Борис Пуховский: "Мы стали очень амбициозными и хотим продолжить свой путь"

16 марта 2019

Звездная игра одного из лидеров запорожского "Мотора" определила его в число главных февральских героев Лиги чемпионов и сделала "игроком месяца" по версии ЕГФ.

Украинскому клубу, за который четвертый сезон ярко играет белорус Борис Пуховский, впору немного скорректировать название — вполне подойдет мультяшное "Метеор". Команда стремительно ворвалась в число участников уже скорого плей-офф главного еврокубка, развеяв по пути осенний мрак старта из четырех поражений.

А теперешнюю лигочемпионскую паузу "Мотор" использовал для утверждения лидерства в чемпионате Украины, с убедительным "круглым" счетом (30:20) выиграв 14 марта дерби у ЗТР. Наш герой поучаствовал в победе пятью голами.

— Давай сразу и спрошу про этот выигрыш у ЗТР. Судя по счету, он получился легким.

— При дефиците серьезных соперников внутри Украины этот матч был для нас очень кстати. Хотим мы того или нет, идет привыкание к ситуации. Начинаешь подсознательно делить матчи по степени сложности и важности: есть Лига чемпионов и есть национальный чемпионат.

Так вот, ЗТР — это единственная в стране команда, которая не боится поднимать голову и смотреть нам в лицо. И если дать ей шанс, она его не упустит. Первый тайм недавнего матча это подтвердил. Не скажу, что мы на игру не настроились, но до перерыва многие из задумок соперников удачно проходили.

Я доволен, что у нас бывают такие матчи. В то же время календарь сейчас оставляет время восстановиться и подготовиться к встречам с польским "Виве" в Лиге чемпионов.

— Если не ошибаюсь, за время, пока ты в "Моторе", ЗТР не обыграл вас ни разу.

— Мы стараемся. И максимально серьезно относимся к таким матчам. К этому побуждает и регламент чемпионата. Только бесперебойно побеждая ЗТР, можно обойтись весной без стадии плей-офф.

— Проявлять подобную турнирную бдительность регулярно из года в год непросто...

— Про это и речь. Понятно, что с каждым новым выигрышем растет опасность чрезмерной самоуверенности. Наверное, непростая тренерская задача — этому противостоять, побуждать нас правильно настроиться. Пока с этим все хорошо.

— Лавры в европейской номинации "игрок февраля" что-то изменили в твоем мироощущении?

— Думаю, нет. Возможно, в спортсмене что-то меняют медали больших турниров. Вот она висит, навеки твоя, ее можно потрогать. А здесь — нечто абстрактное, не совсем понятное.

Персонально отметили меня. Но это признание, что хорошо поработали мы все. Весь месяц держали этот настрой на победу, ощущение, что каждая следующая игра — как последняя. Почему-то с "Мотором" такое происходит всегда.

Это прекрасное состояние, когда думаешь только о победе, о хорошем результате. Я получил большое удовольствие от того, что у нас получалось и в нападении, и в защите.

А как реагировать на то, что лучшим назвали меня? Вот не знаю. Говорят, такое случилось в истории клуба впервые. Ну и хорошо, что так.

— Это не обернулось ростом интереса к твоей персоне со стороны?

— Ничего конкретного не было. У меня еще контрактный год в "Моторе". То есть вообще рано думать о каких-то трансферных делах или смене клуба. У нас сейчас уйма задач. Мы стали очень амбициозными и хотим продолжить свой путь.

— Вас всех об этом спрашивают. И мне от этого интереса не уйти. Что главное, по-твоему, изменилось в "Моторе" с осенним приходом Николая Степанца на место Патрыка Ромбела?

— Вы ведь знаете про этот частый эффект: в команду приходит новый тренер, внутри нее вроде бы ничего не меняется, но на площадке она начинает играть новыми красками. Это в значительной мере психология.

Такое было у нас и в минском "Динамо", когда вместо Александра Малиновского назначили Сергея Бебешко. Он тогда сразу сказал: "Ребята, я ничего не буду радикально менять в оставшиеся полсезона. Хочу лишь по-новому вас мотивировать и кое-что скорректировать в тренировочных нагрузках. Никаких вмешательств в построение игры, перемен в составе не будет".

