Герой этого интервью более десяти лет возглавлял астраханское "Динамо", работал в БГК имени Мешкова, ездил со сборной России на чемпионат мира… И по-прежнему весь в гандболе.
— Этим летом на территории большей части России стоит аномальная жара. У астраханца со стажем есть рецепт борьбы со зноем?
— Рецепта нет, мы просто к этому привыкли. Дома в обязательном порядке кондиционер, а на улице стараемся находиться реже. Днем на солнце невыносимо — доходит до пятидесяти градусов.
— Рыбалка входит в число ваших хобби?
— Нет. Если выезжаем на дачу к моему другу и коллеге Виктору Орлову, то там можем порыбачить. Но это бывает нечасто.
— Вы продолжаете работать в "Динамо"?
— Да, в структуре клуба. Предваряя ваш следующий вопрос: в тренировочном процессе команды Суперлиги участия не принимаю. Разве что могу помочь консультативно. Больше сосредоточен на работе с молодежью.
— Тем не менее шестое место основы по итогам сезона — это хорошо или плохо?
— По тому, как складывалась ситуация, — это хорошо. В конце сезона удалось попасть в шестерку. Но упустили много очков, где-то можно было побороться. Могли оказаться на месте СГАУ-"Саратова". Но что есть. Значит, другие выглядели лучше.
А вот непопадание в "финал четырех" Кубка России серьезно огорчило. Соперник был по зубам. Хотя и говорят, что СКИФ набрал ход, считаю, могли проходить краснодарцев. Упустили очень хороший шанс.
Чемпионат России. "Медведи" и громадный перевес. О чем сожалеет Петкович. Осень, сулящая ненастья
— "Динамо" вы возглавляли с 2000 года, вас можно назвать преемником Владимира Гладченко. Вы и тренировались у него, и учились тренерскому ремеслу. Каким он был человеком и специалистом?
— О нем можно долго рассказывать. В Астрахани о Гладченко написана книга. Не буду говорить о чертах его характера, преданности делу и так далее. Скажу кратко: он дал мне путевку в жизнь — как игроку, тренеру и человеку. В этих словах весь смысл.
— На протяжении восьми сезонов подряд, с 2001 по 2008 годы, "Динамо" становилось серебряным призером чемпионата России, финишируя вслед за "Чеховскими Медведями" Владимира Максимова. Когда вы были наиболее близки к золоту?
— Хорошее время. "Динамо" тогда неплохо выступало и в еврокубках. Играли в группе Лиги чемпионов. Подобрался сильный и сбалансированный состав. Но раз не обыграли "Чеховских Медведей" — значит, чего-то не хватило. Может, административного ресурса. Но не хочу углубляться.
Нам удавалось побеждать чеховцев дома. И на выезде был нашумевший матч, завершившийся вничью. Не скажу, что мы непременно должны были завоевывать чемпионство, но возможность имелась. Значит, какие-то ресурсы не смогли использовать в полной мере.
— В сезоне-2002/03 "Динамо" дошло до финала Кубка ЕГФ. Запомнился ответный выездной поединок с хорватской "Риекой" в четвертом раунде…
— В Астрахани обыграли хорватов с разницей в одиннадцать мячей. Не было сомнений, что пройдем дальше, мы выглядели сильнее. В повторном матче хорваты устроили провокацию. Видимо, хотели пройти нас любой ценой. Развязали драку, к ней присоединились зрители. Началась массовая потасовка.
Потихоньку страсти улеглись. Хорваты предлагали возобновить встречу. Обещали, что зачинщики конфликта больше не вступят в игру. Тогда в "Риеке" звездой считался Златко Сарачевич. Он еще игроком имел весомый авторитет, и предложения исходили от него.
Ситуация была в новинку. Из зала я позвонил президенту федерации Александру Кожухову и генеральному директору Владимиру Максимову. Они посоветовали не выводить команду. Были уверены, что хорваты вновь пойдут на провокацию, а виноватыми сделают "Динамо", которое снимут с турнира. Вместо игры поехали на медицинское освидетельствование — снимать побои.
