Во второй части интервью БЦ экс-гандболистка "Луча" и сборной СССР, чемпионка мира-1990 рассказала о своих любимых мужчинах — муже Таланте, сыновьях Алексе и Дани и внуке Уго.
Ольга Дуйшебаева. Жена Таланта, мама Алекса и Дани, бабушка Уго и просто чемпионка мира
— Был период, когда вы почувствовали, что стали в Испании своими?
— Всегда существует конкуренция. Талант все равно иностранец, и кто-то будет считать, что он занимает чье-то место. Когда мы выходим на улицу где бы то ни было в Испании — в Сантандере, Сьюдад-Реале, Мадриде, Кадисе, — все без исключения воспринимают Таланта как местного. Оба наших сына родились в Сантандере, что еще больше сближает нас с этим местом.
— В Испании знают значение имени вашего мужа?
— Да, в свое время интересовались регулярно. И всегда хвалили родителей за то, что они так прозорливо назвали своего сына.
Я сама, когда только познакомились, думала, что это такое гандбольное прозвище — Талант. А потом случилась смешная история, когда мы только поженились. В "Луче" существовала старинная традиция: по субботам после тренировки игроки шли в баню. Талант приехал меня забрать, а я как раз в парилке. И попросила передать, чтобы он немного подождал. Так наш массажист не понял и переспросил: "А зовут-то мужа как, не Талант же?! Как к нему обращаться?"
— У ваших сыновей разница в возрасте — четыре с половиной года. Похожи ли характерами Алекс и Дани? Насколько они близки по жизни?
— Без ложной скромности скажу, что очень горжусь своими детьми. Знаете, что для меня главное? Не их спортивные успехи, отнюдь. Главное — это люди, которые подходят ко мне в залах — хоть в Испании, хоть в Польше, хоть где угодно в Европе — и говорят, какие классные мальчишки выросли у нас с Талантом.
По характеру они сильно отличаются, но при этом у них очень тесные отношения, причем с самого раннего детства. Считайте, что Даньку воспитывал Алекс. Он стал ему заменителем отца. Пока Талант играл, занимался карьерой, Алекс всегда был рядом с братом. Мы его морально готовили к появлению младшего брата, и он подошел к вопросу очень ответственно. В этом весь Алекс — вылитый отец. Такой же серьезный, обстоятельный и ответственный.
Данька немного избалован вниманием и заботой, которые окружали его с самого рождения. У него больше моих черт характера, чем у Алекса. Он умеет ладить буквально со всеми, разговорит и очарует абсолютно любого. Еще в детстве к нему приклеилось прозвище — "реласьонес публикос", или PR, то есть тот, кто налаживает коммуникацию со всеми подряд.
Помню, в детском саду родители в буквальном смысле стояли в очереди, чтобы забрать Даньку со своими детками к себе в гости — настолько все его любили. Со стороны кому-то может показаться, что в гандболе ему не хватает жесткости и упертости, которые, без сомнений, есть у отца и старшего брата. Но я-то знаю, каким бойцом может быть Дани.
Алекс спокойный и рассудительный, а еще у него очень здорово развита фантазия. Поэтому он часто витал в облаках, отвлекался, а потом приходилось наверстывать. Алекс в отличие от брата не очень общительный, но со школы в Сьюдад-Реале у него остались три друга, никак не связанные с гандболом. И они продолжают очень активно поддерживать контакт.
Даниэль — полная противоположность, настоящий маленький балбес. Он всегда всем улыбался и всем нравился. Кажется, учителя часто ставили ему хорошие оценки в буквальном смысле "за красивые глаза".
— Не могу не попросить рассказать вашу версию истории о наставлениях Алексу: "Сынок, ты должен мне олимпийскую медаль".
— Когда шла барселонская Олимпиада, я все смотрела, очень болела за девочек и переживала, что не могла быть с ними. Понимала, что не использовала свой шанс. А потом сборная стала бронзовым призером Барселоны-1992.
Честное слово, в семье мы долгие годы не забывали эту тему. Роды Алекса проходили тяжеловато, пришлось делать кесарево сечение. Еще в роддоме я ему шепнула: "Сыночек, ты должен мне по меньшей мере медаль Игр".
Мы с Талантом никогда не настаивали, чтобы сыновья становились спортсменами. Скорее всего, решающим стал пример отца перед их глазами. Алекс поначалу активно играл в футбол, но все его окружение буквально замучило вопросами, как же с таким знаменитым отцом-гандболистом можно не пойти в наш вид спорта. И в какой-то момент он поддался этому давлению.
А когда Алексу было лет 13-14, он сам пришел к отцу и попросил, чтобы Талант научил его чему-то особенному из собственного арсенала. И тогда отец поставил его перед серьезным выбором: просто играть в гандбол или становиться серьезным профессионалом? Алекс заявил, что он хочет повторить путь отца. И уже тогда понял, что впоследствии придется пожертвовать многим ради большого гандбола. В этом плане Талант всегда вел себя очень жестко. Многого из обычных ребячьих радостей мальчишки были лишены, но в итоге выросли в настоящих профи.
