Воспитанник краснодарского гандбола младший брат олимпийской чемпионки Ирины Близновой провел сезон на Фарерах и делится впечатлениями о краях, где побывает вскоре сборная России.
Мужчины. Чемпионат Европы. Квалификация. Группа 3
Россия — Фарерские Острова
28.04. Москва. Дворец спорта "Динамо". Начало в 19.30.
Судьи — Стефан Иванович, Марко Вуишич (Черногория).
Делегат ЕГФ — Олег Тарасиков (Россия).
Прямые трансляции — "Матч! Страна", ehftv.com.
Турнирное положение. 1.Россия — 6 очков (4 матча). 2.Украина — 5 (4). 3.Чехия — 3 (3). 4.Фарерские Острова — 0 (3).
Оставшиеся матчи. 28.04. Украина — Чехия. Россия — Фарерские Острова. 30.04. Фарерские Острова — Чехия. 2.05. Чехия — Украина. Фарерские Острова — Россия.
Пять фарерцев, на которых стоит обратить внимание. Бомбардир, двурукий разыгрывающий, врач…
Так совпало, что наш звонок застал Николая Близнова как раз в тот день, когда он вернулся Краснодар после восьмимесячной командировки на далекие острова. На Фареры 26-летний гандболист подался после нескольких сезонов в основе родного СКИФа, одного — в снежинском "Сунгуле", а затем еще одного — в Италии.
— Какими судьбами на родине?
— Только закончился сезон в чемпионате Фарер, и появилась возможность наконец-то слетать домой. В моей команде КИФ, с которой уже договорился о контракте и на следующий сезон, очень расстроились: теоретически могли стать и чемпионами, но пришлось довольствоваться четвертым местом.
Серии в фарерском плей-офф играются до двух побед. Первый полуфинал проводили дома в Колафьордюре с командой "Хойвик", вели "плюс 3", а в итоге проиграли с разницей в мяч. Выезд тоже не сложился: снова вели и проиграли 22:23.
Очень похоже все было и в решающем матче за бронзу с "Нейштином": имели преимущество в три мяча за десять минут до сирены, но проиграли — 33:35.
А в споре за чемпионский титул гегемон последних лет "Хойвик", который до этого выиграл Кубок страны, уступил "Вестманне".
— Как оцениваешь итоговый результат своей команды?
— Если учесть, что КИФ впервые за последние двенадцать лет участвовал в борьбе за медали, то он очень неплох. Но в команде сложилась очень нестандартная ситуация, которая, честно говоря, сильно подкосила нас во второй части сезона.
В январе наш основной вратарь датчанин Йоаким Юрс, один из лучших на Фарерах, нежданно-негаданно решил переехать в другую часть островов и к тому же поменял гандбольные ворота на футбольные. Все ради того, чтобы быть ближе к появившейся у него возлюбленной.
Команду эта история сильно переполошила. Вещи Юрса при мне выкидывали из раздевалки — так партнеры выказывали негодование. КИФ вышел на решающий отрезок сезона без надежного голкипера. Доигрывали мы со стражем ворот 39 лет и 19-летним мальчишкой у него на подмене.
— Каким этот экзотичный сезон получился для тебя персонально?
— К сожалению, ближе к финишу возникли противоречия с тренером Андреасом Хансеном — кстати, довольно известным и авторитетным в прошлом арбитром. Ему заранее объявили, что не продлят отношения на будущий сезон, и он начал чудить.
Хансен стал использовать меня только как защитника. Закончилось это тем, что мои партнеры, в том числе и играющий тренер Аси Тамм, не выдержали и сказали ему: Ника необходимо ставить и в атаку правым полусредним. А до этого тренер упорно отправлял на эту позицию левшу весом около 145 килограммов. Бежать в атаку такому парню было тяжеловато.
На правом краю у нас сложилась отличная связка с Никласом Селвиком. Он помог мне в самом начале, когда встретил в аэропорту, объяснил самое важное и необходимое на первых порах. Так мы и стали замечательно общаться. Да и на площадке все было, как полагается: скресты, стяжки, отличное взаимопонимание. Точных подсчетов не вел, но за восемнадцать игр "регулярки" и четыре в плей-офф я забросил примерно 120 мячей.
С моим другом Селвиком на днях приключилась забавная история. Он датчанин, но у него есть и фарерское гражданство, то есть он может играть за сборную. Так вот, ему позвонил ее тренер и предложил лететь на игру в Москву, но при этом… не играть против россиян в Торсхавне. Мол, необходимо просмотреть на позиции правого крайнего разных игроков. Никлас от такого предложения отказался. Насколько понимаю, для фарерцев куда престижнее и почетнее сыграть перед своей публикой, а не где бы то ни было на выезде.
— За время, проведенное на Фарерах, у тебя сложилось впечатление о тамошней сборной и ее игроках?
— Главное, что фарерцы целенаправленно отправляют перспективных игроков в другие скандинавские страны: Данию, Норвегию, Исландию, Швецию. Это делается для того, чтобы таланты не угасали в местных условиях. С клубами, где яркие молодые игроки должны развиваться, договаривается федерация гандбола. Таким образом, домой они прилетают только для того, чтобы сыграть за сборную.
Понятно, что я хорошо узнал тех ребят, которые играют в фарерском чемпионате. Отдельно выделю полусреднего Петера Крога из "Хойвика". Он по происхождению датчанин, но на островах уже больше десяти лет, получил гражданство. Крог играет и левым, и правым полусредним, потому что практически одинаково бросает обеими руками.
