В пандемию организация любого турнира — задача непростая. Порой продуманные, на первый взгляд, решения оборачиваются катастрофой. Положение дел в Румынии — яркий тому пример.
Еще весной местный чемпионат раздирали склоки между руководством различных клубов и федерацией. Все попытки доиграть чемпионат, пусть и в урезанном формате, разбились о низкую договороспособность акторов.
На этот раз большим начальникам удалось облегчить себе работу. Был взят курс на минимизацию риска заражения коронавирусом.
Президенту румынской федерации Александру Деду понравился опыт НБА, когда для проведения решающих матчей команды изолировались в "пузыре". Было решено проводить туры из ряда матчей на нейтральных площадках.
Это самые жесткие условия во всем мире. Но и они закономерно не уберегли от сбоя. Красиво все выглядит только на бумаге. На практике же реализация плана не выдерживает никакой критики. Деталям было уделено слишком мало внимания.
Выстроенная система хорошо работает, если ее действующие лица проявляют сознательность и делают все, чтобы не подвергнуть себя, а следовательно и всех остальных, риску.
Разработанный медицинский протокол подразумевает необходимость сообщать о каждом чихе едва ли не в буквальном смысле. Только так можно гарантировать, что никто не заболеет.
Однако опыт первых двух мини-турниров показывает, что люди далеко не так сознательны, как того хотелось бы.
По ходу стартовой игровой сессии заразились три команды. Причем вирус был обнаружен уже постфактум. В порядке возрастания масштабов трагедии пострадали "Минаур", "Ботошаны" и "Бакэу" белорусов Вячеслава Солдатенко и Богдана Сергеля. Предположительно заражение произошло в стартовом матче.
Казалось бы, этот пример должен научить игроков многому, но второй игровой отрезок обернулся еще большим скандалом. "Фокшаны" Романа Макришина были дисквалифицированы на пять матчей и получили солидный штраф.
Причина — попытка сокрытия положительного теста у Валентина Мокану. Игрок прибыл в Сфынтул-Георге, но вскоре без предоставления информации профильной комиссии покинул расположение команды и отправился домой.
После этого в клубе были обнаружены еще три положительных случая. Клуб акцентирует внимание на том, что тесты, взятые у всех троих за 48 часов до первого матча, оказались отрицательными. А значит, они подхватили заразу уже в "пузыре".
В адрес организаторов звучат обвинения в желании наполнить казну, а не преследовать интересы участников. Как бы то ни было, хотя бы с формальной точки зрения директорат лиги прав: протокол нарушен, причем очень грубо.
Риторика обеих сторон строится на "принципе домино". Если вирус не диагностируется вовремя, сначала заболевают те, кто играет против зараженного гандболиста в первой встрече, потом те, кто встречается с соперниками зараженного, и так далее. Локальный очаг разрастается с экспоненциальной скоростью.
Чтобы этот случай не перерос из теоретической плоскости в практическую, руководству лиги нужно предпринять три шага.
Во-первых, необходимо сделать так, чтобы протокол соблюдался всеми неукоснительно. Пока что мы видим полное неприятие штрафных санкций. Лишь когда регламент будет соблюдаться четко, можно будет говорить о минимальном уровне безопасности участников.
Вторая действенная мера — увеличение количества тестов непосредственно перед турами. Если проводить проверки не только за двое суток до очередного матча, но и, скажем, за неделю, игроки будут чувствовать себя гораздо спокойнее.
На практике же мы видим обратное. "Бакэу" был допущен к матчам уже по ходу второго мини-турнира, как только тесты всех его игроков оказались отрицательными. Со спортивной точки зрения это мало чем помогло клубу Солдатенко и Сергеля, но нервозности соперникам добавило наверняка.
Наконец, третий аспект, который ни в коем случае нельзя игнорировать, — должно быть четкое понимание финансовых реалий участников.
Если на одной чаше весов находится возможность получить штраф, а на другой — не получить очередной транш от спонсора, руководство клубов может принять решение, не соответствующее интересам большинства участников чемпионата.
Начало года задало курс на урезание бюджетов. Это означает, что те, кто раньше жил небогато, сейчас вынуждены вовсе экономить на всем.
Сама же схема турнира, которая исключает доход от домашних матчей и донельзя уменьшает количество телезрителей (из-за раннего времени начала встреч), серьезно снижает привлекательность гандбольных проектов для спонсоров. Как итог, клубы зарабатывают гораздо меньше.
Наивно полагать, что в кризисные времена работа медицинских штабов будет соответствовать лучшим образцам. Для контроля за этим направлением был выбран метод кнута — жестко карать за каждое отклонение от протокола.
Сложно судить, могла ли лига сработать иначе. Возможно, имело смысл, наоборот, стимулировать клубы действовать открыто и прозрачно. А также либо предусмотреть солидарные выплаты для самых бедных, либо отсечь их еще на этапе лицензирования.
Обращаться ко второму варианту уже поздно. Да и насчет первого есть вопросы. По косвенным признакам можно говорить о проблемах даже у тех, кто борется за медали.
Недавний матч "Констанцы" Виталия Комогорова и "Тимишоары" закончился букмекерским скандалом: за 12 последних минут недавний обидчик "Виктора" пропустил 8 безответных мячей. Увы, для румынского спорта такая история не является чем-либо из ряда вон выходящим.
Конечно, на фоне того, что происходит в соседней Венгрии, выбранный путь может стать правильным. Отменено менее 30 процентов матчей. Но в то же время лиге нанесен огромный репутационный урон. И каких-то предпосылок для его минимизации пока что нет.
Галопом по Европе. В борьбе за здоровый образ жизни опробован формат маскарада
Примечательно, что по такому же принципу будет организован и женский чемпионат Румынии. Первый пузырь надуют уже в среду в Плоешти...
Фото: facebook.com/csminaur, frh.ro, facebook.com/CSMBOfficial.