Первая лига. Виктор Поладенко: "Наша боль — нестандартные залы и положение в женском турнире"

12 ноября 2021

Вице-президент ФГР — о расстояниях в турнире, ограничительных мерах, командах восточного региона, самородках и (внимание!) отставании женского гандбола от мужского.

Первая лига. Виктор Поладенко: "Наша боль — нестандартные залы и положение в женском турнире", изображение №1

Участники первой лиги в сезоне-2021/22

Мужчины

Зона "Центр"

СШОР Приморского района (Санкт-Петербург), Медведи (Ярославль), Салют (Долгопрудный), Витязь (Нижний Новгород), УОР №4 (Чехов), Дворец (Москва), ЦСПСК-СШОР №7 (Воронеж).

Зона "Юг"

Кабаны (Таганрог), Легион-ЦОП, РЭУ им. Плеханова, ЦПП КК (все — Краснодар), Авиатор (Ахтубинск), Ровесник (Крымск), ЦР АВС (Волгоград), Платов (Новочеркасск).

Зона "Поволжье"

Татарстан (Казань), УрФУ (Екатеринбург), Медведи-ГГПИ (Глазов), ОГАУ (Оренбург), Гвардия (Бузулукский р-н), СШОР №5 (Ижевск), Лаишевские Лисы (Лаишево), Олимп (Тольятти).

Зона "Сибирь"

Энергия (Барнаул), Бийский Район, Усвятское (все — Алтайский край), Красноярск (Красноярск), Кузбасс (Новокузнецк), Скиф-Юниор (Омская область).

Зона "Дальний Восток"

ДВФУ, Витязь, Русич, Варяг (все — Владивосток), Уссурийск (Уссурийск), АмГУ (Благовещенск).

Зона "Крым"

Севастополь, Нахимовцы (все — Севастополь), Крым (Симферополь), Таврида (Первомайское).

Женщины

Зона "Центр"

Дворец, СШ №76, Территория Спорта (все — Москва), СШОР Приморского района (Санкт-Петербург), ЦСПСК-СШОР №7 (Воронеж).

Зона "Юг"

ДЮСШ КК (Краснодар), Казачка СШОР №2 (Новочеркасск), Медведовская СШОР №10 (Медведовская), Ровесник (Крымск), СШОР №8 (Ростов-на-Дону).

— Первая лига давно стала составной частью иерархии российского гандбола. Например, попасть в число участников турниров более высокого уровня теперь можно только через первую лигу. Нужно там поиграть, выйти в финальный этап — и лишь тогда федерация оценит, что представляют собой участники, и примет решение о возможном повышении на следующий сезон. Мы выстраиваем плавную единую систему чемпионатов страны, как это принято у всех игровиков.

— Насколько сложно было набрать участников для первой лиги?

— Желающих очень много, несмотря на то что в турнире играют любительские команды, причем за свой счет. У нас уже шесть зон — "Центр", "Юг", "Поволжье", "Сибирь", "Дальний Восток" и "Крым". Крымчан выделили в отдельную зону не столько по политическим, сколько по логистическим мотивам. У нас уже два года пыталась играть женская команда, и мы видели, что при всей близости региона к тому же Краснодарскому краю расстояния немалые, и преодолеть их быстро не всегда представляется возможным. Практика показала, что даже с учетом Крымского моста туда нелегко добраться оперативно — и местная команда не смогла сыграть все матчи. У соперников возникли бы сложности.

— Много ли случаев, когда та или иная команда не может доиграть сезон? По финансовым или другим причинам.

— В последние годы почти все команды, стартовавшие в турнире, доводили сезон до конца. В этом плане больше всего по нам ударили, да и продолжают бить, эпидемиологические ограничения. География соревнований весьма обширна — даже в пределах одной турнирной зоны в разных субъектах могут быть абсолютно разные антиковидные меры. Разумеется, это мешает совершать выезды. Более того, в некоторых регионах запрещено не только играть, но и тренироваться. Это самое страшное, поскольку во многих командах собраны не самые юные гандболисты, и выходить на матчи игрокам в возрасте за 30 без тренировок весьма проблематично и чревато травмами.

