В СКА правый полусредний был своего рода "анфан террибль" для тренеров и руководителей. К 25 годам он попробовал себя в пяти разных чемпионатах, а недавно вдруг перебрался в Россию.
— Честно говоря, все эти дни приходится непросто — прежде всего от нагрузок, которые свалились на меня по приезде в Ставрополь. Последнее время в Европе привык заниматься раз в день, а здесь в основном двухразовый режим. Плюс три-четыре месяца до перехода в "Виктор" тренировался только индивидуально.
Сейчас важнее всего влиться в команду и начать выдавать результат. Все остальное второстепенно.
— В Ставрополь ты приехал, когда везде уже стартовал сезон…
— Изначально в приоритете было трудоустройство в Европе. Но не нашел ничего подходящего. А здесь узнал, что мой давний товарищ по минскому СКА Максим Лапицкий перешел в "Виктор", с директором которого Иваном Фиевым мы были знакомы. Созвонились, нашли точки соприкосновения — и решили сотрудничать.
— Насколько понимаю, ставропольский клуб еще делал предложение год назад.
— Верно. Как раз с тех пор знаком и с Иваном Фиевым, и с Игорем Лавровым. Мы конструктивно общались, но тогда подвернулся вариант со швейцарским "Базелем", который я и выбрал. О тамошнем гандболе почти ничего не знал. Перевесил чисто житейский интерес посмотреть изнутри, что такое Швейцария — одно из самых благополучных государств.
— Что на этот раз склонило в сторону "Виктора"?
— Серьезно повлиял финансовый аспект. В Европе не находил устраивающих вариантов и решил, что правильнее отправиться туда, где будет комфортно в плане быта, языка и непосредственно гандбольной составляющей. До "Виктора" вел переговоры с еще одной командой российской Суперлиги — "Донскими Казаками"-ЮФУ. С руководством клуба из Таганрога разговаривал чуть раньше и почувствовал, что лучше выбрать Ставрополь.
— Первые впечатления об атмосфере в новой команде?
— Без прикрас скажу, что все здорово. Ребята доброжелательные и на позитиве. Константин Игропуло вносит лепту в обстановку внутри коллектива. Все-таки это человек, повидавший высокий уровень в европейском клубном гандболе. Он понимает, как формируется команда, и всячески этому способствует. Я сразу почувствовал, что в "Викторе" все заточено на построение именно командной игры, на встраивание индивидуальностей в общие взаимодействия.
— За довольно короткий период времени ты приобрел пестрый опыт выступлений в Европе: венгерский "Балатонфюред" и хорватский "Загреб", греческий "Олимпиакос" и швейцарский "Базель". Какой этап карьеры считаешь самым успешным?
Сильный игрок — не лучший сезон. Десять легионеров из Ex-USSR, от которых ждали большего
— Отмечу последний опыт в Швейцарии. Не ожидал, но мне очень понравилась местная лига, несмотря на то что в командах процентов семьдесят игроков полупрофессионалы. Про общий уровень жизни и говорить нечего. Там, конечно, все для людей на высочайшем уровне.
— Насколько сложно после разных стран, культур, чемпионатов оказаться в России?
— Сейчас от всего получаю только удовольствие. Мне не хватало русскоязычной среды, нашей общей ментальности. Как будто все разом стало проще: и в работе, и в быту, и в досуге.
— Сформулируешь цели, к которым стремишься с "Виктором"?
— Главная задача — помочь клубу в достижении максимальных результатов. Если говорить о личном, то хотелось бы задержаться в команде подольше, прийти в себя, в том числе в плане здоровья. Наверное, я устал от перемены мест. Так совпало, что в Ставрополе, куда я только приехал, живут очень близкие мне люди, давние друзья нашей семьи.
— Ты всего пару недель в "Викторе", но уже успел прочувствовать соперничество с такими знаковыми командами российского чемпионата, как "Чеховские Медведи" и петербургская "Нева".
— У чеховцев сразу виден уровень. Понимаешь, что команда здорово сыграна, проверена в европейских боях. И тренер у них, ясное дело, легендарный. Питер произвел не столь сильное впечатление, но сыграл очень четко и дисциплинированно. "Нева" стабильно вверху турнирной таблицы, наставник Дмитрий Торгованов давно работает с командой. Мы на фоне такого соперника были просто недостаточно готовы.
Мне пока трудно в первую очередь физически. Вдобавок еще нет взаимопонимания с ребятами. Откуда ему взяться, если перед первым матчем потренировался с командой всего три дня?
— Переезд в Россию повышает твои шансы вернуться в сборную Беларуси?
— Сложно судить. Мне кажется, неважно, в каком чемпионате играет потенциальный сборник. Все зависит от его игровых качеств, готовности и от того, насколько он подходит под модель тренера. Как известно, Артем Кулак и Олег Астрашапкин приезжают в сборную из российских клубов и приносят ей много пользы.
— Напомни, как давно тебя не приглашали в национальную команду?
— Последний раз ездил на сборы в мае 2019 года. Получается, прошло уже больше двух лет.
— С тех пор вы контактировали с Юрием Шевцовым?
— Несколько раз созванивались. Сначала, когда еще играл в Греции и грянула пандемия, а потом уже после перехода в "Базель". Помню, разговаривали примерно год назад. На то время Юрий Анатольевич планировал включить меня в состав сборной, но я слег с двусторонней пневмонией. С тех пор не связывались.
— Согласишься, что с уходом Сергея Шиловича позиция правого полусреднего в сборной Беларуси осиротела?
— С одной стороны, да. Сергей долгие годы был основным игроком и тянул эту лямку почти в одиночку. Но с другой — давайте вспомним, как достойно выступил Олег Астрашапкин на чемпионате мира в Египте. Когда смотрел матчи, испытывал чувство гордости за моего хорошего друга. У нас в Беларуси довольно много молодых даровитых левшей. Нужно работать с ними, раскрывать. Да и я еще вроде бы не считаюсь возрастным игроком.
Но ведь можно посмотреть на вопрос шире. Почему акцентируем внимание только на правом полусреднем? А полусредний левый? Кто там за Владом Кулешом? А на краях — что справа, что слева? Тоже по одному "железному" человеку. В сборной Беларуси хорошо укомплектованы, пожалуй, только позиции линейного и разыгрывающего.
Артем Королек и Влад Кулеш, Андрей Юринок и Никита Вайлупов — это все мои сверстники. Когда-то мы вместе были в минском СКА и молодежной сборной. Но сейчас они объективно на ином, значительно более высоком, уровне. Королек — вообще уникум, для меня однозначно сильнейший игрок нашей страны и один из лучших в своем амплуа в мире.
— Надеюсь, тебя больше не посещают мысли завершать карьеру, как примерно год назад?
— Почему? Иногда такие мысли возвращаются. Жизнь на гандболе точно не заканчивается. И все же это любимая игра, стиль жизни, постоянный драйв. Своего рода наркотик, от которого сложно отказаться.
Фото: пресс-службы "Виктора", БФГ.