Кошмар Рамона Гальего. Тренеры и "7 на 6". Отменить или оставить?

14 июля 2020

"Сегодня поговорим о том, что ненавидят все, — об игре "7 на 6", — с этих слов свежий выпуск подкаста "(Un)informed Handball Hour" начал известный комментатор Крис О’Райли.

Собеседник ирландца Бьорн Пацен провел масштабное 56-страничное исследование о правиле, с которым гандбольное сообщество воюет или мирится уже четыре года. В основе работы мнения 39 тренеров с мировым именем. Сразу 30 из них признались, что к фанатам игры в неравных составах их причислить сложно.

Германия. Опрос ""Handball Woche". Большинство тренеров топовых мужских и женских команд проголосовали против правила "7 на 6"

Необходимость изменений в гандболе обсуждалась и будет обсуждаться всегда. В 2016 году рабочая группа ИГФ во главе с испанцем Рамоном Гальего смогла продавить два новых правила. И если синие карточки не стали массовым явлением, то игра "семь на шесть" распространилась очень широко.

Кошмар Рамона Гальего. Тренеры и "7 на 6". Отменить или оставить?, изображение №1

Говоря о предпосылках к исследованию, Пацен упоминает встречу испанских тренеров полуторагодичной давности. Собравшись вместе, они обнаружили, что среди них нет сторонников нового порядка.

Следующим шагом стало осознание институционального неравенства между игроками, клубами и тренерами. С одной стороны, есть профсоюзы игроков, ассоциации клубов, даже судейская комиссии. С другой — мнения наставников все еще остаются разрозненными и воспринимаются как частные.

Сейчас при ИГФ появилась тренерская комиссия. Любопытно, что в мае должна была состояться встреча двух органов — представителей коучей и рефери. Из-за эпидемиологической обстановки мероприятие пришлось перенести.

Тем не менее свою трибуну наставники получили. Четырехстраничная выжимка из исследования была напечатана немецким изданием "Handballwoche".

Среди главных проблем правила отмечались такие: снижение роли удалений (на это указали 23 респондента), замедление игры (22), голы в пустые ворота (22) и уменьшение привлекательности гандбола в целом (21).

Основными плюсами сторонники игры в большинстве назвали появление дополнительных тактических опций (7), уменьшение разрыва в уровне команд (3) и выдвижение игроков новой формации (2).

Кошмар Рамона Гальего. Тренеры и "7 на 6". Отменить или оставить?, изображение №2

Впрочем, самый популярный аргумент "за" по количеству голосов уступил сразу одиннадцати аргументам "против".

Причем критиковать одинаково рьяно бросились представители самых разных тренерских школ. Для одних "семь на шесть" — это крест на решении ситуаций "один в один" или "два в два", для других — примитивизация игры в атаке, когда все ограничивается поиском дыр вместо разыгрывания комбинации.

Стоит отдать руководителю проекта должное. Были услышаны голоса с обеих сторон баррикад. Одним из главных заступников действующего порядка выступил Лино Червар.

Лино Червар: "Есть аспекты, которые можно изменить, чтобы сделать гандбол привлекательным, но игра "7 на 6" к ним не относится"

Кошмар Рамона Гальего. Тренеры и "7 на 6". Отменить или оставить?, изображение №3

Тренер, который значительную часть карьеры посвятил тому, что делал команды с ограниченными ресурсами реальными претендентами на награды, давит на то, что сейчас даже коллектив средней руки может противостоять сильным мира сего.

Отчасти это правда. Действительно, в некоторых случаях удается нивелировать разницу в классе. Однако есть и обратные примеры.

Один из них был приведен Талантом Дуйшебаевым. Он обратил внимание на сборную Аргентины, которая в последние годы лишилась возможности выставлять защиту 5-1. Против семерых полевых делать это бессмысленно.

Талант Дуйшебаев: "Команды, которые тактически сильны, находятся в невыгодном положении. Поэтому я прошу — отмените правило "7 на 6"

В подобную ловушку попали многие представители маленьких гандбольных наций. Раньше их главным оружием была подвижность оборонительных порядков, теперь они вынуждены расплачиваться за слабую антропометрию.

Отдельным пунктом в списке жалоб стоит повышенная травмоопасность. Возвращение вратаря в "рамку" — это всегда риск. По дороге можно зацепить игрока атаки, рекламный щит или штангу. Если в мужском гандболе такие случаи редки, то у женщин хватает неудачных ситуаций на самом высоком уровне.

Кошмар Рамона Гальего. Тренеры и "7 на 6". Отменить или оставить?, изображение №4

Голкиперы тоже не в восторге от идеи челночного бега между скамейкой и воротами. В эфире подкаста была озвучена байка о том, что, подписывая последний контракт с "Веспремом", Арпад Штербик внес пункт о запрете использования "семь на шесть".

Другим потенциальным источником травм многие называли возрастание жесткости действий защитников. С уменьшением цены удаления появилось много соблазнов сыграть грубо, но эффективно.

Впрочем, и слов в поддержку защиты прозвучало немало. Альфред Гисласон отметил, что больше других пострадали команды, выстраивающие игру от обороны. Их соперникам дали мощное и не вполне честное оружие против тактической выучки.

Кульминацией исследования стал заочный спор Любомира Враньеша и Николая Якобсена.

Швед не только нашел эстетические изъяны в новой формации, но и перенес обсуждение проблемы на уровень младших возрастов. Он акцентирует внимание на том, что в будущем креативность игроков и тактическое разнообразие отойдут на второй план.

Кошмар Рамона Гальего. Тренеры и "7 на 6". Отменить или оставить?, изображение №5

В стройной линии ответов датчанина нашлось место и благодарности судьбе за работу с Анди Шмидом, и акценту на новых тактических возможностях, и критике в адрес тех, кто бросился использовать "семь на шесть" бездумно, без тщательной проработки на тренировках.

Отвечая на вопрос, хотел ли бы он что-либо поменять, Якобсен указывает на то, что с новым правилом ничего толком и не изменилось. Ведь игрока в манишке использовали задолго до 2016 года. При этом он упоминает не только Шмида, но и Кристиана Шпренгера — джокера "Киля" Гисласона.

Тренер сборной Дании Николай Якобсен о правиле атаки "7 на 6": "Мы видим более напряженные матчи с седьмым полевым игроком"

Как бы то ни было, Червар и Якобсен в меньшинстве. Это вовсе не значит, что правила вновь изменят и все вернется на круги своя. Отнюдь. Своими высказываниями тренеры добились другого: они сделали шаг к тому, чтобы при следующей реформе (например, если ИГФ захочет ввести ограничение времени на атаку) их голоса были услышаны и учтены.

Рулевой сборной России Велимир Петкович о правиле "7 на 6": "Гандбол — это спорт с шестью полевыми игроками и вратарем"

Юрий Шевцов: "Гандбол не стал более привлекательным из-за нового правила. Больше нет реальной атаки, потому что нет прежнего движения"

Румыния. Георге Тадич о правиле "7 на 6": "Это не принесло ничего положительного, правило в ущерб зрелищности"

Германия. Майк Махулла о правиле "7 на 6": "Очень плохо, когда есть четыре или пять голов за матч в пустые ворота. Я не хочу этого видеть"

Данило Брестовац: "Я хочу, чтобы моя команда играла с шестью игроками, чтобы мяч хорошо циркулировал в атаке — это гандбол, который я пропагандирую"

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»