Легендарный швед, выигравший два чемпионата мира и четыре чемпионата Европы, восстановился после инсульта и готов приносить пользу любимому виду спорта.
Летом 2019 года на фоне успехов бывших гандболистов Паскаля Хенса и Ларса Кристиансена в немецком и датском аналогах шоу "Let’s dance" у лучшего игрока прошлого века Магнуса Висландера поинтересовались, когда же зрители смогут увидеть его в танцевальном костюме. "Никогда, — ответил Висландер. — У меня совершенно нет пластических способностей и слуха. Мои дети и жена говорят, что танцы — запретная зона".
Жизнь после славы. Вы удивитесь, узнав, где сейчас Висландер, Штоклян, Кристиансен…
И это, пожалуй, одно из немногих, что остается недоступным для легендарного 56-летнего универсала.
…Магнус вырос в самом центре Гетеборга и пронес прочную связь с городом и корнями через всю жизнь. "У меня было обычное, спокойное воспитание. Папа много трудился на заводе "Вольво", а мама занималась домом и нашими с сестрой Аннели делами", — вспоминает Висландер.
Подвижный мальчик поначалу отлично учился в школе (правда, быстро понял, что это не очень интересно) и пробовал себя в разных видах спорта: плавании, настольном теннисе, легкой атлетике и, конечно, футболе. В спортивной школе "Туве" Магнус посещал футбольную и гандбольную секции параллельно и долгое время думал отдать предпочтение игре номер один, но в итоге все же остановился на ручном мяче.
В 15 способного юношу пригласили в "Редбергслидс", где он провел 11 лет. В составе команды Висландер взял четыре титула чемпиона Швеции, но на восьмой сезон мотивация играть в гандбол на высоком уровне стала пропадать.
"Когда я только начинал выступления в старшей команде, то видел, как игроки уходили из спорта, когда им было 27-28 лет. Парни хотели сосредоточиться на своей семье, найти настоящую работу. Я тоже оказался в такой ситуации, устал и был опечален отсутствием перспектив. Я должен был делать что-то другое, поэтому снова начал играть в футбол", — говорил Висландер.
Но судьба сделала крутой поворот: карьера профессионального спортсмена будто бы сама выбрала Магнуса, и в 26 лет Висландер перебрался в Киль. "Это была жизнь мечты, — вспоминает Магнус. — Мы тренировались четыре раза в неделю. В "Редбергслидсе" я работал в разы больше, так что в Германии гандбол стал для меня праздником".
В семье Висландеров родилась старшая дочь Тереза, и первые годы в бундеслиге прошли для гандболиста в семейных хлопотах. В отличие от Швеции, где одновременно с играми и тренировками молодой отец работал на почте, в Киле он смог уделить больше внимания жене и дочери. Получив первый, скромный, по меркам Германии, профессиональный контракт, Магнус понял, что эта сумма значительно превышает их привычный семейный доход и отныне можно сконцентрироваться только на спорте.
Все громкие успехи северян в последнее десятилетие XX века связаны именно с именем Висландера, да и в форме "Киля" выиграно много ценного. Семь раз швед побеждал в бундеслиге, трижды становился обладателем Кубка страны, два раза держал над головой Суперкубок Германии и Кубок кубков.
Что до персональных наград, то здесь загибать пальцы придется на двух руках. Международная федерация гандбола признала Висландера лучшим игроком 1990 года и всего XX столетия. Дважды Магнус становился гандболистом года в Швеции и один раз в Германии. Трижды оказывался лучшим легионером бундеслиги и шесть раз — лучшим гандболистом "Киля" по мнению болельщиков.
"Титул лучшего игрока века — совершенно особенная награда. Я очень ею горжусь, это огромная честь, но я уверен, что не может быть одного лучшего игрока в командном виде спорта. Я никогда не смог бы получить этот титул без товарищей: Стаффана Олссона, Стефана Левгрена, Магнуса Андерссона и других. На площадке я очень зависим от них и всегда им благодарен", — сказал Висландер о награде ИГФ лучшему игроку столетия.
Секретное оружие шведского универсала, который на протяжении карьеры использовался как разыгрывающий и линейный, заключалось в умении найти передачу и забросить. У Магнуса в правой руке будто бы была присоска, которая позволяла ему спасать, казалось бы, безнадежно неудачные пасы и доводить атаки до логического конца.
Эта суперсила пригодилась Висландеру в сборной, путь в которой вышел более драматичным, чем в клубе. Сборная Швеции, ведомая Бенгтом Юханссоном, трижды подряд попадала в олимпийские финалы — и неизменно довольствовалась в них серебром. Великая шведская команда в 1992 году в Барселоне уступила Объединенной команде Спартака Мироновича, на следующих Играх в Атланте — хорватам, а на сиднейской Олимпиаде — сборной России.
Титаны игры. Бенгт Юханссон. Пряники без кнута. От пикников до пика славы и черной метки
Несмотря на так и не покорившуюся олимпийскую вершину, шведы долго доминировали на международной арене. Так, с 1990 по 2001 год Висландер в сборной завоевал по две медали чемпионатов мира всех достоинств и четыре золота европейского первенства.