В результате соревнования стартовали нынче во всех зонах, но затем в связи с новыми запретами пришлось притормозить. Клубы изыскивают возможности сыграть в любой ситуации, переносят матчи, проводят встречи там, где можно. Сейчас должно стать легче, потому что мы внесем изменения в ковидный регламент. Будем опираться не только на ПЦР-тесты, но и на QR-коды. Вакцинированные или переболевшие игроки смогут принимать участие в матчах — так делается по всей Европе. Если, конечно, не будет каких-то других, сверхжестких ограничительных мер в каком-либо из субъектов. Здесь мы не можем не учитывать требования Роспотребнадзора региона.

Первая лига. Виктор Поладенко: "Наша боль — нестандартные залы и положение в женском турнире", изображение №2

— Какие клубы готовы расстаться с любительским статусом и начать движение по ступенькам гандбольной пирамиды?

— Говорить о статусе не совсем уместно, потому что и высшая лига не является профессиональной. Обязательного условия, что в команде должны быть игроки на контрактах, там нет. Хотя все участники "вышки" — юридические лица, поскольку заключили договоры с ФГР. В первой лиге так жестко вопрос мы пока не ставим, хотя впоследствии тоже придем к этому, чтобы упорядочить систему.

Клубы, которые выказывают желание перейти в высшую лигу, безусловно, есть. Они и ранее выражали заинтересованность, но в силу финансовых или бюрократических причин не могли осуществить намерения. В первую очередь это, конечно, владивостокский "Витязь". Перед нынешним сезоном мы даже информировали все клубы высшей лиги, что им, скорее всего, придется летать во Владивосток. Тогда вступить в турнир у команды не получилось. Но, по последней информации, после кубкового матча, в котором дальневосточники принимали "Динамо-Сунгуль", вновь был выражен интерес местных властей к выступлениям "витязей" на более высоком уровне. Будем только рады увидеть их в "вышке" и считаем, что им давно пора там играть.

Первая лига. Виктор Поладенко: "Наша боль — нестандартные залы и положение в женском турнире", изображение №3

Не скрывают амбиций новокузнечане. Других кандидатов называть пока не буду, чтобы не бежать впереди паровоза — все-таки клубы должны сами заявить о намерениях. Но скажу, что в каждой зоне, наверное, за исключением крымской, есть минимум по одной команде, которая потенциально способна сыграть в высшей лиге. Однако в теперешний сложный период для этого им порой просто не хватает административной помощи. Думаю, что нынешний сезон и игры на Кубок России показали, что команды хотят и могут встречаться с более сильными оппонентами. До сих пор некоторые представители первой лиги продолжают в нем участие, победив формально вышестоящих, а это уже показатель уровня. Надеюсь, что ситуация станет проще — и мы с удовольствием примем в высшую лигу любую из команд, дошедших до финального этапа и выразивших желание в ней играть.

— Даже в Суперлиге вопрос залов стоит весьма остро. Надо полагать, на нижних этажах все еще грустнее?

— Увы, залы действительно оставляют желать лучшего. Если строго следовать букве правил, то большинство не соответствует регламентным нормам. С этим нужно что-то делать, только что именно? Ведь всем командам одномоментно мы залы не построим. Считаю, что нужно чаще ездить по регионам и рассказывать местным властям, что гандболисты не могут ютиться на площадках размером 36х18. Даже в спортивных школах, которые дают игроков взрослому гандболу, ребята вынуждены заниматься в нестандартных залах. Это, конечно, нонсенс, с которым еще можно смириться, если речь идет о группах начальной подготовки, которые играют год-два. Однако когда люди выходят на уровень спортивного совершенствования, получают возможность участвовать в первенстве России для младших возрастов, но вынуждены работать на несоответствующей площадке, — это боль для нас и стыд для государства.

— Есть ли вариант, что в первой лиге появится доселе не замеченный самородок, которого можно привлечь и в клуб Суперлиги?