По приезде в Астрахань занялись видеонарезкой. На местной телерадиокомпании мне помогли режиссеры. Вытащили все нужные моменты и отправили в ЕГФ.
По поводу произошедшего в Астрахани провели собрание, на котором меня чуть не сделали виноватым за то, что увел команду. Честно говоря, тогда руководствовался опасениями за жизнь и здоровье. Мало ли что могло произойти в этой толпе… В Риеке нам попался водитель автобуса, немного говорящий по-русски. Он сказал, что мы все правильно сделали. Вспоминал, как после поражений команды в местном чемпионате ему приходилось уезжать с разбитыми стеклами.
ЕГФ изучила показания судей, посмотрела нашу видеонарезку — и дисквалифицировала "Риеку". Не прошли и мимо нас, наложили штраф. Есть регламент, в соответствии с которым клуб получил наказание за уход с матча. Но главное — мы прошли дальше.
— Что показало медосвидетельствование, и какие последствия драка имела для игроков?
— Если вас бьют по лицу, то есть что показать врачу. У кого-то синяк, у кого-то рассечение. Наши парни, конечно, также не стояли просто так. И хорваты приехали в больницу — во главе с тренером Дамиром Чавловичем. Он попал под руку одному из наших. Не знаю, зачем он туда полез. Задача тренера, наоборот, постараться погасить конфликт, а он, видимо, решил побыть бойцом ММА.
— В финале "Динамо" встречалось с "Барселоной". Если судить по счету (23:35 и 26:33), шансов на победу не было.
— Финал вызвал в Астрахани ажиотаж. В то время вице-губернатором области был Сан Саныч Жилкин. Настоящий фанат, многое сделавший на благо гандбола. Жилкин просто требовал от нас привезти "Барселону" в Астрахань, обещал нечто грандиозное.
Каталонский клуб в то время — фактически сборная мира. Великолепные исполнители из Франции, Норвегии, Испании, Украины. Андрей Щепкин там выступал. Выход в финал — уже достижение для "Динамо", а уж когда у тебя в соперниках "Барселона"… Понимали, что будет сложно.
К финалу шли тяжело. В играх за выход в решающую стадию на зубах вырвали победу у венгерского "Дунаферра". Те матчи выдались крайне напряженными. Было сложно, но мы это сделали.
Да, по счету шансов у "Динамо" в финале действительно не было. При этом на выезде сыграли намного лучше, чем в Астрахани. Держались порядка 15-20 минут, но опыт соперника взял свое.
Домашний матч для нашего города — событие историческое. Зрители были просто в восторге. Как и обещали, на "ответку" нам организовали чартер вместе с болельщиками. Летели на ТУ-154: одну часть салона заняла команда, а в другой расположилась внушительная группа поддержки.
Тот финал послужил хорошим толчком для развития гандбола в регионе. Дети пошли в наш вид спорта. Несмотря на счет на табло, важность тех матчей невозможно переоценить.
— На чемпионате мира-2005 в Тунисе вы помогали Анатолию Драчеву. Сборная России выиграла все пять матчей на групповом этапе, но следом потерпела четыре поражения подряд и финишировала только восьмой. В чем причины такого контраста?
— Перед стартом команда потеряла двух ключевых игроков — Дмитрия Торгованова и Александра Горбатикова. Из-за этого по ходу турнира не хватило глубины состава для ротации. Вдобавок на групповом этапе травмировался основной голкипер Алексей Костыгов. Безусловно, это тоже сильно сказалось на команде.
Обидно, что хорошая подготовка к чемпионату нивелировалась кадровыми потерями. Вместо Горбатикова на роль второго разыгрывающего после Виталика Иванова экстренно привлекли Алексея Ломанова. К сожалению, его уровень оставлял желать лучшего, нам не хватило игроков в задней линии.
