25-летняя вратарь нынешним летом поменяет Тольятти на Ростов-на-Дону, но к клубным делам планирует обратиться уже по окончании олимпийской эпопеи сборной России на пути в Токио-2020.
— Твой профайл сейчас висит в разделе "Команда" на сайтах и "Лады", и "Ростов-Дона". Там есть удивительная строка — "кандидат в мастера спорта". Как так?
— Сама пытаюсь понять. После первого же серебра чемпионата России с "Ладой" задала вопрос, сделают ли мне представление на мастера спорта. В следующие три года ситуация не изменилась. Скажу больше: из-за того, что не подтверждала звание кмс все это время, я теперь откатилась на первый взрослый разряд. Мне даже в клубе передали значок перворазрядника. Реакцию можете представить: "Вы что, прикалываетесь?!" Перед уходом из "Лады" заверили, что подали заявку на представление меня к званию мастера спорта. И смешно, и грустно одновременно.
— В нашем разговоре почти двухлетней давности ты говорила об особой роли Павла Сукосяна как тренера, много давшего тебе на определенном этапе карьеры. Можешь подробнее рассказать о работе с Павлом Алексеевичем?
— Наш олимпийский чемпион разглядел во мне вратаря-классика и технику, более присущую голкиперам в мужском гандболе: главное — никаких лишних движений. Возможно, он даже увидел во мне что-то из своего игроцкого арсенала. Я, конечно, не застала Павла Алексеевича в расцвете карьеры, но видела, как он, уже 50-летний, выходил на площадку в составе московской команды УОР N2. За год в "Луче" он передал очень много полезного — я прямо чувствовала, что большинство подсказок мне подходят. Потом мы еще и в "Ладе" поработали вместе. Жаль, совсем недолго.
— Можешь посоветовать молодым вратарям пройти твоим путем, когда ты на сезон отправилась в лагерь аутсайдера "Луча", чтобы дополучить игровой практики?
— Это в любом случае полезно. Появляется возможность проводить полные матчи, набираться опыта и уверенности. В этом плане игры никак не сравнить с тренировочным процессом, поэтому, сидя в запасе даже в топ-клубе, по-настоящему большим вратарем не станешь. В моем случае это был осознанный выбор. Шла из "Звезды" в "Луч" за игровой практикой, а там еще и посчастливилось поработать с Павлом Алексеевичем Сукосяном. Тогда поняла, что могу шагать вперед в карьере.
— После ухода Сукосяна и до недавнего возвращения в команду Татьяны Ерохиной в "Ладе" не было тренеров вратарей. Как это на тебе сказывалось?
— Конечно, это грусть. У тренера вратарей узкая специализация, он находится в постоянном контакте с голкиперами, чувствует их, возможно, как никто другой в команде. Есть нюансы в нашей работе, которые другие тренеры могут либо не понять, либо не обратить на них внимания. Поэтому, считаю, отсутствие наставника вратарей — большое упущение.
— По статистике сезона-2020/21 среди вратарей ведущих клубов Суперлиги у тебя больше всех игрового времени и, соответственно, бросков и сэйвов. Не "наелась"?
— Напротив, бывали матчи, которые откровенно не удавались. И вот их прежде всего хочется переиграть, исправить ошибки.
— Как оценишь бронзу, завоеванную "Ладой"?
Чемпионат России. Бронзовый финал. К "Ладе" не стало вопросов. У "Астраханочки" не осталось сил
— Порадовало, что лучшую форму мы набрали как раз к концу сезона, к решающим матчам плей-офф. С боевым духом внутри команды тоже был полный порядок. Конечно, печально, что так в итоге закончили с ЦСКА, потому что по сумме двух матчей все решил один-единственный мяч. Что есть, то есть. На этом фоне мы, расстроенные, очень плохо сработали в обороне в первом матче с "Астраханочкой". Ну а потом поняли, что просто не можем себе позволить остаться вообще без медалей. По-настоящему загорелись, максимально настроились и в "ответке" до последнего бежали на максимальных скоростях — даже когда разница была уже разгромной.
Здесь полностью согласна с Викой Шамановской: эта бронза ценнее прошлогоднего серебра. Тогда мы стали вице-чемпионами без игр плей-офф. Закончился предварительный этап — и на тебе медали. А сейчас мы действительно завоевали бронзу, завершив сезон на позитивной ноте.
— За четыре года в "Ладе" какой из матчей стал для тебя особенным?