— А теперь в семье всеобщий любимчик — двухлетний сын Алекса, ваш внук Уго…
— Талант вообще растворился во внуке. Мы всей семьей боремся, чтобы дед не так баловал Уго. А он один против всех: "Давайте воспитывайте, а мне не мешайте делать с внуком все, что считаю нужным". Я думаю, он так относится к Уго, потому что в свое время просто не мог проводить столько времени с сыновьями, хотя очень этого хотел.
Уго только зайдет к нам домой и сразу кричит: "Дед!" Увидит, что Таланта нет — сразу в слезы. И убегает. Конечно, он чувствует, что дед — слабое звено. Как мы говорим всей семьей, Талант — джинн Уго.
— Считаете ли вы себя, как и муж, человеком мира?
— Нет, у меня другое самоощущение. Талант везде прекрасно адаптируется, сразу схватывает местный язык. Мы, например, очень любим Италию, стараемся по возможности там бывать. Так вот, Талант, едва оказавшись в любой итальянской провинции, начинает шпарить по-итальянски, зная исключительно испанский. Я — ему: "Ну что ты несешь?!" А он в ответ: "Ну, мы же друг друга понимаем!" Оказавшись больше семи лет назад в Польше, он сразу же начал изучать язык, заинтересовался историей и традициями. Для Таланта это абсолютно естественно. Я все-таки не так открыта миру, я прежде всего русская. И мне хорошо везде, где моя семья.
— Какие события в карьере мужа были наиболее яркими именно для вас?
— Победная Олимпиада в Барселоне. И прежде всего потому, что этого успеха никто не ожидал. Все знали, что ребята будут бороться, но поехала-то очень молодая команда, недавняя "молодежка". А там сплошь опытные соперники. И она выиграла просто в фееричной манере.
С особым теплом вспоминаю годы, проведенные Талантом в "Сьюдад-Реале" в качестве тренера. И особняком стоит сезон-2007/08, в котором команда выиграла все пять турниров, в которых принимала участие. Да, всегда, пока "Сьюдад-Реаль", а потом "Атлетико" держался на плаву, за него выступали суперклассные игроки. Но посмотрите на современный "ПСЖ": там тоже давно собраны лучшие из лучших, но Париж все никак не может выиграть Лигу чемпионов. То, что во второй половине 2000-х сделали во главе "Сьюдад-Реаля" Талант и его ближайший помощник Рауль Гонсалес, — это колоссально.
Они максимально разные люди и дополняли друг друга идеально. Талант силой характера и тренерских идей вел за собой, а когда его захлестывали эмоции, то инициативу на себя брал Рауль и мог вывести команду из сложного положения совсем другими путями. Кстати, в свое время именно Талант посоветовал Сергею Самсоненко Рауля Гонсалеса на пост нового тренера "Вардара". И он выиграл для всей Македонии Лигу чемпионов.
— Вспоминаю фантастический финал Лиги чемпионов-2015/16 "Виве" — "Веспрем". Один из самых трогательных кадров трансляции — ваш с Талантом поцелуй, когда он поднялся на трибуну сразу по завершении матча. Бывали в вашей жизни более удивительные гандбольные спектакли?
— А я вот не могу сказать, что тот матч был прямо-таки уникальным. Два года подряд, в 2008-м и 2009-м, еще до введения "финала четырех", "Сьюдад-Реаль" встречался в финальных матчах с немецким "Килем". Оба раза развитие событий получалось сродни триллерам.
В первом случае команда Таланта за три дня до домашней встречи с немцами проводила решающий матч лиги ASOBAL против "Барселоны", выиграла, завоевала титул, но потратила слишком много сил и эмоций. В итоге первую финальную игру в Сьюдад-Реале с преимуществом в два мяча взял "Киль". На ответный матч на север Германии, помимо болельщиков, собрался большой десант жен тренеров и игроков.
Мы, такие красивые и раскрашенные в испанские цвета, заявились на "Шпаркассен-Арену". Добродушные немцы встретили нас и предложили выпить шампанского за неминуемую общую победу "Киля". Угощение мы приняли, но пили, конечно, за победу "Сьюдад-Реаля". А потом наши ребята вышли играть с большими потерями в составе из-за травм и победили с преимуществом в шесть мячей. Ошарашенные немцы не знали куда девать заготовленные заранее шарфы "Мы чемпионы Европы". Подходили и выражали респект нашей команде.
На следующий год в финале те же соперники. Теперь первый матч проходил в Киле, и "Сьюдад-Реаль" сгорел с разницей в пять мячей. В "ответке" дома по ходу второго тайма проигрывали еще шесть, а в итоге сумели победить 33:27. По сумме двух эпичных встреч все решил один-единственный мяч. Это произошло в нашем зале "Дон-Кихот", и все испытали непередаваемые эмоции.
Что касается того финала в Кельне в 2016 году, он, конечно, был абсолютно и бесповоротно проигран к середине второго тайма. Я просто сидела и надеялась, что команда не развалится окончательно ("Виве" проигрывал с разницей в девять мячей — прим БЦ). Многие польские болельщики с горя стали выпивать с венграми и даже ушли с арены. Каково же было их удивление, когда мы сообщили, что наша команда все-таки выиграла. В тот момент, о котором вспомнили вы, я просто сказала Таланту, что люблю его и что он лучший.