Торгованов был важен для нас и как нападающий, и как основной центральный защитник. В линии играли Александр Черноиванов и Егор Евдокимов, но Димы нам не хватало.
Если говорить о причинах другого толка, то в основном раунде игра сборной изменилась. Это было очень заметно. После одного из матчей на этой стадии я пришел в раздевалку с пресс-конференции и увидел там Владимира Салмановича. Он раздавал игрокам валюту — долги за предыдущие турниры.
Не хочу никого ни в чем обвинять, но задаюсь вопросом: почему это нужно было делать именно тогда? На мой взгляд, это было неуместным. Можно ли это напрямую привязать к дальнейшему выступлению команды на турнире? Каждый волен думать так, как хочет. Если действительно повлияло, то возникают вопросы к игрокам.
Мое мнение: во время топ-турнира на сборную не должно оказываться влияние со стороны. Команда обязана жить своей жизнью, а для раздачи долгов можно найти другое время. Есть тренерский штаб, который ответственен за выступление. Главный тренер тоже присутствовал тогда в раздевалке. Следовательно, он не возражал.
После выхода из группы для продвижения в полуфинал нам хватило бы двух набранных очков в трех оставшихся матчах. Не говорю про тунисцев, которые выступали дома. В матче с ними все было понятно. Но в поединках с греками и "мертвыми" французами могли выполнять задачу. У "трехцветных" на уровне играл только вратарь Тьерри Омейе.
— В 2009-10 годах вы работали в БГК. Как вам поступило предложение возглавить брестский клуб?
— В то время проводилась профессиональная гандбольная лига, поэтому мы часто пересекались с брестчанами на площадке. Встречались, разговаривали с Сергеем Мешковым — младшим братом Александра. Мы в хороших отношениях, многое обсуждали. С его стороны были намеки, но меня все устраивало в Астрахани.
Никуда не собирался до 4 января 2009 года, когда приехал директор клуба и объявил, что я уже не работаю. Объяснить причину отставки толком никто не смог. Как я понял, не устроили результаты команды. В Астрахани решили пойти за золотом — до сих пор идут. С тех пор — ни одной медали.
Не знаю, откуда об этом узнали в Бресте, но почти сразу мне поступил звонок. Сначала хотел остаться работать в Астрахани в каком-либо другом качестве, но здесь тянули с ответом. А в БГК люди установили срок, до которого нужно было определиться, иначе в Бресте рассматривали бы другие кандидатуры. Посоветовались с супругой и решили попробовать что-то новое. Поехал в Брест, о чем совершенно не жалею, ведь получил там богатейший опыт.
— При вас в БГК еще в качестве игрока пришел Павел Башкин, теперь спортивный директор клуба. Как оцените трансферную политику и результаты мешковцев?
— Если сравнивать с концом нулевых — небо и земля. Паша играл в Испании и восстанавливался после травмы, когда предложил ему перейти в БГК. Он согласился: мол, почему бы не попробовать? Приехал в Брест и успешно там играл.
Виден прогресс, клуб развивается. Ясно, что сейчас в него вкладываются совсем другие деньги. В прошлом сезоне показали лучший результат в Лиге чемпионов, пробившись в четвертьфинал. Важно, что БГК регулярно получает "уайлд кард" в этот турнир. Значит, клуб соответствует критериям ЕГФ, включая наполняемость зала, популяризацию и так далее. Это говорит об успехах его руководителей.
В плане трансферной политики у "Бреста" есть крен в сторону Балкан. Паша играл в Словении, знает местный язык. Наверное, ему удобнее вести переговоры с балканцами. Да и в целом тот рынок богат как молодыми талантами, так и игроками постарше, уже с опытом. Считаю Башкина успешным спортивным директором.
— Павел рассказывал, как однажды в динамовскую эру команда встречала Новый год за границей. Праздник проходил под ваш гитарный аккомпанемент.
— Мы завершили турнир в Германии и остались там встречать Новый год. Далее отправлялись на другое соревнование в Нидерланды. Раньше было много международных встреч, клуб имел больше возможностей организовывать заграничные поездки.
