"Сегодня поговорим о том, что ненавидят все, — об игре "7 на 6", — с этих слов свежий выпуск подкаста "(Un)informed Handball Hour" начал известный комментатор Крис О’Райли.
Собеседник ирландца Бьорн Пацен провел масштабное 56-страничное исследование о правиле, с которым гандбольное сообщество воюет или мирится уже четыре года. В основе работы мнения 39 тренеров с мировым именем. Сразу 30 из них признались, что к фанатам игры в неравных составах их причислить сложно.
Необходимость изменений в гандболе обсуждалась и будет обсуждаться всегда. В 2016 году рабочая группа ИГФ во главе с испанцем Рамоном Гальего смогла продавить два новых правила. И если синие карточки не стали массовым явлением, то игра "семь на шесть" распространилась очень широко.
Говоря о предпосылках к исследованию, Пацен упоминает встречу испанских тренеров полуторагодичной давности. Собравшись вместе, они обнаружили, что среди них нет сторонников нового порядка.
Следующим шагом стало осознание институционального неравенства между игроками, клубами и тренерами. С одной стороны, есть профсоюзы игроков, ассоциации клубов, даже судейская комиссии. С другой — мнения наставников все еще остаются разрозненными и воспринимаются как частные.
Сейчас при ИГФ появилась тренерская комиссия. Любопытно, что в мае должна была состояться встреча двух органов — представителей коучей и рефери. Из-за эпидемиологической обстановки мероприятие пришлось перенести.
Тем не менее свою трибуну наставники получили. Четырехстраничная выжимка из исследования была напечатана немецким изданием "Handballwoche".
Среди главных проблем правила отмечались такие: снижение роли удалений (на это указали 23 респондента), замедление игры (22), голы в пустые ворота (22) и уменьшение привлекательности гандбола в целом (21).
Основными плюсами сторонники игры в большинстве назвали появление дополнительных тактических опций (7), уменьшение разрыва в уровне команд (3) и выдвижение игроков новой формации (2).
Впрочем, самый популярный аргумент "за" по количеству голосов уступил сразу одиннадцати аргументам "против".
Причем критиковать одинаково рьяно бросились представители самых разных тренерских школ. Для одних "семь на шесть" — это крест на решении ситуаций "один в один" или "два в два", для других — примитивизация игры в атаке, когда все ограничивается поиском дыр вместо разыгрывания комбинации.
Стоит отдать руководителю проекта должное. Были услышаны голоса с обеих сторон баррикад. Одним из главных заступников действующего порядка выступил Лино Червар.
Тренер, который значительную часть карьеры посвятил тому, что делал команды с ограниченными ресурсами реальными претендентами на награды, давит на то, что сейчас даже коллектив средней руки может противостоять сильным мира сего.
Отчасти это правда. Действительно, в некоторых случаях удается нивелировать разницу в классе. Однако есть и обратные примеры.
Один из них был приведен Талантом Дуйшебаевым. Он обратил внимание на сборную Аргентины, которая в последние годы лишилась возможности выставлять защиту 5-1. Против семерых полевых делать это бессмысленно.
В подобную ловушку попали многие представители маленьких гандбольных наций. Раньше их главным оружием была подвижность оборонительных порядков, теперь они вынуждены расплачиваться за слабую антропометрию.
Отдельным пунктом в списке жалоб стоит повышенная травмоопасность. Возвращение вратаря в "рамку" — это всегда риск. По дороге можно зацепить игрока атаки, рекламный щит или штангу. Если в мужском гандболе такие случаи редки, то у женщин хватает неудачных ситуаций на самом высоком уровне.
Голкиперы тоже не в восторге от идеи челночного бега между скамейкой и воротами. В эфире подкаста была озвучена байка о том, что, подписывая последний контракт с "Веспремом", Арпад Штербик внес пункт о запрете использования "семь на шесть".
Другим потенциальным источником травм многие называли возрастание жесткости действий защитников. С уменьшением цены удаления появилось много соблазнов сыграть грубо, но эффективно.
Впрочем, и слов в поддержку защиты прозвучало немало. Альфред Гисласон отметил, что больше других пострадали команды, выстраивающие игру от обороны. Их соперникам дали мощное и не вполне честное оружие против тактической выучки.
Кульминацией исследования стал заочный спор Любомира Враньеша и Николая Якобсена.
Швед не только нашел эстетические изъяны в новой формации, но и перенес обсуждение проблемы на уровень младших возрастов. Он акцентирует внимание на том, что в будущем креативность игроков и тактическое разнообразие отойдут на второй план.
В стройной линии ответов датчанина нашлось место и благодарности судьбе за работу с Анди Шмидом, и акценту на новых тактических возможностях, и критике в адрес тех, кто бросился использовать "семь на шесть" бездумно, без тщательной проработки на тренировках.
Отвечая на вопрос, хотел ли бы он что-либо поменять, Якобсен указывает на то, что с новым правилом ничего толком и не изменилось. Ведь игрока в манишке использовали задолго до 2016 года. При этом он упоминает не только Шмида, но и Кристиана Шпренгера — джокера "Киля" Гисласона.
Как бы то ни было, Червар и Якобсен в меньшинстве. Это вовсе не значит, что правила вновь изменят и все вернется на круги своя. Отнюдь. Своими высказываниями тренеры добились другого: они сделали шаг к тому, чтобы при следующей реформе (например, если ИГФ захочет ввести ограничение времени на атаку) их голоса были услышаны и учтены.