Помню, весь матч на трибуне мы были рядом с женой Юлена Агинагальде Сарой и их маленьким сыном. Он по очереди сидел у нас на руках. А когда Юлен забросил решающий пенальти, мы так страстно обнимались, что даже не заметили, как в своих объятиях чуть не задушили маленького Агинагальде.
— Где сейчас дом вашей семьи?
— Вне сомнений, в Испании. Только вот место однозначно не назову. У нас дом в Сьюдад-Реале — это в 200 километрах от Мадрида. Всего 50 минут на скоростном поезде из центра столицы. Но есть еще и дом на побережье в Кадисе, где мы в последние годы проводим отпуск.
Больше всего друзей у нас в Мадриде. А еще есть Олег и Лилия Киселевы в Памплоне, Ильшат и Виктория Файзулины в Сантандере. Крепко дружим с известным спортивным журналистом, радиоведущим Вальтером Гарсией. Из гандбольных знаменитостей Испании очень хорошие отношения с семьями бывшего вратаря сборной Хоты Омбрадоса и тренера "ПСЖ" Рауля Гонсалеса.
Лена Нефедова — моя самая давняя и близкая подруга еще со времен "Луча". Но вот парадокс: видимся с ней реже всех. Лена замужем за бывшим гандболистом Михаилом Жуковым, а познакомились они на праздновании Нового года у нас в гостях. Сейчас живут в Альтее, это очень далеко от Мадрида и Сьюдад-Реаля. Лена — тот человек, который держит меня в курсе всех событий в России, в том числе в гандболе. И даже в "Луче".
Рекордсмен Испании Михаил Жуков: Урал — Пиренеи. Улетал стремительно, уходил красиво
— Следите за женским российским гандболом?
— Не поверите, смотрю весь гандбол, который показывают по российскому телевидению. У нас "тарелка", на которой есть все профильные каналы "Матч ТВ". Не пропускаю Лигу чемпионов и, конечно, все главные турниры сборных. Болею и за Испанию, и за Россию. Ну а если они играют между собой, то без вариантов — только за Россию.
В Рио-де-Жанейро мы приехали в составе польской делегации, тогда Талант как раз возглавлял сборную. Благодаря добрым отношениям со Стеллой Вартанян люди из ФГР помогли с билетами, и я с огромным удовольствием болела за наших девчонок в полуфинале и финале.
— Ваше мнение о серебряном выступлении российской сборной на Играх в Токио?
— Девочки — просто красавицы. Когда начался турнир, как их только ни критиковали... По мне, это было чересчур. Ведь неважно, как ты начнешь на групповом этапе, главное — где финишируешь. Даша Дмитриева и Аня Вяхирева — это просто космос самый настоящий.
Во Франции ведется такая работа в гандболе, что ее сборные просто не могут не выигрывать. Раньше побеждали мужчины, теперь к ним подтянулись и женщины. Все справедливо и совершенно закономерно. Так что это серебро российской сборной я рассматриваю как серьезный успех безо всяких оговорок. Тем более все увидели, что команда подошла к Олимпиаде далеко не в лучшем своем состоянии.
— Не так давно, в мае, вы с мужем выбирались на выходные в Москву. Что больше всего запомнилось?
— Мы были в Москве будто два школьника — столько восторгов... Ходили по городу и вспоминали разные истории из нашей прежней московской жизни. Мне даже хотелось найти какую-нибудь пельменную, чтобы еще больше окунуться в атмосферу наших 80-90-х.
Москва была совершенно пустой, все выехали за город, потому что объявили длинные каникулы. Мы всюду прошли пешком, намотали больше 25 километров за день: начали с Белорусской, побывали на Чистых и Патриарших прудах, прогулялись в Зарядье, по Садовому и Бульварному кольцам.
На следующий день встретились с Ильшатом и Викой Файзулиными. Они как раз тоже были в Москве. Очень долго гуляли с ними, а потом сходили в очень хороший мясной ресторан на Кропоткинской.
— Как долго еще ваша семья будет жить в Польше?
— В свое время могла предположить почти любую европейскую страну, где Талант продолжит карьеру, но почему-то не Польшу. Мы ехали в Кельце изначально на три года, а вот задержались уже на семь с половиной. Везде, куда приходит Талант, с ним категорически не хотят расставаться. Президент "Кельце" Бертус Серваас, кажется, просто влюблен в него. Они постоянно перезваниваются и могут спокойно проговорить два часа напролет.
Пока нас здесь все устраивает. Как говорят в Испании, мы "juntas pero revueltas", что означает "вместе, но порознь". То есть у каждого в нашей большой семье своя квартира, но мы все вместе в одном подъезде. Наш Уго любит ходить по этажам и стучаться в знакомые двери. Тут на днях невестка Ирене прислала видео, как ему не открыли бабушка с дедушкой — нас просто не было дома. Конечно, он тут же расплакался, ведь он так хотел увидеть своего джинна!
Фото: личный архив Ольги Дуйшебаевой.