— В прошлом сезоне мы обыграли в группе Кубка ЕГФ датский "Хернинг-Икаст" на его площадке. И не просто так, а с преимуществом в десять мячей. Никто, наверное, не ожидал, что "Лада" способна на такое в гостях у столь серьезного соперника. Тот матч был крайне важен для нас. Выиграв, мы потом ждали развязки борьбы в группе, и "Битигхайм" нам помог своей победой — мы пробились в четвертьфинал. Запомнились эмоции в команде: все были в восторге от того, что такая сложная ситуация в группе разрешилась в нашу пользу.
— Когда на твоем горизонте замаячил вариант с "Ростов-Доном"?
— Еще в начале сезона стала обсуждать с агентом Сергеем Назарко опции продолжения карьеры. Понимала, что контракт с "Ладой" заканчивается, хотелось попробовать себя на новом уровне. Сначала Сергей предлагал Европу, но на фоне пандемии я не была склонна рассматривать запросы с той стороны. А потом появилось предложение от "Астраханочки", и буквально следом — от "Ростов-Дона". Фактор Лиги чемпионов немедленно сыграл в пользу Ростова. Буквально за два-три дня пришли к соглашению, и еще до Нового года я подписала контракт. Клуб не объявлял о трансфере до конца сезона, но слухи ходили, в узком кругу все всё знали.
— В "Ладе" за последние годы привыкла к статусу первого номера?
— Однозначно не скажешь. Точно прониклась ответственностью, пониманием того, что команда ждет от меня помощи на последнем рубеже. Бывало всякое, в том числе и откровенные неудачи, но в целом старалась держать определенный уровень.
— В любом случае ты же понимаешь, что в "Ростов-Доне" ожидается совсем другая вратарская диспозиция.
— Готова к здоровой конкуренции. В такую команду надо приходить и доказывать, по сути, с нуля, что можешь приносить пользу в качестве первого номера. Чемпионат России и Евролига — это один уровень, а Лига чемпионов — совсем другой, значительно выше. Пока мы не играли с Викторией Калининой и Галиной Габисовой вместе, и поэтому мне трудно равнять себя по их мастерству. Важно отметить, что мы разные по стилю вратари. Галя с Викой стилистически близки, а я значительно отличаюсь. Думаю, такое разнообразие должно только способствовать здоровой конкуренции, и мы будем одна другую дополнять.
— Кого назовешь сильнейшим российским вратарем на сегодня?
— Вику Калинину. Очень интересный вратарь. Отталкиваюсь в своем мнении, скорее, не от ее вратарской статистики, а от характера. Вика — настоящий боец, всегда играет до конца. И это в ней мне очень нравится.
— А если говорить о вратарях в мировом гандболе, кто для тебя ориентир?
— Всегда нравился француз Тьерри Омейе. Он закончил карьеру два года назад в возрасте 42 лет и в этом плане тоже может служить примером. Мне нравилась его игровая манера: статичный, все движения выверенные, резкие и точные. Неслучайно у него было прозвище Стена.
— Впереди первый предолимпийский сбор национальной команды России. А ведь тебя не было ни на Евро-2020, ни на олимпийской квалификации, ни на матчах отбора к ЧМ-2021 со сборной Турции…
— Сильно удивилась, потому что действительно пролетела мимо всех последних событий, связанных со сборной. Готова сражаться за место в составе, пусть даже список выглядит приближенным к окончательному.
— С Алексеем Алексеевым, наставником "Лады" и сборной, обсуждали твою ситуацию? Он готовил тебя к июньскому вызову?
— Едва закончился ответный поединок за бронзу с "Астраханочкой", ставший последним в сезоне, я сама обратилась к нему с вопросом насчет планов относительно меня в национальной команде. Тогда и услышала, что буду вызвана на ближайшие сборы. Заранее ничего не знала, тренер хранил молчание. После того разговора распланировала короткий отпуск дома в Ярославле и поняла, как буду минимально поддерживать себя в форме.
— Если спроецировать нынешний расклад на тот, что был пять лет назад перед Рио-2016, то всем трем голкиперам должны быть гарантированы места в олимпийской заявке.
— Это очень волнительно. Надеюсь быть полезной сборной в любом качестве. А сейчас всем нам предстоят серьезные объемы подготовительных трудов. Вроде бы только сезон закончился — и снова за работу. Но оно того точно стоит.
Фото: пресс-службы ФГР и ГК "Лада".