В сборной скромный Висландер часто находился в тени более общительного Левгрена, но в "Киле" все происходило наоборот. Магнус стал настоящей звездой, капитаном команды и часто принимал участие в рекламных кампаниях клуба. Фигура Висландера — причина того, что в какой-то момент гандбольная публика на севере Германии стала с большим интересом следить за успехами шведской национальной команды.
"Болельщики высоко ценят нашу работу, возможно, потому, что их сборная часто испытывает проблемы. Когда иностранец приезжает в Германию, приходится узнавать о себе много неприятного, если дела не идут — виноват, скорее всего, ты. Но я был в команде в разные времена, поэтому меня считают в первую очередь классным парнем, а не шведом", — признается Магнус.
В Киле у Висландера не только сложилась потрясающая клубная карьера, но и выросли трое детей — в компанию к первенцу Терезе вскоре добавились Вероника и Даниэль. При этом гандболист всегда знал, что вернется на родину, потому что всю жизнь был невероятно привязан к Гетеборгу.
Перед своим последним сезоном в "Киле" 37-летний Висландер констатировал, что конец его карьеры — то, к чему нельзя подготовиться: "У меня будет совершенно другая жизнь. Я боюсь оставлять спорт. Что я буду делать? Что я должен делать? Не знаю. Что известно точно — я перееду назад в Гетеборг. Для меня это самый красивый город в мире, и в Киле я постоянно по нему скучаю".
Финал карьеры Висландера был сопряжен с постоянной борьбой с собой: "В моем возрасте полный сезон — сплошное мучение". Гандболист научился терпеть боль и после отъезда из Германии еще три сезона провел в "Редбергслидсе". Там же стал тренировать. Хотя последний его выход на площадку в официальном матче относится к 2011 году. В возрасте 47 лет Висландер показал класс в поединке против "Хаммарбю", хотя и довольно быстро заявил скамейке, что его пора заменить: "Я хорошо знаю свое тело, и, поверьте, мне уже не стоит столько бегать".
Одновременно с тренерской карьерой Висландер стал комментировать гандбол на телевидении и вернулся к своей первой работе на почте. До недавнего времени экс-гандболисту удавалось с успехом совмещать три ипостаси, но осенью 2019 года Магнус перенес инсульт.
"Почувствовал, как все начинает плыть перед глазами, и что-то происходит в моем теле. Показалось, что сейчас врежусь лицом в бетонный пол. Каким-то образом мне удалось обрести контроль и опуститься на одно колено. Это ощущается как электрический удар по всему телу. Я перевернулся на спину и вздрогнул. Прибежали люди, вызвали скорую помощь и мою жену, которая должна была успеть приехать до того, как меня заберут в больницу", — вспоминал Магнус.
Когда Висландер лежал на полу в ожидании приезда скорой помощи, он уже догадывался, что произошло — пропали речь и чувствительность в левой части тела. В эти минуты его посещали панические мысли о будущем. О том, что все, что он любит делать в жизни, больше ему недоступно.
"Это было ужасно. Особенно страх перед неспособностью позаботиться о себе. Я думал о своих родных — какой станет их жизнь, если им придется за мной ухаживать", — признавался Висландер.
Менее чем через час Магнусу подтвердили диагноз и оказали помощь. Через двое суток он чувствовал слабое онемение левой руки и легкое головокружение. Через три дня — уже был дома. А спустя чуть больше недели вернулся на работу в офис и гандбольный зал.
"Мои коллеги не думали, что это и правда я. Мне очень, очень повезло. Я получил такую поддержку... Почувствовал невероятное тепло окружающих. Пытался сказать всем, что я в порядке, но люди были очень осторожны — в конце концов, они помнят Магнуса, который упал, а затем уехал с работы на машине скорой помощи. Они видели мое искривленное лицо и конечности, которые не слушались, так что пока им не по себе", — говорил швед.
Через четыре месяца Висландер поучаствовал в лыжном марафоне — 90 километров, 11 часов пути! Желания умирать на дистанции, доказывая, что он в отличной форме, у Магнуса не было. Главная цель занятий спортом сегодня — удовольствие от процесса. Он просто очень рад, что беда, которая могла поставить крест на нормальной жизни, прошла стороной.
В конце мая этого года Висландер и "Редбергслидс", которому гандболист отдал 29 лет в качестве игрока и тренера, решили прекратить сотрудничество. Висландер честно сказал, что не видит будущего у тренерского тандема, в котором так сильно различаются взгляды на каждый аспект игры и подготовки.
Сегодня 56-летний Висландер восстановился после инсульта, продолжает работать на почте и телевидении, открыт к предложениям других команд и уверен, что с гандболом в качестве тренера и эксперта еще не закончил.
"Чем я больше всего горжусь? Тем, что играл на высоком уровне четверть века и двадцать лет в сборной. Мне не пришлось оставить спорт потому, что я стал слабым и бесполезным игроком. Очень важно уметь найти правильное время, чтобы уйти", — скромно заключает Магнус.
Фото: gp.se, gamingzion.com, mz-web.de, hd.se, sport.de.