24-летний линейный открывает новую страницу, готовясь к первому зарубежному опыту на клубном уровне. В качестве начальной точки легионерской карьеры выбран венгерский "Будакалаш".
— Для начала расскажите, чем сейчас занимаетесь.
— Я в Краснодаре, делаю документы на визу. Отдыхаю, но не забываю и о тренировках для поддержания формы.
— На какой срок заключен контракт с "Будакалашем"?
— Подписал соглашение по схеме "1+1". По условиям — ничего особенного. Клуб предоставит квартиру. Подготовка к сезону стартует 12 июля. Планирую поехать на два-три дня раньше, чтобы освоиться. Но это в идеале — многое зависит от того, когда получу визу.
— Как возник этот вариант?
— Год назад твердо решил переходить в другой клуб. Желательно в европейский. С прошлого лета искал агента. Зимой на меня вышла компания ESM. Мы заключили договор. Где-то в апреле появился конкретный интерес со стороны "Будакалаша". Уже собирался принять это предложение, как возник еще один вариант — с румынским "Васлуем". Там условия были чуть лучше. Но когда переговоры вошли в завершающую стадию, румыны начали тянуть время, все никак не присылали контракт. "Будакалаш" же проявил терпение и до последнего ждал моего ответа. Это подкупило, и я решил подписаться с венграми.
— С кем советовались?
— Мой наставник по молодежной сборной Степан Сидорчук много знает о Венгрии. Там играют несколько его воспитанников. Позвонил, разузнал, что за клуб, как обстоят дела. Тренер все подробно и интересно рассказал.
— Не общались с ребятами, имеющими опыт выступлений в Венгрии?
— С ними — нет. А вот с сестрой жены нашего тренера в СКИФе Евгения Кашкарова поговорили. Анна Пунько сейчас как раз возобновляет карьеру в Венгрии, только под другой фамилией. Как выяснилось, ее клуб базируется буквально через реку от моего. Анна поддержала мое решение перебраться в эту страну, вкратце рассказала, что да как, и пообещала помочь в любых вопросах, в том числе с изучением венгерского языка.
Анна Кекезович: "Приятно удивлена тем, как много венгров поддержали мое возвращение в гандбол"
— Как, кстати, дела со знанием иностранных языков?
— Сейчас налегаю на изучение английского. Не скажу, что отлично им владею, но на базовом уровне могу спокойно изъясниться. Что касается венгерского, то читал, что это один из самых сложных языков в мире. Если не ошибаюсь, там около двадцати падежей. Им пока плотно не занимался, запомнил только несколько гандбольных терминов.
— Не смущает, что "Будакалаш" финишировал лишь 10-м в чемпионате?
— Нет. Если честно, хотел просто уехать из России, чтобы засветиться за границей. И чемпионат Венгрии, считаю, посильнее нашего. 10-е место здесь и 10-е там — не одно и то же. Вдобавок "Будакалаш" вроде бы проводит отличную селекцию. Пришел новый тренер Иштван Чокняи, работавший в сборной Венгрии. У команды есть потенциал.
— Что в целом знаете о венгерском гандболе?
— С молодежной сборной участвовал в паре турниров в Венгрии. Приезжали на озеро Балатон, расположенное рядом с комплексом. Очень понравилось. Ощутил, что к гандболу здесь особое отношение. Когда стоял выбор между Венгрией и Румынией, это тоже стало фактором. Плюс есть клубы, которые регулярно и неплохо выступают в Лиге чемпионов.
— Для вас это первый легионерский опыт. Не страшно?
— Нет. Хорошо, что выхожу из зоны комфорта. Это толчок к развитию. На мой взгляд, в СКИФе я пересидел. Пошла стагнация. В Венгрии чемпионат определенно жестче, и есть уверенность, что там у меня больше шансов раскрыть потенциал и вернуться в сборную России. Возможно, приглянусь более амбициозным клубам.
— С чем связываете стагнацию в СКИФе?
— Думаю, повлияла частая смена тренеров, начавшаяся с ухода Олега Кулешова. С приходом Георгия Заикина я стал меньше играть. Не скажу, что потерял уверенность, но из-за недостатка практики сдал в физическом плане. Два последних года кондиции оставляли желать лучшего.
С Кашкаровым мне работалось комфортнее. Я лучше понимал его требования, чем Георгия Юрьевича, и получал больше игрового времени.
— В какой степени ваш уход связан с финансовыми проблемами СКИФа?
— Если откровенно, то это одна из главных причин. Всегда хочется стабильности в финансовой составляющей, а СКИФ не может этим похвастать.
— Кубанский клуб занял 8-е место в чемпионате России и дошел до финала Кубка. Как можно оценить сезон?
— В целом считаю его провальным. В начале чемпионата скатились по таблице и потом героически выбирались. Если бы не ужасный старт, оказались бы повыше. А в Кубке это просто отличный результат. Возможно, где-то повезло, но везет тому, кто везет.