А самый яркий игрок местного чемпионата — это левый полусредний Филип Йоич. Этот серб семь-восемь лет никому не отдает лавры лучшего бомбардира. Габаритов он не огромных, но изначальная выучка видна. Это настоящий игровик, таких умеют растить на Балканах. Тонко чувствует момент в нестареющей формуле для игроков задней линии: на тебя не выходят — бросай, вышли — сбрасывай в линию.
— Тебе случайно не довелось посетить пока единственный домашний матч островитян в этой отборочной кампании — против украинцев в марте?
— Скажу больше: участвовал в подготовке игрового зала. Мы стелили там тарафлекс, собирали временные трибуны, платформы для телекамер. Все объясняется просто: босс КИФа владеет фирмой, которая занимается организацией массовых мероприятий — концертов, фестивалей, спортивных матчей. И игроки клуба определенное количество часов в неделю работают на фирме.
Кстати, этот самый босс Зигфрид Плогв Хансен — старший брат игрока сборной Дании Йохана Плогва Хансена, который играет сейчас за "Ганновер", а летом перейдет во "Фленсбург". Вот так много на Фарерах жизненных пересечений с гандболом!
От Зигфрида узнал, что Йохан — один из спонсоров Фарерской федерации гандбола. То есть парень и в статусе чемпиона мира не забывает родных корней.
…А потом на игре Фареры — Украина я сидел в первом ряду. Жалко, что из-за коронавирусных ограничений не удалось пообщаться ни с кем из украинских ребят. Только Лене Михайлютенко из "Донских Казаков" крикнул "привет", когда он проходил мимо в перерыве. Видели бы вы его реакцию! Он обернулся, но, кажется, не поверил ни ушам, ни глазам.
Потом я записывал видео и отправлял его давнему краснодарскому другу вратарю ЦСКА Диме Кузнецову с припиской: "Посмотри, как играет твой одноклубник Ильченко". А Кузя все никак не мог поверить, что я на том матче.
В той игре мне очень понравился 18-летний разыгрывающий Элиас Эллефсен а Чипаготу. Этот мальчишка играет в Швеции за "Севехоф". Его популярность настолько велика, что фарерцы делятся друг с другом видео с моментами его игр и ссылками на трансляции шведского чемпионата.
У парня нереально быстрые ноги и очень хорошее игровое мышление. Во втором тайме он разрывал оборону украинцев, забросил несколько потрясающих мячей, хозяева очень хотели и имели возможность сравнять счет в концовке. Но минут за пять до конца при "минус один" не реализовали пенальти и сразу же получили в ответ. И больше шансов отыграться украинцы им не дали.
— Гандбол на Фарерах сравним по популярности с футболом?
— Вполне. Объясню на простом примере. В нашей деревне Колафьордюр, где базируется КИФ, живут 540 человек. Тот самый бросивший нас вратарь Йоаким Юрс работал в КИФе с дублем. Так вот, в нашем крошечном Колафьордюре без проблем набиралась группа из двенадцати мальчишек 15-18 лет — для молодежной команды.
Я предложил свою кандидатуру — было интересно потренировать этих ребят. За три месяца, что с ними занимался, дал им все свое самое нелюбимое, чему меня учили Александр Фролов и Дмитрий Карлов. Мальчишки кувыркались на матах для повышения координации. И особенно полюбили тренировку под названием "свои веса".
— Судя по всему, никаких проблем с коммуникацией у тебя не было.
— Фарерцы в детстве поголовно изучают английский. Зал нашего клуба вплотную примыкает к зданию школы. Так вот, там все надписи сделаны на трех языках: фарерском, датском и английском.
— Все это время с тобой была твоя девушка, экс-гандболистка "Кубани" Юлия Наливко. Как на островах сложились ее гандбольные дела?
— Изначально мы намеревались оказаться там в одно время и играть совсем близко друг от друга, буквально в пяти километрах. Но история с приглашением Юли затянулась, и она прилетела только в ноябре. Играет за "Стьорнан", что в переводе означает "звезда". Женский гандбол на Фарерах не так развит, как мужской. И Юлино появление сильно укрепило команду, она стала набирать очки, однажды даже обыграла лидера.
"Стьорнан" играл в плей-офф за 5-8-е места и стал седьмым — во многом из-за обилия травм. Юля, как и я, продлила контракт и проведет на Фарерах еще сезон.
— Как на островах справляются с пандемией коронавируса?
— Осенью действовали привычные ограничения: ношение масок, соблюдение социальной дистанции. У фарерского правительства есть специальный ресурс, где в режиме онлайн публикуется вся информация по ковид-ситуации. Так вот, 15 января Фареры вышли на абсолютный ноль: ни новых заражений, ни людей, остававшихся на карантине. Этот ноль держится уже четыре месяца.
С тех пор все стало постепенно открываться, и я, честно говоря, уже забыл о пандемийных напастях. Гандбольный чемпионат был доступен для зрителей. Только в декабре два тура сыграли при пустых трибунах. А потом все стало, как прежде. Так что на игре россиян должен быть аншлаг.
— В сборной Фарерских Островов есть игроки, за которых ты будешь переживать персонально?
— Вратарь Никлас Сачуэлл. Он играет в Исландии, но не мог улететь туда во время локдауна и долго тренировался с нами в КИФе. А еще славянский брат Филип Йоич, который выиграл чемпионство с "Вестманной".