Разыгрывающая, известная по выступлениям за "Астраханочку" и "Динамо-Синару", в 38 лет решилась на экзотичный легионерский вояж и отправилась на Ближний Восток.
О предложении из Ирана
— Идея поехать в эту страну исходила от Сергея Никуленко. Он раньше выступал в Астрахани, "Каустике" и Азербайджане и уже более двадцати лет работает в Иране, где завершил карьеру игрока. Сейчас Никуленко трудится с местной юниорской сборной. Он предлагал перебраться сюда в качестве не только гандболистки, но и тренера еще год назад. Однако раньше согласиться на этот вариант не получалось.
Документы для переезда начали собирать в прошлом году, но реализовать задуманное тогда не удалось. Коронавирус, проблемы с руководством клуба… В этом году в Мешхеде вновь проявили заинтересованность во мне — уже при новых управленцах. Да и карантинные меры стали не такими строгими. На этот раз решили все вопросы, касающиеся выезда.
Как раз в июле оказалась свободна и Юлия Таран. Предложила ей поехать вместе. Она доверилась мне, а я — тренеру, которого знаю много лет. Понимала, что меня не обманут.
В предложении из Ирана подкупила возможность работать с местными национальными командами — как молодежными, так и взрослой. Я здесь в качестве ассистента главного тренера, а Юля — тренер по физподготовке.
Об особенностях жизни
— Об Иране в России знают не так много, это довольно закрытая страна. Могу сказать, что здесь очень образованные люди — многие владеют английским, даже пожилые. По ощущениям, в России дела с иностранным языком обстоят хуже.
Конечно, в команде не все девочки говорят по-английски, но тренировки проводим на этом языке. Учим и фарси: понимаем цифры, осваиваем буквы, словосочетания спортивной направленности. Пробуем говорить, но девчонки пока посмеиваются над нашим произношением. В целом друг друга понимаем, да и "body language" никто не отменял. Красивые речи перед командой оставляем главному тренеру, а мы в основном подсказываем по технике и тактике.
В городах, которые находятся поближе к Азербайджану или Турции, говорят и на местных языках. Так что их знание пригодилось мне и в Иране.
Страха перед переездом не было, ведь есть свой человек. Но, конечно, волнение имелось. По приезде представление о стране сильно изменилось. Да, есть ограничения по одежде: нельзя ходить в облегающем, с коротким рукавом и непокрытой головой. Кстати, в Тегеране многие уже не носят платков, а рукав закрывает три четверти руки. Сейчас в моде одежда оверсайз — актуальная тема в здешних краях.
Мешхед — более религиозный город по сравнению с Тегераном. Если в столице можно пройтись по улице и в кепке, то здесь этого будет недостаточно. Но можно натянуть кепку на платок — и пожалуйста, ходи. В целом народ очень гостеприимный и дружелюбный, к иностранцам относится с пониманием.
На тренировку надеваем термобелье с длинным рукавом и штанами, а сверху шорты — вполне нормально. В обычной жизни хиджаб не носим. Используем косынки или банданы — этого достаточно. Мы другой религии, к нам сильно не придираются.
В Иране бросается в глаза уважение к старшим. Всегда уступают место, дают пройти. Когда в комнату входит тренер, игроки встают, приветствуют и садятся обратно — как перед учителем в школе.
Местные очень любят русскую музыку. Занимаешься в тренажерном зале (кстати, они здесь отдельные для женщин), едешь на машине, прогуливаешься по улице — кругом русская музыка.
В городах на юге страны немного иной ритм жизни из-за сильной жары. Днем почти никого не встретить на улице. Особенно женщин, ведь они полностью одеты, причем обычно в черное. Получается, днем все в основном спят, а часам к четырем-пяти люди начинают выходить на улицу, открываются магазины.
О местном чемпионате
— Пока не могу сказать многого об этом турнире. Мы даже еще не начали тренировочный сбор с клубом, он стартует на следующей неделе. Сейчас усиленно работаем со сборной Ирана, которая готовится к чемпионату Азии. Он пройдет с 15 по 25 сентября в Иордании. Стоит задача отобраться на чемпионат мира.