Сейчас здесь все похоже. Простая логическая цепочка. Даже статистика говорит, как прибавила наша защита. С ее помощью надежнее заиграли вратари. А когда так, то и нападению проще добывать голы — прежде всего в быстрых переходах. Но и на позиционную атаку крепость тылов влияние имеет.

Какой-то один ключевой фактор изменений не обозначить. Я заметил, что у тренеров с постсоветского пространства (назову Малиновского, Бебешко, Степанца) команды, как правило, выдают лучшую игру как раз зимой.

Возможно, останься в "Моторе" Ромбел, тоже произошло бы что-то подобное. Но в нашем клубе никто не любит проигрывать. А получился самый слабый в Лиге чемпионов старт. Судя по тому, на какое место мы смогли теперь выбраться, тогда все было сделано вовремя.

— Что приход Степанца изменил для тебя персонально?

— Конечно, главное — это время пребывания на площадке. Не скажу, что я отвратительно чувствовал себя при Патрыке. Я просто был не во всем с ним согласен. Но это тренер, ему отвечать за результат. Если он меня мало ставил, значит, я делал меньше ошибок или меньше полезных действий. Только и всего.

А сейчас при шестидесяти минутах на площадке у меня куда больше возможностей себя проявить. Важно, что Степанец хорошо знает и чувствует, в какой мере кому можно доверять, как долго кого держать на площадке.

— Как такой игровой режим дается тебе физически?

— Первое время было трудно. Проходило полматча, и я понимал, что из-за недостаточной функциональной готовности терял в коэффициенте полезного действия. Сейчас в этом смысле все гораздо лучше. Матч против ЗТР провел без таких перепадов, которые мне очень не нравятся. И важно, что отлично чувствовал себя и наутро.

— Как рождалась "химия" вашей связки с Айденасом Малашинскасом? Приоткрой двери в эту страну игровых чудес.

— Для объяснения отлично подходит афоризм Владимира Максимова: "Игра в гандбол проста, как борщ". Два разыгрывающих, которые более или менее разбираются в своем деле, умеют вовремя делиться мячом и понимают друг друга, как-нибудь да наладят игру.

Ключевое значение имеет и доверие тренера. У нас с Айденасом нет проблем с игровым временем. Хотя, знаете, когда проигрываем, непременно звучат и сомнения: вот их снова не хватило на концовку, нужны замены по ходу матча. Возможно, и нужны. Но тогда это была бы и другая игра.

Знаю про задумки нашего тренера найти и активнее использовать в задней линии игроков, мощно бросающих издали с хорошим процентом реализации. Это не помешает. Но, мне кажется, это не заменит выгод от использования партнеров, которые способны общаться без слов, просто глазами. За счет этого мы с Айденасом ловим мысли друг друга, реагируем на них и просто делаем все быстрее.

— Вы много разговариваете с ним вне площадки?

— Да, особенно перед игрой или при просмотре видео. Подмечаем детали в игре соперника и сразу оговариваем, как на них реагировать, как это можно использовать на площадке.

Один из главных наших козырей — свобода действий. Наверное, в силу возраста и опыта мы сами можем определить, где в чужой защите брешь. А когда соперники на это реагируют и что-то меняют, у нас есть право и время поискать на это свой ответ.

— Малашинскас — твой лучший партнер за всю карьеру?

— Действительно, партнеров, которые создавали бы ситуацию "под меня", встречал за карьеру немного. Но скажу, что Малашинскас в этом смысле очень схож с Дмитрием Никуленковым. Правда, Айденас младше. И мне доводилось куда реже играть рядом с Димой на месте левого полусреднего. В минском "Динамо" одновременно использовать на площадке нас двоих опасались.

Но посмотрите, что происходит сейчас. Вариант атаки с двумя разыгрывающими есть в каждом втором лигочемпионском клубе! При этом тренеры часто осознанно отказываются от бросков задних игроков, при которых выше вероятность неудачи, и ставят на тех, кто умеет эффективно доиграть индивидуально до верной голевой возможности.

— Такой командой, как "Мотор", тренеру сложно управлять?