Кубок России. 11-кратные "медведи", покладистые краснодарцы и армейцы, задолжавшие своим
— Как восприняли известие об уходе с поста генерального директора СКИФа Олега Ходькова?
— Не мог поверить. Вроде бы говорили, что он останется, но на другой должности. И когда сообщили, что он все-таки уходит, это было неожиданно. Как-никак человек проработал в клубе 16 лет. Трудно представить СКИФ без Олега Валерьевича. Были предпосылки к его отставке, но они казались незначительными. Как-то в раздевалке обсуждался этот вопрос. И Ходьков сам говорил, что его хотят убрать. Насколько мне известно, возникли разногласия с учредителями, в результате чего ему пришлось уйти.
— Тот же Ходьков публично высказывал претензии игрокам. Доставалось и вам. Он говорил, что видит большие проблемы в отношении к делу. Вас это задевало?
— Не сильно. Конечно, это не проходило мимо. Но не было такого, чтобы я об этом думал и ночами не спал. Принимал критику к сведению, пытался улучшить показатели. Может, не всегда получалось.
— СКИФ подозревали в сдаче ноябрьского матча "Каустику"…
— Находясь в раздевалке, не слышал о каких-то подковерных играх. Помню, в том матче мы опробовали новую защитную схему, и она категорически не сработала. Наверное, от этого и такой результат. В следующем матче выстроились, как обычно, без каких-либо нововведений и допустили меньше ошибок.
Олег Ходьков: "Доказательств "сдачи" игры "Каустику" у нас нет. Но некоторые моменты в игре СКИФа для меня были непонятны"— В минувшем сезоне Суперлиги у вас 64,5 процента реализации бросков. Два года назад было 85,5. С чем связано падение?
— Думаю, дело в тренерских шараханьях и смене тактик. При Кулешове было проще: он ставил один гандбол на протяжении всего года. Пошла чехарда — снизились результаты.
— Как ваш голеностоп, беспокоивший в конце сезона?
— Все хорошо. Слава богу, обошлось без разрыва и осложнений. Только сильное растяжение. Постепенно закачивал ногу и через две недели возобновил тренировки. На сегодня проблем со здоровьем нет. Только бы не сглазить.
— Вы поучаствовали в одном топ-турнире на уровне национальных сборных. Чем запомнился ЧМ-2019 в Германии?
— Самое яркое впечатление — заполненные под завязку трибуны 20-тысячного стадиона. Шум стоял невероятный. Для меня тот турнир бесценен в плане опыта. Посмотрел воочию на других игроков и понял, куда расти. Из звезд больше всех запомнился Дика Мем из сборной Франции. Его очень сложно заблокировать — настолько высоко прыгает. Хотя против всей французской команды пришлось тяжело.
На старте чемпионата мира я не играл. Меня выпустили, когда сборная уже потеряла шансы выйти из группы. Матч с французами ничего не решал. Но поражение обидное. Мы вели "плюс четыре" где-то за пять минут до конца. Когда лидируешь весь матч, выкладываешься по максимуму и в концовке проигрываешь с минимальной разницей, это больно.
ЧМ-2019. Сборная России: шаг назад под громкие аплодисменты
— В целом для дебютанта вы неплохо выглядели на ЧМ-2019. Почему впоследствии выпали из обоймы?
— Как уже говорил, просел в физическом плане. Но сейчас думаю наверстать. Поеду в Венгрию, наберу форму и, если меня заметят, с радостью откликнусь на вызов в сборную. Буду доказывать. Отъезд в другой чемпионат должен помочь мне вырасти в игровом плане и вернуться в национальную команду.
— В ноябре вас включили в расширенный состав сборной России на чемпионат мира-2021 в Египте. Что помешало пробиться в окончательную заявку?
— Видимо, чем-то не устроил тренера. На сборы, думаю, мог бы поехать, показать себя. Но это решение тренера, я его полностью поддерживаю. Надеюсь, через пару месяцев, когда заиграю в Венгрии, на меня обратят внимание.
— Доводилось общаться с Велимиром Петковичем?
— Нет, но с удовольствием поговорил бы с таким человеком. Знаю, что он хороший специалист. В ЦСКА ставил хороший гандбол. Плюс былые заслуги.
— В детстве был выбор, каким видом спорта заниматься? С вашим ростом (213 см) обычно идут в баскетбол, волейбол…
— В ту пору никто не думал, что так вымахаю. Много чем занимался, но баскетболом и волейболом — нет. В школе гонял в футбол, делал успехи в настольном теннисе. В четвертом классе даже выиграл первенство города среди школьников. А через год пришел первый гандбольный тренер. Я и пошел в эту секцию, казалось, перспектив там больше. Мне понравилось, и с тех пор не жалею о выборе.
Фото: пресс-служба СКИФа, rushandball.ru.