оборонять. Миссия очень важна. Она главная для меня. А получится еще и в атаке — вообще здорово.

— В последнее время ты стал забрасывать заметно чаще. Посмотрел твою статистику в словацком чемпионате. В среднем три года за матч — для игрока защитного плана это внушительно. Следствие того, что стал часто выходить в атаку линейным?

— Не только. В связи с травмами доводится играть и на позициях полусредних, в том числе и правого. Короче, закрываю бреши там, куда укажет тренер.

— В сети появились и были номинированы в топы твои эффектные голы — из положения спиной к воротам, с разворота. Подобные трюки тренируешь специально?

— Честно? Нет. Исполнял эпизоды на чутье и интуиции. Чувствовал свое положение, бросал под давлением соперников. Получалось удачно.

— Как в перечень твоих ценных качеств добавились еще и навыки игры в линии?

— Года два назад оказались травмированы оба наших тогдашних линейных: Анте Бабич и Леон Вучко. Тренеру Славко Голуже надо было как-то решать проблему, и он попробовал в линии меня. Возможно, учел совсем небольшой эпизодический опыт таких действий в словацкой лиге. И вот решил распространить его на Лигу чемпионов и СЕХА-лигу.

Кажется, был прогресс. Стал что-то перенимать у зарубежных авторитетных линейных. Мне эта позиция нравится все больше. Уже к ней привык.

И вот что еще интересно: когда защищаемся с двумя линейными, при быстрых переходах партнер занимает привычную позицию, а я с учетом и других навыков набегаю из зон полусредних. Не скажу, что какой-то суперуниверсал, но и это бывает кстати.

Насколько знаю, в следующем сезоне в нападении на меня рассчитывают именно как на линейного, потому что подписали только одного другого игрока этого амплуа.

— Как работается с Голужей?

— Прошел школу Максимова, помню особенности его характера. Так что могу сказать: что наш тренер во многом похож именно на Владимира Салмановича — и нравом, и взглядами. Отметил это сразу, как только Голужа пришел в команду во второй мой прешовский сезон.

Мы быстро нашли общий язык. Он перевел меня в обороне с места "второго" в центр, то есть сделал основным защитником. У команды случались и провалы — мы это уже обсудили. Но говорить что-то негативное в адрес тренера не стану.

Он сам был отличным защитником, и его советы очень полезны. Мне вообще нравится его концепция обороны 6-0, в которой есть логическое обоснование каждого действия. Голужа любит повторять: обрана, обрана, опять обрана!

— Какой язык он использует в работе?

— У него смешанный лексикон — словацко-хорватский. Сначала его переводил с хорватского на словацкий наш менеджер. Языки похожи. И со временем все стали тренера понимать. И даже предложили во время собраний и установок не тратить время на перевод.

— Что вы с Алиной больше всего цените в своей словацкой жизни?

— Горы. Высокие Татры. Самое красивое место в этой стране. Всем советую там побывать, если будет возможность. Не пожалеете ни зимой, ни летом. Но мне особенно нравится время, когда внизу трава еще зеленая, а склоны уже в снегу. Невероятно чистый воздух.

Знаменитое горное озеро Штребске Плесо. Зимой оно замерзает. А летом неописуемо живописно. В окружности — пару километров. По берегу проложена дорожка для прогулок. Когда с "Татраном" работал Тртик, мы на ней тренировались — бегали кроссы.

Роман Царапкин. Сезон на карантине, нефть и газ — в дипломе, а сказка — в часе езды, изображение №8

— Часто выбираетесь в эти места?

— Да, это просто, когда у меня выходные. Пятьдесят минут на машине от дома в Прешове. По меркам Москвы — сущая мелочь. Там порой пятнадцать километров в пробках преодолеваешь дольше. А здесь абсолютно свободный автобан — и ты высоко в горах. Сказочно!

— Самое время расспросить про варианты продолжения карьеры…

— После первого двухлетнего контракта постоянно продлеваю соглашения с "Татраном" на год. Здесь к этому нормально относятся. И мне такая практика по душе. Если что-то пойдет не так, через год можно расстаться. Но пока причин для этого не вижу. Недавно продлил союз с клубом на пятый сезон. Дальше пока не заглядываю.

— Не могу не упомянуть о примечательной подробности твоей биографии — дне рождения 9 мая. Не каждому выпадает праздновать свой личный праздник под грандиозный московский салют.

— Ну да. Я ведь родился еще и в год пятидесятилетия Победы. Для меня это всегда был грандиозный день. Мой дед прошел войну — помню его рассказы. Естественно, первым делом мы всегда отмечали праздник всей страны. Но потом доходила очередь и до моего дня рождения. Это был хороший повод собрать всю родню — никто ведь не был занят работой.

Когда я уехал, традиция прервалась. Теперь дни рождения особо не праздную. К этому можно вернуться чуть позже, когда начинается летний отпуск и мы отправляемся в Москву.

Ха, вы ведь еще ничего не знаете про день рождения Алины. А он, между прочим, 1 мая! По поводу этого совпадения любит пошутить наш прешовский приятель Чуприна: красиво, мол, звезды сошлись. Мы и не спорим…

Фото: seha-liga.com, https://vk.com/spartak_hb.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»