Нам выделили зал в гостинице. Отыскалась гитара, нашлись певцы. Я в студенческие годы увлекался игрой на гитаре, так что вспомнил былые времена, но не более того.
— Летом 2010 года вы попали в аварию, из-за чего пропустили старт предсезонной подготовки БГК. Что произошло?
— Авария случилась примерно в трехстах километрах от Астрахани. Ехали на машине с Пашей Башкиным. Тогда у меня была "Мазда", третья модель. Хорошо, что были пристегнуты ремнями безопасности. Иначе не знаю, чем бы все закончилось.
Позже прокручивал в голове ту ситуацию, анализировал. Мы выезжали очень рано. Заснуть в ночь перед отъездом всегда трудно, ворочаешься. Наверное, в определенный момент мои веки захлопнулись. И все — машину повело, мы вылетели с трассы.
Слава богу, Паша отделался царапинами. На следующий день его самолетом отправили в Брест на сборы. Я же с сотрясением мозга и переломом ребер остался в астраханской больнице. Пробыл там неделю или полторы и потом тоже улетел в Брест.
— Цитата из интервью Александра Мешкова: "Пчеляков еще справлялся с Малиновским, но с приходом в минское "Динамо" Бебешко чисто по-тренерски был обыгран". Прокомментируете?
— Не забывайте, что Бебешко в "Динамо" пришел не один, а сразу укрепил состав "под себя". Уважаю Сергея как тренера. Общались недавно, когда он возил на чемпионат Европы сборную Украины. Серьезный специалист. Наверное, сказался и опыт, приобретенный им в Испании. Много говорят о местной тренерской школе.
Его команды действуют тактически разнообразно. Бебешко может по ходу матча поменять оборонительную схему, она у него не одна. Если с игрой его команды в нападении все было более или менее понятно, то коррективы в защите иногда ставили нас в затруднительное положение. Отчасти соглашусь с Мешковым: раз Бебешко побеждал меня, значит, я был обыгран. Не буду переносить ответственность на гандболистов и говорить, что они были плохими. Есть расхожее выражение: выигрывает команда — проигрывает тренер.
— Получится ли у Бебешко в "Донских Казаках"-ЮФУ?
— Посмотрите на трансферную политику. В Таганроге все перевернулось. Сколько уже игроков Бебешко привел в команду "под себя"? Он знает себе цену и не стал бы работать с прошлогодним составом. Причем, думаю, новобранцы — это не именно те, кого хотел видеть в команде Бебешко. Скорее, это третьи или четвертые номера из его списка.
Предвкушая Таганрог. Сергей Бебешко: "В моем понимании "испанская школа" — некая мистификация"
Следующий сезон будет крайне интересным. Уверен, клуб из Таганрога многим понадкусывает бока. Прекрасно знаю Бебешко и его умение комплектовать команду. "Донские Казаки" наверняка пройдут в восьмерку и в плей-офф заберутся повыше, а на следующий сезон продолжится укрепление состава. Бебешко пойдет до конца.
Вопрос в другом. Хватит ли денег? Под такой состав нужно серьезное финансирование. Если же клуб создается по принципу "Начнем, а там посмотрим", то это мероприятие очень быстро развалится.
"Игрульки" на ставках, детектор лжи, спонсоры — интервью с одним из руководителей клуба-ньюсмейкера
— После вашей отставки из БГК Мешков сказал еще одну фразу: "Когда узнал, что Пчеляков собирается в Москву советоваться с Максимовым, как обыграть "Динамо", мне стало ясно: пора расставаться".
— Это какие-то выдумки. Не знаю, откуда и от кого он об этом узнал. Я находился в Бресте — можно было обсудить это со мной. Я хотел договориться с Максимовым о спаррингах в Москве с "Чеховскими Медведями".
Я восемь лет соперничал с Максимовым за чемпионство, а потом еду к нему советоваться, как обыграть Бебешко? Это бред.