— Думаю, Николай Степанович хорошо разбирается в игроках. Он верен правилу еще советского гандбола: без труда ничего не бывает. Если ты работаешь, показываешь, что горишь желанием заиграть, он всегда даст тебе шанс. Если ты безразличен или обижаешься, что играешь мало, а объяснения этому ищешь не в себе, он и на это соответственно реагирует.

А еще он сделал ставку на игроков, которые взрослее и опытнее, доверил им важные решения по ходу игры. Это то, чего совсем не было у Ромбела. Патрык хотел видеть команду, как на нарисованной им картинке, где ничего не менялось бы.

А здесь мы ко всему готовы и многое сами меняем в игре. Знаю, что и защитники Макс Бабичев, Матеуш Кус и Дима Дорощук так же могут договориться и что-то перестроить во взаимодействиях по ходу матча, чтобы добавить неудобств чужому нападению.

Основное, что движет сейчас Степанцом, — это наш результат. Не было бы его, мы не разговаривали бы сейчас с вами. Или разговаривали бы о другом. Думаю, когда у тренера есть индивидуально сильные игроки, важно не мешать им в проявлении своих качеств.

— "Мотор" впервые играет в элитном пуле групп "А" и "В". Почувствовал перепад в уровнях мастерства?

— Здесь гораздо тяжелее играть на выезде. Перед домашними матчами тренеры открыто говорят: у гостей не должно быть и шанса. И при этом мотивируют команды дома на предельно жесткую игру. Мы стараемся соответствовать этой тенденции. На завершающем отрезке раунда это в принципе неплохо удавалось.

— Впереди сражения с "Виве в 1/8 финала...

— Не люблю предсказывать. Ясно, что будет тяжело в обоих матчах. Думаю, нам нужно как можно лучше исполнить свою игру. Ничего не придумывать: мол, против этой команды мы попробуем сыграть по-особому. Просто каждому надо так подготовить себя морально, технически и физически, чтобы сыграть чуть лучше обычного. Забросить на гол больше, сделать больше на одну хорошую передачу и на ошибку меньше, чище отстоять в защите. Только при таком раскладе можно рассчитывать на успех. Много ошибок "Виве" никогда не прощает.

— Как-то обсуждали предстоящее соперничество с партнерами по белорусской сборной Артемом Корольком и Владом Кулешом?

— Нет. А как это сделать? Позвонить им в Кельце и спросить: ну что, парни, как готовитесь? Такого не люблю.

— Но о сборной тоже спрошу. Удивился решению Юрия Шевцова не вызывать тебя на зимний сбор и новогодние матчи?

— Мы разговаривали об этом с Юрием Анатольевичем не раз. Немного удивили некоторые расхождения в его объяснениях решения мне и прессе. Но это не настолько существенно, чтобы в наших отношениях зарождались конфликт или непонимание.

Будет неправдой, если я скажу, что сильно расстроился, или заявлю, что без сборной не смогу дальше жить. Правда в том, что я впервые за восемь лет отлично отдохнул в разгар зимы и встретил, как полагалось, целую череду праздников: Новый год и дни рождения — свой, жены, сына. Это был суперкласс!

В то же время не вполне понимаю высказанное нам с Максом Бабичевым пожелание подумать о том, как относиться к сборной. Я играл за сборную и во времена, которые были не сравнимы с теперешними. И никогда от этого не отказывался. Не помню, чтобы так поступал и кто-то из наших предшественников в совсем мрачную для команды пору.

Был совсем молодым, когда решил для себя, что буду непременно играть за страну, пока нужен. И что меня никогда не придется звать для этого дважды.

— Давно зная Юрия Анатольевича, не поверю, что он никак не отреагировал на твои недавние лауреатские лавры.

— Это звучало примерно так: "Ну что, ты там форму набрал?" Я ответил: "Набрал, наверное".

— То есть Шевцов тебе позвонил?

— Да, он всегда так делает перед тем, как в клубы рассылаются вызовы. Справляется о здоровье, делах, настроении. Я понял это как подтверждение моего вызова на апрельские матчи евроотбора против чехов. Если так, приеду с радостью и без всяких обид. Это работа, к которой буду готов всегда, пока играю.

Фoтo: handball.motorsich.com, Александр Добриян.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»