— Когда мы только брали турнир под опеку, примерно пять лет тому назад, на финальный этап в Долгопрудном приехали очень много представителей клубов Суперлиги (как и годом позже в Протвине) в поисках талантов, которых по тем или иным причинам они не видели. Сейчас селекционные службы клубов работают серьезнее, находят перспективных детей в более раннем возрасте и предлагают переехать к ним. Самородка найти можно, но вряд ли сразу для топ-дивизиона чемпионата России.

А вообще первая лига — это прекрасный шанс продлить карьеры тем, у кого не все получилось в большом гандболе с первого захода. Тем более что сейчас там выступают люди, которые в свое время были серьезными мастерами. Именно в противоборстве с такими игроками проверяется уровень, выясняется, можешь ты что-нибудь или нет. Кто-то раскрывается позже, и, если клуб первой лиги сыграет в Кубке России против команды Суперлиги, стоящего гандболиста могут заметить. Другое дело, что на этих стадиях турнира мы старались сводить географически близкие клубы, чтобы минимизировать дальние перелеты.

Первая лига. Виктор Поладенко: "Наша боль — нестандартные залы и положение в женском турнире", изображение №4

В общем, перспективные ребята есть. У девочек ситуация иная — первая лига стала возможностью получить игровую практику тем, кто не попал даже в молодежные команды своих клубов. Это позволяет подготовиться к девичьим соревнованиям. Но в целом положение в женской первой лиге — еще одна наша боль.

Мы разрешили участвовать в турнире 15-летним. Там они могут встретиться с гандболистками, некогда игравшими на высоком уровне. При этом многие клубы регулярно обновляются. Там, где хорошо работают спортивные школы, команды Суперлиги разбирают юных игроков в молодежные составы. Год назад в БЦ вышел замечательный текст о финальном этапе, где было подробно рассказано про каждого участника, а также о том, кто куда перешел из наиболее заметных игроков. Это становится стимулом для детей, они видят, что имеется возможность развивать карьеру, даже если ты из обычного райцентра. У нас есть примеры, когда игроки первой лиги дорастали до кандидатов в молодежную сборную России.

Играй, страна! Женская первая лига. Их остается только восемь. Знакомьтесь: финальный раунд!

— В женских турнирах также планируете увеличить охват?

— Мы приложили все силы, чтобы в этом году появилась женская высшая лига, пусть она и создана в некоторой степени искусственно. В нынешнем сезоне там в основном играют представители третьих команд клубов Суперлиги. Получился некий перекос, но мы надеемся, что в "вышку" еще придут новые участники. При этом сама первая лига также прирастет несколькими командами. То есть интерес проявляется.

Первая лига. Виктор Поладенко: "Наша боль — нестандартные залы и положение в женском турнире", изображение №5

Но пока женский гандбол отстает в том плане, что многие спортивные центры никак не представлены в системе соревнований. В новом олимпийском цикле мы будем работать с этими регионами, чтобы там появились хотя бы команды первой лиги. Если в городе имеется школа олимпийского резерва и ее воспитанницы выступают в лучшем случае лишь в первенстве среди девушек старшего возраста, а больше нет ничего, то, сами понимаете, у детей отсутствует стимул. А если такая команда есть, в ней могут играть и девчата из группы спортивного совершенствования, и те, кто уже окончил школу, но по разным причинам не смог сразу найти себе клуб высокого уровня, хотя проявляет желание продолжать играть.

И такое желание имеется — взять, скажем, московские команды. Есть коллективы совсем молодые, а есть те, которые состоят из гандболисток постарше, уже давно окончивших спортшколу, но решивших еще раз окунуться в большой гандбол. Плохо, что команд, а следовательно, и матчей, немного, но мы приглашаем всех принять участие в следующем сезоне и надеемся, что зон будет больше, чем две — "Центр" и "Юг".

Фото: пресс-службы ФГР, "Территории спорта", "Лаишевских Лис"; vl.ru, bryansk.news.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»