Александр Анатольевич — человек большой, он волен говорить так. Но вместе с ним мы прекрасно знаем реальные причины отставки. Хотел бы, чтобы он вспомнил, что такое "купеческое слово". Он знает, о чем я говорю.
— Не расскажете подробнее про "купеческое слово"? Со стороны не совсем понятно.
— Думаю, Мешков знает, о чем я говорю. Распространяться по этому поводу не буду.
— Многие ваши ученики уже сами пробуют себя в роли тренеров. Как оцените их работу?
— Если брать мужскую Суперлигу, то там работают трое: Горбатиков — главный тренер в "Акбузате", Сергей Предыбайлов — второй в "Динамо", Жора Заикин на днях стал ассистентом в ЦСКА. Не хочу никого выделять. Могу сказать, что это три совершенно разных специалиста с разными подходами к работе и пониманием гандбола. Наверное, это хорошо. Каждый — личность в гандболе. Посмотрим, как у них все сложится.
Замечу, что вторые тренеры, как правило, находятся в тени, их работа не видна широкому зрителю. Она больше черновая, но не менее важная. Эта работа проявляется на тренировках, и о ней знает только узкий круг специалистов. Тогда как главный тренер всегда на виду.
— Они обращаются к вам за советами или консультациями?
— Когда Горбатиков и Предыбайлов вместе работали в "Динамо", то мы собирались и многое обсуждали. Но это в прошлом, они уже набрались опыта.
Александр Горбатиков: "Девять лет занимался бизнесом. Но осознанно решил стать тренером"
Тем не менее, когда встречаемся с Сергеем, кое-что обсуждаем. Не скажу, что он обращается за советом. Но мы обмениваемся мнениями, разговариваем. Горбатиков же сейчас далеко, в Уфе. Что касается Заикина, то он уже давным-давно самостоятельная личность.
— После БГК вы вернулись в Астрахань, но перед "Динамо" уже не ставились амбициозные задачи. С чем это связано?
— По возвращении от структуры и психологии той команды ничего не осталось. Пропала внутренняя "химия". Строить пришлось по новой. Насколько смог, настолько и сделал. Многое из задуманного воплотить не удалось.
Да и люди стали другими. Не говорю, что они плохие, но отличие есть. Были сложности с построением команды именно в психологическом плане. Наверное, это и помешало забраться повыше.
Еще когда работал в Бресте, удивился быстрому расставанию со Львом Ворониным. Он ведь только взялся за команду. Понятно, что были и внутренние причины, разные трения.
Для достижения высоких целей можно найти хорошее финансирование, привезти группу игроков. Но мы всегда старались воспитывать своих гандболистов и делать точечные кадровые приобретения.
— Постепенно женская "Астраханочка" затмила в результатах мужское "Динамо". С чем связано такое изменение гандбольных акцентов в регионе?
— Все началось с небезызвестного Геннадия Андреевича Лебедева. К сожалению, он уже ушел из жизни. "Астраханочка" проводила мощнейшую подписную кампанию. Как Лебедеву удавалось это делать — до сих пор секрет. Причем это касается не только взрослой команды, но и детей. Из многих городов страны привозили лучших.
Если посмотреть на состав "Астраханочки" в чемпионском сезоне, когда сборная выиграла Олимпиаду, то в той команде было очень мало местных воспитанниц. Кстати, что интересно, олимпийские чемпионки Рио в новом статусе не провели за "Астраханочку" ни одного матча.
Да, появлялись звездочки из числа местных гандболисток. Яркий пример — Карина Сабирова, которая сейчас уехала в ЦСКА. Но большинство игроков в составе — это приезжие. То есть трансферная кампания была нацелена на конкретный результат. И его удалось выдавить.
Теперь же, насколько знаю, "Астраханочка" возвращает воспитанниц в состав. Будет интересно посмотреть, какой опыт они приобрели и что покажут на родной земле. Желаю им только успеха.
Фото: Александр Шичко; личный архив Алексея Пчелякова.