Из того, что знаю: в женском чемпионате Ирана участвуют восемь команд, матчи проходят по туровой системе. Главный фаворит — наш клуб из Мешхеда. Собственно, нас приглашали в штаб для подготовки команды к Азиатской Лиге чемпионов.
Если верить местным девчонкам, то мы с Юлей — лучшие игроки, когда-либо добиравшиеся до Ирана. Знаю, что раньше сюда на несколько матчей приезжали гандболистки из Азербайджана, давненько работала одна тренер, а больше легионеров и не было.
О выступлении за сборную Азербайджана
— Второе гражданство я получила еще в 2001 году, тогда предложили поиграть за местную сборную. На то время меня только пару раз вызывали в молодежную команду России. Подумала, что нечего стесняться — надо принимать предложение. Пару раз в год приезжала в расположение сборной Азербайджана на матчи отборочных турниров.
Конечно, Игры исламской солидарности в 2017 году — это непередаваемые ощущения. Не была на Олимпиаде, но, предположу, испытала бы там примерно те же эмоции. Запомнилось еще выступление на Студенческих играх. Мы удачно прошли первый этап, но второй, к сожалению, отменили.
В квалификации топ-турниров в соперники попадались и сборные Венгрии, Кореи. Но сами понимаете, какой у них уровень, а какой у нас… Хотя было интересно.
О волгоградском "Динамо"
После сезона-2014/15, когда команда дошла до "финала четырех" Лиги чемпионов, я завязала с гандболом. Через год позвонили из сборной Азербайджана, попросили восстановиться к Исламским играм. Я отправилась в клуб местного чемпионата "Нур". С ним мы выиграли и национальное первенство, и Кубок. В следующем сезоне выступала уже за "Карабах", затем еще полсезона провела в "Нуре", с которым вновь взяли Кубок Азербайджана.
В начале 2021 года из "Динамо" позвонила Марина Юрьевна Попова. В Волгограде команда состоит из талантливых и прекрасных, но молоденьких девчонок. Не хватало опытной гандболистки, которая могла бы их вовремя остановить, поддержать, чему-то научить. Получается, мне предлагали выступить в роли играющего тренера.
Я поначалу отказывалась. "Динамо" всегда славилось хорошей физической подготовкой игроков, тем более в составе сплошь молодежь. А я уже не в форме, да и не занималась гандболом несколько лет. Но Маша переубедила, сказала, что от меня здесь требуется голова. Договорились, что приеду и попробую. А потом мне уже было неудобно отказывать Любови Петровне Сидоричевой.
Меня хорошо приняли. В "Динамо" отличные, замечательные девчонки, желаю им только успехов. Коллектив классный, чувствовала себя как дома, хоть я намного их старше. В целом с Волгоградом связаны только светлые впечатления. Главное, чтобы девчонки как можно дольше продержались вместе. Уверена, они еще всем покажут.
Волгоградские вехи. Хроники жизни "Динамо" в других измерениях
Во время паузы в карьере старалась поддерживать физическую форму, насколько это возможно. В Астрахани тренировалась вместе с любительской командой "Всадники". Но, конечно, возвращаться в Суперлигу было тяжело.
К тому же как человек, рожденный в СССР, не люблю уступать. Всегда есть чувство здоровой конкуренции. Понятно, что в "Динамо" мне было непросто. Очень бегущая команда. Кого из состава ни возьми — талант, звездочка.
Старалась принести максимум пользы, а насколько это удавалось, лучше спросить у тренеров. Любовь Петровна говорила, что девочки со мной стали более дисциплинированными, начали дорожить мячом. Некоторые матчи мы проводили идеально, некоторые проваливали. Разумеется, из-за недостатка опыта. Обычно в любой команде есть хотя бы один "старичок", а в "Динамо" почти все одного возраста, и это тяжело.
Фото: инстаграм Екатерины Пече; al.nevozvraschenets; пресс-служба "Уфы-Алисы".